12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Дубинина Екатерина Андреевна26
1

Урок- творческая мастерская «Мой комикс» по произведению Владислава Петровича Крапивина «Мальчик со шпагой»

Урок - творческая мастерская «Мой комикс» по произведению Владислава Крапивина «Мальчик со шпагой».

  
Краткое описание урока: данный материал может быть использован на уроках внеклассного чтения в качестве знакомства с писателем Владиславом Петровичем Крапивиным и его произведением «Мальчик со шпагой». Знакомство с понятием «комикс» как формы интерпретации художественного произведения.

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепление).

Цель урока: создать иллюстрации к художественному тексту в виде комикса, кратко их подписать, сохраняя смысл и стиль данного произведения.  
Образовательная: показать возможности комикса как формы интерпретации художественного произведения с целью привлечения интереса учащихся к чтению; открыть для себя мир произведений Крапивина.

Развивающая:  развить умения и способности разбираться в прочитанном, в том, чему учат книги В. Крапивина; развить творческие и аналитические способности учащихся с помощью формы комикса.

Воспитывающая: понять современность и воспитательную роль художественных произведений на примере комикса в развитии личности учащегося. На примере произведения Крапивина стремиться воспитывать в себе честность, справедливость, желание всегда прийти на помощь, умение дружить.

Ход урока.

1. Актуализация знаний.


Ребята, сегодня у нас с Вами необычное занятие – урок « творческая мастерская»!

Дети, а что обозначает словосочетание «творческая мастерская»?

Примерные ответы учащихся: создание чего-то нового (продукт творчества).

Молодцы!

А для того, чтобы узнать, что мы сегодня с Вами будем создавать, посмотрите на слайд, попробуйте догадаться.

Легко читать такой рассказ –
Картинок много, мало фраз.
Он – будто кадры из мультфильма.
Я озадачила вас не сильно?
 

О чем идет речь? Примерные ответы учащихся (о комиксах)

Что вы, ребята, знаете о комиксах? Опираемся на знания учащихся.

2. Постановка цели урока.

А теперь давайте попробуем выделить главное в комиксах.

Комиксы (от англ. comic — смешной) — рассказы в картинках в смысловой последовательности.

Комикс содержит такие черты видов искусства, как литература и изобразительное искусство. Прямая речь в комиксе передаётся при помощи филактера — «словесного пузыря», который «выдувается» из уст персонажа. Слова автора обычно помещают над или под кадрами комикса. Часто в комиксах «озвучиваются» не только диалоги персонажей, но также и их действия.

Комикс (от англ. comic – смешной) – серия рисунков с краткими текстами, образующая связное повествование.

Появление «историй в картинках», объединяющих графику и литературу, началось еще в глубокой древности.

Первый русский комикс в том значении, которое комикс имеет сейчас – это Лубок. Лубки-азбуки, лубки- календари, лубки-травники — это настоящая библиотека народной грамотности.  

Как вы думаете, с какой целью мы выполнили эту работу?

Правильно, цель нашего урока – создать комикс.

А создавать наш комикс мы будем по произведению Владислава Крапивина «Мальчик со шпагой».

3. Первичное закрепление знаний

Что нужно сделать, чтобы нарисовать комикс по произведению?

Примерные ответы учащихся:

1. Знать структуру комикса, т.е. знать его содержание.

2. Прочитать. Понять о чём это произведение.

Молодцы! Конечно без знания структуры комикса, невозможно его создать!

Скажите, из чего состоит комикс?

Конечно, одно из основных мест занимает обложка. Обложка передает основной смысл комикса. Обложка состоит из названия, эмблемы фирмы, цена, реклама, дата, подписи художников. Обложка может находиться на двух листах, правая сторона обложки "лицевая", левая "тыльная".

Фронтиспис - рисунок перед титульным листом. Даёт читателю больше узнать о комиксе.

Титульный лист - на нём могут находиться: краткое вступление, имена авторов, художников, контуровщиков и т.д. Иногда сопровождается небольшими иллюстрациями.

Pin-Up Page - дополнительные рисунки от основных художников или от других людей, имеющих какое-то отношение к комиксу, например альтернативные варианты обложек.

Основная часть комикса содержит композицию (структуру комикса, его построение), сюжет (замысел комикса), образы (герои комикса).

Когда сюжет истории придуман и написан, необходимо сделать раскадровки.

Раскадровки - это схематический рисунок, который излагает сюжет в логичной последовательности. Набор картинок, на котором изображены: «Кадр 1» «Кадр 2» и т.д.

Чаще всего в комиксах присутствует текст, который прописывают в «словесном пузыре» (диалоговый шар, филактер) над головой героя (если это его мысль) или возле губ (если это его речь).

Ребята, в любом произведении должен быть герой. Кто чаще всего является героем в комиксах? (супергерои, обладающие положительными качествами)

4. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания).

Правильно, скажите, кто является главным героем в произведении Крапивина «Мальчик со шпагой»?

Ответы учащихся: Сережа Каховский.

А можно ли Сережу сравнить с супергероем? (Да, так как он тоже помогает людям).

Какие положительные качества есть у Сережи?

Ответы учащихся: доброта, смелость, честность, отзывчивость, способность всегда прийти на помощь.

Одной из особенностей комикса является яркий, насыщенный сюжет.

Какие эпизоды в произведении «Мальчик со шпагой» можно считать яркими и насыщенными действиями?

Примерные ответы учащихся:

Знакомство с Ноком (щенком), противостояние с физруком.

Рассказ Сережи о всадниках.

Бой с хулиганами. Появление всадников-студентов.

Турнир фехтовальщиков в «Эспаде».

Бой с хулиганами. Победа Серёжи.

Распад «Эспады» и будущее возрождение.

Молодцы! А теперь нам нужно с Вами выбрать наиболее яркие эпизоды?

Рассказ Сережи о всадниках, и их появление на станции.

Сережа в «Эспаде». Турнир фехтовальщиков.

Бой с хулиганами. Победа Сережи.

Распад «Эспады» и будущее возрождение.

Итак, мы с Вами выбрали наиболее яркие эпизоды.

Ребята! У каждой группы при создании комикса должны быть свои обязанности: художники (создатели иллюстрации), редакторы (отбор информации и работа с текстом для создания реплик героев).

Теперь, мы с Вами разделим эпизоды в зависимости от групп (1,2,3,4 эпизод и 5 группа создает обложку и титульный лист).

Теперь, получив полное представление о структуре комикса, приступим к его созданию.

Ребята работают над созданием комикса в группах (20 минут).

 

Рефлексия (подведение итогов творческой работы)

Ребята! Посмотрите на наш комикс, и скажите, все ли нам с Вами удалось создать в сюжетном плане? (нет, т.к. полностью передать текст комиксом нельзя).

Назовите суть комикса? (передать главное в картинках).

Какой текст Вам легче читать: комикс или полноценный художественный текст? (комикс, т.к. читать его проще и легче, и-за наличия картинок и малого текста).

Читать комиксы гораздо легче и интереснее, чем длинные тексты, информация усваивается лучше.

Однако полностью подменить теоретический материал комиксом нельзя.

У Вас на столах лежат листочки в виде эмблемы «Эспады», напишите Ваше мнение о данном уроке.

Ребята! Надеюсь, вам понравилась работа в нашей творческой мастерской!

И теперь, чтение художественных произведений будет для многих из Вас более интересным!

Список используемых источников:

Владислав Крапивин Мальчик со шпагой.  М.: Эксмo, 2007.- 672 с.

Е. Михайленко., А. Лугарёв., Г. Ладонщиков., А. Костаков., В. Стручков. Загадки про книги [Текст] URL: http://zanimatika.narod.ru/DetKniga3.htm

Захарова М. В., Тимченко Е. М. Комикс как способ передачи смыслового контента в историко-культурном аспекте [Текст] // Культурология и искусствоведение: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 1-3. — URL https://moluch.ru/conf/artcult/archive/195/10317/ (дата обращения: 17.03.2019).

Пережогина Е.В. Комикс в образовательном пространстве [Текст] (г. Балахна, 2017 г.).- URL: https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2017/01/20/komiks-v-obrazovatelnom-prostranstve

Термины, которые должен знать каждый комиксист [Тест] // Статья (2015г.).- URL: https://disima.ru/sozdanie-komiksa/terminy-kotorye-dolzhen-znat-kazhdyj-komiksist/

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.