Урок внеклассного чтения в 8 классе: «У войны - не женское лицо» (анализ стихотворения Юлии Друниной «Зинка» в группах)
Цель:
1. обучающая: продемонстрировать женское восприятие войны на примере стихотворения Ю.Друниной «Зинка»; показать, как все уровни текста помогают выразить чувства и переживания женщины на войне (композиция, подбор лексики, выбор средств художественной выразительности и т.д.)
2. развивающая: способствовать развитию мыслительных процессов учащихся;
3. воспитательная: способствовать воспитанию патриотических, гражданских чувств; воспитывать внимательное отношение к слову.
Оборудование: женские портреты разных художников разных эпох, портрет Ю.Друниной (желательно, в военной форме).
Ход урока.
1. Интрига.
1)Эвристическая беседа.
На доске подобраны иллюстрации к сегодняшнему уроку. Как думаете, о чём будем говорить сегодня?
В чём основное предназначение женщины, с вашей точки зрения?
Почему невозможно совместить понятия «женщина» и «война»?
Следовательно, тема урока «У войны – не женское лицо».
2)Слово учителя.
Женщина… Сколько о ней сказано и написано. Во все века ей поклонялись художники и поэты, музыканты и композиторы. Она была мечтой, улыбкой и грустью, вселенской радостью и безграничной печалью. Её звали Лаура, Беатриче, Елена, Мария… Многие из этих имён стали символами:
преданности и верности – Пенелопа,
красоты и женственности – Елена,
вдохновения и почитания – Лаура и Беатриче,
всепочитающей, заступнической любви к людям – Мария.
Женщина, призванная давать жизнь…Женщина – величайшее из творений.
Война… Она тоже женского рода, война, отнимающая жизнь, дарованную женщиной. Война – величайшее из проклятий.
Женщина и война… Женщина на войне. Женщина и на войне остаётся женщиной, хранительницей Любви, Добра и Сострадания.
Даже война не вытравила из души Юлии Друниной ни чистоты, ни любви к людям, к родной земле, к жизни. В хватившей «окопного лиха» девочке, перетаскавшей под огнём несчитанное число раненых и столько раз видевшей, как на морозе у бойца «исчезает облачко у рта», жило сострадание к замученным бедами, хворями «солдатикам», её ровесникам, вроде той Зинки – Героя Советского Союза Зинаиды Самсоновой, её однополчанки.
2. Первичное восприятие текста.
1)Чтение наизусть сихотворения учителем (текст прилагается).
2)Рефлексия.
Какие чувства вызывает стихотворение? (Буря чувств: и сострадание, и сожаление, и негодование. Описать их достаточно сложно).
3. Анализ текста.
1)Слово учителя.
Для Юлии Друниной война – это проклятие, отнимающее самое дорогое, самое ценное: дом, родных, друзей и любимых… Это хорошо прослеживается на всех уровнях текста. Стихотворение одновременно лирическое, доброе и жёсткое, в нём звучит то песня-тоска по родному дому, то жёсткий военный марш.
Поэтессой стихотворение поделено на три части, которые отличаются друг от друга и содержанием, и эмоциональной окраской.
2) Работа в группах.
1 группа.
Какими автор показывает бойцов в минуты затишья? ( Девчонки- подружки, которым интересно поболтать обо всём на свете. Это вовсе не герои, а обыкновенные люди, вчерашние школьницы. Автор не случайно выбирает совершенно не характерную для стихотворения форму – диалог, во время которого девчонки изливают друг другу душу, говорят о самом сокровенном. Наверное, можно даже сказать, что присутствует некий исповедальный мотив ).
О чём говорят девчонки? Из каких деталей складывается образ малой родины? Как думаете, с какими чувствами героиня говорит о доме? (Малая родина живёт в душе каждого солдата:
близкие люди: мама, мамка, любимый;
родные просторы: яблочное захолустье, весна за порогом, дом, кус-
тики;
запахи дома, тепла и уюта: квашня, т.е. свежеиспечённого хлеба,
дым, т.е. русская печь.
Ощущение чего-то близкого, бесконечно родного, с одной стороны; а
с другой - грусть, тоска по родному дому).
Первую часть стихотворения можно дополнительно разделить. Как? (Затишье – разговор подруг – военные будни. На протяжении 1 части даже ритм меняется несколько раз: от напевного до чеканного).
От чего, с вашей точки зрения, зависит подбор эпитетов в первой части? ( От ритма, заданного автором:
затишье – разбитая ель, гнилая, продрогшая земля;
разговор подруг – яблочное захолустье, беспокойная дочка;
военные будни – сырая шинель, светлокосый солдат – какое страш-
ное сочетание!)
Последняя строфа является связующей между 1 и 2 частями.
2 группа.
Какие события нашли отражение во второй части? Какие чувства они вызывают? Подтвердите свои мысли словами-опорами. (Окружение – атака – бой – гибель Зинки. Окружение: «с каждым днём становилось горше» – ощущение близости смерти, чего-то неотвратимого, страшного; «потрёпанный батальон» - чувство безысходности; «шли без митингов и знамён» - без энтузиазма, с поникшей головой; атака: «мы хотели со славой жить» - стремление выжить; гибель Зинки: «кровавые бинты», «её тело», «укрывала, зубы сжав» - боль от потери близкого человека. Война всегда трагедия).
Какие эпитеты помогают осознать горечь происходящего? (Потрёпанный батальон, чёрная рожь, смертные рубежи, кровавые бинты, посмертная слава. Какие страшные слова!)
Какими красками окрашена война в памяти автора? (Кровавые бинты, чёрная рожь). Почему?
Найдите во второй части наиболее часто повторяющийся звук. Что даёт этот приём? Как называется этот приём? (Звук р - имитация грохота боя, ужас происходящего).
Почему «яблочное захолустье» меняется на «рязанские глухие сады» ? (Переход к третьей части. Словно даже природа тоскует о смерти молодой, красивой, талантливой девушки).
3 группа.
Как, с вашей точки зрения, меняется настроение по сравнению с первой частью, хотя слова употребляются практически одни и те же? (Если в первой части даже грусть светла, то в третьей она сродни безысходной тоске. Возникает ощущение коварства и трагичности жизни в военное время. Меняется и форма по сравнению с первой частью – монолог, обращённый к погибшей подруге и самой себе).
Каким предстаёт перед читателем образ матери? ( Типичный образ матери, молящейся о своём ребёнке, просящей заступничества высших сил. Возможно, образ родины, ведущей к победе. Символично упоминание зажжённой свечи – огонёк надежды).
Докажите текстом, что война отнимает у людей самое дорогое. (Душевная боль героини подчёркивается недосказанностью, употреблением многоточий, восклицательных и вопросительных предложений. Страшно, когда родителям приходится хоронить детей!)
4. Подведение итогов.
В жизни каждого человека есть близкие женщины: мамы, бабушки, сёстры, жёны, матери… Любите своих близких! Берегите их!
5. Творческая работа.
1) Если бы у вас была возможность задать автору вопросы, о чём бы вы спросили?
2) Как могли бы сложиться судьбы подруг, если бы не было войны?
Выберете один из вопросов и ответьте на него письменно.
6. Д/З: читать повесть Б.Васильева «А зори здесь тихие…»
Селиванова Галина Геннадьевна