12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Юсупова Рамиза Фарисонва1287
Россия, Новосибирская обл., с.Меньшиково

Сценарий урока






Урок

Восточные славяне и их соседи

Цели ученика


Цели учителя


Знать место расселения, занятия, быт, управление, религию восточных славян;

уметь показывать на карте территорию расселения восточных славян;

уметь ориентироваться во временном пространстве;



Для достижения личностных результатов

Показать необходимость изучения данной темы;

Формировать положительное отношение к процессу познания;

Воспитывать ответственность за конечный результат;

Для достижения метапредметных результатов

Организовать работу с текстом, научить извлекать информацию, преобразовывать информацию

Обучать умениям ставить цель, сохранять задачу, проводить самооценку.

Для достижения предметных результатов

Рассказать о происхождении восточных славян;

Подобрать тексты с содержанием о географии расселения племенных союзов славян;

Акцентировать внимание на влияние природных и климатических условий на занятия и быт восточных славян; на связи верований славян с их занятиями.


Опорные понятия


Новые понятия

Племя, община, язычество, единобожие, идолы

бортничество, волхвы, вервь, вече, народное ополчение, три ветви славян: восточные, западные и южные; системы земледелия: Подсечно-огневая, переложная, двуполье и трёхполье

Домашнее задание


П.3.1.В чем состоит преимущество переложной системы земледелия перед Подсечно-огневой? В чем состоит преимущество трехполья перед двупольем?


2. Используя атлас отметить на карте соседей восточных славян























Этапы урока, форма ,краткое содержание

Деятельность обучающихся

Дидактическое оснащение


Формы и виды работы

УУД


Мотивационный

Слово учителя

Личностные: формирование личностного отношения к изучаемым процессам и событиям

Регулятивные: умение постановки цели, планирование ее достижения.

Познавательные: развитие логического мышления.

Коммуникативные: умение формулировать свои мысли и излагать их в устной форме.


Актуализация знаний



Повторения понятий

Прием «Найди пару»

Познавательные: развитие логического мышления.

Коммуникативные: умение формулировать свои мысли и излагать их в устной форме.

Карточки с понятием , с определением понятия

Открытие новых знаний

Рассказ учителя о происхождении восточных славян

Развитие навыка активного прослушивания, заполняют сему

тетрадь

Работа с текстом№1

Заполняет рабочий лист

Развитие умение работы с текстом: поиск, извлечение,

преобразование информации

Текст №1, рабочий лист


Работа с текстом №2, работа в группе

формирование действий нравственно-этического оценивания, работа в группе

Текст №2

Усвоение новых знаний

Вопросы к теме

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии и структурировать знания.

Кубик Блума

Рефлексия

Синквейн

1 существительное.

2 прилагательных.

3 глагола.

Предложение из 4 слов.


Коммуникативные: умение формулировать свои мысли и излагать их в письменной форме

Тетрадь


Кубик Блума: На гранях кубика написаны начала вопросов: «Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись»

Учитель (или ученик) бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпадет кубик.



Текст №1

С чего начиналась Россия? От какого корня пошел жизненный росток? Название родительского дерева – славяне. Первые письменные свидетельства о славянах относятся к рубежу первого тысячелетия нашей эры. О славянах сообщают греческие, римские, арабские, византийские, сирийские источники. На основании этих источников историки определили территорию расселения славян. В далекие времена они жили к востоку от германцев: от Эльбы до Донца, Оки и верхней Волги; от Балтийского моря до Среднего и Нижнего течения Дуная и Черного моря.

Ученые считают, что к VI веку происходит обособление из единой славянской общности ветви восточного славянства. В летописном рассказе о расселении славянских племен названы полтора десятка племен восточных славян. К VIIIвеку славяне заселили Восточно-Европейскую равнину.

Первыми среди восточнославянских племен летописцы называли племя полян, живших по среднему течению Днепра. К западу от полян в лесистой местности жили древляне, южнее полян- угличи. К северу от полян обитали северяне. По Западной Двине проживали полочане, по рекам Оке и Москве – вятичи, в верховьях Волги, Днепра и Двины – кривичи. Вокруг озера Ильмень жили ильменьские славяне.Земля полян, как указывали летописцы, носила также название «Русь». У этого термина довольно много различных объяснений, но вопрос о происхождении этого названия до конца не выяснен.

Основным занятием восточнославянских племен было земледелие. Археологические раскопки подтверждают это тем, что обнаружены семена злаков: ржи, пшеницы, ячменя, проса, а еще огородных культур: репы, капусты, свеклы, моркови, редьки, огурцов. Роль картофеля в пищевом рационе славян выполняла репа. Обилие славянских названий хлебных изделий – коврига, калач, пироги – также свидетельствовали о том, что земледелие было основным занятием восточных славян. В те давние времена человек отождествлял жизнь с пашней и хлебом, отсюда и дошедшие до наших времен название зерновых культур: жито.

Нелегко было возделывать землю. В первый год деревья подрубали, и они засыхали, оставаясь на корню. На второй год их сжигали, тяжелой бороной-суковаткой боронили поле, зола смешивалась с верхним слоем земли, и в нее сеяли зерно. Два-три года участок давал довольно высокий урожай, потом земля истощалась, и приходилось переходить на новый участок. Основными орудиями труда были мотыга, топор, борона-суковатка и заступ, которым взрыхляли почву. Молотили цепами. Размалывали зерно каменными зернотерками и ручными жерновами.

Следует заметить, что расселившись по полям и степям, восточные славяне не могли, конечно, вести повсюду один и тот же образ жизни. Там, где земля была плодородной, предпочтение отдавалось земледелию, древляне же занимались рыболовством и охотой; там, где были хорошие луга, разводили скот, кроме того занимались бортничеством.

На холме, на месте слияния двух рек, как правило, возникал город, так как сама природа обеспечивала здесь надежную защиту от нападения врагов. Центральная часть города, защищенная валом, на котором возводилась крепостная стена, носила название кремля, крома или детинца. Там находились дворы князей, храмы, позднее монастыри. С двух сторон кремль защищала естественная водная преграда. К кремлю примыкали поселения ремесленников. Ремесленная часть города называлась посадом.

В большинстве случаев города строились на торговых путях. Одним из важнейших торговых путей того времени был путь «из варяг в греки»: Через Западную Двину и Волхов с его притоками и по суше – там, где эти реки близко протекают к Днепру, волоком ( была целая система волоков) суда перетаскивались в Днепр, доходили затем до Черного моря и далее вдоль морского берега до Византии.

Славянам постоянно угрожала опасность вторжения внешних врагов. Нередко на них с востока нападали кочевники. Черным вихрем налетали вражеские отряды на славянские поселения. Звенело оружие, лилась кровь.

Враги захватывали хлеб, скот, поджигали жилища, угоняли в рабство мужчин, женщин, детей. Много пришлось сделать славянам для того, чтобы наладить общую оборону от воинственных и беспощадных соседей.

Жизнь славян, как и многих древних народов, зависела от сил природы. Их воображение наполняло природу множеством дивных существ, создавало богов. Солнце, ветер, гроза, лес-все представлялось нашему предку одушевленным. Славяне были язычниками. От первобытности они унаследовали веру в силу магических обрядов. И в течение всего года обряды сопровождали жизнь славян: в новогоднюю ночь гадали о своей судьбе, о будущем урожае, встречали Масленицу блинами. Особые обряды сопровождали пахоту, сев, а затем начинались праздники урожая.

(А.Литвинов)


Текст №2




Византийский писатель Прокопий Кесарийский о восточных славянах:

«Эти племена... не управляются одним челове­ком, но издревле живут в на­родоправстве (демократии), и, поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим... Они считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Судьбы они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу, и когда им вот-вот грозит смерть, охваченным ли болезнью, или на войне попавшим в опасное положение, то они дают обещание, если спасутся, тотчас же принести богу жертву за свою душу; избег­нув смерти, они приносят в жертву то, что обещали, и думают, что спасение ими куплено ценой этой жертвы. Они почитают ре­ки, и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания. Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют места жительства. Вступая в битву, большинство из них идет на врагов со щитами и дротиками в руках, пан­цирей же они никогда не надевают; иные не носят ни рубашек (хитонов), ни плащей, а одни только штаны, подтянутые широ­ким поясом на бедрах, и в таком виде идут на сражение с вра­гами... Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них очень белый.» [3].

Задание: Какие нравы и обычаи славян, на ваш взгляд, являлись положительными, а какие – отрицательными? Объясните свой выбор.

Цель: формирование действий нравственно-этического оценивания

Форма выполнения: групповая работа.

Описание задания: Ребятам необходимо обдумать и в яркой убедительной форме представить аргументы, обосновывающих, почему одни нормы и обычаи положительны, а другие – отрицательны. Остальные ученики участвуют в обсуждении как в качестве оппонентов, так и в качестве защитников данной версии.







Рабочий лист к уроку «Восточные славяне и их соседи»

_________________________________________________________________

Задание1. Прочитайте текст.

Задание2. Работа с контурной картой.



t1609152174aa.jpg



Используя текст, отметьте на карте места расселения восточнославянских племен









Задание 3. Заполните схему:



Занятия восточных славян



















3.1.Закончите предложение.

Основным занятием славян было_________________________________.

3.2.Выпишите из текста предложения в которых прописаны факты, доказывающие предыдущее предложение.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





Задание 4. Начертите схему города















Задание 5. На основании текста выберите и подчеркните термины, относящиеся к теме религия восточных славян:

Единобожие, язычество, христианство, буддизм, вера в сверхъестественные силы природы, мусульманство, магический обряд























Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.