​​​​​​​
Технологическая карта с раздаточным материалом ВулканыDOCX / 2.11 Мб
ГейзерMP4 / 1.49 Мб
Форма ВулканаMP4 / 1.73 Мб
Типы вулкановMP4 / 1.99 Мб
Строение вулканаMP4 / 1.37 Мб
Закономерности расположения ВулкановMP4 / 1.06 Мб
Схема вулканов по формеJPG / 308.46 Кб
ФизкультминуткаM4A / 995.1 Кб
Презентация к уроку "Вулканы"PPTX / 4.46 Мб


















t1737728396aa.gif




t1737728396ab.jpg



Учитель географии МКОУ «Среднетымская СОШ»

Кольниченко Татьяна Александровна

Цель урока: создать условия для формирования знаний о вулканах, их видах и типах;

обеспечить усвоение учащимися новых понятий и терминов: вулкан, кратер, жерло, магма, лава, действующий вулкан, потухший вулкан, спящий вулкан, конический вулкан, щитовой вулкан, гейзер.

Планируемые результаты:

предметные

знать строение вулкана, их виды;

уметь устанавливать взаимосвязи между формами рельефа земной поверхности и внешними, внутренними географическими процессами;

объяснять причины возникновения вулканов;

приводить примеры вулканической опасности, прогнозирования извержений и их последствий;

определять на карте местоположение вулканов и наносить их на контурную карту.

личностные

осознание взаимосвязи между строением земной коры и процессами происходящими в ней;

создание упрощенной схемы вулкана.

метапредметные

умение находить в разных источниках и анализировать информацию

умение обобщать, делать выводы, находить закономерности, анализировать схемы, составлять схемы.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Формы работы учащихся: групповая, фронтальная, самостоятельная.

Необходимое техническое оборудование: персональный компьютер, звуковые колонки, проектор, смартфон.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Личностные результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты

1.







Подготовка класса к уроку.

Внимание! Проверь,

Готов ли ты начать урок!

Все ли на месте? Все ли в порядке:

Учебник, ручки и тетрадки?

Ведь девиз у нас такой :

Все, что надо - под рукой!

Сядьте правильно все за парты свои,

Ведь урок географии  начинаем мы!


Учитель раздаёт подготовленный материал для проведения урока на парты учащихся и предлагает познакомиться с раздаточным материалом.


Обучающиеся готовят своё рабочее место.










Учебно- познавательный интерес к географии

Знать основные правила работы в кабинете географии

Умение работать с атласом, учебником и раздаточным материалом









2.

Мотивация к учебной деятельности

- Земные недра человечеству практически недоступны.

И поэтому они таят в себе очень много загадок,

которые люди стремятся разгадать.

Но есть на Земле места, где можно заглянуть

в земное «нутро» и даже потрогать вещество, только что поднятое из глубин Земли.


- Предлагаю совершить путешествие в глубины литосферы



- Сегодня мы познакомимся с процессами, происходящими в земной коре, а с какими вам предстоит сейчас узнать, отгадав загадки.

Учитель загадывает обучающимся загадки (СЛАЙД 1)

1. Носит бабка

Снежную шапку

Каменные бока,

Закутанные в облака.

(гора)

2. В огне родился-

От огня убежал

С огнем разлучился

И в небе пропал

(дым)

3. Шипит и злится, Воды боится,

С языком , а не лает,

Без зубов, а кусает

(огонь)

- Знаете ли вы такой географический объект, который объединял бы все три слова-отгадки: гора, дым, огонь? (вулкан)

- Итак, о каком же природном явлении сегодня пойдет речь? (о вулканах) Следовательно,

тема нашего урока «Вулканы» (СЛАЙД 2)


- Скажите, а что вы знаете о вулканах?

Обучающиеся, отгадывая загадки,

формулируют тему урока

































Понимание роли и значения географических знаний

Определять явление природы по

Умение сформулировать тему урока








3.

Определение цели и задач урока.

-Достаточно ли тех знаний о вулканах, которые у вас имеются? (СЛАЙД 3)

Какую же цель мы с вами поставим на урок? (КЛИК МЫШКОЙ)

- А какими путями мы с вами пойдём, которые позволят нам достигнуть поставленную цель? (Если дети не могут самостоятельно сформулировать задачи, то учитель задаёт наводящие вопросы с помощью которых дети смогут определить задачи) (КЛИК МЫШКОЙ)




Дети формулируют цель и задачи.


Цель: получить знания о вулканах и вулканической деятельности.

Задачи:

Изучить внутреннее строение вулканов.

Изучить типы и виды вулканов.

Объяснить причины образовании, извержения и распрастранения вулканов.

Научится определять на карте месторасположение вулканов.

Понимание важности изучения данной темы урока

Ставить цель урока и задачи.

Умение ставить цель урока под руководством учителя

4

Актуализация знаний

- для начала мы с вам узнаем откуда произошло название «вулкан»? (СЛАЙД 4)

Доклад учащегося.


Обучающийся рассказывает сообщение о происхождении термина «вулкан». (Приложение 1)

Название слова «вулкан» происходит от имени древнеримского бога огня Вулкана.

По древнеримскому мифу под землей жил бог кузнечного дела Вулкан. В его кузнице всегда было раскалено, стоял грохот. Иногда бог приоткрывал двери в свое царство и оттуда вырывался огонь, дым. В дальнейшем все места на Земле, где были найдены огнедышащие горы, стали называть вулканами.

Древние народы считали, что извержение вулкана – это великий гнев богов. В переводе с латинского языка вулкан означает «бог огня».

Учебно- познавательный интерес природному явлению

Называть ассоциации, связанные со словом «вулкан»

Умение мыслить ассоциативно

5.

Изучение нового материала

Учитель задаёт вопросы:

- Ребята, а какие ассоциации возникают у вас со словом «вулкан»?

-Что вы представляете когда слышите слово вулкан? (записывает на доске слова: огонь, гора, дым, ….)

- Давайте сами попробуем дать определение слову вулкан.

- Сверьте свое определение с определением,

которое дано в учебнике (стр. 77). (СЛАЙД 5)

- Чем отличается вулкан от других гор?

- Итак, узнали мы, что такое вулкан? (да)



- Далее что нам предстоит выяснить? (Строение вулкана).


- Вулкан, ребята, имеет особое строение.

Я вам предлагаю посмотреть видеосюжет, после которого вам предстоит выполнить задание 1.

Смотрим внимательно (СЛАЙД 6)










Обучающиеся самостоятельно, используя учебник Стр. 77, изучают понятие «вулкан» и определяют его отличительные черты от других гор, обсуждают результат в парах.


- Строение вулкана



Смотрят видеоматериал.

Понимание значимости изучения природного явления











Знать признаки вулкана и его отличительные черты

Умение работать самостоятельно в группах. Умение работать с текстом учебника















- Для выполнения задания 1 нам понадобится лист с заданием и программа считывания информации с QR-кода на ваших смартфонах.

- Возьмите лист с заданием 1 (приложение 2) и смартфоны. Откройте приложение Сканер QR-кодов. Познакомьтесь с определением каждой части вулкана и подпишите её на схеме «Строение вулкана» (СЛАЙД 7)


- Давайте проверим правильность выполнения задания (самопроверка) (СЛАЙД 8)



Изучают справочную информацию. Подписывают части вулкана на схеме (составляют кластер).







Выполняют самопроверку. Выставляют оценку за задание в лист самооценки


Учебно- познавательный интерес к изучаемой теме

Знать содержание терминов «жерло», «кратер», «лава», «магма», очаг магмы, знать строение вулкана

Умение работать с тестом и схемой вулкана


- Переходим к решению следующей задачи.

Следующее задание вы будете выполнять в группах.


- Оказывается, что вулканы на Земле различаются по форме и по активности.


- После просмотра видеороликов «Формы вулканов» (СЛАЙД 9) и «Типы вулканов» (СЛАЙД 10) каждой из групп будет предложено выполнить задание.

Задание 2. Группам раздаётся листы с кластерами и фотографии вулканов со справочным материалом в QR-коде.


1 группе: заполнить кластер формы вулканов и записать примеры вулканов.


2 группе: заполнить схему типы вулканов по активности и записать примеры вулканов.


- Выполните проверку правильности заполнения кластеров, выставите оценки в лист в самооценки (СЛАЙД 11) и (СЛАЙД 12)



- А теперь найдите примеры вулканов в атласе.


- При работе с атласом с какой проблемкой, трудностью вы столкнулись? (как в атласе отмечены действующие и потухшие вулканы)


- А кто сможет показать на карте полушарий, те примеры вулканов, которых вы занесли в свои кластеры. (Ключевская Сопка, Эльбрус, Килиманджаро, Везувий, Килауэа, Лаки).


- Отметьте на карте полушарий в контурной карте перечисленные вулканы.


- Проверим правильность выполнения заданий и выставим оценку в лист самооценки (СЛАЙД 13)








Просматривают видеоролики







Выполняют задание 2

Обучающиеся с помощью дополнительного материала заполняют кластеры «Форма вулканов» и «Типы вулканов по активности», приводят примеры вулканов.

Выполняют самопроверку и выставляют оценки в лист самопроверки.



Работают с атласом и контурными картами.





Находят и отмечают вулканы на к/к.








Выполняют самопроверку и выставляют оценку в лист самооценки.

Учебно- познавательный интерес к изучаемой теме

Знать типы и виды вулканов, их обозначения на карте

Умение работать со схемой, атласом и контурной картой


Физкультминутка (СЛАЙД 14)

Мы вулканы изучали

И немножечко устали

И поэтому вот тут

Просто надо отдохнуть

Встали из-за парт все дружно

Нам вулкан представить нужно

Мы на кратер посмотрели

Всю подошву рассмотрели

Левый склон и правый склон

До чего вулкан силен

Покружили головой

Не пора ли нам домой

Потянулись вверх друзья

Пробежались, но слегка

Развернулись все кругом

И работать вновь начнем

Смена деятельности, физическая разгрузка





- Иногда, ребята, потухшие вулканы начинают извергаться. Пример, такого извержения можно изучить по картине Карла Брюллова «Последний день Помпеи» (СЛАЙД 15)


- Трагический момент, происходит извержение вулкана Везувий, в то время извержение длилось около 24 ч., однако слой пепла, лава продолжали накрывать город ещё 2 дня.

На картине изображены люди, покидающие Помпеи и старающиеся укрыться от пеплопада и камнепада. Люди, которые поражены сложившейся ситуацией не знают, что делать. В каждом их взгляде можно увидеть страх будущих страданий и неизбежность трагедии.


(СЛАЙД 16)


Да ребята при извержении вулканов

гибнут люди, растения и животные;

разрушаются строения, наносится большой материальный ущерб;

изменяется рельеф Земли


Это отрицательное воздействие вулканов.

- Но не смотря на опасность с самых древнейших времен люди селились вблизи от огнедышащих гор.

- Как вы думаете почему? Значит вулканы приносят какую-нибудь пользу?

Положительное:

вулканический пепел обогащает почву, повышает ее плодородие;

образуются месторождения полезных ископаемых;

продукты извержений (пемза, вулканическое стекло, базальт) являются ценными строительными материалами.



Обучающиеся отвечают на поставленный вопрос, обосновывая свою точку зрения.



Ужас, страх, желание спастись

Высказывают предположение.







Учебно- познавательный интерес к изучаемой теме

Знать отличие спящего, потухшего и действующего вулканов

Умение высказывать свою точку зрения, выявлять причинно- следственные связи


- А как образуются вулканы? (СЛАЙД 17)


- Верхний слой Земли называется земной корой и состоит примерно из 20 больших и малых литосферных плит, которые называются тектоническими. Плиты как бы плавают на верхнем вязком слое мантии. В местах соприкосновения литосферных плит образуются разломы. Именно в этих местах и происходит образование вулканов.

При движении литосферных плит, например если одна плита уходит вниз и давит на магму (это расплавленное вещество мантии), то магма от повышения давления, плавя горные породы выходит на поверхность и начинается извержение.


- Так образуются вулканы.


Учитель задаёт вопрос: «А где больше всего находиться вулканов на планете Земля? Посмотрите на физическую карту.


Почему на побережье Тихого океана встречается много действующих вулканов?»


-А почему как вы думаете именно здесь?

Давайте посмотрим видеоролик «размещение вулканов» (СЛАЙД 18)



Используя рис. на стр. 50 п.стр.76 в учебнике, обучающиеся отвечают на поставленные вопросы, обосновывая свою точку зрения.














На побережье Тихого океана








Смотрят видеоролик

Понимание роли и значения географических знаний

Знать понятие «Тихоокеанское огненное кольцо», объяснять причины распространения вулканов на побережье Тихого океана

Выявлять причинно- следственные связи


-Вулкан – это, ребята, только одно из проявлений вулканизма, связанное с перемещением магмы в земной коре. К проявлениям вулканизма относят ещё одно интересное проявление – это гейзеры. (Демонстрация видео о гейзерах) (СЛАЙД 19)


- В России этот процесс вулканизма можно наблюдать на полуострове Камчатка.





Смотрят видеоролик.


Понимание роли гейзеров в жизни людей

Знать содержание термина «гейзер», объяснять причину образования гейзера

Выявлять причину образования

гейзера

6

Контроль за сформированностью знаний


Учитель предлагает обучающимся провести проверку своих знаний, выполнить тест (СЛАЙД 20)

- Проверим (СЛАЙД 21)


- А теперь, ребята, подведём итоги нашего путешествия. По листу самооценки высчитайте средний балл за выполненные вами задания и выставите оценку за урок.

Обучающиеся выполняют задание и проверяют по ключу.

Учебно- познавательный интерес к изучаемой теме

Знать понятия, изученные на уроке, объяснять причину образования вулканов и гейзеров

Умение правильно сформулировать вопрос и объективно другого

7

Рефлексия

- Ребята, перед вами изображение вулкана, на ваших партах лежат флажки разного цвета - красный, зеленый и желтый.


Сейчас я вас прошу выбрать флажок того цвета , который выражает ваше настроение и впечатление от урока.


Желтый флажок (подножие вулкана)- урок мне показался длинным и неинтересным. Я работал неактивно.


Зеленый флажок (средняя высота вулкана)– иногда во время урока мне было сложно выполнять задания, я старался, но не все получилось.


Красный флажок (вершина вулкана)–урок был для меня увлекательным и интересным, я много узнал и многому научился.


Учебно- познавательный интерес к изучаемой теме

Знать основные понятия, изученные на уроке

Умение выражать отношение к уроку

8

Домашнее задание


1. Прочитать параграф 23.

2. Выполнить задание 6 стр. 79


Обучающиеся записывают домашнее задание

Учебно- познавательный интерес к изучаемой теме

Знать основные понятия, изученные на уроке

Умение планировать выполнение домашнего задания

Приложение 1


Название слова «вулкан» происходит от имени древнеримского бога огня Вулкана.

По древнеримскому мифу под землей жил бог кузнечного дела Вулкан. В его кузнице всегда было раскалено, стоял грохот. Иногда бог приоткрывал двери в свое царство и оттуда вырывался огонь, дым. В дальнейшем все места на Земле, где были найдены огнедышащие горы, стали называть вулканами.

Древние народы считали, что извержение вулкана – это великий гнев богов. В переводе с латинского языка вулкан означает «бог огня».



Приложение 2

ЗАДАНИЕ 1



t1737728396ac.jpg

ЗАДАНИЕ 1



t1737728396ac.jpg

Вспомогательные слова


Кратер Магма

t1737728396ad.gif t1737728396ae.gif




Очаг магмы Жерло


t1737728396af.gif t1737728396ag.gif



Лава Вулканический пепел


t1737728396ah.gif t1737728396ai.gif

Приложение 3

Задание 2


t1737728396aj.jpg




Задание 2.

t1737728396ak.jpg

Приложение 4

Задание 4

Тест и самопроверка

Канал, по которому поднимается магма.

а) жерло, б) лава, в) кратер

Углубление в верхней части вулкана, через которое на поверхность вырываются газы и водяной пар. Вылетает вулканическая пыль, огромные тучи, камни, изливается лава.

а) кратер, б) лава, в) жерло

Изливающаяся на поверхность магма

а) кратер, б) лава, в) жерло.

Вулканы, которые извергаются.

а) действующие, б) потухшие, в) спящие

Местоположение вулкана Ключевской Сопки.

а) п-ов Камчатка, б) п-ов Индостан, в) п-ов Таймыр

Вулканы, об извержении которых не сохранилось никаких сведений.

а) потухшие, б) уснувшие, в) действующие.



Задание 4

Тест и самопроверка

Канал, по которому поднимается магма.

а) жерло, б) лава, в) кратер

Углубление в верхней части вулкана, через которое на поверхность вырываются газы и водяной пар. Вылетает вулканическая пыль, огромные тучи, камни, изливается лава.

а) кратер, б) лава, в) жерло

Изливающаяся на поверхность магма

а) кратер, б) лава, в) жерло.

Вулканы, которые извергаются.

а) действующие, б) потухшие, в) спящие

Местоположение вулкана Ключевской Сопки.

а) п-ов Камчатка, б) п-ов Индостан, в) п-ов Таймыр

Вулканы, об извержении которых не сохранилось никаких сведений.

а) потухшие, б) уснувшие, в) действующие.



Задание 4

Тест и самопроверка

Канал, по которому поднимается магма.

а) жерло, б) лава, в) кратер

Углубление в верхней части вулкана, через которое на поверхность вырываются газы и водяной пар. Вылетает вулканическая пыль, огромные тучи, камни, изливается лава.

а) кратер, б) лава, в) жерло

Изливающаяся на поверхность магма

а) кратер, б) лава, в) жерло.

Вулканы, которые извергаются.

а) действующие, б) потухшие, в) спящие

Местоположение вулкана Ключевской Сопки.

а) п-ов Камчатка, б) п-ов Индостан, в) п-ов Таймыр

Вулканы, об извержении которых не сохранилось никаких сведений.

а) потухшие, б) уснувшие, в) действующие.

Приложение 5

Лист самооценки

Тема урока:­­­­­­­­­­­­­­­­­­___________________________________________________________________________________.

Цель урока:___________________________________________________________________________________.

Оцени свои знания на всех этапах урока.

Удачи тебе!

Ф.И.

учащегося


Задание 1.

Работа со схемой «Строение вулкана»


Задание 2.

Формы и виды вулканов.


(работа в группе)


Задание 3.

Работа

по карте полушарий и атласу.



Задание 4. Контроль по теме «Вулканы»


Оценка за урок









Критерии оценивания за каждое задание:

без ошибок – ставим «5»

допущено 1-2 ошибки – ставим «4»

допущено 3 ошибки – ставим «3»

допущено более 3 ошибок – ставим «2»

Высчитай средний балл и поставь оценку за урок.

t1737728396al.jpg





t1737728396am.gift1737728396an.jpg




t1737728396ao.gift1737728396ap.jpg



t1737728396aq.gift1737728396ar.jpg



t1737728396as.gift1737728396at.jpg



t1737728396au.gif

t1737728396av.jpg



t1737728396aw.gif

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.