Выступление на научно-практической конференции, посвященной профессору О.А. Казанскому, «Урок — это маленькая жизнь»
Пояснительная записка к презентации
Фурлова Ольга Ивановна (Furlova Olga Ivanovna)
учитель истории муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 20 г.Липецка (член Петровской академии наук и искусств, учитель высшей категории)
Урок-это маленькая жизнь
Lesson - a small life
Краткая аннотация:
Каждый проведенный урок - это маленькая жизнь, всегда интересная и познавательная, которая проходит на одном дыхании. Это именно то время, которое есть у учителя, чтобы заложить фундамент знания. Урок это не просто 45 минут времени, это 45 минут детской жизни, которые ученик должен прожить и прочувствовать.
Ключевые слова: педагогика, любовь, урок, принцип, школа, обучение
А знаете ли вы, чему учат в современной школе? Уверена — знаете! Но знаете ли вы, чему можно учить в современной школе? И не удивляйтесь, пожалуйста! Оказывается, можно учить любить! «Любить в другом ученика и учителя... Любить в себе учителя и ученика...», - эти слова Олег Анатольевич Казанский произнес в 80-е годы.
Как педагог-практик, я всегда считала, что отношения с моими учениками в какой-то степени должны выходить за рамки непосредственного профессионального контакта. Интуитивно чувствовала, что выстраиваю педагогическое взаимодействие, в первую очередь, как человек, начинающий личностные отношения. Впоследствии это стало профессиональной позицией.
…Познание начинается с удивления, — сказал кто-то из древних.
Урок… Сколько лет существует это понятие, столько и задаётся вопрос – а что это? По-моему, урок – это маленькая жизнь, которую надо прожить вместе с учеником, с его бедами и радостями. Каждый раз, заходя в класс, я лишь примерно знаю, чем он закончится, потому что план, конспект – одно, а ученик – совсем другое. Я точно знаю, что одна лишь мимолётная улыбка или шутливая реплика в начале урока может многое изменить.
Урок сродни искусству, урок — это, в первую очередь, творчество. И что важнее всего — урок всегда для учеников. Каждый урок содержит то, что вызывает удивление, изумление, восторг учеников - одним словом, то, что они будут помнить, когда все остальное забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, нестандартный подход к уже известному.
Школьный звонок… Я иду по коридору на урок. Изо дня в день, из года в год… Так начиналась моя педагогическая деятельность, об этом все мои ежеминутные размышления сегодня, не успокоится сердце - я верю! - и в дальнейшем.
Счастлив тот преподаватель, который, любя свой предмет, зажигает юные души, бередит умы, дает толчок к поиску истины. Я думаю, любой учитель, войдя впервые в класс, мечтает увидеть огонек интереса в глазах своих учеников. Увы… Как часто иллюзии быстро рассеиваются: скучающий взгляд, ухмылка на губах, шепоток, еще хуже - насмешки. «Что делать? Что делать?»- не раз панически спрашиваете вы себя, (Чернышевский, кстати, был не оригинален в этом вопросе). Действительно, как сделать подачу знаний на уроке привлекательной для ребенка? С экранов телевизоров мы слышим призывы: «Даешь рейтинговую систему оценки знаний! Долой двойки и пятерки - пусть дети получают от 50 до 100 баллов!» Гордон и Соловьев с умным видом спорят о введении двенадцатилетнего образования… А дети как учились, так и продолжают: кто с ленцой, кто с энтузиазмом, кто с четкой целью (в соответствии с избранной будущей профессией), кто оттого, что «так мама сказала».
Второй по известности вопрос, поставленный А. Герценом, - «Кто виноват?» - по-видимому, так и останется риторическим: ученики недовольны учителями, родители бранят детей, учителя обвиняют правительство, правительство ищет «стрелочника»…
Где-то анализируя ошибки, где-то случайно, где-то по наитию «свыше» у меня сложились определенные привычки, навыки, особый язык общения с учащимися. Этим опытом мне и хочется поделиться. Кто-то раскритикует его, кто-то посмеется, но, может быть, кто-то найдет в нем что-нибудь интересное и полезное. Этот опыт я назвала «10 основных принципов преподавания истории и обществознания в современной школе».
Первый не по значимости, а по порядку принцип я назвала «Норма». Пусть иногда достаточно жестко и упрямо я убеждаю детей в том, что у нас будет простой, понятный, демократичный порядок проведения урока - требования минимальны: урок всегда длится 45 минут (в том числе и для учителя), учебники и тетради всегда с собой, за партой можно сидеть с кем угодно, но при этом учиться!, никогда не повышать голос друг на друга.
Урок начинается с составления учащимися ассоциативного ряда понятий, ощущений, прямо связанных с заявленной темой. Это позволяет выявить степень знакомства учащихся с темой, заранее изучить восприятие (правильное или ошибочное), и быстро в случае необходимости скорректировать подачу материала. Кроме того, в самом начале каждого урока мной или учащимися разрабатывается проблема, которую необходимо решить в течение урока. Эта проблема должна отвечать на вопросы «почему», «зачем», «а смысл???» Правила простые, но «железные». И это позволяет нам сэкономить время и нервы.
Второй принцип называется «Имя-название урока». «Кто был учеником выдающегося учителя Лагарпа?», «Каково происхождение слова «шаромыжник»?», «А знаете ли вы, что любимой игрушкой великого Гете был башкирский лук?», - так начинается мое знакомство с десятиклассниками в сентябре. Сложные формулировки, научно выверенные термины, элементы историографии, конкретно-исторический подход - все это будет потом. Сначала - шоу. «Шоу – урок»…
Часто на своих уроках в дополнение к теме я с детьми придумываю отдельное имя-название урока в виде афоризма, крылатой фразы, поговорки, выражающей в сжатом виде суть главной идеи урока. Например: « Я не знаю, зачем и кому это нужно» или «Три цвета гражданской войны» - название урока по теме «Гражданская война и иностранная интервенция». «Тихая революция» - реформы П.А.Столыпина. « Господин Великий Новгород» - урок в классе на тему «Новгородская земля» и т.д. Это названия – ассоциации. Мне кажется, учитель на первых порах должен заявить о своих способностях, показать любовь к предмету, поразить яркими историческими сценами и сюжетами. Надо преподнести учебный материал, чтобы у ученика возник вопрос: «Как же так? Такого не может быть? Все должно быть по-другому!»
«Принцип Тома Сойера» - мой третий принцип. Но ведь из каждого урока шоу не сделаешь! Да и не надо (тем более шоу нам хватает в жизни и на экране). А в работе учителя есть и проверочные, контрольные работы, такие виды работ, которые по своей нудности можно сравнить только с покраской забора. Но вспомним Тома Сойера, и попытаемся превратить покраску забора в интересное занятие. Творческие задания, исторические загадки, логические ряды, задания на эрудицию и скорость выполнения - все это сделает проверку знаний не такой уж страшной и тягостной. Не называйте контрольную работу контрольной, превратите ее в конкурс или олимпиаду, где будут победители и не будет проигравших, и дети оценят это, здоровая конкуренция сделает свое дело и результаты будут отличными.
Четвертому принципу дала название «Оценка на день». Слезы, слезы, слезы… Измученные дети, суетливые родители, нервные учителя - такую картину можно наблюдать довольно часто. Причина - оценка превратилась в приговор. Допустил ошибку в историческом сочинении, забыл дату крестового похода Владимира Мономаха в степь, перепутал причины со следствием - соответственно лишился золотой медали, испортил средний балл аттестата и потерял шанс поступить в вуз, получить желанную профессию. Очень часто оценка становится единственным стимулом и одновременно карой для ученика. Это плохо. Что делать? И учителю, и ученику надо осознать одну простую истину: оценка - лишь показатель знаний в данной области в данный момент времени конкретным человеком, который не лишен недостатков. Олег Анатольевич Казанский всегда говорил о том, что «троечник» – это не диагноз, это просто средний ученик. При обобщении знаний приучаю учащихся к продуктивно-познавательным, а затем и к проблемным вопросам. Для развития творческих способностей и закрепления новых знаний на уровне ассоциаций часто использую прием составления синквейна. И оценка здесь уже не играет важную роль, ученики приобретают умение грамотно, аргументировано отстаивать свою позицию.
Учитель предлагает школьникам в письменном виде изложить свои взгляды на изучаемую проблему. Важно не ограничивать учащихся в формах изложения своей позиции. Школьники могут написать эссе-размышление, рассказ, стихотворение. В условиях недостатка времени на уроке данную работу можно предлагать в качестве домашнего задания. Неудача временна!...
Хорошую игру придумало человечество – «Брейн – ринг». Так и называется мой пятый принцип. Идет урок, все устали, хочется отдохнуть, но до звонка еще 15 минут. И тут задаю ученикам не самый сложный вопрос на скорость мышления и эрудицию. Кто быстрее? Тому «пять». Ученики мгновенно проснулись, творческие способности включились, и вот он, правильный ответ, через 20 секунд. За этот отрезок времени мы успели отдохнуть, вспомнить или узнать новый факт, а кто-то успел отличиться. Здорово!
Шестой принцип называется «Археологические раскопки». «Брейн – ринг» - здорово, но мало. Большинство детей хотят искать и узнавать, делать свои маленькие открытия. Энциклопедии, специальные справочники, монографии, воспоминания - целый клад знаний зарыт в них. Добровольцы, вперед!
Желающие приступают к «археологическим раскопкам» (вопрос задается поистине сложный), первый докопавшийся до правильного ответа получает «отлично». Эффект потрясающий - обыкновенный троечник в желании получить «легкую», как первоначально кажется, «пятерку», перелопачивает десятки страниц справочной и научной литературы, проделывает определенную исследовательскую работу, запоминает огромный фактический материал. И радостно бежит сообщить учителю о своем открытии.
Свой седьмой принцип обозначила как «Ролевая игра: Суть дела». Десятый класс, сложная тема: «Эпоха Ивана грозного». Читаем документ «Переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского». Как заинтересовать детей и попытаться разобраться в споре «первого русского диссидента» с безумным тираном? Назначаю на роль тирана тихого и скромного Кирилла. Класс слегка возмущен - это несоответствие, какой из него тиран? Вот сидит самодовольный красавец Никита - он больше подходит. Но учитель непреклонен. Постепенно спор переходит в историческое русло XVI века. Класс (коллективный Курбский) пытается убедить тирана смягчить свое самодурство. Кирилл Грозный сопротивляется. Звенит звонок. Спор не окончен. Но тема изучена. Неплохо!
Или прием выделения главного существенного - «сути дела». Так, в старших классах часто использую прием выделения главного, существенного - «Сути дела», например, суть дела темы «Возвышение Москвы» - слова русского летописца XVII века: «Кто думал-гадал, что Москве царством быти, и кто знал, что Москве государством слыти»?; суть дела темы «Отечественная война 1812 года» - является четверостишье А.С. Пушкина из 10 главы «Евгения Онегина»:
Война двенадцатого года
Настала – кто нам тут помог?
Остервенение народа,
Барклай, зима иль русский Бог…
Один из моих любимых принципов - «Аромат эпохи», восьмой по счету. Открываю учебник истории России для 11-го класса. Иллюстраций практически нет, бытовые подробности исторической эпохи отсутствуют, воспоминания современников событий лишь в виде микроскопических отрывков. Ученики скептически смотрят в текст. Может быть, и полезно, но ужасно скучно. Нет «аромата эпохи». Часто сокрушаемся: современные дети не патриотичны. А мы всегда были патриотами? Почему так получилось?
Фотографии, видеоматериалы, звуковое оформление позволяют учителю создать на уроке атмосферу изучаемой эпохи, помочь учащимся ощутить реальность происходившего, это существенно влияет на их заинтересованность, повышает мотивацию к обучению.
Вспомним 70-е. Мы были патриотами. Но не потому, что зачитывались отчетными докладами Генерального секретаря ЦК КПСС очередному съезду, - мы гордились победами наших хоккеистов над самыми крутыми профессионалами НХЛ, мы знали о полном превосходстве советской балетной школы, мы балдели, десятки раз пересматривая фильм Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!» - энциклопедию советской жизни эпохи застоя, мы потихонечку гордились тем, что Андрей Сахаров и Александр Солженицын - наши соотечественники. Это и есть «аромат эпохи», и задача учителя - донести его до каждого ученика. Тогда все будет хорошо.
Девятый принцип имеет название «Принцип исторического анекдота». Сорок пять минут напряженно копаться в исторических фактах - дело сложное и утомительное для ребенка. Вижу, как начинают уставать дети, как падает внимание и нарастает непроизвольный шум. «Никита Сергеевич! Правда ли, что при коммунизме продукты будут заказывать по телефону?», - «Правда! Но и выдавать их будут по телевизору!». Исторический анекдот, забавный исторический случай, естественно с ароматом эпохи - и вы улыбнулись вместе с детьми. Можно продолжать изучать любимую историю!
Последний, десятый мой принцип - это «Принцип сериала». Вспомним недавнее прошлое. Советские сериалы. Каждый вечер мы расстраивались, когда заканчивалась очередная серия. Что будет дальше? Это мы узнаем только завтра или через неделю. А как хочется поскорее! И вот он, «сериал» на уроке: Платону предложили самому выбрать себе наказание… Цезарь остановился на реке Рубикон… Наполеон вошел в Москву… Александр Второй 19 февраля 1861 года 3 часа подряд держит перо над указом об освобождении крестьян… 9-го ноября 1989 года десятки тысяч жителей столицы ГДР двинулись к берлинской стене... Что будет дальше? Ребята, уходя с урока, немного, капельку расстраиваются. Но мы обязательно узнаем продолжение в следующей «серии», на очередном уроке истории.
Так заканчивается урок, а любопытство на лицах многих учеников…
Рабочая неделя подходит к концу. В голове крутится название фильма «Доживем до понедельника» (кстати, любимого фильма Олега Анатольевича). Грустная фраза. Хочется ее переделать: «С нетерпением дождемся понедельника». Я снова пойду в свою школу. Зайду в свой кабинет и в очередной раз подумаю: «Сделайте восхождение детей по ступеням познания успешным и перед вами откроются врата человеческого счастья.
Чертовски прав этот неизвестный древний мыслитель: …Познание начинается с… УДИВЛЕНИЯ…»