12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Фатиева Галина Александровна20 Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Уроки доброты в рассказе Татьяны Кудрявцевой «Детский дом. Лёка.»
Уроки доброты в рассказе
Татьяны Кудрявцевой «Детский дом. Лёка.»
Цель урока: раскрытие темы доброты в рассказе Татьяны Кудрявцевой «Детский дом. Лёка.»
Задачи урока:
Предметные 1. Познакомиться с рассказом Татьяны Кудрявцевой «Детский дом. Лёка.»; понять структуру произведения; сопоставлять произведения разных авторов; находить приёмы, при помощи которых автор изображает характеры героев.
Личностные 3. Продолжить формирование нравственных ценностей, обучающихся; обучать стремлению к совершенствованию собственной речи; развивать творческие способности и умение работать как в паре, так и индивидуально.
Подготовительный этап:
Учитель:
- Всем доброго дня. Здравствуйте, садитесь. Посмотрите, есть ли у вас на партах текст произведения, о котором пойдёт речь на уроке, раздаточный материал.
- Посмотрите на слайд и скажите, виды какого города на нём изображены.
(Слайд 1) Каждый год 27 января в России отмечается День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады в годы Великой Отечественной войны. Не только в Санкт - Петербурге и Ленинградской области, но и по всей стране проходят торжественные мероприятия, посвящённые памятной дате.
- (Слайд 2) Что означает слово «блокада»? (изоляция враждебного государства, города с целью прекращения его связей с внешним миром)
- По вашему мнению, какими качествами должны были обладать ленинградцы, чтобы выжить в страшные 900 дней блокады?
- А мы обращаемся к произведению, которое посвящено тому страшному времени, – «Детский дом. Лёка.». Его автор - Татьяна Кудрявцева. (Слайд 3)
(Слайд 4) Несколько слов об авторе рассказа. Татьяна Кудрявцева, прозаик, поэт, журналист, эссеист, литературный и арт-критик, член Союза писателей России и Союза журналистов Санкт-Петербурга. Автор книг о Санкт-Петербурге и многих повестей и рассказов для детей.
Родилась в семье коренных ленинградцев. Отец — военный моряк, в годы Великой Отечественной защищал Дорогу Жизни. Мать ребёнком пережила 900 дней блокады, работала на оптическом заводе, куда поступила в 1942, четырнадцати лет.
К теме войны Кудрявцева обращалась не раз, и про одну такую книгу она сказала: «Все жизни, вошедшие в книгу «Маленьких у войны не бывает», остались жить во мне. Нет ни одного рассказа, написанного с холодным сердцем».
Мне думается, эти слова можно взять в качестве эпиграфа и к нашему уроку. (Слайд 5)
- Что такое эпиграф и как он оформляется. (Изречение, краткая цитата перед произведением или его частью, характеризующая основную идею произведения.)
- Как вы понимаете словосочетание «холодное сердце»? (перен. Равнодушное, безразличное, безучастное к людям, к окружающему, бесстрастное).
- Какое слово вы бы добавили в тему урока? (Уроки доброты) (Слайд 6, 7) Запишите тему в тетрадь.
(Слайд 8)
- Что такое доброта? (Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим) мы знаем, что существуют разные проявления доброты.
- Какие авторы в своих произведениях говорили об уроках доброты? (В.Распутин «Уроки французского, В.Астафьев «Конь с розовой гривой»)
- Какой цели мы должны достигнуть в результате нашего разговора?
Познакомиться с рассказом нового для нас автора и попытаться разобраться, какие уроки доброты преподал нам автор.
- Какое впечатление на вас произвёл рассказ. Какие фрагменты произведения вам понравились?
Теперь переходим к работе над эпизодами рассказа. (Слайд 9) Давайте сразу договоримся: если вы находите средство выразительности, то говорите, зачем его использовал автор.
Таблица № 1
1 колонка Лёка в детском доме | 2 колонка Семья Лёки. | 3 колонка История с огурцом. |
1.Какая атмосфера царила в детском доме? 2.Почему было хорошо в детдоме? 3. Как выглядит Лёка? Почему она осталась жить в детском доме, не пошла в приёмную семью? | 1.Почему Лёка оказалась в детском доме? Как вы понимаете эту фразу: «Город сковали большие холода»? 2.Как описаны родители Лёки? 3.Какая атмосфера царила в семье? Объясните фразу: «Мама смотрела в никуда». Найдите фразу, которая помогает понять опустошённость в душе Лёки от потери мамы. | 1.Как вам кажется, почему Лёка съела огурец? 2.Какую неправду сказала Кира и почему? 3. Докажите примерами из текста, что она переживает. Какой жизненный урок Лёка получила? |
Дополнительных вопросов я не задаю.
1 колонка – Лёка в детском доме (до истории с огурцом)
Какая атмосфера царила в детском доме? (добродушная, теплая, старшие помогают младшим, директор по-матерински, с добротой и заботой относится к ребятам).
Почему было хорошо в детдоме? (1) была еда, были грядки, и Лёка могла смотреть, когда будут огурчики – с уменьшительно – ласкательным суффиксом. С помощью каких средств выразительности описаны огурчики – эпитет и сравнение? Зачем использует их автор – чтобы показать, что время голодное, всякая еда привлекательна, а Лёка никогда их не видела? 2) мама Кира учится в 7 классе; маленькие старших называли мамами, хотя самим старшим детям ещё требуется мама, её тепло, они помогают делать уроки, моют в бане; 3) если дети болели, сама директор подходила к ним вечером и гладила по голове).
Почему Лёка осталась жить в детском доме, не пошла в приёмную семью? (Её выбирали? Что делала Лёка, чтоб не взяли? Опишите Лёку – 8 лет, беленькая, голубой бант на голове. Почему важно, что бант из бабушкиного шарфа? – связь с семьёй. «Лёка не хотела других папу и маму, она своих помнит. А вдруг папа вернется, а Лёка у чужих живет, он же тогда не найдет ее!»)
2 колонка – Семья Лёки.
Фрагмент из хроники (с 0:37 до Взрыва на Бадаевских складах). Почему Лёка оказалась в детском доме? (мама умерла (От чего? – от голода, отдает Леке свой хлеб, идет на самопожертвование, она хочет, чтобы её дочка выжила), девочка пережила ужас блокады, «Есть хотелось каждую минуту»; папа ушёл на войну. «Когда город сковали большие холода, у Лёки уже не осталось сил — есть». Как вы понимаете эту фразу город сковали большие холода? Какие средства выразительности использует Татьяна Кудрявцева и зачем? – показать, насколько было холодно на улице, как трудно было бороться за жизнь)
Как описаны родители Лёки? (Пожалуй, в начале рассказа самые радостные строчки посвящены воспоминаниям Лёки о родителях. Мама яркая- «А мама у Лёки была самая красивая во дворе. У нее платья переливались и шуршали. До войны у нее было много нарядных платьев, блестящих, как золотинка»; певучая – «у мамы был особенный голос, певучий, как рояль. Она пела и смеялась.» Особые глаголы и прилагательные, сравнения – это яркое воспоминание. На кого похожа Лёка?)
Какая атмосфера царила в семье? (Мы видим, слышим и ощущаем счастье. счастливая семья, отец играет с дочкой, придумал ей стишок; все любят друг друга, с добротой и сердечностью относятся, они – опора друг другу, заботятся и переживают – «от папы писем не приходило совсем, ни одного письма, мама сначала сильно (эпитет) плакала, а потом вдруг перестала, только смотрела в никуда». Что значит в никуда? (в неопределенное место) Почему? – от горя, отчаяния, что, возможно, потеряла любимого человека. Поверила ли девочка, что мамы больше нет? Найдите фразу, которая помогает понять опустошённость в душе Лёки от потери мамы. «Но Лёка не поверила, она долго еще не верила, вставала на окно на коленки и смотрела на улицу, вдруг мама придет. Но улица была пустая и страшная, безглазая. Без людей, без машин, без военных даже, без никого. Без мамы…» Почему пустая и страшная? Что значит безглазая? Не видит Лёка никого, потому что нет родного, любимого, самого главного человека рядом. Почему повторяется предлог без? Усилить боль утраты Лёки.
- Ребята, как вы думаете, почему автор рассказывает историю о Лёке с нарушением хронологии? (чтобы мы задумались над первым предложением, насторожились, разве «В детском доме было хорошо»? и поняли, что Лёке детский дом не может заменить родных, детский дом-плохо, ведь нет рядом мамы, а значит, счастья и дома.)
3 колонка – История с огурцом.
Как вам кажется, почему Лёка съела огурец? (есть хочется; любознательная – «Лёка все думала: огурец — какой? Круглый или длинный?» «Лёка сразу вспомнила, какой он на вкус, она, оказывается, просто забыла! Он на вкус — хрустящий, летом пахнет.»; не сдержалась – «огурец высунулся из листьев, зеленый, как маленький карандаш.» Огурец как напоминание о времени без войны)
Какую неправду сказала Кира и почему? (Кира поняла, что огурец сорвала Лёка, но хотела защитить девочку, оградить её от стыда и позора, поэтому взяла её вину на себя; Кира к Леке отнеслась милосердно, с добротой, потому что девочка пережила блокаду Ленинграда) «На линейке Мария Константиновна спросила строго: «Куда девался огурец?» Разве директор не поняла, что это она сделала? Почему не наказала? (проявила доброту, сочувствие, видит, что Лёка переживает)
Какой жизненный урок Лёка получила? (воровать и врать плохо). Как она переживает? «прошел год, а для нее как будто все вчера было. Стыд хуже дыма, от него в душе щиплет.», «Это было очень стыдно, а может, даже и воровство, огурец-то общий! Лёка стала красная от ужаса». Как понять фразу Стыд хуже дыма, от него в душе щиплет? Она ругает себя, т.к. совестливая, честная.
- (Слайд 10) Запишите, с какими проявлениями доброты мы встретились? Какие качества стоят рядом? (читают варианты ответов) забота, ласка, заступничество, самопожертвование, сочувствие, любовь, память о близких.
Фронтальный опрос:
- Почему Лёка гуляла около маленького деревянного особняка? (напоминал дом, уютно; «Напротив детского дома был дом слепых — там жили дети, у кого война съела зрение. Страшная фраза – олицетворение – что хотела сказать? Война – живое, страшное, жестокое существо. (Почему так говорит нянечка? – от голода, холода, испытаний, которые трудно пережить и взрослому) Так нянечка Шура говорила. На этих детей было очень страшно смотреть. Лёка старалась гулять в другой стороне» )
-Какое чувство испытывает Лека, играя? (тоска по дому: без родных, семьи плохо).
- Эти фрагменты текста, о которых мы говорили, являются необходимыми для характеристик героев и объяснения их поступков. Сейчас мы обратимся к ещё одному важному эпизоду в рассказе. Кто догадался к какому? (Лёка даёт сухарь пленному немцу).
Перечитайте эпизод, как Лёка даёт сухарь пленному немцу. Какие поступки совершают герои и почему? Как автор помогает нам понять их состояние?
Таблица № 2 (Слайд 11, 12)
Лёка | Колька Безымянный | Мария Константиновна |
Делится (спрятала сухарь за спину - жаль сухаря, она сама пережила голод, даже крошечку берегла) сухарем с немцем – жалко его поняла, что там кто-то голодный, проявила сочувствие, сострадание, хотя знает, этого не заслуживает - живот есть просит. – олицетворение, это живое существо; плачет: она знает, что такое голод, кто такие фашисты. Что вас удивило в поступке Леки? (Ребенок размышляет по-взрослому (на войне дети рано взрослели), она сумела сохранить жалость, несмотря на пережитый ужас в блокаду Ленинграда, потерю семьи жалостливая | Безымянный — это была его фамилия, потому что он ничего не помнил, был старше Лёки, а даже фамилии не помнил. От голода, наверное. У Кольки внутри не осталось памяти, а осталась только ненависть. — Что ты делаешь? — закричал Колька. — Это же вражина, фашист! Немец пленный, чтоб он сдох! Немцы у нас всех убили, а ты ему сухарь! Забери назад! -Понятно ли вам поведение Кольки? (Да,ведь пленный немец-враг,фашист) жестокий, озлобленный, | А вечером Мария Константиновна собрала всех и велела: — К забору ходить не нужно. Гуляйте в другой стороне. Почему? (чтобы дети не поссорились, ведь объяснить Лёке свою доброту трудно; её семью затронула война, и она не может быть доброй к фашистам) Лицо у неё было грустное-грустное. А потом Лека нечаянно услышала, как Мария Константиновна сказала нянечке Шуре: — Откуда у нее только сила взялась на жалость? (восхищается Лёкой, силой её души, умением сопереживать) И Лёка поняла, что Мария Константиновна на неё не сердится. И что жалеть — не стыдно. А это было самое главное. |
- Как изменился Колька? (подобрел) -Значит, доброта может распространяться и на других.
- (Слайд 13). Запишите, с какими проявлениями доброты мы встретились? В чём проявляется доброта? – жалость, милосердие, понимание.
- Что поняли дети? (Надо быть добрыми, жалостливыми к людям, то есть милосердными).
- Доброта детей рождает ответное чувство? (юмор автора - «танки – шины», маленькая девочка, не понимающая немецкого языка, она поняла язык доброты; в фильмах немцы с губными гармошками, она стала национальным инструментом, для немцев губная гармошка – это память о доме: отдал в благодарность) Из губной гармошки. Лёка не знала, можно ли взять у фашиста. Но он протягивал и улыбался. И Лёка опять подумала: «Хоть и фашист, а живой ведь. Не взять, все равно что ударить». И взяла.
- Что для понимания Лёки нам даёт эпизод с саженцем? «Лёка могла схватить самый крепкий, самый красивый саженец, ведь она первая стояла, потому что ростом была меньше всех и выбирала первой. Но Лёка выбрала самое тонкое кривое деревце, на которое никто даже не смотрел.» С помощью эпитетов автор помогает представить саженцы, девочка выбирает то, которому она должна помочь, спасти – щедрая на добро и ласку, пытается обогреть своим теплом всех). – доброта распространяется не только на красивых, а на всё, что живёт под солнцем, она всеохватывающая, всеобъемлющая, на всех и для всех.
- Учитель: Что можно сказать про Лёку? Восьмилетняя девочка, потерявшая семью в годы блокады Ленинграда, рано повзрослевшая, не по годам мудрая, понимавшая, что такое плохо и хорошо. Совестливая, умеет радоваться жизни, любознательная.
-Какая черта главная в характере Леки? (милосердие, доброта)
- (Слайд 14) Сейчас мы послушаем небольшой фрагмент песни (первый куплет с припевом). Автор слов – Борис Саввович Дубровин - сам познал сиротство: лишился родителей, когда ему не было и 10 лет. Участвовал в Великой Отечественной войне и вынес урок. Что он понял? Как связаны рассказ и эта песня? (Звучат первый куплет и припев из песни «о доброте», слова Бориса Дубровина, музыка Владимира Мигули, поёт В. Толкунова)
Татьяна Кудрявцева написала эпилог под названием «После точки». В нём говорится о том, что Лёка стала врачом. Это благородная профессия, несущая добро; а выхаживать больных могут добрые и терпеливые. «Красоту уносят годы – доброту не унесут».
- Вспомните начало урока. Мы планировали разобраться, какие уроки доброты преподал нам автор. Удалось нам это сделать? (Слайд 15). (доброта, милосердие, любовь, взаимовыручка, сострадание – это разные проявления доброты) Этот ряд ещё можно продолжить.
(Слайд 16) Домашнее задание: Согласны ли вы с высказыванием В. Гюго, что «Во внутреннем мире человека доброта – это солнце». Аргументируйте свой ответ, опираясь на литературные произведения и личный опыт.
Рефлексия: (слайд 17)
Продолжите предложения:
- Я открыл (-а) для себя…
- Я сегодня узнал (-а) …
- Особенно интересно было…
- Меня очень удивило…
Приложение
Задание 1. Обсудите вопросы в парах, дайте ответы.
1 колонка Лёка в детском доме | 2 колонка Семья Лёки. | 3 колонка История с огурцом. |
1.Какая атмосфера царила в детском доме? 2.Почему было хорошо в детдоме? 3. Как выглядит Лёка? Почему она осталась жить в детском доме, не пошла в приёмную семью? | 1.Почему Лёка оказалась в детском доме? Как вы понимаете эту фразу: «Город сковали большие холода»? 2.Как описаны родители Лёки? 3.Какая атмосфера царила в семье? Объясните фразу: «Мама …смотрела в никуда». Найдите фразу, которая помогает понять опустошённость в душе Лёки от потери мамы. | 1.Как вам кажется, почему Лёка съела огурец? 2.Какую неправду сказала Кира и почему? 3. Докажите примерами из текста, что она переживает. Какой жизненный урок Лёка получила? |
Задание 2. Перечитайте эпизод, как Лёка даёт сухарь пленному немцу. Какие поступки совершают герои и почему? Как автор помогает нам понять их состояние?
Лёка | Колька Безымянный | Мария Константиновна |
| | |