Урок-игра «Брейн-ринг» по обществознанию «Экономическая сфера»
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Краснодарского края
«Армавирский юридический техникум»
ГБПОУ КК АЮТ
Разработка урока-игры "Брейн-ринг" по обществознанию "Экономическая сфера"
Подготовил преподаватель
Папоян М.А.
2015-2016 уч.год
Тема урока: экономическая сфера.
Тип урока: повторение главы “Экономическая сфера” (через игру “брейн-ринг”).
Форма проведения урока: групповая мыслительная деятельность.
Цель урока: закрепление пройденного материала и проверка усвоения знаний через организацию игрового образовательного пространства.
Опережающее задание: прочитать главу 2, §§ 9-16 (учебник А.И.Кравченко “Обществознание” 8 класс), выучить термины.
Оборудование урока: карточки, компьютер, проектор, экран или электронная доска.
Ход урока
1. Оргмомент – 5 мин. Объявление темы и цели урока. Разделение класса на 4 группы – команды по 5-6 учащихся. 3 учащихся становятся ассистентами учителя-ведущего и членами жюри.
Выборочный опрос по темам раздела “Экономическая сфера”:
- что такое экономика?
- можно ли назвать экономикой ведение домашнего хозяйства?
- почему экономическую сферу считают самой важной в жизни общества?
- на каком уровне современному человеку необходимо знать экономику?
Объяснение правил игры “Брейн-ринг”:
Игра состоит из 2 туров:
1 тур – отборочный. Каждая команда садится за отдельный стол, придумывает себе название, выбирает капитана. На каждой карточке соревнующиеся пишут номера от 1 до 7 по порядку и название своей команды. Ведущий задает вопрос и, сказав “Время!”, отсчитывает 1 минуту, учащиеся за это время должны, посовещавшись, найти правильный ответ и написать его на карточке под № 1. По истечении 1 минуты учитель опять говорит “Время!” и ассистенты собирают карточки с ответами. За каждый правильный ответ команде дается 1 балл. И таким образом задаются-отвечаются 7 вопросов.
2 тур – финал. В финал проходят 2 команды, набравшие наибольшее количество баллов. Ведущий задает вопрос, говорит “Время!”. Капитан команды, нашедшей правильный ответ, поднимает руку и дает ответить тому, чью версию ответа считает правильным. Например, должен сказать: “Отвечает Маша Иванова”. Если ответ верный, команде присуждается 1 балл. Если ответ неверен, в течение 20 секунд должна ответить вторая команда. 2 команды, не прошедшие в финал за это время отвечают письменно – на карточках, как в 1 туре. Но уже вне зачета. Побеждает команда, набравшая первой 3 балла.
2. Проведение игры “Брейн-ринг” - 38 мин.
Вопросы читаются учителем, а также параллельно показываются на презентации Power Point (1 вопрос – 1 слайд), где правильный ответ появляется на слайде по щелчку.
1 тур – отборочный – 18 мин.
1 вопрос. Это слово с французского переводится как “вспомогательное средство”, означает ценности, запасы, источники средств, доходов. О чем идет речь? (ресурсы).
2 вопрос. Что считается символом и главным двигателем экономики? (деньги).
3 вопрос. Экономисты различают 4 основных ресурса. Назовите их. (земля, труд, капитал, предпринимательская деятельность).
4 вопрос. Если в экономике потребителями выступают люди и организации, кто занимается производством? (фирмы, организации).
5 вопрос. Назовите основной закон бизнеса. (купить подешевле, а продать подороже).
6 вопрос. На рынке предложением занимается реклама, а что занимается спросом? (маркетинг).
7 вопрос. Как называется положительное сальдо бюджета, когда доходы больше расходов? (профицит бюджета).
Жюри проверяет правильность ответа и моментально заполняет протокол: против каждой команды в таблице-протоколе под номером вопроса ставится 1 балл или 0. За каждый правильный ответ команде дается 1 балл. После каждого вопроса учитель дает правильный ответ и кратко комментирует его или просит прокомментировать учащихся. В финал проходят 2 команды, набравшие наибольшее количество баллов.
2 тур – финал – 20 мин.
1 вопрос. Как называется ситуация на рынке, характеризующаяся наличием одного или небольшого числа продавцов, каждый их которых способен повлиять на общий объем предложения и на цену товара или услуги? (монополия).
2 вопрос. Благодаря каким ценам устанавливается идеальный рынок? (равновесным или свободным, засчитывается как правильный ответ – нефиксированным).
3 вопрос. Как называется место встречи продавцов и покупателей, где сталкиваются их интересы? (рынок).
4 вопрос. Это любой продукт, который можно продавать и покупать, это может быть и сельскохозяйственная продукция и сырье, и рабочие руки, земля и даже воздух. О чем идет речь? (товар).
5 вопрос. Он относится к одному из видов ресурсов, его можно встретить в любой организации или предприятии. По-другому называется управленец. Так как же чаще всего его зовут? (менеджер).
6 вопрос. Выделяют 5 функций денег: мера стоимости, мировые деньги, средство обращения, средство платежа. Я назвал 4 функции, через минуту вы должны назвать пятую функцию денег. (средство накопления).
7 вопрос. При какой экономической ситуации цены растут, а покупательная способность денег падает? (инфляция).
Запасные вопросы.
- Когда спрос растет, то растет и предложение. А что происходит со спросом, когда растет предложение? (не обязательно вырастет).
- К каким видам налогов относится подоходный налог? (прямые налоги).
- Какой орган власти принимает и утверждает государственный бюджет РФ? (федеральное собрание, Парламент).
- Как называется отрицательное сальдо бюджета, когда расходы больше доходов? (дефицит бюджета).
- Как называется труд, не создающий товары, а оказывающий услуги? (непроизводительный).
3. Заключение – 2 мин.
Подведение итогов урока-игры, объявление победителей. Выставление оценок.