Игра-путешествие по химии «Классы неорганических соединений» (8 класс)
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
муниципального образования города Братска
Игра-путешествие по химии
«Классы неорганических соединений»
(для учащихся 8 класса)
Подготовила: учитель химии Москвитина М.А. г. Братск, 2016 год Тема урока: «классы неорганических соединений»Цель урока: Систематизация и углубление знаний об основных классах неорганических соединений.
Задачи урока. Образовательные:- обобщить и закрепить, систематизировать знания по теме: « классы неорганических соединений» .
- развивать познавательную активность учащихся, умение систематизировать материал. совершенствовать навыки и умение учащихся при выполнении лабораторных опытов, вырабатывать умение наблюдать, делать, объяснять ход эксперимента. развивать умение работать в группах и индивидуально умение выполнять творческие задания, развивать умения анализировать, сопоставлять и делать выводы.
- воспитывать добросовестное отношение к учению, желание учиться активно, с интересом. Прививать любовь к химии. воспитывать познавательный интерес, потребность в знаниях, стремление к творчеству.
Ход урока
Этапы урока |
Содержание |
Вид деятельности |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организационный момент. Определение темы урока-игры. Постановка цели и задач. |
-Поприветствуем друг друга и наших дорогих гостей. Вступительное слово учителя: Сегодня мы с вами побываем на необычном острове «Химия», где загадочные жители, с которыми мы уже встречались на предыдущих уроках мы уже рассматривали эти соединения. Итак, цель сегодняшнего урока является повторение и обобщение знаний по этой теме в занимательной форме данных классов соединений. Вы побываете сегодня исследователями и придете к определенным выводам. Я надеюсь, что вы будете активно размышлять и делиться своими мыслями вслух. Я желаю удачи. Девиз урока: повторение-мать учения (Мы начинаем наше путешествие по острову «ХИМИЯ», целью нашего путешествия является обобщение и закрепление изученного материала. - В начале путешествия я вам предлагаю дать название вашим командам, у вас на столах лежат листы и фломастеры, подпишите, пожалуйста, название команд.(атом, молекула) За правильный ответ вы будете получать цветной жетон, в конце нашего путешествия у кого больше будет жетонов ,команда будет считаться победителем. |
Слушают учителя. Дают название своим командам. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Обобщение и систематизация знаний учащихся |
-Перед нашим путешествием надо размяться. На доске: «Важнейшие классы неорганических соединений» Предлагаю вам загадки. Вы отгадываете загадки и вписываете нужные слова в схему. Начнём с 1 команды. 1 команда. «Их получают путем горения (О т в е т. Оксиды.) • «Они имеют кислый вкус. (О т в е т. Кислоты.) 2 команда. • «В каких веществах у фенолфталеина (О т в е т. Щелочи.) • «Хлориды и нитраты, (О т в е т. Соли.) - мы с вами размялись, впереди у нас Станция1. «Третий лишний». Раздаю задания командам. Среди каждой тройки веществ найти вещество, отличающееся от двух других. Указать признак отличия. 1) Fe(OH)2, NaOH, Cu(OH)2 2) HNO3 , H2SO4 , HCl 3) CaO, SO2, BaO 4) H2SО4, HNO3, H2CО3 Ответ: 1) NaOH, 2) HCl, 3) SO2, 4) HNO3 Станция2. « Терминология» - я вам предлагаю термины, а вы мне должны дать определения. Начнем со 2 команды. 1. Сложные вещества (Вещества состоят из разных химических элементов) 2. Простые вещества (Вещества состоят из одного химического элемента) 3. Оксиды. (Сложные вещества, состоящие из 2 элементов, один из которых кислород в степени окисления -2). 4.Кислоты. (Сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотного остатка) Станция 3. «Крестики- нолики». Раздать карточки командам. Укажите выигрышный путь, который составляют формулы: а) оксидов б)оснований
в) кислот г)солей
Станция4. «Эксперимент». 1 команда: "От щелочи я желт, как в лихорадке Краснею от кислот, как от стыда. Но я бросаюсь в воду без оглядки И здесь уж не заест меня среда. (метилоранж) 2 команда: "Попасть в кислоту - для него неудача Но он перетерпит без вздоха, без плача, Зато в щелочах у такого блондина Начнется не жизнь, а сплошная малина" (фенолфталеин) 1 команда: Определить в какой пробирке находится кислота с помощью индикаторов(вода, соляная кислота, гидроксид натрия) 2команда:определить щелочь с помощью индикаторов (вода, гидроксид натрия, соляная кислота). Станция 5. «Таинственная» Необходимо восстановить недостающие вещества в уравнениях: а) Ca + ? = CaCI2 + ?; б) SO3 + ? = K2SO4; в) ? + H2SO4 = BaSO4 + ?; г) CaCO3 = ? + ?; Станция 6. «Вещества заблудились». Выдать карточки с формулами веществ. По одному ученику от команды выходят к столу и распределяют вещества по классам. NaCl. H2SO4 Mg(OH)2. CaO. HNO3. KOH. Ca(OH)2. Al2(SO4)3. H2S. SO2. P2O5. FeO.Ca(NO3)2. MgCl2. HI. HF. N2O5. FeSO4 Al2S3. Станция 7. «Конкурс капитанов».
4) “В ее честь названы многие города, реки и озера. Она необходима организму человека каждый день. Ее недостаток в пище пагубно сказывается на здоровье. В средние века она ценилась дороже серебра и золота. У всех народов она – символ гостеприимства, верности, радушия. (Поваренная соль) Станция 8. « Викторина». 1.Назовите формулу углекислого газа. ( СО2) 2.Химическое название поваренной соли. ( Хлорид натрия) 3.Солью, какой кислоты является пищевая сода. ( Угольной кислоты) 4.Назови элемент, из которого состоит вещество активированный уголь. ( Углерод) 5.Какая кислота используется для гашения соды. ( Уксусная) 6.Как называют соль, уксус, аспирин как вещества замедляющие скорость порчи продуктов. ( Ингибиторы) 7.Какой газ используют для отопления в вашем доме. ( Природный газ, метан) 8.реакция взаимодействия щелочи и кислоты(нейтрализации) Станция9. Эстафета Даны схемы превращений, осуществите превращения: 1команда Ca → CaO → Ca(OH)2 → CaCI2 2команда S → SO2 → H2SO3 → MgSO3 |
Работают в группах (отгадывают загадки, дают определения терминам, Работают в группе, определяют признак отличия Работа в группах. Работают в группах на карточках. По одному человеку от команды проводят опыт. Делают выводы. Отвечают капитаны по очереди. Отвечают на вопросы. Написать уравнения реакций. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подведение итогов игры. |
-наше путешествие закончилось, давайте подведем итог. -еще мне хотелось бы, чтобы вы выразили свое мнение по поводу нашего путешествия, я вам сейчас раздам «смайлики», если вам все понравилось,выберите веселый, если нет ,то грустный смайлик- СПАСИБО ЗА УРОК. ДО СВИДАНИЯ. |
Работают в группах (подсчитывают количество жетонов, выбирают смайлики) |
Зам. директора по УВР Г.В.Дубынина
Директор МБОУ «СОШ №3» В.Л. Безугленко