Урок-игра по теме: «Международные отношения в 1930-е гг.» (История, 10 класс)
Урок по теме: Международные отношения в 1930-е гг.
Цель урока: сформировать представление о сложившейся обстановке на международной арене перед началом Второй Мировой Войны.
Задачи:
- образовательные: способствовать выявлению причин начала Второй Мировой Войны;
- развивающие: анализировать исторический текст, карикатуры, термины, исторические документы.
- воспитательные: с уважением относиться к проводимой политике разных стран.
Тип урока: урок-игра.
Ход урока.
1. Организационный.
2. Мотивационно-целевой.
Уважаемые ребята, сегодня мы с вами поиграем в игру, с помощью которой закрепим полученные знания по теме: «Международные отношения в 1930-е гг.».
В конце игры команда-победитель будет награждена сертификатами, которые дадут право либо выставить оценку «5» за эту игру, либо повысить любую оценку, помимо контрольных и проверочных работ.
Необходимо разделиться на 3 команды. Деление происходит по жеребьевке. Из коробочки каждый вынимает жетон (разных цветов). Если предполагается, что команды будут состоять из неравного количества участников, то выбрать жюри (обычно в состав жюри входят те, кто лучше разбирается в периоде), они будут помогать проверять задания и оценивать ответы команды. В конце игры отмечаются положительными оценками. Игра будет включать 5 заданий. Они оцениваются разным количеством баллов.
3. Игра.
1 задание. Необходимо написать события, которые произошли в указанном году. За каждый верный ответ 1 бал. Всего 5 балов. Команды отвечают на листочках, проверяет жюри.
1933 г
1935 г
1936 г
1938 г
1939 г
2 задание. На доске на магнитах расположены 3 конверта – зеленый, желтый и красный (по уровню сложности). Команда выбирает конверт в зависимости от итогового бала. Необходимо учесть, что если при неправильно ответе на зеленый конверт (легкий уровень – 5 балов), учащиеся отвечают неправильно, они теряют 3 бала, при неправильном ответе на желтый конверт (средний уровень – 10 балов) теряют 5 балов, при неправильном ответе на красный конверт (сложный уровень – 15 балов) теряют 7 балов. Право выбора предоставляется команде, набравшей большее количество балов за 1 задание.
ЗЕЛЕНЫЙ – ЛЕГКИЙ УРОВЕНЬ (5 б)
Назовите политику урегулирования конфликтов, посредством переговоров, компромиссов и уступок к агрессору. Проводилась Западными странами в отношении фашистской Германии в 1933 – 1938 гг.
ЖЕЛТЫЙ – СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ (10 Б)
О создании какого военного союза идет речь? Каковы его цели?
Более обещающими выглядели перспективы сотрудничества с Италией. Сразу после подписания Японией пакта с Германией, Муссолини и его министр иностранных дел информировали МИД Японии о том, что Италия готова обсудить аналогичное соглашение с Японией.
КРАСНЫЙ – СЛОЖНЫЙ УРОВЕНЬ (15 Б)
После подписания этого договора Чемберлен заявил населению своей страны: «Я привез вам мир для целого поколения!».
1. О какой стране идет речь?
2. Какое название получил договор и когда он был заключен?
3. Раскройте суть данного договора.
3 задание. Прочитайте документ и выделите не менее 5 причин Второй Мировой войны и 3 целей стран агрессоров. (Пока жюри проверяют ответы учащихся, написанные на листочке, команды переходят к следующему заданию).Максимум 5 баллов.Распад некогда могущественных империй, возникновение новых государств, перекройка границ, продиктованная Версальским договором и Парижской мирной конференцией 1919–1920 гг., привели к переделу мира в пользу англо-французской коалиции. В Западной Европе это произошло в первую очередь за счёт Австро-Венгрии и Германии. Однако диктат со стороны Великобритании и Франции, которых поддерживали США, вызвал настроения реваншизма в Германии. Неудовлетворёнными итогами войны остались также Италия и Япония (из лагеря победителей). Борьба одних держав за возвращение утраченного и защита другими завоёванного предопределили будущий кризис в международных отношениях и новый мировой конфликт.
Ещё в 1925 г. Гитлер провозгласил возрождение средневековой германской политики «дранг нах остен» («натиск на восток»), по направлению к «необъятным просторам России». Нацистский лидер и его сообщники собирались не просто покорить, но стереть с лица земли нашу страну Большая часть населения обрекалась на физическую ликвидацию, остальные на изгнание и рабский труд в пользу Третьего рейха или медленное вымирание. За счёт захваченных ресурсов России нацисты собирались обеспечить неограниченное снабжение немцев. Часть немцев-«арийцев» намечалось расселить в качестве господствующей расы на советской территории. Желание Германии покорить «восточное пространство» стало одной из основных причин Второй мировой войны.
Завоевательные замыслы германских нацистов и их союзников простирались на весь мир Гитлер планировал покорить всю Европу, захватить вместе с Италией английские и французские колонии в Африке, уничтожить Советский Союз и встретиться в центре Евразии с наступающими японскими войсками. США и страны Латинской Америки также должны были подчиниться диктату Германии Все народы рассматривались Гитлером в зависимости от их «расовой полноценности» – от высшей строки (немцы) до низшей (славяне, цыгане, евреи) Более «приспособленные» к онемечиванию – часть скандинавов, англичан – должны были верно служить Германии, остальные – превратиться в рабов или быть ликвидированными. По уровню промышленности Германия к 1939 г. опережала любую другую западноевропейскую страну Её военное производство стремительно росло.
Опираясь на свою военную мощь, фашистские страны стремились к мировому господству.
Конкретные цели Японии были сформулированы в 1927 г. в меморандуме премьер-министра Г. Танаки, представленном императору. В нем говорилось: «Для того чтобы покорить мир, мы должны прежде всего покорить Китай. Овладев ресурсами Китая, мы перейдём к покорению Индии, Малой Азии, Средней Азии и Европы».
Муссолини называл Италию «узницей, томящейся в тюрьме, имя которой Средиземноморье», и призвал двигаться к Индийскому океану.
Мировой экономический кризис до предела обострил ситуацию в Германии, США, других западных государствах Для Гитлера преодоление кризиса тесно увязывалось с ликвидацией «пут Версаля». Нацисты заявляли, что все беды коренятся в «несправедливом» мире, заключённом после Первой мировой войны В германском обществе возобладала реваншистская милитаристская идея, утверждавшая, что величие и процветание Третьего рейха невозможны без ликвидации Версальских договорённостей.
Ряд малых стран, ориентируясь на великие державы, преследовали цели новых территориальных захватов, как это имело место в случае с Польшей, а позже с Венгрией, Румынией и Финляндией Обострялись национальные, этнические, религиозные и другие конфликты, ведущие к дестабилизации целых регионов и созданию военных блоков, готовящихся к войне.
Западные державы в целом лояльно отнеслись к приходу к власти в Германии нацистов, поддерживали с ними широкие экономические и финансовые связи. Перевооружая свою армию, гитлеровцы во многом опирались на американский и британский бизнес и их банковские капиталы. Владельцы промышленных корпораций США считали, что новая большая война им не навредит, а, напротив, поможет окончательно преодолеть экономический кризис, – благо, Соединенные Штаты находятся далеко от Европы. В нацистской Германии американцы контролировали сотни фирм по производству стали, радиоаппаратуры, электротехники и другие отрасли, в которых была сильно заинтересована германская армия. Крупнейший нефтеперегонный завод Германии финансировала компания «Стандарт Ойл», принадлежавшая американскому магнату Дж. Рокфеллеру. В Третьем рейхе функционировали заводы, подконтрольные корпорациям из США, – «Форд» и «Дженерал Моторс», руководители которых часто не скрывали своих симпатий к нацистским идеям. Президент имперского банка Германии Я. Шахт в 1933 г. договорился с Ф. Рузвельтом о получении американских инвестиций для военной промышленности Третьего рейха на 1 млрд долл. Огромные кредиты Берлину предоставлял тогда же Британский банк. Другими словами, так называемые «западные демократии» во многом вскормили военную индустрию Германии и подтолкнули её к агрессии. Мотивацией для них было получение сверхдоходов и вооружение вермахта для войны с СССР.
4 Задание. Рассмотрите карикатуры и выполните задание к ним. Максимальное количество балов за ответ – 5. Карикатуры раздаются учителем.
Какому событию посвящена карикатура из английского журнала? Назовите страну, которая символизирует лежащего человека.
6 задание. Соотнесите личности в соответствии с занимаемой должностью. Максимальный бал за выполнение – 6 балов.
Личность: | Должность: |
А. Риббентроп | 1. Испанский военный диктатор |
Б. Чемберлен | 2. Председатель правительства Франции |
В. Франко | 3. Премьер-министр Великобритании |
Г. Даладье | 4. Министр иностранных дел Германии |
Д. Молотов | 5. Президент США |
Е. Рузвельт | 6. Министр иностранных дел СССР |
4. Подведение итогов. Награждение