Урок-игра «Путешествие на планету сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел»
Урок математики: 6 класс
Урок-игра «Путешествие на планету сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел»
Тема урока: «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел».
Цель урока: Проверить знания и умения каждого ученика на заключительном этапе
изучения темы.
Научить обобщать и систематизировать знания, осмыслять материал,
делать выводы по материалу обязательного уровня.
Развивать познавательный интерес в процессе игры-путешествия;
воспитывать интерес к предмету.
Оборудование: таблица для устного счета с ключом; тесты, конфеты задания; кроссворд; карточка учета,
Девиз урока: « Дорогу осилит идущий, а математику мыслящий»
Ход урока.
1. Оргмомент.
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы проведем с вами необычный урок. Урок, который даст нам возможность получить новую и интересную информацию и одновременно поможет повторить все, что вы знаете о сложении и вычитании положительных и отрицательных чисел. Наш урок будет проходить в форме космического путешествия. И совершим мы этот полет вот на таком космическом корабле (учитель показывает картинку корабля)
Ваш класс – это экипаж космического корабля, которому предстоит совершить космическое путешествие.
Для начала нам нужно выбрать командира корабля (учащиеся предлагают ).
2. Актуализация знаний.
Итак, командир корабля выбран, и значит начинается серьезная работа . У каждого из вас на столе лежит карточка учета, куда вы будете записывать баллы за каждый этап путешествия. Первый этап нашего путешествия называется «Зачисление в члены экипажа корабля», для этого вам нужно ответь на следующие вопросы :
- Как сложить два отрицательных числа?;
- Как сложить два числа с разными знаками ?;
- Как из одного числа вычесть другое ?;
- Чему равна сумма противоположных чисел?
Все зачислены и все имеют необходимый запас теоретических знаний.
3. Устный счет.
На втором этапе мы с вами узнаем на какую планету совершим путешествие.
Я вам предлагаю устный счет. Если вы правильно выполните все задания, то узнаете название планеты. Вы видите две таблицы, первая таблица с заданиями, а на второй находятся ответы, но знайте что кроме правильных ответов есть и неправильные. Поэтому будьте внимательны. Помогать мне будет капитан корабля.
1. – 22 + 35
2. – 3,7 + 2,8
3. 1,5 + (- 6,3)
4. 8,2 + (-8,2)
5. 22 – 27
6. – 13 – 8
7. 19- (- 2)
8. – 27 – (- 3)
9. -35 + (-9)
10. -1,6 +(-4,7)
11. -2,5+(-3,6)
- 10 Е
- 0,9 Л
6 Д
- 9 Е
- 4,8 А
- 24 М
- 6,3 Р
21 А
0 Н
-6,1 С
-41 З
13 П
- 21 Т
5,3 У
- 44 А
5,9 К
И так мы с вами отправляемся на планету «Марс» ( показывает картинку планеты). Капитан корабля подготовила нам сообщение о планете Марс.
4. Следующий этап называется « Заполни карту готовности».
Для этого вам нужно решить тест.
Тест
Вариант 1.
1. Выполните сложение: - 6,4+(-12).
а) -5,6; б) -18,4; в) -6,6; г) другой ответ.
2. Решите уравнение: х – 8,31 = -5,76.
а) 2,55; б) -13,07; в) -10,52; г) другой ответ.
3. Выполните действия: ( 4,9 -10,8)+2,8.
а) -8,7; б) -4,1; в) -3,1; г) другой ответ
4. Найдите значение выражения: -0,75+3,87+(-х) при х= 3,99.
а) -15,61; б) -25; в) 25; г) другой ответ.
5. Найдите длину отрезка АВ, если А(- 10 2\11 ) и В( - 6,8).
а) 4 24\55; б) 3 31\55; в ) 3 4\11; г) другой ответ.
Тест
Вариант 2.
1. Выполните сложение: - 17 + (-5,9).
а) -11,1; б) -12,1; в) -22,9; г) другой ответ.
2. Решите уравнение: х – (-5,4 ) = -3,06.
а) -8,46; б) -2,34; в) 2,34; г) другой ответ.
3. Выполните действия: (7,3 – 15,6) +4,6.
а) 3,7; б) -3,7; в) -12,9; г) другой ответ.
4. Найдите значение выражения: - х + (- 1,09) + 5,26 при х = -2,34.
а) 6,52; б) -8,69; в) -1,73; г) другой ответ.
5. Найдите длину отрезка АВ, если А( -23,9) и В( 9 5\6).
а) 33 11\15; б) 32 11\15; в)14 1\15; г) другой ответ.
Учащиеся сравнивают свои решения с ответами на доске. За каждый правильный ответ 1 балл. Выставление баллов в карточку учета.
1вариант 2 вариант
1 – б 1 - в
2 - а 2 - а
3 – в 3 - б
4 – г 4 - г 5 – г 5 - а
5.Пятый этап путешествия называется « Посадка разрешается»
Для совершения посадки на планете Марс нужно найти значения выражений, в которых допущены ошибки.
а) -37 + 25+ (-18)= 30 (-30)
б) 6,8 + (- 9,5)+1,4= 17,7 (-1,3)
в) – 7,2+(- 3,5) + 10,6= - 0,1 (0,1)
г) – 3,2+ (- 2,9) + ( -8,5)= 2,4 ( - 14,6)
«Посадка разрешается»
6. Музыкальная пауза. ( учащиеся исполняют песню).
1. Числа отрицательные, новые для нас,
Лишь совсем недавно изучил наш класс.
Сразу поприбавилось всем теперь мороки –
Учат-учат правила дети все уроки.
2. если уж захочется очень всем сложить
Числа отрицательные, нечего тужить:
Надо сумму модулей быстренько узнать,
К ней потом знак « минус» взять да приписать.
3. Если числа с разными знаками дадут,
Чтоб найти их сумму, все мы тут как тут.
Больший модуль быстро очень выбираем
Из него мы меньший модуль вычитаем.
Самое же главное – знак не позабыть!
- Вы какой поставите? – мы хотим спросить.
- Вам секрет откроем. Проще дела нет,
Знак, где модуль больше, запиши в ответ.
7.Самостоятельная работа.
Инопланетяне приглашают ваш экипаж в кафе на обед из четырех блюд. Работать вы будете в парах. Сейчас каждая пара получит карточку с 4 заданиями, решить вы можете любые 3 примера. Каждый пример оценен баллами.
Карточка № 1
1.Сравните значения выражений: 3,87 + (-2,63) и 5,29 + (-3,59) ( 1б) 2. Вычислите: 5,4 + (- 3,7) + ( - 4,2) (1б)
3. Вычислите: : 3,7 – х = -2,3 (2б)
4. Замените звездочки знаками «+» или « - » так, чтобы получились верные равенства: - 6,1 * (- 2,3 )* 3,8 = 0 ( 3б)
Карточка № 2
1. Сравните значения выражений : - 7,35 +4,54 и -4,68 + 3,46 (1б)
2. Вычислите: 12,8 + (- 3,5) + ( - 7,6) (1б)
3.Вычислите : х – 3,9 = -2,7 ( 2б)
4. Замените звездочки знаками «+» или « - » так, чтобы получились верные равенства: 3,9 * 7,4 * ( - 9,3) = - 12,8 (3б)
Проверка самостоятельной работы по образцу.
Карточка № 1
1.Сравните значения выражений: 3,87 + (-2,63) < 5,29 + (-3,59)
2. Вычислите: 5,4 + (- 3,7) + ( - 4,2) = - 2,5
3. Вычислите: 3,7 – х = -2,3 х = 6
4. Замените звездочки знаками «+» или « - » так, чтобы получились верные равенства:
- 6,1 - (- 2,3 ) + 3,8 = 0
Карточка № 2
1. Сравните значения выражений : - 7,35 +4,54 < -4,68 + 3,46
2. Вычислите: 12,8 + (- 3,5) + ( - 7,6) = 1,7
3.Вычислите : х – 3,9 = -2,7 х = 1,2
4. Замените звездочки знаками «+» или « - » так, чтобы получились верные равенства: 3,9 - 7,4 + ( - 9,3) = - 12,8
Оценки за самостоятельную работу.
3 балла – « 3»
4 балла – «4»
5 баллов и выше – «5».
8. А сейчас инопланетяне приглашают вас на прогулку в парк «Красная крыса». Как вы думаете, почему он так называется? И предлагают разгадать кроссворд.
9.Возвращение на землю.
Наше путешествие подходит к концу. Мы возвращаемся на Землю. Вы показали в полете как умеете складывать и вычитать отрицательные и положительные числа.
10.Подведение итогов.
Этот этап нашего полета называется « Разбор полетов».Вам нужно подсчитать по карточкам учета количество баллов и выставить оценку за урок.
7 баллов – « 3»
8-10 баллов – «4»
11 баллов и выше – «5».
11. Домашнее задание.
А сейчас запишите домашнее задание: повторить п. 32, 33, 34; № 1110 – обязательно,
№ 1135 – по желанию.
на выбор:
Подготовить сообщение о первом космонавте Ю.А.Гагарине.
Написать реферат по теме «Математика и космос».
Рефлексия. Мне хочется, чтобы вы поделились своими впечатлениями о сегодняшнем уроке.
Урок хочется закончить стихами
Есть науки хороши
Для развития души,
Их и сами все вы знаете, конечно.
Для развития ума предназначена она -
Математика.
Это было, это будет, это вечно!
Урок окончен.
Карточка учета
Название этапа
Зачисление в члены экипажа корабля
Название планеты
Заполнение карты готовности
Посадка разрешается
Посещение кафе
Разбор полетов
Количество баллов
Конюхова Клавдия Олеговна
Администрация сайта «УРОК.РФ»
Конюхова Клавдия Олеговна
Администрация сайта «УРОК.РФ»
Светлана
Светлана
Администрация сайта «УРОК.РФ»
Фомина Карина Александровна
Администрация сайта «УРОК.РФ»
Колыхалина Ксения Андреевна
Абсалямова Айгуль Минихановна
Администрация сайта «УРОК.РФ»