Урок-игра по литературе в 5 классе «У лукоморья» (по сказкам А.С.Пушкина)

1
0
Материал опубликован 4 April 2016

Теплых Любовь Валерьевна

Муниципальное образовательное учреждение

«Миасская средняя общеобразовательная школа № 16»

Конспект внеклассного занятия по литературе

Тема: «У лукоморья» - игра-путешествие по сказкам А.С.Пушкина.

Учитель

Теплых Любовь Валерьевна

5 класс

Миасс – 2008

Внеклассное занятие по литературе

Проводится в 5 классе МОУ «МСОШ №16»

Тема: «У лукоморья» - игра-путешествие по сказкам А.С.Пушкина.

Цели:

1) закрепить и обобщить знания учащихся о сказках А.С.Пушкина;

2) развивать творческое мышление, умение составлять рассказ о герое;

3) обратить внимание учащихся на торжество добра и прекрасного в сказках А.С.Пушкина; воспитывать чувство ответственности за свою команду.

Оборудование: проектор, экран, маркеры и чистые листы формата А4 по числу участников команд, предметы для заданий, маска ученого кота, декорации (по домашнему заданию, выполняют ученики).

План урока:

Орг.момент – 1-2 мин.

Викторина «Кому принадлежит предмет?» - 7 мин

Игра «Восстанови порядок событий» - 5 мин

Определение названия сказки по цитате - 6 мин

Разгадывание кроссворда – 6 мин

Игра «Изобрази героя» - 3 мин

Театральная постановка эпизодов (домашнее задание) – 10 мин

Итоги урока – 1 мин

Ход урока

I. Организационный момент:

Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас всех сегодня. Мы отправляемся с вами в необычное путешествие по знакомым сказкам русского писателя А.С.Пушкина. В дорогу отправляются три команды. Каждый ряд - команда. Советую командам в борьбе за 1место участвовать слаженно, дружно, помогать друг другу в испытаниях - тогда победите.

Итак, первое задание нас ждет на пограничной заставе – от семи богатырей.

II. Викторина «Кому принадлежит предмет?»

Каждая команда получает предмет (1. Орех; 2. Зеркальце; 3. Рыболовная сеть). Нужно отгадать, какому герою из сказок А.С.Пушкина он принадлежит. Также требуется рассказать кратко об этом герое, составив о нем досье. Форма досье может быть такой:

Побеждает команда с самым подробным оригинальным досье. Семь богатырей оценили вашу наблюдательность и знание героев сказок. Первое испытание пройдено успешно: граница открыта. Но впереди - сказочное море. Чтобы переплыть море на лодке старика, нужно выполнить второе задание. Здесь вам помогут знания по «Сказке о рыбаке и рыбке»

III. Восстанови порядок событий.

1) На слайде изображены фразы из «Сказки о рыбаке и рыбке» с описанием состояния моря, когда старик обращался к рыбке. Нужно расположить их в правильной последовательности:

у самого синего моря;

море слегка разыгралось;

помутилося синее море;

не спокойно синее море;

почернело синее море;

на море чёрная буря:

Так и вздулись сердитые волны,

Так и ходят, так воем и воют

Победила команда, которая быстрее других правильно указала порядок смены состояний моря. Молодцы! Настоящие мореходы, а, самое главное, внимательные читатели. Третья наша остановка - на острове Буяне. Кто правит островом? ( Гвидон и Царевна – Лебедь)

И третье наше испытание – загадка Царевны-Лебедь.

2) Задание от Царевны-Лебеди: отгадайте порядок превращения князя Гвидона по ходу сюжета сказки:

На слайде изображены: Комар, Муха, Шмель.

Знание сказки о царе Салтане и внимание помогли вам в этом задании. Молодцы! следующее испытание от самого кота ученого. Где он живет?

 

IV. В гостях у кота ученого

Учитель: У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

Идет направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит…

Приготовьтесь, задание кота ученого будет не из легких! Справится команда, прочитавшая больше сказок Пушкина

К доске вызывается один ученик, умеющий выразительно читать. На него одевается маска кота. И ученик зачитывает отрывки из сказок Пушкина. Команды должны отгадать название сказки.

Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна.

Говорит старику старуха:

«Воротись, поклонися рыбке.

Не хочу быть вольною царицей,

Хочу быть владычицей морскою…»

Вот из моря вылез старый Бес:

«Зачем ты, Балда, к нам залез?»

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит;

А сама-то величава,

Выступает, будто пава;

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит…

Вдруг шатер

Распахнулся…и девица,

Шамаханская царица,

Вся сияя как заря,

Тихо встретила царя.

Ветер дале побежал,

Королевич зарыдал

И пошел к пустому месту

На прекрасную невесту

Посмотреть еще хоть раз.

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах

Мимо острова крутого,

 

Мимо города большого;

Пушки с пристани палят,

Кораблю пристать велят.

Наконец и в путь обратный

Со своею силой ратной

И с девицей молодой

Царь отправился домой…

Бедненькой бес
Под кобылу подлез,
Понатужился,
Понапружился,
Приподнял кобылу, два шага шагнул,
На третьем упал, ножки протянул.

Молодцы! Мы успешно преодолели Лукоморье и снова отправляемся на корабль. Кто приносил вести из острова Буяна царю Салтану? Кто такие корабельщики? Мореходы разбираются в картах, и для вас они приготовили свое задание – кроссворд. Победит команда, которая быстрее и правильнее разгадает кроссворд.

V. Кроссворд от корабельщиков

По-горизонтали:

4. Чин, который вначале пожелала себе старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке» (Дворянка)

По-вертикали:

1. Жилище старика и старухи (Землянка)

2. Свекр Царевны-лебеди (Салтан)

3. Титул Елисея (Королевич)

5. Персонаж, который завел в лес царевну по приказу мачехи (Чернавка)

6. Материал, из которого был сделан гроб мертвой царевны (Хрусталь)

7. Кличка собаки, живущей у семи богатырей (Соколко)

8. Дар звездочета царю Дадону (Петушок)

Скажите, какое ключевое слово зашифровано в кроссворде?

Да, все эти сказки принадлежат одному автору, но есть одна сказка, которая особенно отличается от всех других - «Сказка о попе и его работнике Балде».

Послушайте отрывок из этой сказки.

VI. Игра «Изобрази героя»

Учитель: А теперь вспомните «Сказку о попе и его работнике Балде».

Пошел Балда в ближний лесок,
Поймал двух зайков, да в мешок.
К морю опять он приходит,
У моря бесенка находит.
Держит Балда за уши одного зайку:
«Попляши-тка ты под нашу балалайку:
Ты, бесенок, еще молоденек,
Со мною тягаться слабенек;
Это было б лишь времени трата.
Обгони-ка сперва моего брата.
Раз, два, три! догоняй-ка».
Пустились бесенок и зайка:
Бесенок по берегу морскому,
А зайка в лесок до дому.
Вот, море кругом обежавши,
Высунув язык, мордку поднявши,
Прибежал бесенок, задыхаясь,
Весь мокрешенек, лапкой утираясь,
Мысля: дело с Балдою сладит.
Глядь — а Балда братца гладит.

А теперь каждой команде нужно изобразить этого бесенка. По очереди к доске выходит один человек из команды и рисует на прикрепленном листе с закрытыми глазами элементы портрета бесенка, которые я назову.

1 человек – голова

2 человек – глаза, рыльце

3 человек – рожки

4 человек – туловище, передние лапы

5 человек – задние лапы с копытами

6 человек – хвост.

У нас получились очень интересные портреты. Как сама сказка веселая и яркая, так и рисунки получились забавные.

Бесенок привел нас на базар, где познакомились Балда и поп. В старину на базаре разыгрывались представления, и сейчас наше последнее решающее задание - показать свое актерское мастерство на сцене. Представьте, что вы – бродячие артисты на ярмарке.

VII. Театр «У лукоморья»

Учитель: А теперь, вспомнив сюжеты известных пушкинских сказок, вы без труда сможете инсценировать некоторые эпизоды. Дома вы готовили это задание по группам, делали декорации. Ваш выход.

Группы выступают, все остальные учащиеся оценивают постановку.

Подводятся итоги каждой команды, проходит награждение.

VIII. Итог урока.

Учитель: Вы – молодцы! Прошли все испытания Лукоморья, достойные получили призы. Но самое главное сокровище сокрыто в самих сказках Пушкина. Так какова она, сказка Пушкина? Можно ответить словами С.Я.Маршака: «Свободно и стремительно движется сказка, создавая на лету беглые, но навсегда запоминающиеся картины природы, образы людей, зверей, волшебных существ. А между тем за этой веселой свободой сказочного повествования, ничуть не отяжеляя его, кроется серьезная мысль, глубокая мораль…». Это вечная победа добра над злом, ума – над глупостью, бескорыстия – над завистью.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.