Методические рекомендации по теме «А.С. Пушкин «Няне», «У Лукоморья» (Литература, 5 класс)

4
3
Материал опубликован 10 October 2019 в группе

По программе В.Я.Коровиной в 5 классе изучаются стихотворение "Няне", вступление к поэме "Руслан и Людмила" ("У Лукоморья"), "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях". Все эти произведения хорошо знакомы ученикам, ведь они изучаются в начальных классах. Чтобы ученики не заскучали я предлагаю оживить уроки, посвящённые творчеству поэта, следующими приёмами.

Стихотворение "Няне"

После прочтения стихотворения можно спросить учеников, какие чувства поэт испытывает к няне. Чтобы обратить внимание на идейно-содержательное своеобразие стихотворения, можно предложить заполнить таблицу (дан заполненный варант) - очень хорошая перекличка с русским языком:

глаголы-действия няни ждёшь, горюешь, глядишь
наречия давно,давно, поминутно, всечасно
существительные-чувства тоска, предчувствия, заботы

Как видно из таблицы, Пушкин  говорит о чувствах няни, а не о своих, но мы можем догадаться, какие чувства он испытывает. Это даже не столько любовь, о которой обычно говорят ученики, сколько жалость и сострадание одинокой и покинутой пожилой женщине.

Можно предложить ученикам небольшой развивающий тест, выполняя который они учатся аргументировать выбранный ими вариант ответа:

1. Почему поэт говорит: "горюешь, будто на часах"?

  • няня горюет, что у неё нет часов и она не знает времени
  • няня, как часовой на посту, не может покинуть своего места, напряжённо ожидает
  • у няни нет часов, но у неё есть своё внутреннее ощущение времени
  • няня, как часовой, охряняет, оберегает дом поэта

2. Почему "спицы медлят" в руках няни?

  • няня уже старая и не может быстро работать
  • няня вяжет с неохотой, не любит это занятие
  • няня постоянно отвлекается, задумывается, забывает о работе
  • няня не умеет вязать

3. Почему ворота - "забытые"?

  • они уже старые, но их не ремонтируют
  • появились новые ворота
  • их забыли закрыть
  • через них давно никто ездит

"У Лукоморья"

Данный отрывок, ставший практически самостоятельным произведением, называют "энциклопедией сказок". Почему? Нарисуйте иллюстрацию к каким-нибудь строчкам. Такое задание можно дать в качестве домашнего. А затем при помощи презентации-диафильма сравнить ученические и профессиональные иллюстрации. Как художник дополняет поэтический текст?
Диафильм "Лукоморье"
PPTX / 1.84 Мб

А можно просто послушать и посмотреть

/data/files/i1570712781.wma (Видеоролик)

А теперь проверим, как ученики запомнили текст. Определим роль некоторых эпитетов. Особенно интерсно сравнить случаи несовпадения с пушкинским текстом, обсудить авторские определения предметов.
Подбери эпитеты
DOCX / 10.45 Кб

 

Комментарии

Спасибо, Татьяна Николаевна! Интересные приёмы! Чувствуется, что Вы очень любите своих пятиклассников.

10 October 2019

Пожалуйста, Людмила Анатолиевна! Чем богаты, тем и рады. А пятиклассники, действительно, в этом году у меня замечательные, близкие мне по духу, тем более, что я у них ещё и классный руководитель!

12 October 2019

И у меня такая же история: новый класс после выпуска одиннадцатого. И пятиклассники интересные.

13 October 2019