Методические рекомендации по теме «А.С. Пушкин «Няне», «У Лукоморья» (Литература, 5 класс)
По программе В.Я.Коровиной в 5 классе изучаются стихотворение "Няне", вступление к поэме "Руслан и Людмила" ("У Лукоморья"), "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях". Все эти произведения хорошо знакомы ученикам, ведь они изучаются в начальных классах. Чтобы ученики не заскучали я предлагаю оживить уроки, посвящённые творчеству поэта, следующими приёмами.
Стихотворение "Няне"
После прочтения стихотворения можно спросить учеников, какие чувства поэт испытывает к няне. Чтобы обратить внимание на идейно-содержательное своеобразие стихотворения, можно предложить заполнить таблицу (дан заполненный варант) - очень хорошая перекличка с русским языком:
глаголы-действия няни | ждёшь, горюешь, глядишь |
наречия | давно,давно, поминутно, всечасно |
существительные-чувства | тоска, предчувствия, заботы |
Как видно из таблицы, Пушкин говорит о чувствах няни, а не о своих, но мы можем догадаться, какие чувства он испытывает. Это даже не столько любовь, о которой обычно говорят ученики, сколько жалость и сострадание одинокой и покинутой пожилой женщине.
Можно предложить ученикам небольшой развивающий тест, выполняя который они учатся аргументировать выбранный ими вариант ответа:
1. Почему поэт говорит: "горюешь, будто на часах"?
- няня горюет, что у неё нет часов и она не знает времени
- няня, как часовой на посту, не может покинуть своего места, напряжённо ожидает
- у няни нет часов, но у неё есть своё внутреннее ощущение времени
- няня, как часовой, охряняет, оберегает дом поэта
2. Почему "спицы медлят" в руках няни?
- няня уже старая и не может быстро работать
- няня вяжет с неохотой, не любит это занятие
- няня постоянно отвлекается, задумывается, забывает о работе
- няня не умеет вязать
3. Почему ворота - "забытые"?
- они уже старые, но их не ремонтируют
- появились новые ворота
- их забыли закрыть
- через них давно никто ездит
"У Лукоморья"
Данный отрывок, ставший практически самостоятельным произведением, называют "энциклопедией сказок". Почему? Нарисуйте иллюстрацию к каким-нибудь строчкам. Такое задание можно дать в качестве домашнего. А затем при помощи презентации-диафильма сравнить ученические и профессиональные иллюстрации. Как художник дополняет поэтический текст?
Диафильм "Лукоморье"
PPTX / 1.84 Мб
А можно просто послушать и посмотреть
/data/files/i1570712781.wma (Видеоролик)
А теперь проверим, как ученики запомнили текст. Определим роль некоторых эпитетов. Особенно интерсно сравнить случаи несовпадения с пушкинским текстом, обсудить авторские определения предметов.
Подбери эпитеты
DOCX / 10.45 Кб
Никитина Людмила Анатолиевна
Стригачева Татьяна Николаевна
Никитина Людмила Анатолиевна