Урок-практикум «Изобразительно-выразительные средства языка. Подготовка к ОГЭ» (6–7 класс)
Урок-практикум «Изобразительно-выразительные средства языка» (подготовка к ОГЭ)
Перечень понятий, которые надо знать: ● Метафора ● Олицетворение ● Эпитет ● Сравнение ● Гипербола ● Антитеза ● Фразеологизмы
Метафора Скрытое сравнение (опущены сравнительные союзы). Перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании их сходства или по ассоциации. Например: «Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души». (Душа, будто шкатулка – скрытое сравнение).
Роль метафоры в художественном тексте Метафора в краткой форме создаёт ёмкий образ, открывает новый смысл слова. Метафора придаёт тексту образность, экспрессивность. Метафора помогает приблизиться к разгадке идейного содержания художественного произведения.
Олицетворение Наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека. Например: «Зима недаром злится...» «Вечор, ты помнишь, вьюга злилась...»
Эпитет Образное определение предмета (явления). Через эпитет проявляется авторское отношение к изображаемому, указывается на одно из свойств предмета. Чаще всего выражается прилагательным: «Отговорила роща золотая берёзовым весёлым языком» (С.Есенин)
Сравнение Изображаемое явление уподобляется другому по какому-либо общему для них признаку. Например: «Как море шумное, волнуется всё войско…» (К.Батюшков)
Сравнение может быть представлено: Сравнение может быть представлено: а) формой сравнительного оборота Хорошо и тепло, как зимой у печки, И берёзы стоят, как большие свечки. б) сравнительным придаточным предложением Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду, Словно бабочек лёгкая стая с замираньем летит на звезду. в) существительным в творительном падеже Морозной пылью серебрится его бобровый воротник.
Гипербола Преувеличение. Например: «Несу, как сноп овсяный, я солнце на руках» (С.Есенин)
Антитеза Противопоставление, основанное на параллелизме. Например: «Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лёд и пламень.»(А.Пушкин)
Фразеологизмы Устойчивые сочетания слов. Например: кот наплакал как кошка с собакой бить баклуши
Выполните задания
1. Укажите предложение, в котором содержится метафора. 1.Татьяна в лес; медведь за нею. 2.Собралися люди мудрые. 3.Всё равно толку не добьёмся, нас восемь человек, а она такая маленькая. 4.Первый снег опушил у деревьев ресницы.
2. Укажите предложение, в котором содержится эпитет. 1.Трамвай с разбега взметнул зрачки 2.И внял я неба содроганье. 3.Швед, русский колет, рубит, режет 4.Белеет парус одинокий в тумане моря голубом.
3. Укажите предложение, в котором содержится сравнение. 1.Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. 2.Как выжженная степь, черна стала жизнь Григория. 3.Развалины на прахе строит минутный человек.. 4.Листьев томный, лёгкий шелест..
4. Какое средство речевой выразительности использовано автором в этих предложениях: «Серёжка смотрит на неё, но видит не стадион, а каменные стены римского Колизея. Сейчас он не ученик средней школы, он – отважный гладиатор. На нём не штаны и куртка, а кованые доспехи». 1.Гипербола 2.Метафора 3.Антитеза 4.Сравнительный оборот
5. Какое средство речевой выразительности используется в предложении: «И он готов ради этого работать день и ночь, трудиться не покладая рук». 1.Эпитет 2.Олицетворение 3.Синтаксический параллелизм 4.Фразеологизмы
6. Какое средство речевой выразительности используется в предложении: Лениво дышит полдень мглистый, Лениво катится река. И в тверди пламенной и чистой Лениво тают облака. 1.Повтор 2.Эпитет 3.Олицетворение 4.Метафора
7. Какое средство речевой выразительности используется в предложении: В сто сорок солнц закат пылал» (В. Маяковский) 1.Гипербола 2.Эпитет 3.Олицетворение 4.Антитеза