Урок-практикум по написанию сочинения в формате егэ в 11 классе

1
0
Материал опубликован 27 November 2017

 

Старцева Маргарита Сергеевна

Учитель русского языка и литературы.

Урок-практикум по подготовке к сочинению в формате ЕГЭ по русскому языку.

11-й класс.


Цель урока:

подготовить учащихся к написанию сочинения- рассуждения по заданному тексту;

совершенствовать навыки анализа текста;

воспитывать уважительное отношение к чужому мнению, формировать умение корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.

Оборудование: исходный текст; критерии оценки сочинения-рассуждения; рекомендации учащимся по подготовке к написанию сочинения-рассуждения; заготовки таблицы.

Ход урока

I. Постановка цели урока.

II. Подготовка к сочинению-рассуждению.

Давайте вспомним, по какому плану должно строиться ваше сочинение? Из каких частей оно должно состоять?

План сочинения-рассуждения.

1. Вступление с формулировкой проблемы, поднятой автором в тексте.

2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.

3. Отражение позиции автора.

4. Собственное мнение по проблеме, обоснованной 2-3 аргументами.

5. Заключение.

- Прежде чем мы приступим к чтению текста, познакомьтесь с рекомендациями “Как правильно понять исходный текст?”

1. О чём текст? Определите тему.

2. Какие вопросы рассматривает автор? Найдите проблемы.

3. О каком вопросе автор рассуждает больше всего? Сформулируйте основную проблему текста.

4. Что хочет сказать автор своим текстом? Определите идею.

5. Как автору удалось нам помочь определить его цель? Роль языковых средств.

6. Почему были использованы именно эти языковые средства?

7. Как сам автор отвечает на поставленные вопросы (проблемы)?

- Читаем текст. Во время чтения запишите ваши первоначальные наблюдения, первое впечатление. (См.Приложение 1.)

- Итак, начинаем работу над текстом. Заполняем таблицу.

План работы

Рабочие материалы 

1. Вступление.

- Что мы в первую очередь определяем, начиная работать над любым текстом? (Тему.)

Определи тему

- О чем же идет речь в тексте? (Об обострившихся межнациональных отношениях.)

- Еще что определяем? (Идею.)

Определи идею

- С какой именно целью создал автор свой текст? Что он хотел сказать? Какие чувства хотел передать? (Заставить читателей задуматься над тем, какой может быть любовь матери, на что способна материнская любовь.

- Теперь мы можем приступить к формулировке проблемы. Определите проблему.

- Что такое проблема? (вопрос, требующий исследования)

- Сформулируйте проблему данного текста. ( Проблема материнского самопожертвования. (На что способна мать ради своих детей?)

- К какой категории можно отнести эту проблему? (Нравственной, морально-этической.)

- Какие еще проблемы можно выделить в этом тексте? (Проблема роли матери в жизни человека. (Какое место в жизни человека занимает мать? Проблема влияния войны на судьбы людей. Как влияет война на судьбы людей?)

- Дадим определение основной проблеме текста. (Актуальная, злободневная, наболевшая.)

- Давайте вспомним, в какой форме может быть написано вступление.

1. В форме лирического размышления.

2. В форме ряда риторических вопросов, созвучных проблеме данного текста.

3. В форме рассуждения о заглавии, которое может быть дано данному тексту.

4. В форме диалога с воображаемым собеседником о проблеме данного текста. И др.

- Оформим вступление к сочинению. Не забудьте, что оно должно быть небольшим – 3-4 предложения! Воспользуйтесь при необходимости клише.

- Прочитайте, что у вас получилось.

Возможный вариант вступления:

Мама - самый родной человек на Земле. Задумывались ли когда-нибудь над тем, какова сила материнской любви? На что способна мать ради своего ребенка? Именно над этими вопросами заставляет задуматься текст Ю. Яковлева.


 

Рассмотрите композицию

- Что мы называем композицией? (построение, расположение и взаимосвязь частей текста)

- Найдите композиционные части текста-рассуждения в исходном тексте.

- Итак, как же прокомментировать этот текст?

1) насколько злободневна проблема;

2) что делает ее злободневной;

3) традиционна ли эта проблема или нова;

4) если традиционна, то какие точки зрения есть по ее поводу;

5) если нова, то что стало причиной ее появления; жизнеспособна ли она (прогноз на будущее); объясни, что позволяет тебе сделать такие выводы;

6) как удалось автору привлечь внимание к данной проблеме;

- Кто из писателей обращался к ней? (Б. Екимов, Ч. Айтматов, В. Солоухин и др

- Как Ю. Яковлев заостряет внимание читателя на этой проблеме? (Повествование ведется от первого лица, мы видим, как герой-рассказчик с нежностью пишет о своей матери, восхищаясь ее мужеством, самопожертвованием.)

2. Составьте комментарий (устно).

эмоционально воздействовать на читателя;

заставить читателя задуматься над проблемами;

убеждать читателя в правоте своей позиции;

использовать ряд убедительных аргументов;

призывать читателя к ...

3. Позиция автора. Определите позицию автора

- Что такое позиция автора? (тот ответ, который автор дает на поставленный им проблемный вопрос, что думает обо всем этом автор)

- В какой строке звучит основная мысль автора?

- Какой нравственный итог он подводит своим размышлениям?

- Можно ли сказать о том, что позиция автора выражена прямо?

- Формулируем позицию автора. Воспользуйтесь при необходимости клише.

 По мнению автора, ...

Публицист убеждён в том, что...

Глубже понять идею текста помогает чётко сформулированная авторская позиция: ...

Для того чтобы повлиять на убеждения читателей, автор использует специально подобранные изобразительно-выразительные средства русского языка...

Слова автора “...” отражают основную идею. Автор призывает нас к ...

В своих рассуждениях о ... автор убедителен и доказателен. По его мнению, “...”

Автор убеждает читателя в том, что...

Авторскую позицию нельзя не увидеть в...

4. Отражение собственной позиции Определите собственную позицию, подберите 2-3 аргумента

- Что такое аргумент? (довод, основание, суждение, приводимые в доказательство высказанной мысли)

- Каково ваше отношение к позиции автора? Согласны или не согласны вы с его точкой зрения? Не забудьте, что ваши высказывания должны быть корректны и доказательны.

 Я полностью согласен с автором...

Проблемы, поднятые автором, злободневны и актуальны. Мне, как и автору, представляется правомерным убеждение в том, что...

Как и автор, я убеждён в том, что...

Безусловно, нельзя не признать правоту автора...

Нельзя не согласиться с автором...

Позиция автора представляется мне убедительной, потому что...

5. Заключение.

- Вспомните, в какой форме может быть написано заключение?

Вывод-впечатление.

Ответ на вопрос.

Призыв к действию.

Концовка с использованием цитаты.

Какая форма заключения наиболее уместна для данного текста? (Призыв к действию.)

- Напишите заключение.

Возможный вариант:

Итак, какой же вывод можно сделать из всего вышесказанного? А вот какой: мама – самый добрый, самый преданный и самый родной человек на земле, а её любовь обладает неимоверной силой.

III. Подведение итогов. Домашнее задание.

- Итак, мы провели подготовку, и теперь, я думаю, вы легко справитесь с работой. Ваше домашнее задание: написать сочинение-рассуждение по исходному тексту. А закончить сегодняшний урок мне хотелось бы словами В.Г. Белинского: «Нет ничего святее и бескорыстнее любви Матери; всякая привязанность, всякая любовь, всякая страсть- или слаба, или своекорыстна в сравнении с нею».

Приложение 1.

(1)Я никогда не называл свою мать матерью, мамой. (2)У меня для неё было другое слово — мамочка. (З) Даже став большим, я не мог изменить этому слову. (4)Я пытался называть её «мама», но с губ помимо моей воли слетало всё то же ласковое, детское — «мамочка». (5)У меня отросли усы, появился бас. (6)Я стеснялся этого слова и на людях произносил его чуть слышно.

(7)Последний раз я произнёс его на мокрой от дождя платформе, у красной солдатской теплушки, в давке, под звуки тревожных гудков паровоза, под крик команды «По вагонам!». (8)Я не знал, что навсегда прощаюсь с матерью. (9)Не знал, что с матерью вообще можно проститься навсегда. (10)Я шептал «мамочка» ей на ухо и, чтобы никто не видел моих мужских слёз, вытирал их о её волосы... (11)Но когда теплушка тронулась — не выдержал. (12)Забыл, что я мужчина, солдат, забыл, что вокруг люди, множество людей, и сквозь грохот колёс, сквозь бьющий в глаза ветер закричал.

(13)— Мамочка! (14)Мамочка...

(15)Но она уже не слышала.

(16)На фронте мы всегда были голодны. (17)Нам всегда было холодно. (18)Только в бою у орудий забывали о голоде и холоде. (19)И ещё — когда получали из дома письма.

(20)Но было у писем из дома одно необычайное свойство, которое каждый открывал для себя и никому не признавался в своём открытии (21)В самые трудные минуты, когда казалось — всё кончено или кончится в следующее мгновение и нет уже ни одной зацепки за жизнь, мы находили в письмах из дома НЗ — неприкосновенный запас жизни. (22)Запаса хватало надолго, его берегли и растягивали, не надеясь пополнить его в скором времени.

(23)У меня не сохранились мамины письма. (24)Я не запомнил их наизусть, хотя перечитывал десятки раз. (25)Но в памяти жива картина жизни родного дома, которая возникала из маминых весточек.

(26)На ледяном ветру я видел её у печки с закрытыми глазами. (27)Это видение возникало ночью на посту. (28)У меня в кармане лежало письмо. (29)От него веяло далёким теплом, пахнувшим смолистыми дровами. (З0)Это родное тепло было сильнее ветра.

(31)Когда от мамы приходило письмо, не было ни бумаги, ни конверта с номером полевой почты, ни строчек. (32)Был мамин голос. (33)Я слышал его даже в грохоте орудий. (34)Дым землянки касался щеки, как дым родного дома.

(35)Под Новый год я увидел у себя дома ёлку. (З6)Мама подробно рассказывала в письме о ёлке. (37)Оказывается, в шкафу случайно нашлись ёлочные свечи. (38)Короткие, разноцветные, похожие на отточенные цветные карандаши. (39)Их зажгли, и с еловых веток по комнате разлился ни с чем не сравнимый аромат стеарина и хвои. (40)В комнате было темно, и только весёлые блуждающие огоньки замирали и разгорались, и тускло мерцали золочёные грецкие орехи.

(41)Старые часы идут и бьют полночь. (42)Сверчок, чудом поселившийся в городской квартире, работает на стрекочущей машинке.

(43)Ковш Большой Медведицы стоит на крыше дома, что напротив.

(44)Пахнет хлебом. (45)Тихо. (46)Ёлка погасла. (47)Печка горячая.

(48)Потом оказалось, что всё это было легендой, которую умирающая мама сочинила для меня в ледяном доме, где все стёкла были выбиты взрывной волной, а печки были мертвы и люди умирали от осколков. (49)И она писала, умирая. (50)Из ледяного блокадного города слала мне последние капли своего тепла, последние кровинки.

(51)А я поверил легенде. (52)Держался за неё — за свой НЗ, за свою резервную жизнь. (53)Был слишком молод, чтобы читать между строк. (54)Я читал сами строки, не замечая, что буквы кривые, потому что их выводила рука, лишённая сил, для которой перо было тяжёлым, как топор. (55)Мать писала эти письма, пока билось сердце...

(56)Я много знаю о подвигах женщин: выносивших с поля боя раненых бойцов, работавших за мужчин, отдававших свою кровь детям, идущих по сибирским трактам за своими мужьями. (57)Я никогда не думал, что всё это имеет отношение к моей матери. (58)К тихой, застенчивой, обыденной, озабоченной только тем, как прокормить нас, обуть, уберечь...

(59)Теперь я оглядываюсь на её жизнь и вижу: она прошла через всё это, но вижу это с опозданием. (60)Но я вижу. (61)Теперь я всё вижу и слышу.

(62)Прости меня, родная!

(По Ю. Яковлеву *)

* Юрий Яковлевич Яковлев (1922—1996) — русский прозаик, сценарист, журналист, автор книг для подростков. Участник Великой Отечественной войны. Основные темы прозы Юрия Яковлева — школьный быт, Великая Отечественная война, сценическое искусство, дружба между человеком и животным. Рассказы и повести: «Серёжкин сын», «Был настоящим трубачом», «У человека должна быть собака», «Воробьёв стекло не выбивал», «Кепка-невидимка» и сценарии игровых и анимационных фильмов: «Умка», «Умка ищет друга», «Зимородок», «Был настоящим трубачом», «Верный друг Санчо», «У меня есть лев» и др.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации