Технологическая карта урока русского языка «Подготовка к сочинению-рассуждению в формате ЕГЭ» (11 класс)

2
0
Материал опубликован 21 June 2017 в группе

Технологическая карта урока

Тема урока: АНАЛИЗ ТЕКСТА. Подготовка к сочинению-рассуждению в формате ЕГЭ.

Учитель: Керимханова Инна Родиковна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 111 г.Минеральные Воды Ставропольского края.

Предмет: русский язык

Класс: 11

Цель деятельности учителя

Совершенствование навыков написания сочинения в формате ЕГЭ; определение проблемы, поставленной автором текста, и позиции автора, комментирование проблемы; развитие устной и письменной речи обучающихся

Тип урока

Урок развития речи

Планируемые образовательные результаты

Личностные:

осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Предметные:

овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний.

Метапредметные:

адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации;

овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения;

способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения.

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком; эвристический метод; работа с текстом;

индивидуальная, групповая, фронтальная

Наглядно-демонстрационный материал

Сборник по подготовке к ЕГЭ (авт.И.П.Цыбулько), опорная схема (план сочинения, перечень проблем и проч.)

Основные понятия

Проблема, комментарий проблемы, позиция автора

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока,

цель этапа,

время

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

 

Организаци-онный момент

Ц.: Проверить готовность обучающих-ся к уроку (1мин.)

Приветствует, проверяет готовность обучающихся к уроку.

Обучающиеся приветствуют учителя, дежурный сообщает об отсутствующих

Регулятивные: умение организовать свою деятельность

 

Мотивация к учебной деятельно-сти

(1мин)

Вступительное слово

Пред вами три текста (тексты распечатаны – см.Приложение 1), с которыми мы познакомимся, учитывая также текст варианта 25, предложенного вам в качестве домашнего задания; откройте сам текст, приготовьте опорную схему ( см.Приложение 2)

Слушают учителя, размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют (самостоятельно) необходимые действия, операции.

Коммуникативные: адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности.

 

Актуализа-ция

Ц.: установле-ние преем-ственных связей прежних и новых знаний

(4 мин)

Формулирует задание: прочитайте тексты, определите, что связывает их и текст д.з.

Человек — все равно, что кирпич; обжигаясь, он становится твердым.

Джордж Бернард Шоу
 

Избегайте тех, кто старается подорвать вашу веру в себя. Великий человек, наоборот, внушает чувство, что вы можете стать великим.

Марк Твен

Лишь когда в человеке взыграют его душевные силы, он истинно жив для себя и для других; только когда его душа раскалена и пылает, становится она зримым образом.

Стефан Цвейг
 

Человек — это то, во что он верит.

Антон Павлович Чехов

Читают тексты, участвуют в диалоге с учителем. Формулируют собственные

мысли, выделяют главное и второстепенное, главную идею текстов.

 

Познавательные: знание основ ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; умение осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; умение структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста.

Коммуникативные: умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом

 

Формулиро-вание темы урока

(2мин)

Вы увидели, что не случайно мы сравнили представленные тексты, определили, что их объединяет (позиции авторов). Дома вы работали над текстом варианта 25, определяя проблему, позицию автора, комментировали проблему, подбирали аргументы. Давайте сформулируем тему урока…

Участвуют в диалоге с учителем. Формулируют тему урока.

АНАЛИЗ ТЕКСТА. Подготовка к сочинению-рассуждению в формате ЕГЭ.

Коммуникативные: умение формулировать собственное мнение и позицию

 

Целеполага-ние

(2мин)

Предлагает определить цель урока

Формулирует цель учебной деятельности вместе с обучающимися

Формулирует цель учебной деятельности в диалоге с учителем.

Записывают (сокращённо) на полях цель (совершенствование навыков написания сочинения в формате ЕГЭ)

Личностные: осознают свои возможности в учении.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизирует собственные знания.

Регулятивные: осуществление целеполагания, включая постановку новых целей, преобразования практической задачи в познавательную

 

Фронталь-ная работа

Групповая работа

Ц.: выполнение творческого задания, развитие логического мышления, умения работать в группе

(5 + 9 мин)

Если формулирование проблемы представляет для вас трудность, давайте

попробуем определить ключевые слова текста (подчёркиваем карандашом прямо в книге).

Какие ключевые слова составляют смысловой и эмоциональный фоны текста?

Составим назывной план текста.

Составим вопросный план:

выделяем те вопросы, которые помогут сформулировать проблему

Учитель делит класс на 4 группы, обращает внимание на опорный конспект (структура сочинения), в частности, на такие части, как определение проблемы, комментарий проблемы, позиция автора и согласие или несогласие с ней, аргументы

(критерии К1 – К4);

даёт задания: каждая из групп в течение 4 минут формулирует доставшийся по жребию критерий, в течение последующих 5 минут группы представляют свои ответы

Обращает внимание на формулировку проблемы – форма родительного падежа

Обращает внимание на наличие обязательных для комментария слов:

Захаров обращает внимание на то, что человек сам решает, как ему поступать в той или иной ситуации.

Автор пытается убедить нас, что именно вера позволяет человеку руководствоваться высшими принципами, которые помогают ему в трудный момент принять правильное решение.

В качестве аргументов вы можете использовать материал, который мы рассматривали в начале урока

Работают с текстом

I. Определяют ключевые слова текста (подчёркивают карандашом прямо в книге):

«Вера», «безбожие», «человеческая душа», «праведный путь», «нравственный смысл», «безвинный человек».

Смысловой фон текста:

«Вера в Бога», «жертвовать ради высокого и великого», «духовность», «безверие», «человеческий принцип», «моральный принцип» - слова относятся к проблеме.

Эмоциональный фон текста:

«Жизненные ценности», «высшие принципы», «нравственный выбор», «судьба мира», «высокая ответственность» - к позиции автора.

II. Составляют назывной план текста:

1.Вера в Бога

2.Нравственный выбор.

3.Правильный путь.

4.Судьба мира.

5.Жертва ради высокого и великого.

III. Составляют вопросный план текста:

1.Что такое вера?

2.Что определяет нравственный выбор человека?

3.Как найти правильный путь?

4.Зависит ли судьба мира от действий каждого человека?

5.Дает ли вера человеку силы жертвовать ради высокого и великого?

IV. Учащиеся выделяют 2, 4, 5 вопросы.

Соотносят поставленную задачу с текстом, выделяют главное (в соответствии с критериями):

ПРИМЕРНЫЕ ОТВЕТЫ:

1группа

Известный публицист Виктор Петрович Захаров поднимает важную проблему-проблему нравственного выбора человека, проблему нравственной ответственности человека перед обществом, перед миром.

2 группа (комментарий проблемы)

Автор обращает внимание, что выбор человека обусловлен его жизненными ценностями.

Захаров пытается убедить читателя, что «перед людьми, лишенными веры, истина предстает как неизбежность». Человека без веры легко сбить с праведного пути, легко подчинить чужой воле.

3 группа

Нельзя не согласиться с позицией автора: «Вера позволяет человеку видеть дальше собственного носа, вера дает человеку силы жертвовать ради высокого и великого, вера дает человеку духовность, приподнимающую его над обычным животным».

4 группа

Сколько замечательных литературных героев совершают подвиги, жертвуют собой! Как не вспомнить Сонечку Мармеладову из романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»! Она живёт по евангельским заповедям, отдавая все свои силы, и физические, и духовные, окружающим её людям: заботится о малышах и помогает Катерине Ивановне, спасает Родиона Раскольникова (герой приходит к покаянию и отказывается от своей теории) и следует за ним на каторгу. Вот она, жертва во имя спасения человека! Таков её нравственный выбор.

Бог создал человека, главная обязанность которого в жизни своей помогать другим людям. Сложное это дело, труд великий. Сколько терпения, мужества, сколько человеколюбия нужно иметь! Это путь не многих людей. По-моему, только человек, сильный Духом, нравственно чистый, никакими злыми помыслами не отягощённый, может жить ради других людей. Мы называем его Святым. Хочется вспомнить о Елизавете Феодоровне, Великой Святой, которая жизнь свою посвятила людям, создала Марфо-Мариинскую обитель.

Познавательные: знание основ ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

умение структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.

Регулятивные: умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им.

Коммуникативные: умение работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

 

Физкульт-минутка

(1 мин)

Предложить упражнения в соответствии с санитарными нормами (м.б. «восьмёрка»)

Выполняют упражнения в соответствии с санитарными нормами

 

 

Самостоя-тельная работа

Ц.: написание сочинения в формате ЕГЭ

(15 мин)

Предлагает написать сочинение в формате ЕГЭ (по критериям К1 – К4) с последующим чтением работ (2 – 3 – по выбору)

Пишут сочинение в формате ЕГЭ (по критериям К1 – К4) с последующим чтением работ (2 – 3 – по выбору)

Познавательные: умение осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; умение структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий

Регулятивные: планируют (самостоятельно) необходимые действия, операции.

Коммуникативные: умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее

 

Рефлексия (достигли цели?)

(4 мин)

Учитель спрашивает, достигли ли обучающиеся цели урока

Сочинение написано в формате ЕГЭ в соответствии с критериями, читают 2 – 3 работы

Регулятивные: адекватная самостоятельная оценка правильности выполнения действия и внесение необходимых корректив в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации

Коммуникативные: владение основами коммуникативной рефлексии

 

Итог урока

(1мин)

Подводит итоги работе, отрицательные и положительные стороны работы.

Д.з.:

1 уровень – написать сочинение вар.14 по всем правилам (6 – 8 абзацев, обязательно вступление и заключение).

2 – 3 уровни – указать другие проблемы, поставленные автором, выявить в соответствии с этими проблемами авторскую позицию и т.п.

Слушают замечания учителя.

Записывают домашнее задание

1 уровень – написать сочинение вар.14 по всем правилам (6 – 8 абзацев, обязательно вступление и заключение).

2 – 3 уровни – указать другие проблемы, поставленные автором, выявить в соответствии с этими проблемами авторскую позицию и т.п.

Личностные: понимают, в чём значение знаний для человека.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизирует собственные знания.

Регулятивные: осуществление целеполагания, включая постановку новых целей, преобразования практической задачи в познавательную

ИТОГО - 45 МИН

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Человек — все равно, что кирпич; обжигаясь, он становится твердым.

Джордж Бернард Шоу
 

Избегайте тех, кто старается подорвать вашу веру в себя. Великий человек, наоборот, внушает чувство, что вы можете стать великим.

Марк Твен

Лишь когда в человеке взыграют его душевные силы, он истинно жив для себя и для других; только когда его душа раскалена и пылает, становится она зримым образом.

Стефан Цвейг
 

Человек — это то, во что он верит.

Антон Павлович Чехов
 

Человек — все равно, что кирпич; обжигаясь, он становится твердым.

Джордж Бернард Шоу
 

Избегайте тех, кто старается подорвать вашу веру в себя. Великий человек, наоборот, внушает чувство, что вы можете стать великим.

Марк Твен

Лишь когда в человеке взыграют его душевные силы, он истинно жив для себя и для других; только когда его душа раскалена и пылает, становится она зримым образом.

Стефан Цвейг
 

Человек — это то, во что он верит.

Антон Павлович Чехов
 

 

 

 

 

КОМПОЗИЦИЯ СОЧИНЕНИЯ:

1. Вступление.

2. Проблема текста. (Автор поднимает важную проблему…)

3. Комментарий проблемы. (Рассматривая эту проблему, автор приводит пример…)

4. Выявление позиции автора. (Авторская позиция выявлена достаточно ясно: автор призывает …)

5. Не могу не согласиться с мнением автора…

6. Аргумент №1 (Во-первых, правоту автора подтверждает и опыт литературы…)

7. Аргумент №2 (Во-вторых, опираясь на свой жизненный опыт, могу привести пример).

8. Вывод ( В ходе своих размышлений я прихожу к выводу, что…)

ПРОБЛЕМА

Философские проблемы затрагивают самые общие особенности развития природы, общества, мышления.

Социальные проблемы касаются устройства и жизни общества.

Политические проблемы связаны с деятельностью государственной власти, партий или общественных групп.

Экологические проблемы отражают взаимодействие человека и окружающей среды.

Нравственные (этические) проблемы связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек, с определенными правилами поведения.

КОММЕНТАРИЙ

Конкретизировать содержание комментария можно с помощью следующих вопросов:

Как, на каком материале автор раскрывает проблему?

На чем заостряет внимание?

Какие аспекты проблемы рассматриваются в тексте?

Какие эмоции автора выражены в тексте?

Как выражено отношение автора к изображаемому?

АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ

Можно предложить различные способы формулирования авторской позиции:

Позиция автора такова:...

Автор считает, что...

Автор стремится донести до читателя мысль о том, что...…

Автор убеждает нас в том, что...…

Избежать повтора слова автор или фамилии автора помогут конструкции типа:

В тексте доказывается мысль о том, что...

Основная мысль текста заключается в том, что...…

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

 

ПРОБЛЕМЫ

Человек и общество

Проблема несправедливости социального устройства общества.

В чем заключается смысл жизни человека? Проблема воспитания. Что влияет на формирование личности? Проблема формирования духовно развитой личности. Проблема обучения. Какова истинная цель обучения? Каким должен быть хороший учитель (ученик)? Значимость труда в жизни человека.

Какое влияние оказывает личность на ход истории? Проблема свободы личности и ответственности человека перед обществом. Что такое свобода? Какого человека можно назвать свободным?

Проблема патриотизма. Что такое подлинный и мнимый патриотизм?

Проблема выбора профессии.

Человек и природа

Проблема бездумного, жестокого отношения человека к миру природы. Как уберечь мир от экологической катастрофы? Проблема жестокости и гуманизма по отношению к животным.

Влияние природы на человека. Почему не каждый человек воспринимает красоту природы?

Человек и человек

Проблема сложности взаимоотношений людей (гуманное отношение к окружающим людям, равнодушие к судьбе другого человека, нравственная ответственность человека перед другими людьми).

Проблема взаимоотношений «отцов» и «детей». Можно ли избежать конфликта поколений? В чем проявляется подлинная любовь родителей к детям (детей к родителям)?

Проблема любви/ревности, дружбы/предательства.

Проблема взаимоотношений подростков.

Человек и культура/искусство

Проблема восприятия искусства. Проблема восприятия красоты. Что такое истинная красота? Что поможет воспитать эстетический вкус человека? Проблема духовности в искусстве.

Проблема экологии культуры. Почему следует беречь памятники культуры?

Что такое массовая культура? Как массовая культура влияет на человека? Как влияет телевидение на человека?

Какова роль книги в жизни человека? Проблема выбора книг для чтения. Почему молодежь стала меньше читать? Может ли Интернет заменить книгу? Всегда ли полезно скоро чтение?

Человек и язык/речь

Проблема развития и сохранения русского языка. Что такое хорошая речь? Как сохранить чистоту речи? Проблема засорения речи жаргонными, заимствованными словами. Проблема канцелярита. в чем опасность штампов в нашей речи?

Человек и нравственные ценности

Проблема подлинных и мнимых ценностей. Какую роль в жизни человека играет доброта (милосердие, отзывчивость, сострадание)? Что такое благородство? Какие поступки можно назвать благородными? Что такое честь, совесть? Какова роль этих понятий в жизни современного человека? Как сохранить нравственное достоинство? Что такое интеллигентность? Какого человека можно назвать интеллигентным?

Помочь ученику грамотно включить формулировку в текст сочинения могут типовые конструкции. Например:

Автор поднимает проблему…

Автор затрагивает важную проблему…

Автора текста волнует проблема…

Проблема, которую хотел показать нам автор, такова…

Проблема, которую рассматривает автор, заключается в том, что…

Текст Д.С. Лихачева заставил меня задуматься над проблемой…

Волнующую всех нас проблему… поднимает писатель Д.Гранин.

Проблема, поднимаемая В.Солоухиным, – это…

Я думаю, что проблема, поставленная автором, – это…

Проблема… не может не волновать современного человека. Задумался над ней и В.Тендряков.

Что такое…? (В чем заключается?Какую роль в жизни человека играет?) Эту важную проблему поднимает автор.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

СОЧИНЕНИЕ (ВАРИАНТ 25)

Что есть вера? Нужна ли она человеку? Сможет ли человек прожить без веры? Влияет ли она на нравственный выбор человека? Эти вопросы волнуют В.П. Захарова, современного публициста. Поэтому одной из проблем, которую рассматривает автор, является проблема веры как проявления нравственной стойкости.

Так какой же способностью наделяет вера человека? Следуя за автором текста, мы, читатели, погружаемся в удивительный мир романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» в первой редакции. Захаров рассказывает нам о встрече Берлиоза и Бездомного с Воландом. Не случайно Виктор Петрович приводит эпизод, когда загадочный иностранец предлагает молодому поэту растоптать ногами нарисованный на земле лик. Вспоминает автор текста и о Понтии Пилате, отправившем на казнь безвинного человека из-за страха разрушить свою карьеру, постепенно подводя нас к мысли, что человек сам должен решать, как ему поступить в той или иной ситуации.

А как ещё может поступить человек слабый, безвольный, не имеющий веры? Поэтому Захаров и подчеркивает важную мысль Булгакова, что человек без веры легко подчиняется чужой воле. Не случайно, мне кажется, авторская позиция выражена в следующих словах: «…вера дает человеку силы жертвовать ради высокого, великого, вера дает человеку духовность…» С этой мыслью невозможно не согласиться. Вера позволяет человеку руководствоваться высшими принципами, которые помогают ему в трудный момент принять важное решение. Душа человека, обращенного к вере, поможет ему пойти и на подвиг, и на жертву «ради высокого и великого».

Сколько замечательных литературных героев совершают подвиги, жертвуют собой! Как не вспомнить Сонечку Мармеладову из романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»! Она живёт по евангельским заповедям, отдавая все свои силы, и физические, и духовные, окружающим её людям: заботится о малышах и помогает Катерине Ивановне, спасает Родиона Раскольникова (герой приходит к покаянию и отказывается от своей теории) и следует за ним на каторгу. Вот она, жертва во имя спасения человека! Таков её нравственный выбор.

Бог создал человека, главная обязанность которого в жизни своей помогать другим людям. Сложное это дело, труд великий. Сколько терпения, мужества, сколько человеколюбия нужно иметь! Это путь не многих людей. По-моему, только человек, сильный Духом, нравственно чистый, никакими злыми помыслами не отягощённый, может жить ради других людей. Мы называем его Святым. Хочется вспомнить о Елизавете Феодоровне, Великой Святой, которая жизнь свою посвятила людям, создала Марфо-Мариинскую обитель. Ничего и никого не гнушалась она. Достаточно вспомнить слова её, когда она впервые оказалась на зловонном Хитровом рынке - в каждом бедняке, потерявшем вид человеческий, она видела образ Божий: «Подобие Божие может быть иногда затемнено, но оно никогда не может быть уничтожено». Хочется воскликнуть: «Святая Елизавета, научи нас жить! Помоги нам найти силы, чтобы противостоять несправедливости, беспорядку, беззаконию».

В ходе размышлений я прихожу к выводу, что за человеком, живущим по заповедям Христовым, творящим добро, готовым пожертвовать собой, – будущее. Главное – верить, несмотря ни на что!

Керимханова.И.Р,

учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 111

г. Минеральные Воды

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации