Разработка открытого урока русского языка в 11 классе «Создание сочинения–рассуждения публицистического стиля в формате ЕГЭ»

2
0
Материал опубликован 18 January 2016 в группе

МБОУ « Усть-Удинская СОШ№2»»

Усть-Удинский район, Иркутская область.

Разработка открытого урока русского языка в 11 классе.

Создание сочинения –рассуждения публицистического стиля в формате ЕГЭ.

Разработала и провела:

учитель русского языка и литературы

Крыс Ольга Анатольевна

Технологическая карта урока русского языка в 11 классе

Создание сочинения – рассуждения публицистического стиля в формате ЕГЭ. Проблематика текста. Выявление авторской позиции./ 2часа/

Цели урока:

Дидактическая цель: создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, помочь учащимся ощутить радость успеха в проявлении своих знаний; воспитывать бережное и ответственное отношение к слову и к культуре речи.

Образовательные:

-В ходе комплексного анализа текста повторить и обобщить теоретические знания по созданию текста-рассуждения в формате ЕГЭ;

- ввести учащихся в «технику» и композицию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ и составления и отбора необходимых рабочих материалов к сочинению; подготовить к самостоятельному конструированию сочинения.

Развивающие:

- развивать коммуникативные навыки: умения учащихся логично, последовательно и выразительно излагать свои мысли, анализировать и систематизировать учебный материал; развивать познавательные и творческие возможности учащихся.

-развитие речевой культуры и речевого творчества.

Воспитывающие: формировать позитивное мировоззрение у будущих выпускников, вызывать интерес к художественному слову, к учебному предмету, воспитывать коммуникативные способности, воспитание чувства патриотизма и любви к Родине.

Задачи урока :

Обучающие

Создание текста сочинения-рассуждения в публицистическом стиле по данному отрывку из произведения Н. Коршуновой. Использование изобразительно-выразительных средств публицистического стиля в собственной устной и письменной речи при создании сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ.

Развивающие

*Развитие умений выделять основные композиционные части сочинения .

* Развитие умения работать в группе и самостоятельно, выполнять самоконтроль и самооценку.

Воспитательные

воспитание чувства патриотизма и любви к Родине средствами произведений художественной литературы..

Формирование универсальных учебных действий

Познавательные:

1. Осуществлять обработку и использование необходимой информации.

2. Уметь фиксировать свои наблюдения и мысли в виде таблицы.

Регулятивные:

Принимать самостоятельно решение и действовать в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

1. Уметь формулировать собственное мнение, аргументировать его.

2. Уметь слушать, принимать чужую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Уметь пользоваться собранным материалом в письменной форме.

Методическое обеспечение:

- просмотр презентации с помощью компьютера и проектора,

-экран,

-оценочные листы,

-распечатанные задания для каждого ученика.

- справочные материалы-памятки

Оборудование: компьютер, сеть Интернет, компьютерная презентация, карточки для индивидуальной работы, карточки для самооценки ответов учащихся, текст Н. Коршуновой , памятки.

Формы организации учебной деятельности:

-коллективная

-индивидуальная.

Этап урок

Форма работы

Конкретные виды деятельности (учителя и ученика)

УУД

1.Организационно – мотивационный

А) Совместное определение цели и  задач урока, этапов и форм работы.

Б) Актуализация прежних знаний.

Повторение теоретического материала.

Этап 1.

Этап 2.

 

3.Работа над композицией сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ .

Практическое задания .

Работа над комментированием проблемы.

Этап 3.

Работа над формулировкой авторской позиции.

Этап 4.

Этап 5. Собственная позиция

Урок 3-4

Этап 6. Аргументация

Коллективная

Коллектив-ная работа.

Работа с художест-венным текстом повести.

Работа со справочным раздаточ-ным материалом,

памятками к уроку.

Коллектив-ная

работа

Работа с художественным текстом.

Приветствие. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы.

Здравствуйте ! Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок. С одной стороны, мы будем готовиться к ЕГЭ, а точнее – к выполнению части С, а с другой – постараемся ответить на наиболее важные вопросы, которые встают перед каждым человеком. Выполнение задания части С КИМ ЕГЭ (сочинения-рассуждения) – не просто часть экзамена. Это прекрасная возможность для каждого из вас выразить свои мысли и чувства, весь свой жизненный опыт, духовный и интеллектуальный багаж, Можно прочитать тысячи книг, накопить сумму знаний, но так и не понять, по каким законам существует мир вокруг нас. Текст Н Коршуновой нам сегодня в этом поможет.

 

Давайте попробуем с вами сформулировать цели нашего сегодняшнего урока.

Это поможет нам сделать ответ на вопрос:

*Что вы должны знать и уметь, чтобы успешно выполнить на ЕГЭ часть С?

*Какие цели вы поставите перед собой?

Действительно, довольно долгого времени мы занимались различными моментами, связанными с темой нашего урока. И вот сегодня – своеобразное подведение итогов., так как вы выходите уже на финишную прямую и до экзамена осталось совсем немного времени. А хорошо написанная работа уровня С позволит вам получить более высокий экзаменационный балл.

Слайд 2

1.Беседа с классом:

В качестве домашнего задания вам было предложено познакомиться с текстом Н. Коршуновой.

Учитель:

Скажите, что вы узналиН.Коршуновой ?

Действительно, нравственная тема – главная в ее творчестве.

 

Работа учащихся.

*Дома вы познакомились с текстом. Кто попробует нам его передать?

Какие строки прочитанного текста вас поразили, тронули ваше сердце?

Определите тему данного произведения и того отрывка, с которым вы знакомились дома?

( это темасчастья)

Слайд 3 Давайте с вами вспомним,

*что называется темой, идеей, проблемой произведения?

Слайды 4-10.

* какие виды проблем характерны для текстов публицистического и художественного стилей?

К какой категории проблем мы отнесем проблемы данного текста?

(Нравственные проблемы:

проблема нравственного выбора,

проблема счастья. проблема нравственной сущности человека

* какая проблема будет главной в тексте? /групповая работа : работа над выявлением проблем данного отрывка, их формулировка и их запись в табличку.

Какова основная проблема данного отрывка?

(проблема Умение человека быть счастливым)

Учитель: Есть ли другие точки зрения?

Задание. Попробуем применить теоретические знания на практике и занесите свои наблюдения в таблицу, сформулировав одну проблему текста.

Слайд 11-12. Давайте вспомним,из каких композиционных частей состоит сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ?

Работа в группе по созданию вступления к сочинению ( 1-2 предложения)

Запись в таблицу.

Слайды 13-22

Скажите, что такое комментарий?

*Работа с толковым словарем:

Комментарий – это многозначное слово:

1.разъяснительные примечания к какому-либо тексту.

2.Рассуждения, пояснительные и критические замечания о чем-нибудь.

Задание: сформулировать комментарий проблемы и записать свой вариант в таблицу.

/ групповая работа/

Какими изобразительно-выразительныеми средствами пользуется в автор, чтобы показать умение человека быть счастливым.

*Как вы думаете, почему нам необходим анализ изобразительно-выразительных средств текста на этом этапе работы над сочинением?

/ Чтобы выяснить авторскую позицию/

.

*Как вы думаете, в каких предложениях текста открыто звучит авторская позиция и какова она?

* Какими словами текста можно было бы назвать данный текст.

*Задание : сформулируйте и запишите авторскую позицию в таблицу./ индивидуальная работа/

Беседа с классом:

*Разделяете ли вы авторскую позицию? Актуальна ли для вас проблема, затронутая автором?

*Сформулируйте свою точку зрения и запишите ее в таблицу, воспользовавшись речевыми клише.

Учитель:

Вы помните, что при написании сочинения вы должны привести 2 аргумента, подтверждающих или опровергающих точку зрения автора.

Беседа с классом:

Что можно считать аргументами?

Работа в группах: приведите свои аргументы из художественной литературы и занесите их в таблицу.

Кому сложно найти аргументы в художественной литературе, вы можете это сделать , опираясь на другие виды аргументации./ дифференцированная работа/

Регулятивные (умение понимать ход работы, определять цели, ставить задачи, развивать мотивы и интересы).

Познавательные (стремление научиться выполнять работу данного вида (хочу всё знать!).

Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества).

Личностные (понять значимость приобретаемых на уроке знаний и умений (самоопределение и смысл

образования).

познавательные

(совершенствование навыков работы с различными видами словарей и справочной литературы).

Познавательные (стремление научиться выполнять работу данного вида (хочу всё знать!).


 

Регулятивные Осуществлять обработку и использование необходимой информации.

(знать алгоритм (модель учебных действий при определении темы, идеи, проблемы произведения или текста.)

Регулятивные Осуществлять обработку и использование необходимой информации,знать алгоритм (модель учебных действий при определении главной проблемы отрывка текста)

Коммуникативные (умение полно и ясно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, контроль, коррекция и оценка действий партнера).

Регулятивные (принимать самостоятельно решение и действовать в соответствии с поставленной задачей)

Коммуникативные (уметь слушать, принимать чужую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.)

Познавательные (умение выделять проблемы текстов, формулировать их и выделять главную проблему)

Познавательные

(Развитие умений выделять основные композиционные части сочинения,умения находить необходимый учебный и иллюстративный материал в различных информационных источниках / в памятках к уроку/)

Личностные (умение выражать собственную точку зрения,)

Коммуникативные (развитие монологической и диалогической речи учащихся, ее реализация в устной и письменной форме)

Коммуникативные (развитие монологической и диалогической речи учащихся, ее реализация в устной и письменной форме)

Личностные ( умение работать в группе и выражать собственную точку зрения,)

Регулятивные (Осуществлять обработку и использование необходимой информации/речевые клише/

(знать алгоритм (модель учебных действий при комментировании проблемы текста.)

Познавательные ( умения работать с толковым словарем, находить необхолимый материал в различных источниках информации)

Коммуникативные (развитие навыков коллективной, групповой и индивидуальной работы, монологической и диалогической речи учащихся, ее реализация в устной и письменной форме, обогащение речи средствами художественного стиля).  

Познавательные (умение анализировать текст, видеть его изобразительно-выразительные средства текста и определять их роль в тексте)преобразовывать, использовать и теоретическую информацию на практике,уметь фиксировать свои наблюдения и мысли в виде таблицы)

Личностные ( умение работать в группе и выражать собственную точку зрения,)

Личностные ( умение работать в группе и выражать собственную точку зрения,)

Коммуникативные:( формулировать собственное мнение, аргументировать его)

Личностные ( умение работать в группе и выражать собственную точку зрения,)

Познавательные (умения подбирать аргументы из различных источников информации)

Этап 7.Заключение к сочинению.

 

Рефлексия: Чем был полезен для вас урок? Чему научились?

В чем испытывали трудности?

6.Домашнее задание

Индивиду-альная работа

Обобщите все выше сказанное вами на предыдущих этапах работы над сочинением.

Чему научил вас данный текст?

Над чем заставил задуматься?

Свои размышления занесите в таблицу.

Рекомендации:

Излагайте свои взгляды этически корректно, не проявляя речевой агрессии(негативных эмоций, насмешки, угрозы, жаргонная лексика,)

Анализ и оценка проделанной работы.

Выскажите свое отношение к уроку.

Оцените свою работу на уроке в индивидуальном путевом листе.

Написать сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ в соответствии с требованиями к экзаменационной работе.

Коммуникативные (развитие навыков индивидуальной работы, монологической речи учащихся, ее реализация в устной и письменной форме, обогащение речи средствами публицистического стиля).  

Познавательные (умение преобразовывать, использовать и теоретическую информацию на практике)

Коммуникативные (контроль и самооценка своих знаний и умений)

Регулятивные (осмысленное результатов своей работы).

Личностные (осознание значимости урока в системе подготовки к ЕГЭ, духовно-нравственное развитие учащихся под воздействием произведений русской литературы)

 

 

 

 

 

Коммуникативные Создание текста сочинения-рассуждения в публицистическом стиле по данному тексту Н. Коршуновой..

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации