Разработка открытого урока русского языка в 11 классе «Создание сочинения–рассуждения публицистического стиля в формате ЕГЭ»
МБОУ « Усть-Удинская СОШ№2»»
Усть-Удинский район, Иркутская область.
Разработка открытого урока русского языка в 11 классе.
Создание сочинения –рассуждения публицистического стиля в формате ЕГЭ.
Разработала и провела:
учитель русского языка и литературы
Крыс Ольга Анатольевна
Технологическая карта урока русского языка в 11 классе
Создание сочинения – рассуждения публицистического стиля в формате ЕГЭ. Проблематика текста. Выявление авторской позиции./ 2часа/
Цели урока:
Дидактическая цель: создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, помочь учащимся ощутить радость успеха в проявлении своих знаний; воспитывать бережное и ответственное отношение к слову и к культуре речи.
Образовательные:
-В ходе комплексного анализа текста повторить и обобщить теоретические знания по созданию текста-рассуждения в формате ЕГЭ;
- ввести учащихся в «технику» и композицию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ и составления и отбора необходимых рабочих материалов к сочинению; подготовить к самостоятельному конструированию сочинения.
Развивающие:
- развивать коммуникативные навыки: умения учащихся логично, последовательно и выразительно излагать свои мысли, анализировать и систематизировать учебный материал; развивать познавательные и творческие возможности учащихся.
-развитие речевой культуры и речевого творчества.
Воспитывающие: формировать позитивное мировоззрение у будущих выпускников, вызывать интерес к художественному слову, к учебному предмету, воспитывать коммуникативные способности, воспитание чувства патриотизма и любви к Родине.
Задачи урока :
Обучающие
Создание текста сочинения-рассуждения в публицистическом стиле по данному отрывку из произведения Н. Коршуновой. Использование изобразительно-выразительных средств публицистического стиля в собственной устной и письменной речи при создании сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ.
Развивающие
*Развитие умений выделять основные композиционные части сочинения .
* Развитие умения работать в группе и самостоятельно, выполнять самоконтроль и самооценку.
Воспитательные
воспитание чувства патриотизма и любви к Родине средствами произведений художественной литературы..
Формирование универсальных учебных действий
Познавательные:
1. Осуществлять обработку и использование необходимой информации.
2. Уметь фиксировать свои наблюдения и мысли в виде таблицы.
Регулятивные:
Принимать самостоятельно решение и действовать в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные:
1. Уметь формулировать собственное мнение, аргументировать его.
2. Уметь слушать, принимать чужую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
3. Уметь пользоваться собранным материалом в письменной форме.
Методическое обеспечение:
- просмотр презентации с помощью компьютера и проектора,
-экран,
-оценочные листы,
-распечатанные задания для каждого ученика.
- справочные материалы-памятки
Оборудование: компьютер, сеть Интернет, компьютерная презентация, карточки для индивидуальной работы, карточки для самооценки ответов учащихся, текст Н. Коршуновой , памятки.
Формы организации учебной деятельности:
-коллективная
-индивидуальная.
Этап урок |
Форма работы |
Конкретные виды деятельности (учителя и ученика) |
УУД |
1.Организационно – мотивационный А) Совместное определение цели и задач урока, этапов и форм работы. Б) Актуализация прежних знаний. Повторение теоретического материала. Этап 1. Этап 2.
3.Работа над композицией сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ . Практическое задания . Работа над комментированием проблемы. Этап 3. Работа над формулировкой авторской позиции. Этап 4. Этап 5. Собственная позиция Урок 3-4 Этап 6. Аргументация |
Коллективная Коллектив-ная работа. Работа с художест-венным текстом повести. Работа со справочным раздаточ-ным материалом, памятками к уроку. Коллектив-ная работа Работа с художественным текстом. |
Приветствие. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы. Здравствуйте ! Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок. С одной стороны, мы будем готовиться к ЕГЭ, а точнее – к выполнению части С, а с другой – постараемся ответить на наиболее важные вопросы, которые встают перед каждым человеком. Выполнение задания части С КИМ ЕГЭ (сочинения-рассуждения) – не просто часть экзамена. Это прекрасная возможность для каждого из вас выразить свои мысли и чувства, весь свой жизненный опыт, духовный и интеллектуальный багаж, Можно прочитать тысячи книг, накопить сумму знаний, но так и не понять, по каким законам существует мир вокруг нас. Текст Н Коршуновой нам сегодня в этом поможет.
Давайте попробуем с вами сформулировать цели нашего сегодняшнего урока. Это поможет нам сделать ответ на вопрос: *Что вы должны знать и уметь, чтобы успешно выполнить на ЕГЭ часть С? *Какие цели вы поставите перед собой? Действительно, довольно долгого времени мы занимались различными моментами, связанными с темой нашего урока. И вот сегодня – своеобразное подведение итогов., так как вы выходите уже на финишную прямую и до экзамена осталось совсем немного времени. А хорошо написанная работа уровня С позволит вам получить более высокий экзаменационный балл. Слайд 2 1.Беседа с классом: В качестве домашнего задания вам было предложено познакомиться с текстом Н. Коршуновой. Учитель: Скажите, что вы узналиН.Коршуновой ? Действительно, нравственная тема – главная в ее творчестве.
Работа учащихся. *Дома вы познакомились с текстом. Кто попробует нам его передать? Какие строки прочитанного текста вас поразили, тронули ваше сердце? Определите тему данного произведения и того отрывка, с которым вы знакомились дома? ( это темасчастья) Слайд 3 Давайте с вами вспомним, *что называется темой, идеей, проблемой произведения? Слайды 4-10. * какие виды проблем характерны для текстов публицистического и художественного стилей? К какой категории проблем мы отнесем проблемы данного текста? (Нравственные проблемы: проблема нравственного выбора, проблема счастья. проблема нравственной сущности человека * какая проблема будет главной в тексте? /групповая работа : работа над выявлением проблем данного отрывка, их формулировка и их запись в табличку. Какова основная проблема данного отрывка? (проблема Умение человека быть счастливым) Учитель: Есть ли другие точки зрения? Задание. Попробуем применить теоретические знания на практике и занесите свои наблюдения в таблицу, сформулировав одну проблему текста. Слайд 11-12. Давайте вспомним,из каких композиционных частей состоит сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ? Работа в группе по созданию вступления к сочинению ( 1-2 предложения) Запись в таблицу. Слайды 13-22 Скажите, что такое комментарий? *Работа с толковым словарем: Комментарий – это многозначное слово: 1.разъяснительные примечания к какому-либо тексту. 2.Рассуждения, пояснительные и критические замечания о чем-нибудь. Задание: сформулировать комментарий проблемы и записать свой вариант в таблицу. / групповая работа/ Какими изобразительно-выразительныеми средствами пользуется в автор, чтобы показать умение человека быть счастливым. *Как вы думаете, почему нам необходим анализ изобразительно-выразительных средств текста на этом этапе работы над сочинением? / Чтобы выяснить авторскую позицию/ . *Как вы думаете, в каких предложениях текста открыто звучит авторская позиция и какова она? * Какими словами текста можно было бы назвать данный текст. *Задание : сформулируйте и запишите авторскую позицию в таблицу./ индивидуальная работа/ Беседа с классом: *Разделяете ли вы авторскую позицию? Актуальна ли для вас проблема, затронутая автором? *Сформулируйте свою точку зрения и запишите ее в таблицу, воспользовавшись речевыми клише. Учитель: Вы помните, что при написании сочинения вы должны привести 2 аргумента, подтверждающих или опровергающих точку зрения автора. Беседа с классом: Что можно считать аргументами? Работа в группах: приведите свои аргументы из художественной литературы и занесите их в таблицу. Кому сложно найти аргументы в художественной литературе, вы можете это сделать , опираясь на другие виды аргументации./ дифференцированная работа/ |
Регулятивные (умение понимать ход работы, определять цели, ставить задачи, развивать мотивы и интересы). Познавательные (стремление научиться выполнять работу данного вида (хочу всё знать!). Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества). Личностные (понять значимость приобретаемых на уроке знаний и умений (самоопределение и смысл образования). познавательные (совершенствование навыков работы с различными видами словарей и справочной литературы). Познавательные (стремление научиться выполнять работу данного вида (хочу всё знать!).
Регулятивные Осуществлять обработку и использование необходимой информации. (знать алгоритм (модель учебных действий при определении темы, идеи, проблемы произведения или текста.) Регулятивные Осуществлять обработку и использование необходимой информации,знать алгоритм (модель учебных действий при определении главной проблемы отрывка текста) Коммуникативные (умение полно и ясно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, контроль, коррекция и оценка действий партнера). Регулятивные (принимать самостоятельно решение и действовать в соответствии с поставленной задачей) Коммуникативные (уметь слушать, принимать чужую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.) Познавательные (умение выделять проблемы текстов, формулировать их и выделять главную проблему) Познавательные (Развитие умений выделять основные композиционные части сочинения,умения находить необходимый учебный и иллюстративный материал в различных информационных источниках / в памятках к уроку/) Личностные (умение выражать собственную точку зрения,) Коммуникативные (развитие монологической и диалогической речи учащихся, ее реализация в устной и письменной форме) Коммуникативные (развитие монологической и диалогической речи учащихся, ее реализация в устной и письменной форме) Личностные ( умение работать в группе и выражать собственную точку зрения,) Регулятивные (Осуществлять обработку и использование необходимой информации/речевые клише/ (знать алгоритм (модель учебных действий при комментировании проблемы текста.) Познавательные ( умения работать с толковым словарем, находить необхолимый материал в различных источниках информации) Коммуникативные (развитие навыков коллективной, групповой и индивидуальной работы, монологической и диалогической речи учащихся, ее реализация в устной и письменной форме, обогащение речи средствами художественного стиля). Познавательные (умение анализировать текст, видеть его изобразительно-выразительные средства текста и определять их роль в тексте)преобразовывать, использовать и теоретическую информацию на практике,уметь фиксировать свои наблюдения и мысли в виде таблицы) Личностные ( умение работать в группе и выражать собственную точку зрения,) Личностные ( умение работать в группе и выражать собственную точку зрения,) Коммуникативные:( формулировать собственное мнение, аргументировать его) Личностные ( умение работать в группе и выражать собственную точку зрения,) Познавательные (умения подбирать аргументы из различных источников информации) |
Этап 7.Заключение к сочинению.
Рефлексия: Чем был полезен для вас урок? Чему научились? В чем испытывали трудности? 6.Домашнее задание |
Индивиду-альная работа |
Обобщите все выше сказанное вами на предыдущих этапах работы над сочинением. Чему научил вас данный текст? Над чем заставил задуматься? Свои размышления занесите в таблицу. Рекомендации: Излагайте свои взгляды этически корректно, не проявляя речевой агрессии(негативных эмоций, насмешки, угрозы, жаргонная лексика,) Анализ и оценка проделанной работы. Выскажите свое отношение к уроку. Оцените свою работу на уроке в индивидуальном путевом листе. Написать сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ в соответствии с требованиями к экзаменационной работе. |
Коммуникативные (развитие навыков индивидуальной работы, монологической речи учащихся, ее реализация в устной и письменной форме, обогащение речи средствами публицистического стиля). Познавательные (умение преобразовывать, использовать и теоретическую информацию на практике) Коммуникативные (контроль и самооценка своих знаний и умений) Регулятивные (осмысленное результатов своей работы). Личностные (осознание значимости урока в системе подготовки к ЕГЭ, духовно-нравственное развитие учащихся под воздействием произведений русской литературы)
Коммуникативные Создание текста сочинения-рассуждения в публицистическом стиле по данному тексту Н. Коршуновой.. |