12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кутепова Инна Валерьевна19
4

Технологическая карта урока русского языка «Подготовка к сочинению-рассуждению в формате ЕГЭ»

Технологическая карта урока русского языка

Тема урока: Подготовка к сочинению-рассуждению в формате ЕГЭ (по тексту В.Пескова, вар.14 сборника по подготовке к ЕГЭ, авт.И.П. Цыбулько).

Учитель: Кутепова Инна Валерьевна, учитель русского языка и литературы (руководитель ШМО) МБОУ СОШ № 111 г. Минеральные Воды

Предмет: русский язык

Класс: 10 - 11

Цель деятельности учителя

Формирование и совершенствование навыков написания сочинения в формате ЕГЭ; определение проблемы, поставленной автором текста, её комментирование; формулировка позиции автора; аргументация обучающимися своего мнения; развитие устной и письменной речи обучающихся.

Тип урока

Урок развития речи

Планируемые образовательные результаты

Личностные:

осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Предметные:

овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний.

Метапредметные:

адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации;

овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения;

способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения.

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком; эвристический метод; работа с текстом;

индивидуальная, групповая, фронтальная

Наглядно-демонстрационный материал

Сборник по подготовке к ЕГЭ (авт.И.П. Цыбулько), опорная схема (план сочинения, перечень проблем и проч.)

Основные понятия

Проблема, комментарий проблемы, позиция автора

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока,

цель этапа,

время

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1

Организаци-онный момент

Ц.: Проверить готовность обучающих-ся к уроку (1мин.)

Приветствует, проверяет готовность обучающихся к уроку.

Обучающиеся приветствуют учителя, дежурный сообщает об отсутствующих

Регулятивные: умение организовать свою деятельность

2

Мотивация к учебной деятельно-сти

(1мин)

Вступительное слово

Пред вами три текста (тексты распечатаны – см.Приложение 1), с которыми мы познакомимся, учитывая также текст варианта 14, предложенного вам в качестве домашнего задания; откройте сам текст, приготовьте опорную схему ( см.Приложение 2)

Слушают учителя, размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют (самостоятельно) необходимые действия, операции.

Коммуникативные: адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности.

3

Актуализа-ция

Ц.: установле-ние преем-ственных связей преж-них и новых знаний

(4 мин)

Формулирует задание: прочитайте тексты, определите, что связывает их и текст д.з.

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

Е.А.Евтушенко

Птицы и звери, цветы и деревья взывают к человеку: сбереги, сохрани, где стоишь, где живёшь, - на расстоянии взгляда и голоса, хотя бы на расстоянии вытянутой руки.

Д.С.Лихачёв

Все мы дети одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда…

А. де Сент-экзюпери

Читают тексты, участвуют в диалоге с учителем. Формулируют собственные

мысли, выделяют главное и второстепенное, главную идею текстов.

 

Познавательные: знание основ ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; умение осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; умение структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста.

Коммуникативные: умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом

4

Формулиро-вание темы урока

(2мин)

Вы увидели, что не случайно мы сравнили представленные тексты, определили, что их объединяет (позиции авторов). Дома вы работали над текстом варианта 14, определяя проблему, позицию автора, комментировали проблему, подбирали аргументы. Давайте сформулируем тему урока…

Участвуют в диалоге с учителем. Формулируют тему урока.

АНАЛИЗ ТЕКСТА. Подготовка к сочинению-рассуждению в формате ЕГЭ.

Коммуникативные: умение формулировать собственное мнение и позицию

5

Целеполага-ние

(2мин)

Предлагает определить цель урока

Формулирует цель учебной деятельности вместе с обучающимися

Формулирует цель учебной деятельности в диалоге с учителем.

Записывают (сокращённо) на полях цель (совершенствование навыков написания сочинения в формате ЕГЭ)

Личностные: осознают свои возможности в учении.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизирует собственные знания.

Регулятивные: осуществление целеполагания, включая постановку новых целей, преобразования практической задачи в познавательную

6

Фронтальная работа

Групповая работа

Ц.: выполнение творческого задания, развитие логического мышления, умения работать в группе

(5 + 9 мин)

Если формулирование проблемы представляет для вас трудность, давайте

попробуем определить ключевые слова текста (подчёркиваем карандашом прямо в книге);

какие ключевые слова составляют смысловой и эмоциональный фоны текста?

составим назывной план текста;

составим вопросный план текста;

выделяем те вопросы, которые помогут сформулировать проблему

Учитель делит класс на 4 группы, обращает внимание на опорный конспект (структура сочинения), в частности, на такие части, как определение проблемы, комментарий проблемы, позиция автора и согласие или несогласие с ней, аргументы

(критерии К1 – К4);

даёт задания: каждая из групп в течение 4 минут формулирует доставшийся по жребию критерий, в течение последующих 5 минут группы представляют свои ответы

Обращает внимание на формулировку проблемы – форма родительного падежа

Обращает внимание на наличие обязательных для комментария слов:

Песков обращает наше внимание на те условия, которые позволяют счастливо жить на нашей планете. Однако каким неблагодарным представлен автором Человек, населяющий Землю. Повторяя слова «разрушает», «разрушаются», Василий Михайлович пытается убедить нас, насколько пагубна деятельность человека на Земле. И душа болит у писателя, не может он равнодушно смотреть на то, что «много животных исчезли», «истощаются плодородные земли», «исчезают… малые реки».

В качестве аргументов вы можете использовать материал, который мы рассматривали в начале урока

Да, действительно, такие простые слова… Но какая глубокая мысль скрыта в них: земля не сможет существовать без всего живого, поэтому люди должны думать, прежде чем делать какой-то шаг вперёд; необдуманные действия часто приводят к необратимым последствиям.

Работают с текстом

I. Определяют ключевые слова текста (подчёркивают карандашом прямо в книге):

«Земля», «шар», «природа», «беречь», «дом», «родная Земля», «родной дом», «человек», «разрушает», «истребление», «уничтожение», «пустыни», «пустоши», «исчезают».

Смысловой фон текста:

«Земля», «шар», «природа», «человек», «разрушает», «истребление», «уничтожение», «пустыни», «пустоши», «исчезают» - слова относятся к проблеме.

Эмоциональный фон текста:

«беречь», «дом», «родная Земля», «родной дом», «разрушает», «истребление», «уничтожение», «пустыни», «пустоши», «исчезают» - слова относятся к позиции автора.

II. Составляют назывной план текста:

1. Земля – это шар.

2. Земля – наш дом.

3.Планета для жизни.

4. Живые организмы.

5.Человек – глава всего сущего.

6.Разрушительная деятельность человека.

7. Роль Земли в жизни.

8. Радость жизни на Земле.

9. Земля – наш общий Дом.

III. Составляют вопросный план текста:

1. Что такое Земля?

2.Как нужно относиться к Земле?

3.Почему планета Земля «замечательная»?

4. Какова роль человека на Земле?

5. К чему приводит разрушительная деятельность человека?

6. Почему Землю нам нужно беречь?

7. Чем является Земля для всего живого?

IV. Учащиеся выделяют 2, 5, 6 вопросы.

Соотносят поставленную задачу с текстом, выделяют главное (в соответствии с критериями):

ПРИМЕРНЫЕ ОТВЕТЫ:

1группа

Известный писатель, журналист, путешественник Василий Михайлович Песков поднимает важную проблему современности – проблему отношения человека к природе, причём отношения варварского, разрушающего «основы общего Дома».

2 группа (комментарий проблемы)

Песков обращает наше внимание на те условия, которые позволяют счастливо жить на нашей планете. Однако каким неблагодарным представлен автором Человек, населяющий Землю. Повторяя слова «разрушает», «разрушаются», Василий Михайлович пытается убедить нас, насколько пагубна деятельность человека на Земле. И душа болит у писателя, не может он равнодушно смотреть на то, что «много животных исчезли», «истощаются плодородные земли», «исчезают… малые реки».

3 группа

Нельзя не согласиться с позицией автора, которую он озвучивает дважды: «Планету Земля нам надо беречь». Вслед за писателем мне хочется воскликнуть: «Человек, остановись, оглянись: что ты делаешь!» В финале текста Песков убеждает людей, что Земля, наша мать, ослеплённая любовью к нам, своим детям, по-прежнему заботится о нас. Но человек этого словно не замечает и не ценит, причиняет вред и миру природы, и себе, не думая о будущем.

4 группа

В произведении Евгения Ивановича Носова «Кукла» рассказчик, долгое время не появлявшийся в местах, знакомых с детства, наконец нашёл время, приехал в Липино и не узнал реки: некогда полноводная и мощная, она превратилась в мелководье, зарастающее травой. С горечью описывает Евгений Иванович то, что осталось от реки: «… всюду, где пока свободно от трав, прёт донная тина, раздобревшая от избытка удобрений, сносимых дождями с полей». Вот он, результат разрушительной человеческой деятельности!

Сколько силы и искренней любви к Природе мы чувствуем во многих стихотворных произведениях Роберта Рождественского! Казалось бы, несколько строчек, но как убедительно, доходчиво и просто доносит поэт мысль, созвучную с позицией Василия Пескова:

Птицы, рыбы и звери

в души людям смотрят.

Вы их жалейте, люди,

Не убивайте зря!

Ведь небо без птиц -

не небо!

А море без рыб -

не море!

И земля без зверей -

не земля!

Познавательные: знание основ ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

умение структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.

Регулятивные: умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им.

Коммуникативные: умение работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

7

Физкульт-минутка

(1 мин)

Предложить упражнения в соответствии с санитарными нормами (м.б. «восьмёрка»)

Выполняют упражнения в соответствии с санитарными нормами

 

8

Самостоя-тельная работа

Ц.: написание сочинения в формате ЕГЭ

(15 мин)

Предлагает написать сочинение в формате ЕГЭ (по критериям К1 – К4) с последующим чтением работ (2 – 3 – по выбору)

Пишут сочинение в формате ЕГЭ (по критериям К1 – К4) с последующим чтением работ (2 – 3 – по выбору)

Познавательные: умение осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; умение структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий

Регулятивные: планируют (самостоятельно) необходимые действия, операции.

Коммуникативные: умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее

9

Рефлексия (достигли цели?)

(4 мин)

Учитель спрашивает, достигли ли обучающиеся цели урока

Сочинение написано в формате ЕГЭ в соответствии с критериями, читают 2 – 3 работы

Регулятивные: адекватная самостоятельная оценка правильности выполнения действия и внесение необходимых корректив в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации

Коммуникативные: владение основами коммуникативной рефлексии

10

Итог урока

(1мин)

Подводит итоги работе, отрицательные и положительные стороны работы.

Д.з.:

1 уровень – написать сочинение вар.14 по всем правилам (6 – 8 абзацев, обязательно вступление и заключение).

2 – 3 уровни – указать другие проблемы, поставленные автором, выявить в соответствии с этими проблемами авторскую позицию и т.п.

Слушают замечания учителя.

Записывают домашнее задание

1 уровень – написать сочинение вар.14 по всем правилам (6 – 8 абзацев, обязательно вступление и заключение).

2 – 3 уровни – указать другие проблемы, поставленные автором, выявить в соответствии с этими проблемами авторскую позицию и т.п.

Личностные: понимают, в чём значение знаний для человека.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизирует собственные знания.

Регулятивные: осуществление целеполагания, включая постановку новых целей, преобразования практической задачи в познавательную

ИТОГО - 45 МИН

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

 

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

Е.А.Евтушенко

Птицы и звери, цветы и деревья взывают к человеку: сбереги, сохрани, где стоишь, где живёшь, - на расстоянии взгляда и голоса, хотя бы на расстоянии вытянутой руки.

Д.С.Лихачёв

Все мы дети одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда…

А. де Сент-экзюпери

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

Е.А.Евтушенко

Птицы и звери, цветы и деревья взывают к человеку: сбереги, сохрани, где стоишь, где живёшь, - на расстоянии взгляда и голоса, хотя бы на расстоянии вытянутой руки.

Д.С.Лихачёв

Все мы дети одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда…

А. де Сент-экзюпери

 

 

 

КОМПОЗИЦИЯ СОЧИНЕНИЯ:

1. Вступление.

2. Проблема текста. (Автор поднимает важную проблему…)

3. Комментарий проблемы. (Рассматривая эту проблему, автор приводит пример…)

4. Выявление позиции автора. (Авторская позиция выявлена достаточно ясно: автор призывает …)

5. Не могу не согласиться с мнением автора…

6. Аргумент №1 (Во-первых, правоту автора подтверждает и опыт литературы…)

7. Аргумент №2 (Во-вторых, опираясь на свой жизненный опыт, могу привести пример).

8. Вывод ( В ходе своих размышлений я пришла к выводу, что…)

ПРОБЛЕМА

Философские проблемы затрагивают самые общие особенности развития природы, общества, мышления.

Социальные проблемы касаются устройства и жизни общества.

Политические проблемы связаны с деятельностью государственной власти, партий или общественных групп.

Экологические проблемы отражают взаимодействие человека и окружающей среды.

Нравственные (этические) проблемы связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек, с определенными правилами поведения.

КОММЕНТАРИЙ

Конкретизировать содержание комментария можно с помощью следующих вопросов:

Как, на каком материале автор раскрывает проблему?

На чем заостряет внимание?

Какие аспекты проблемы рассматриваются в тексте?

Какие эмоции автора выражены в тексте?

Как выражено отношение автора к изображаемому?

АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ

Можно предложить различные способы формулирования авторской позиции:

Позиция автора такова:...

Автор считает, что...

Автор стремится донести до читателя мысль о том, что...…

Автор убеждает нас в том, что...…

Избежать повтора слова автор или фамилии автора помогут конструкции типа:

В тексте доказывается мысль о том, что...

Основная мысль текста заключается в том, что...…

СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ УЧЕНИКОВ СТАРШИХ КЛАССОВ

МБОУ СОШ № 111 г. Минеральные Воды

ПРОБЛЕМЫ

Человек и общество

Проблема несправедливости социального устройства общества.

В чем заключается смысл жизни человека? Проблема воспитания. Что влияет на формирование личности? Проблема формирования духовно развитой личности. Проблема обучения. Какова истинная цель обучения? Каким должен быть хороший учитель (ученик)? Значимость труда в жизни человека.

Какое влияние оказывает личность на ход истории? Проблема свободы личности и ответственности человека перед обществом. Что такое свобода? Какого человека можно назвать свободным?

Проблема патриотизма. Что такое подлинный и мнимый патриотизм?

Проблема выбора профессии.

Человек и природа

Проблема бездумного, жестокого отношения человека к миру природы. Как уберечь мир от экологической катастрофы? Проблема жестокости и гуманизма по отношению к животным.

Влияние природы на человека. Почему не каждый человек воспринимает красоту природы?

Человек и человек

Проблема сложности взаимоотношений людей (гуманное отношение к окружающим людям, равнодушие к судьбе другого человека, нравственная ответственность человека перед другими людьми).

Проблема взаимоотношений «отцов» и «детей». Можно ли избежать конфликта поколений? В чем проявляется подлинная любовь родителей к детям (детей к родителям)?

Проблема любви/ревности, дружбы/предательства.

Проблема взаимоотношений подростков.

Человек и культура/искусство

Проблема восприятия искусства. Проблема восприятия красоты. Что такое истинная красота? Что поможет воспитать эстетический вкус человека? Проблема духовности в искусстве.

Проблема экологии культуры. Почему следует беречь памятники культуры?

Что такое массовая культура? Как массовая культура влияет на человека? Как влияет телевидение на человека?

Какова роль книги в жизни человека? Проблема выбора книг для чтения. Почему молодежь стала меньше читать? Может ли Интернет заменить книгу? Всегда ли полезно скорочтение?

Человек и язык/речь

Проблема развития и сохранения русского языка. Что такое хорошая речь? Как сохранить чистоту речи? Проблема засорения речи жаргонными, заимствованными словами. Проблема канцелярита. В чем опасность штампов в нашей речи?

Человек и нравственные ценности

Проблема подлинных и мнимых ценностей. Какую роль в жизни человека играет доброта (милосердие, отзывчивость, сострадание)? Что такое благородство? Какие поступки можно назвать благородными? Что такое честь, совесть? Какова роль этих понятий в жизни современного человека? Как сохранить нравственное достоинство? Что такое интеллигентность? Какого человека можно назвать интеллигентным?

Помочь ученику грамотно включить формулировку в текст сочинения могут типовые конструкции. Например:

Автор поднимает проблему…

Автор затрагивает важную проблему…

Автора текста волнует проблема…

Проблема, которую хотел показать нам автор, такова…

Проблема, которую рассматривает автор, заключается в том, что…

Текст Д.С. Лихачева заставил меня задуматься над проблемой…

Волнующую всех нас проблему… поднимает писатель Д.Гранин.

Проблема, поднимаемая В.Солоухиным, – это…

Я думаю, что проблема, поставленная автором, – это…

Проблема… не может не волновать современного человека. Задумался над ней и В.Тендряков.

Что такое…? (В чем заключается…? Какую роль в жизни человека играет…?) Эту важную проблему поднимает автор.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

СОЧИНЕНИЕ (ВАРИАНТ 14)

Наша планета, такая удивительная, такая родная и таинственная, - маленький голубой шар, вращающийся во Вселенной…

«Замечательная нам досталась планета», - пишет известный писатель, журналист, путешественник Василий Михайлович Песков, поднимая важную проблему современности – проблему отношения человека к природе, причём отношения варварского, разрушающего «основы общего Дома».

Не случайно Песков обращает наше внимание на те условия, которые позволяют счастливо жить на нашей планете. Однако каким неблагодарным представлен автором Человек, населяющий Землю. Повторяя слова «разрушает», «разрушаются», Василий Михайлович пытается убедить нас, насколько пагубна деятельность человека на Земле. И душа болит у писателя, не может он равнодушно смотреть на то, что «много животных исчезли», «истощаются плодородные земли», «исчезают… малые реки».

Нельзя не согласиться с позицией автора, которую он озвучивает дважды: «Планету Земля нам надо беречь». Вслед за писателем мне хочется воскликнуть: «Человек, остановись, оглянись: что ты делаешь!» В финале текста Песков убеждает людей, что Земля, наша мать, ослеплённая любовью к нам, своим детям, по-прежнему заботится о нас. Но человек этого словно не замечает и не ценит, причиняет вред и миру природы, и себе, не думая о будущем.

А страшное будущее не за горами… Как не вспомнить начало произведения Евгения Ивановича Носова «Кукла»! Один из главных героев, рассказчик, долгое время не появлявшийся в местах, знакомых с детства, наконец нашёл время, приехал в Липино и не узнал реки: некогда полноводная и мощная, она превратилась в мелководье, зарастающее травой. С горечью описывает Евгений Иванович то, что осталось от реки: «…всюду, где пока свободно от трав, прёт донная тина, раздобревшая от избытка удобрений, сносимых дождями с полей». Вот он, результат разрушительной человеческой деятельности!

Сколько силы и искренней любви к Природе мы чувствуем во многих стихотворных произведениях Роберта Рождественского! Казалось бы, несколько строчек, но как убедительно, доходчиво и просто доносит поэт мысль, созвучную с позицией Василия Пескова:

Птицы, рыбы и звери

в души людям смотрят.

Вы их жалейте, люди,

Не убивайте зря!

Ведь небо без птиц -

не небо!

А море без рыб -

не море!

И земля без зверей -

не земля!

Да, действительно, такие простые слова… Но какая глубокая мысль скрыта в них: земля не сможет существовать без всего живого, поэтому люди должны думать, прежде чем делать какой-то шаг вперёд; необдуманные действия часто приводят к необратимым последствиям.

В ходе своих размышлений я пришла к следующему выводу: люди должны осознать всю пагубность своей деятельности, должны понять, что Земля – «общий наш Дом», иначе человечество вскоре окажется за той чертой, за которой последует гибель всего живого и, прежде всего, – самого Человека.

Кутепова И.В.,

учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 111

г. Минеральные Воды

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.