Урок «Подготовка к написанию сочинения–рассуждения в формате ЕГЭ. Комплексный анализ текста»

7
1
Материал опубликован 5 April 2017 в группе

Павловская Е.В.

Технологическая карта

Учебный предмет: русский язык

Класс: 11

Автор учебника: Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М: «Просвещение», 2010 г.

Тема урока: «Подготовка к написанию сочинения – рассуждения в формате ЕГЭ. Комплексный анализ текста».

Тип урока: урок отработки умений и рефлексии

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения)
Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий – понятий, алгоритмов

Предметная цель: формирование умения создавать текст в формате ЕГЭ

Задачи:

Выставить баллы по системе критериев оценивания в сочинении учащегося

Закрепить алгоритм анализа текста

Повторить схему написания сочинения в формате ЕГЭ

Создать черновые записи сочинения по тексту № 1 сборника под ред. И.П. Цыбулько (2015)

Планируемые результаты:

Формировать УУД:

- ЛичностныеУУД: самоопределение, смыслообразование, самооценка на основе успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

- Регулятивные УУД: контроль, оценка, коррекция, целеполагание, планирование, прогнозирование, выделение и осознание усвоенного, волевая регуляция в ситуации затруднения

- Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, сотрудничество в поиске и выборе информации, управление поведением партнера, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, умение выражать свои мысли, уважительное отношение к собеседнику, умение принять противоположную точку зрения.

- Познавательные УУД: анализ объектов с целью выделения признаков, самостоятельное формулирование цели решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование, действие по аналогии, умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

 Используемые ЦОР:  компьютер, проектор

 

 

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Мотивация к деятельности

Цель этапа: включение учащихся

в деятельность.

Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха.

Включение в деловой ритм.

Предлагает обучающимся деловую игру «Поработаем экспертами», в которой старшеклассники по критериям оценивания выставляют баллы в сочинении, прочитанном дома

Обсуждает с классом полученные результаты

Подготовка класса к работе.

Работа в парах

Ученики выполняют работу «эксперта»

Корректируют при необходимости полученные результаты

Самоопределение (Л).

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

Контроль (Р).

Оценка (Р).

Коррекция (Р).

Актуализация и пробное учебное действие

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

Обращает внимание на важность только что выполненной работы, так как теперь 11-классники будут в роли тех, кто сдает ЕГЭ.

Предлагает вспомнить алгоритм подготовки к написанию сочинения в формате ЕГЭ

 

Каждая группа по очереди записывает на доске алгоритм

Планирование учебного сотрудничества (К).

Анализ объектов с целью выделения признаков (П – логические).

Постановка учебной задачи

Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы еще не знаем).

Создает проблемную ситуацию, задавая вопрос: «Считаете ли вы, что искусство может в точности отразить реальность?»

Организует дискуссия ребят, показывая различные примеры (слайды) того, что это невозможно, подводит детей к вопросу о цели искусства.

Перед вами текст, принадлежащий перу В.П. Некрасова.

Прочитайте его и попытайтесь определить тему?

Работа в группах. Отвечают на вопрос.

Ставят цели, формулируют тему урока.

Определяют тему текста

Целеполагание (Р).

Постановка вопросов (К).

Самостоятельное формулирование цели (П – общеуч.).

Формулирование проблемы (П – лог.).

Выявление места и причины затруднения

Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбора способа и средств их реализации.

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Предлагает составить цитатный и вопросный план к тексту, определить проблему, прокомментировать текст, выявить авторскую позицию и высказать собственное мнение по проблеме.

Организует работу по нахождению аргументов к поставленной проблеме.

Нацеливает на осознание основных аргументов текста.

Работают в группах

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм).

Работают с текстом.

Составляют план, определяют проблему, авторскую позицию, комментируют текст, высказывают свое мнение по проблеме.

.

Планирование (Р).

Прогнозирование (Р).

Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование (П – моделирование).

Сотрудничество в поиске и выборе информации (К).

Первичное закрепление

Цель этапа: усвоение учащимися правила о четвертой категории рода – общий род.

Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение

- что помогло вам найти аргументы, данные автором в тексте?

- что можно сказать о проблеме, сопоставляя её с жизненными ситуациями и аналогом из других художественных произведений?

 

Работают в парах и группах.

Анализируют и сопоставляют обнаруженные аргументы.

Вспоминают случаи из жизни и художественной литературы.

Используют клише и алгоритм написания сочинения.

Действие по аналогии (П). Контроль (Р).

Оценка (Р).

Коррекция (Р).

Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П – общеуч.).

Управление поведением партнера (К).

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К).

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей

учебной деятельности.

Организует деятельность по применению новых знаний по группам, каждая из которых создает черновой вариант одной из частей будущего сочинения.

Проблема

Комментарий

Позиция автора

Собственное мнение

1 аргумент

2 аргумент

Вывод

Организует обсуждение каждой части.

- Оформляют всё проанализированное

Письменно.

- пользуются образцами и клише

- обмениваясь написанным корректируют и проверяют работы друг друга.

Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р).

Самоопределение (Л).

Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р).

Рефлексия деятельности

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Организует рефлексию, самооценку результатов учащихся.

Задает домашнее задание: написать сочинение по тексту № 1

Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Отвечают на вопросы:

Какую цель ставили?

Удалось достичь поставленной цели?

Каким способом?

Какие получили результаты?

Где можно применить новые знания?

Умение выражать свои мысли (К).

Рефлексия (П).

Смыслообразование (Л).

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П).

Самооценка на основе успешности (Л).

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л).

 

Литература и средства обучения.

Для учителя:

Единый государственный экзамен: тестовые задания. Русский язык, 2012.

Орг А.О. Олимпиады по русскому языку. – М.: Просвещение, 2004.

Лебедев Н.М. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку. – М.: Просвещение, 2005.

Мамай О.М. Типовые тестовые задания. – М. Экзамен, 2012.

  

Для учащихся:

Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка. – М.: Просвещение, 2005.

Егораева Г.Т., Иванова С.Ю. Тематическая рабочая тетрадь по русскому языку. – М.: Издательство «Экзамен», 2012.

Единый государственный экзамен 2013. Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ – М, 2012.

Розенталь Д.Э. Практическое пособие для поступающих в вузы. – М.: Просвещение, 2005.

Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010

 

 

 


 

Сочинение Плетневой В., обучающейся 11 Б класса МБОУЛ № 3 г. Светлограда, по тексту № 1 (сб. И.П. Цыбулько. 2015 г.)

Каждый из нас не раз видел полотна художников, на которых изображена война: горящий самолёт или танк, раненые солдаты, разрушенные бомбами города. Читал книгу, в которой описывается вся правда войны. Смотрел художественный фильм, посвященный этой теме. Но может ли произведение искусства воспроизвести реальную картину трагедии? Об этом и размышляет русский писатель Виктор Платонович Некрасов в своем тексте.

Автор смотрит на горящий Сталинград и описывает его всего двумя красками: «Черный город и красное небо. И Волга красная». Он переносится мысленно в детство и вспоминает картинку, увиденную в одном английском журнале. Тоже война, пламя, клубы дыма, бегущие люди. Глаз не оторвать, и нет сил перевернуть страницу. Бесконечное число раз перерисовывал автор текста эту картинку, добавляя всё новые и новые краски.

Сейчас, когда В. Некрасов   видит горящий Сталинград, он понимает, что никакие карандаши и краски, никакой талант художника не может передать страшной реальной картины. Позиция автора выражена в следующих словах: «Мне вдруг становится совершенно ясно, как бессильно, беспомощно искусство».

Я не разделяю точку зрения В. Некрасова. Искусство всесильно! Только ему подвластно то, что время, привычка, равнодушие стирают из людской памяти. И оно не должно в точности передавать реальность. У искусства другая задача - очеловечивать, то есть делать нас лучше, чище, выше.

Я не видела войны, но знаю о ней много благодаря искусству. Никогда не забуду потрясения, которое испытала после просмотра пьесы А. Арбузова «Мой бедный Марат». Спектакль поставил школьный театр, на сцене были мои одноклассники. Я перенеслась в блокадный Ленинград. Неимоверно тяжело было жить Лике, Марату и Леонидику, трем ленинградским подросткам, осиротевшим в блокаду. Но эти истощенные дети смогли найти в себе силы и приносить пользу родному городу. Ни голод, ни холод, ни бомбежки не превратили героев в обезумевших зверей. Они жили полной жизнью, любили, верили в Победу. После спектакля мне захотелось прочитать пьесу. Да, автор не отобразил всей жестокой реальности, зато он сумел достичь главного – я не осталась равнодушной.

Моих сверстников не назовешь поклонниками искусства. Читать мы не любим, в музее нас увидишь не часто. Зато фильмы смотрим с удовольствием. Кинолента «Мы из будущего» потрясла всех. В фильме показано два времени: наше и 1942 год. В наше время по улицам ходят бритоголовые парни, со свастикой. И вот все эти «плохиши», не имея никаких моральных ценностей, чести, живущие только ради материальной выгоды, чудесным образом оказываются в суровом 42-ом году. А здесь ад. Все сцены проходят под гул самолетов, взрывы снарядов и крики раненых. Очень реалистично. Но все-таки наши герои невероятным усилием воли заставляют себя сражаться и с криками «За Родину! За Сталина!» бегут в атаку. Героям приходится пересмотреть свои жизненные позиции, моральные устои и открыть истинное значения слов «любовь» и «смерть», «Родина» и «честь», «доблесть», «смелость», «отвага». Фильм пропускаешь через себя и думаешь, а что бы ты делал на месте парней, когда тебя из лелеянного настоящего бросает в прошлое со снарядами и клейстером вместо хлеба. Фильм, несмотря на элементы фантастики, ярко передает ужасы войны.

Все ощущения, испытанные человеком на войне, невозможно передать, но талантливые художественные произведения, в которых запечатлены военные события, оказывают на людей очень сильное воздействие. В этом и заключается сила искусства.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Отличная методическая разработка урока!

14 May 2019

Похожие публикации