Урок «Подготовка к написанию сочинения–рассуждения в формате ЕГЭ. Комплексный анализ текста»
Павловская Е.В.
Технологическая карта
Учебный предмет: русский язык
Класс: 11
Автор учебника: Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М: «Просвещение», 2010 г.
Тема урока: «Подготовка к написанию сочинения – рассуждения в формате ЕГЭ. Комплексный анализ текста».
Тип урока: урок отработки умений и рефлексии
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения)
Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий – понятий, алгоритмов
Предметная цель: формирование умения создавать текст в формате ЕГЭ
Задачи:
Выставить баллы по системе критериев оценивания в сочинении учащегося
Закрепить алгоритм анализа текста
Повторить схему написания сочинения в формате ЕГЭ
Создать черновые записи сочинения по тексту № 1 сборника под ред. И.П. Цыбулько (2015)
Планируемые результаты:
Формировать УУД:
- ЛичностныеУУД: самоопределение, смыслообразование, самооценка на основе успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности
- Регулятивные УУД: контроль, оценка, коррекция, целеполагание, планирование, прогнозирование, выделение и осознание усвоенного, волевая регуляция в ситуации затруднения
- Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, сотрудничество в поиске и выборе информации, управление поведением партнера, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, умение выражать свои мысли, уважительное отношение к собеседнику, умение принять противоположную точку зрения.
- Познавательные УУД: анализ объектов с целью выделения признаков, самостоятельное формулирование цели решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование, действие по аналогии, умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Используемые ЦОР: компьютер, проектор
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
Мотивация к деятельности Цель этапа: включение учащихся в деятельность. |
Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха. Включение в деловой ритм. Предлагает обучающимся деловую игру «Поработаем экспертами», в которой старшеклассники по критериям оценивания выставляют баллы в сочинении, прочитанном дома Обсуждает с классом полученные результаты |
Подготовка класса к работе. Работа в парах Ученики выполняют работу «эксперта» Корректируют при необходимости полученные результаты |
Самоопределение (Л). Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К). Контроль (Р). Оценка (Р). Коррекция (Р). |
Актуализация и пробное учебное действие Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. |
Обращает внимание на важность только что выполненной работы, так как теперь 11-классники будут в роли тех, кто сдает ЕГЭ. Предлагает вспомнить алгоритм подготовки к написанию сочинения в формате ЕГЭ |
Каждая группа по очереди записывает на доске алгоритм |
Планирование учебного сотрудничества (К). Анализ объектов с целью выделения признаков (П – логические). |
Постановка учебной задачи Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы еще не знаем). |
Создает проблемную ситуацию, задавая вопрос: «Считаете ли вы, что искусство может в точности отразить реальность?» Организует дискуссия ребят, показывая различные примеры (слайды) того, что это невозможно, подводит детей к вопросу о цели искусства. Перед вами текст, принадлежащий перу В.П. Некрасова. Прочитайте его и попытайтесь определить тему? |
Работа в группах. Отвечают на вопрос. Ставят цели, формулируют тему урока. Определяют тему текста |
Целеполагание (Р). Постановка вопросов (К). Самостоятельное формулирование цели (П – общеуч.). Формулирование проблемы (П – лог.). |
Выявление места и причины затруднения Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбора способа и средств их реализации. |
Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. Предлагает составить цитатный и вопросный план к тексту, определить проблему, прокомментировать текст, выявить авторскую позицию и высказать собственное мнение по проблеме. Организует работу по нахождению аргументов к поставленной проблеме. Нацеливает на осознание основных аргументов текста. |
Работают в группах Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм). Работают с текстом. Составляют план, определяют проблему, авторскую позицию, комментируют текст, высказывают свое мнение по проблеме. . |
Планирование (Р). Прогнозирование (Р). Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование (П – моделирование). Сотрудничество в поиске и выборе информации (К). |
Первичное закрепление Цель этапа: усвоение учащимися правила о четвертой категории рода – общий род. |
Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение - что помогло вам найти аргументы, данные автором в тексте? - что можно сказать о проблеме, сопоставляя её с жизненными ситуациями и аналогом из других художественных произведений?
|
Работают в парах и группах. Анализируют и сопоставляют обнаруженные аргументы. Вспоминают случаи из жизни и художественной литературы. Используют клише и алгоритм написания сочинения. |
Действие по аналогии (П). Контроль (Р). Оценка (Р). Коррекция (Р). Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П – общеуч.). Управление поведением партнера (К). Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К). |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности. |
Организует деятельность по применению новых знаний по группам, каждая из которых создает черновой вариант одной из частей будущего сочинения. Проблема Комментарий Позиция автора Собственное мнение 1 аргумент 2 аргумент Вывод Организует обсуждение каждой части. |
- Оформляют всё проанализированное Письменно. - пользуются образцами и клише - обмениваясь написанным корректируют и проверяют работы друг друга. |
Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р). Самоопределение (Л). Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р). |
Рефлексия деятельности Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. |
Организует рефлексию, самооценку результатов учащихся. Задает домашнее задание: написать сочинение по тексту № 1 |
Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Отвечают на вопросы: • Какую цель ставили? • Удалось достичь поставленной цели? • Каким способом? • Какие получили результаты? • Где можно применить новые знания? |
Умение выражать свои мысли (К). Рефлексия (П). Смыслообразование (Л). Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П). Самооценка на основе успешности (Л). Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л). |
Литература и средства обучения.
Для учителя:
Единый государственный экзамен: тестовые задания. Русский язык, 2012.
Орг А.О. Олимпиады по русскому языку. – М.: Просвещение, 2004.
Лебедев Н.М. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку. – М.: Просвещение, 2005.
Мамай О.М. Типовые тестовые задания. – М. Экзамен, 2012.
Для учащихся:
Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка. – М.: Просвещение, 2005.
Егораева Г.Т., Иванова С.Ю. Тематическая рабочая тетрадь по русскому языку. – М.: Издательство «Экзамен», 2012.
Единый государственный экзамен 2013. Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ – М, 2012.
Розенталь Д.Э. Практическое пособие для поступающих в вузы. – М.: Просвещение, 2005.
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010
Сочинение Плетневой В., обучающейся 11 Б класса МБОУЛ № 3 г. Светлограда, по тексту № 1 (сб. И.П. Цыбулько. 2015 г.)
Каждый из нас не раз видел полотна художников, на которых изображена война: горящий самолёт или танк, раненые солдаты, разрушенные бомбами города. Читал книгу, в которой описывается вся правда войны. Смотрел художественный фильм, посвященный этой теме. Но может ли произведение искусства воспроизвести реальную картину трагедии? Об этом и размышляет русский писатель Виктор Платонович Некрасов в своем тексте.
Автор смотрит на горящий Сталинград и описывает его всего двумя красками: «Черный город и красное небо. И Волга красная». Он переносится мысленно в детство и вспоминает картинку, увиденную в одном английском журнале. Тоже война, пламя, клубы дыма, бегущие люди. Глаз не оторвать, и нет сил перевернуть страницу. Бесконечное число раз перерисовывал автор текста эту картинку, добавляя всё новые и новые краски.
Сейчас, когда В. Некрасов видит горящий Сталинград, он понимает, что никакие карандаши и краски, никакой талант художника не может передать страшной реальной картины. Позиция автора выражена в следующих словах: «Мне вдруг становится совершенно ясно, как бессильно, беспомощно искусство».
Я не разделяю точку зрения В. Некрасова. Искусство всесильно! Только ему подвластно то, что время, привычка, равнодушие стирают из людской памяти. И оно не должно в точности передавать реальность. У искусства другая задача - очеловечивать, то есть делать нас лучше, чище, выше.
Я не видела войны, но знаю о ней много благодаря искусству. Никогда не забуду потрясения, которое испытала после просмотра пьесы А. Арбузова «Мой бедный Марат». Спектакль поставил школьный театр, на сцене были мои одноклассники. Я перенеслась в блокадный Ленинград. Неимоверно тяжело было жить Лике, Марату и Леонидику, трем ленинградским подросткам, осиротевшим в блокаду. Но эти истощенные дети смогли найти в себе силы и приносить пользу родному городу. Ни голод, ни холод, ни бомбежки не превратили героев в обезумевших зверей. Они жили полной жизнью, любили, верили в Победу. После спектакля мне захотелось прочитать пьесу. Да, автор не отобразил всей жестокой реальности, зато он сумел достичь главного – я не осталась равнодушной.
Моих сверстников не назовешь поклонниками искусства. Читать мы не любим, в музее нас увидишь не часто. Зато фильмы смотрим с удовольствием. Кинолента «Мы из будущего» потрясла всех. В фильме показано два времени: наше и 1942 год. В наше время по улицам ходят бритоголовые парни, со свастикой. И вот все эти «плохиши», не имея никаких моральных ценностей, чести, живущие только ради материальной выгоды, чудесным образом оказываются в суровом 42-ом году. А здесь ад. Все сцены проходят под гул самолетов, взрывы снарядов и крики раненых. Очень реалистично. Но все-таки наши герои невероятным усилием воли заставляют себя сражаться и с криками «За Родину! За Сталина!» бегут в атаку. Героям приходится пересмотреть свои жизненные позиции, моральные устои и открыть истинное значения слов «любовь» и «смерть», «Родина» и «честь», «доблесть», «смелость», «отвага». Фильм пропускаешь через себя и думаешь, а что бы ты делал на месте парней, когда тебя из лелеянного настоящего бросает в прошлое со снарядами и клейстером вместо хлеба. Фильм, несмотря на элементы фантастики, ярко передает ужасы войны.
Все ощущения, испытанные человеком на войне, невозможно передать, но талантливые художественные произведения, в которых запечатлены военные события, оказывают на людей очень сильное воздействие. В этом и заключается сила искусства.
Ковалева Галина Валентиновна