Урок-проект по русскому языку на тему: «Фразеологизмы» (6 класс)
Тема: Фразеологизмы
Класс: 6
Цель: сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи.
Задачи:
Обучающие:
Воспитательные: вызвать интерес к урокам русского языка, к познанию нового и неизведанного.
Развивающие: развивать навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи; формировать навыки определения специфических особенностей фразеологических оборотов, отличать их от других речевых единиц в потоке речи; развивать творческие способности и образное мышление школьников; обогащать словарный запас школьников;
Планируемые результаты:
Предметные: знать лексическое значение и грамматическое строение фразеологизмов; способ обозначения фразеологизмов в толковом словаре; знать о фразеологических словарях русского языка; о синонимии и антонимии фразеологизмов; об особенностях употребления фразеологизмов в художественных произведениях; опознавать фразеологизмы по их признакам; определять лексическое значение фразеологизмов; подбирать к указанным словам фразеологизмы-синонимы; различать фразеологизмы и свободные сочетания слов; употреблять фразеологизмы в речи.
Личностные: формировать и аргументировать собственное мнение; адекватное понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности.
Метапредметные:
Познавательные УУД: проводить наблюдение, анализ; выстраивать логическую цель рассуждений – анализ объектов с целью выделения признаков; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать свое предположение на основе учебного материала; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану; осуществлять самоконтроль, взаимопроверку.
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; формирование и аргументация своего мнения и позиции; уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.
Форма урока: урок-практикум исследовательского характера
Ход урока
Этапы урока | Этапы создания мини-проекта |
1. Организационный: приветствие. 2. Актуализация знаний: выполнить интерактивное задание по ссылке: https://learningapps.org/13253185 3.Мотивационно-целевой этап: «Четырехлетняя Светлана спросила у матери, скоро ли наступит лето. - Скоро. Ты и оглянуться не успеешь. Светлана стала как-то странно вертеться. - Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета все нет… Что имела в виду мама Светланы? Почему девочка не поняла ее? В основе этого забавного случая, рассказанного писателем К. Чуковским в книге «От двух до пяти», лежит сложное и интересное явление русского языка. Кроме отдельных слов с самостоятельными значениями, из которых мы составляем в речи словосочетания и предложения, в русском языке есть еще и более сложные языковые единицы – устойчивые сочетания слов, в этих сочетаниях слова теряют свою самостоятельность, и смысл имеет все выражение в целом. Например, «бить баклуши» - бездельничать, «зарубить на носу» - запомнить. Такие выражения нельзя понимать буквально, так как их смысл не исходит из смысла слов, составляющих выражение». Определите тему урока. | Шаг 1. Ученик выбирает тему мини-проекта, конечный продукт работы на уроке (презентация, памятка, кластер, видеоролик и т.д). Прослушав вступительное слово учителя, определив цели и задачи урока, ученик, например, принимает решение подготовить книгу-иллюстрацию. |
4. работа по теме урока. Задание 1. Подчеркните фразеологические обороты в тексте стихотворения В.Суслова и объясняют их значение. Бывает частенько, что слово одно, Но очень по-разному служит оно. Примеры тут можно найти без труда, Возьмём хоть короткое слово «вода». Вот был я мальчишкой, да детство прошло. С тех пор уж немало воды утекло. О смелом мы вправе сказать наперёд: «Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдёт!» А гуси и утки-сухие всегда. Заметили люди: «Как с гуся вода». Случилось с тобою: ты правил не знал, Молчал при опросе! Воды в рот набрал! Лентяй отдыхает, а время идёт- Под камень лежачий вода не течёт. Сказать болтуну мы порою не прочь: «Довольно, мол, воду-то в ступе толочь! Не прочь и другому сказать невзначай: «Довольно лить воду! Ты дело давай!» Работать впустую!... Что скажут потом? На дело, мол, воду носить решетом! Стихи я пишу, не жалея труда, Чтобы вы не сказали: «В стихах-то вода». Задание 2. Выполнить интерактивное задание: https://learningapps.org/2525735 Задание 3. Выполнить интерактивное задание: https://learningapps.org/6965727 При необходимости воспользоваться фразеологическим словарем: https://rus-phraseology-dict.slovaronline.com/ | Шаг 2. Обучающийся делает первую страничку в своей книге с толкованием понятия «фразеологизм». Походу урока он заполняет странички своей книги разными фразеологизмами и делает иллюстрации к нем (изображает те образы, которые у него возникли, пока он не знал значение слова, а затем делается иллюстрация понятного значения). |
Рефлексия. - Ребята, над какой темой мы сегодня работали на уроке? - понравилась ли вам тема урока? - Что такое фразеологизмы? - Приведите примеры фразеологизмов. | Шаг 4. Подводя итоги урока, ученик описывает создание мини-проекта в течение всего урока, одновременно выполняя разные задания по теме урока. |
Домашнее задание: Заключительной страницей вашей книги может стать обложка любой книги, в которой ее привычное задание должно быть заменено фразеологизмом, соответствующего значения (например, Гарри Поттер – Мальчик, который лез на рожон) | Самоанализ. После урока ученик может дополнить уже готовый мини-проект, исправить недочеты. |