12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ретюнская Карина Вадимовна244
Россия, Оренбургская обл., Оренбург

Тема: Фразеологизмы

Класс: 6

Цель: сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи.

Задачи:

Обучающие:

Воспитательные: вызвать интерес к урокам русского языка, к познанию нового и неизведанного.

Развивающие: развивать навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи; формировать навыки определения специфических особенностей фразеологических оборотов, отличать их от других речевых единиц в потоке речи; развивать творческие способности и образное мышление школьников; обогащать словарный запас школьников;

Планируемые результаты:

Предметные: знать лексическое значение и грамматическое строение фразеологизмов; способ обозначения фразеологизмов в толковом словаре; знать о фразеологических словарях русского языка; о синонимии и антонимии фразеологизмов; об особенностях употребления фразеологизмов в художественных произведениях; опознавать фразеологизмы по их признакам; определять лексическое значение фразеологизмов; подбирать к указанным словам фразеологизмы-синонимы; различать фразеологизмы и свободные сочетания слов; употреблять фразеологизмы в речи.

Личностные: формировать и аргументировать собственное мнение; адекватное понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности.

Метапредметные:

Познавательные УУД: проводить наблюдение, анализ; выстраивать логическую цель рассуждений – анализ объектов с целью выделения признаков; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать свое предположение на основе учебного материала; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану; осуществлять самоконтроль, взаимопроверку.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; формирование и аргументация своего мнения и позиции; уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

Форма урока: урок-практикум исследовательского характера

Ход урока

Этапы урока

Этапы создания мини-проекта

1. Организационный: приветствие.

2. Актуализация знаний: выполнить интерактивное задание по ссылке: https://learningapps.org/13253185

3.Мотивационно-целевой этап:

«Четырехлетняя Светлана спросила у матери, скоро ли наступит лето.

- Скоро. Ты и оглянуться не успеешь.

Светлана стала как-то странно вертеться.

- Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета все нет…

Что имела в виду мама Светланы? Почему девочка не поняла ее?

В основе этого забавного случая, рассказанного писателем К. Чуковским в книге «От двух до пяти», лежит сложное и интересное явление русского языка. Кроме отдельных слов с самостоятельными значениями, из которых мы составляем в речи словосочетания и предложения, в русском языке есть еще и более сложные языковые единицы – устойчивые сочетания слов, в этих сочетаниях слова теряют свою самостоятельность, и смысл имеет все выражение в целом. Например, «бить баклуши» - бездельничать, «зарубить на носу» - запомнить. Такие выражения нельзя понимать буквально, так как их смысл не исходит из смысла слов, составляющих выражение».

Определите тему урока.

Шаг 1.

Ученик выбирает тему мини-проекта, конечный продукт работы на уроке (презентация, памятка, кластер, видеоролик и т.д). Прослушав вступительное слово учителя, определив цели и задачи урока, ученик, например, принимает решение подготовить книгу-иллюстрацию.

4. работа по теме урока.

Задание 1.

Подчеркните фразеологические обороты в тексте стихотворения В.Суслова и объясняют их значение.

Бывает частенько, что слово одно,

Но очень по-разному служит оно.

Примеры тут можно найти без труда,

Возьмём хоть короткое слово «вода».

Вот был я мальчишкой, да детство прошло.

С тех пор уж немало воды утекло.

О смелом мы вправе сказать наперёд:

«Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдёт!»

А гуси и утки-сухие всегда.

Заметили люди: «Как с гуся вода».

Случилось с тобою: ты правил не знал,

Молчал при опросе! Воды в рот набрал!

Лентяй отдыхает, а время идёт-

Под камень лежачий вода не течёт.

Сказать болтуну мы порою не прочь:

«Довольно, мол, воду-то в ступе толочь!

Не прочь и другому сказать невзначай:

«Довольно лить воду! Ты дело давай!»

Работать впустую!... Что скажут потом?

На дело, мол, воду носить решетом!

Стихи я пишу, не жалея труда,

Чтобы вы не сказали: «В стихах-то вода».

Задание 2.

Выполнить интерактивное задание: https://learningapps.org/2525735

Задание 3.

Выполнить интерактивное задание: https://learningapps.org/6965727

При необходимости воспользоваться фразеологическим словарем: https://rus-phraseology-dict.slovaronline.com/

Шаг 2.

Обучающийся делает первую страничку в своей книге с толкованием понятия «фразеологизм». Походу урока он заполняет странички своей книги разными фразеологизмами и делает иллюстрации к нем (изображает те образы, которые у него возникли, пока он не знал значение слова, а затем делается иллюстрация понятного значения).

Рефлексия.

- Ребята, над какой темой мы сегодня работали на уроке?

- понравилась ли вам тема урока?

- Что такое фразеологизмы?

- Приведите примеры фразеологизмов.

Шаг 4.

Подводя итоги урока, ученик описывает создание мини-проекта в течение всего урока, одновременно выполняя разные задания по теме урока.

Домашнее задание:

Заключительной страницей вашей книги может стать обложка любой книги, в которой ее привычное задание должно быть заменено фразеологизмом, соответствующего значения (например, Гарри Поттер – Мальчик, который лез на рожон)

Шаг 5.

Самоанализ. После урока ученик может дополнить уже готовый мини-проект, исправить недочеты.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.