Урок-сказка «Звонкие и глухие согласные» в 5 классе
Пояснительная записка к презентации
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ханты – Мансийского района
«Средняя общеобразовательная школа с. Елизарово»
Сценарный план урока русского языка в 5-м классе
по теме: «Согласные глухие и звонкие»
Учитель русского языка и литературы
Борщева Наталья Александровна
2017
Урок-сказка «Звонкие и глухие согласные» в 5 классе
Цель деятельности учителя |
Актуализировать знания о понятиях «буква» и «звук», формировать умение различать звонкие и глухие согласные; дать понятие о звукописи как об изобразительно-выразительном средстве языка. |
Тип урока |
Урок – объяснение нового материала. |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями): знать особенности образования глухих и звонких согласных (участие голоса и шума), парные согласные по глухости-звонкости, а также непарные согласные, смыслоразличительную роль согласных звуков; звукопись; позиционные чередования звонких и глухих согласных (оглушение и озвончение); уметь различать согласные по глухости-звонкости; называть пары согласных по глухости-звонкости, а также непарные согласные, различать в словах глухие и звонкие согласные; позиционные чередования согласных в словах. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования |
Методы и формы обучения |
Наблюдение над языком; создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная |
Образовательные ресурсы |
http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html |
Оборудование |
Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор |
Наглядно-демонстрационный материал |
Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем |
Основные понятия |
Парные и непарные звонкие и глухие согласные |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока |
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Осуществляемая деятельность учащихся |
Формы организации взаимодействия |
Формируемые умения (универсальные учебные действия) |
Промежуточный контроль |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1.Мотива-ция (самоопределение) к учебной деятельности |
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала |
Вступительное слово. Приветствие Добрый день, мои друзья, |
Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку |
Фронта-льная |
Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции |
|
2.Актуали-зация и пробное учебное действие |
Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа, обсуждение результатов работы по заданию |
- Во время перемены к нам в класс зашел мальчик и рассказал, что у него есть большая – большая мечта: получить пятерку по русскому языку и попросил нас помочь ему в этом. -Давайте, ребята, проверим работу Пети Ошибкина, поможем ему получить «пятерку» Работаем с записями на слайде (Слайд №1): 1.Сколько букв и звуков в слове ПАДАТЬ? (6 б., 5 зв.) + 2. Сколько гласных звуков в русском языке? (10) – неправильно (в русском языке 6 гласных –а, о, и, ы, э, у). 3. Звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и читаем. + 4. Из чего состоят согласные звуки? ( Согласные звуки состоят из голоса и шума). - |
Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнёра высказывания |
Фронтальная, индивидуальная |
Познавательная: осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивная: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
Устные ответы. Выполнение заданий |
3. Выявление места и причины затруднения |
Обсуждение результатов работы по заданиям |
Создаёт проблемную ситуацию, в которой учащиеся обнаруживают недостаток своих знаний и желание активно преодолевать возникающие противоречия в процессе учебной деятельности (самостоятельно или при незначительной помощи учителя). - Почему вы не согласны с последним утверждением? (Потому что не все согласные звуки могут состоять из голоса и шума, некоторые из них состоят только из шума) - Как называются такие согласные? (Глухие) - А почему именно так ответил Петя Ошибкин на 4 вопрос? Об образовании каких согласные он говорил? (согласных звонких). Так какими же бывают согласные звуки? (Согласные звуки бывают звонкими и глухими). Организует и сопровождает деятельность учащихся, контролирует правильность выполнения заданий |
Устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями, отвечают на вопросы |
Индивидуальная, групповая |
Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке действий, поступков. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы |
Вопросы для уточнения информации |
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения |
Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа по вопросам. Работа с учебником |
Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими её на себя. - Правильно, ребята. Согласные звуки бывают звонкими и глухими. Вот о них и пойдет сегодня разговор. - Так какая же у нас сегодня тема урока? Сформулируйте её. Запишите (слайд 2). - А что же мы сегодня узнаем на уроке? Чему научимся? А для чего нам это? (слайд 3) - Я хочу рассказать вам одну сказку. В стране «Фонетика» разнёсся слух, что на Волшебной горе будут раздавать волшебные колокольчики, которые делают любой звук очень звонким и весёлым. Услышав это, согласные изо всех сил помчались к Волшебной горе, но, к сожалению, колокольчиков на всех не хватило. Посмотрите, как радуются человечки-звуки, которым достались колокольчики! (слайд №4) Звуки [л], [л*], [м], [м*], [н], [н*], [р], [р*], [й*] прибежали первыми и им достались самые звонкие колокольчики! Эти звуки стали навсегда звонкими, их называют сонорные, значит звучные. - А каким ещё звукам достались колокольчики? (слайд №5) Ответы учащихся: Это звуки: [б], [б*], [в], [в*], [г], [г*], [д], [д*], [ж], [з],[з*]. - А те звуки, которым не досталось колокольчиков, совсем приуныли и опустили головы. Назовите их! (слайд №6) Ответы учащихся: - Это звуки: [п], [п*], [ф], [ф*], [к], [к*], [т], [т*], [ш], [с], [с*]. Учитель: - Да, особенно обидно было согласным звукам [х], [х*], [ц], [ч*], [щ*] ведь они не имеют даже и звонкой пары. Им суждено было навсегда остаться глухими. Вот такая история произошла со звонкими и глухими согласными. - Давайте познакомимся поближе с нашими героями при помощи учебника. Работа в парах. Рассказывают правило друг другу, поднимают соединённые руки. Проблемная ситуация: - Хорошо, дети, а теперь давайте подумаем, а как на самом деле отличить звонкий согласный от глухого? Ответы детей: (Звонкий согласный должен звенеть). - А как это узнать? Звенит звук или нет? (Ответы учащихся). Учитель:- Для того чтобы решить эту проблему, надо провести эксперимент Словарная работа. Записать слово на доске, в тетрадях. Узнаём значение этого слова (слайд 7) |
Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Работают с заданием. Отвечают на вопросы, под руководством учителя работают с текстом учебника |
Индивидуальная, групповая |
Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, работают по плану. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы |
Вопросы для уточнения информации |
5. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта |
Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Обучающая игра. Лингвистический эксперимент |
- Итак, теперь мы с вами участники эксперимента, нам необходимо провести опыты. (Слайд 8) Опыт № 1. Попробуйте покричать, используя только глухие к, ф, ш. - Не получилось? Почему? Ответы учащихся: (У глухих нет голоса, только шум). Сделаем вывод: Для крика нужен голос, а его-то и нет у глухих согласных. - Теперь проводим второй опыт: (слайд 9) Приложим пальцы к гортани и произнесём поочерёдно звуки [б], [в], [г], [з]. Что чувствуете? Ответы учащихся: (Вибрацию голосовых связок). - А теперь произносим звуки [п], [ф], [к]. Что чувствуем? Ответы учащихся: (Вибрации голосовых связок нет). - Какой вывод можно сделать? Ответы учащихся: При образовании звонких согласных голосовые связки работают, а при образовании глухих – нет. (слайд 10) И ещё один опыт – третий: есть такой способ: узнать звонкий или глухой звук перед вами, произнести его, закрыв уши ладонями. Давайте попробуем. Произнесём поочерёдно: [б] – [п], [в] – [ф], [з] – [с]. - Что слышится при произнесении звуков [б], [в], [з]? Ответы учащихся: (при произнесении этих звуков в ушах чуть-чуть звенит). - Сделаем вывод из наших опытов: Ответы учащихся: если для образования согласного используется только шум, то перед нами глухой согласный, если шум и голос, то это – звонкий согласный. Учитель: Молодцы ребята, всё правильно, закончен наш эксперимент, и теперь вы уже точно никогда не перепутаете звонкие и глухие согласные. А чтобы вам легче было запомнить глухие согласные, волшебные человечки - звуки речи предлагают вам записать вот такое волшебное предложение: (слайды 11- 12) Фока, хочешь поесть щец? Запишите в тетрадь предложение. Теперь зачеркните в нём все гласные и мягкий знак. Что осталось? Ответы учащихся: Остались только глухие согласные. - Вот такое предложение поможет вам запомнить глухие звуки. Да, большую работу мы провели, устали, пора и отдохнуть. |
Принимают участие в обучающей игре, эксперименте, применяют правила |
Индивидуальная, групповая |
Познавательные: читают и слушают, извлекают нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебников, рабочих тетрадей. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правила контроля и успешно используют его в решении учебной задачи |
Устные ответы |
Физминутка |
Физминутка. (слайд 13) Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали Ножками потопали, Ручками похлопали. Покружились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем Дружно до пяти считаем, Открываем, поморгаем И работать продолжаем. |
|||||
6. Первичное закрепление с комментированием |
Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Беседа по теме урока |
- Но устали не только мы, но и наши звуки-человечки, они хотят отправиться домой. Вот их дом, давайте поможем каждому из них попасть к себе в квартиру. Угадайте, где кто живёт? Помогите звукам, найдите их квартиру. (На партах у детей – маленькие таблицы – дома согласных) (слайд 14) - Какие звуки поселились на втором этаже? Ответы учащихся: Это звонкие согласные. - А на первом? - Глухие звуки. - Давайте проверим, правильно ли вы расселили звуки? (слайд 15) - Проверьте, так ли у вас? Исправьте ошибки и поставьте себе оценку, если они у вас есть! - А почему некоторые квартиры пустуют? Ответы учащихся: (У этих звуков нет парных им звуков по звонкости и глухости.). - Какие вы молодцы, ребята! Сколько мы нового узнали сегодня. Теперь мы с вами сможем дать характеристику любого согласного звука. Что это значит? Рассказать о звуке, всё, что знаете! Сейчас выполним упражнение 285, где будем учиться характеризовать согласные звуки (разбираем 2 слова у доски, остальные в тетради). Учитель контролирует работу учащихся. |
Записывают в таблицу глухие и звонкие согласные. Работают с заданиями. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы |
Индивидуальная, групповая |
Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
Устные ответы |
- Предлагаю немного поиграть с нашими звуками. (слайд 16): Незнайка не умел писать слова правильно. Он писал их так, как слышал. Какие из слов: 1) счастье, 2)пощада, 3) помощник, 4) рассчитывать – он напишет с буквой щ? А) 1, 2, 3; |
||||||
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
Выполнение разноуровневых обучающих упражнений |
- А теперь, дети, покажите, чему вы научились, побывав в гостях у согласных человечков-звуков речи. Они передали вам карточки с заданиями разного уровня сложности. Посмотрите и выберите для себя задания того уровня, с которым, как вы считаете, справитесь (слайд 17) 1 уровень Изменив в слове 1 букву, образуйте новое, использовав парные звонкие и глухие согласные: Бочка - ….., гора - …., пруд - …. . 2 уровень Отгадай метаграмму: Со звуком [с] я не вкусна, но в пище каждому нужна.(С… ) Со звуком [м] я съем и шубу, и пальто. (М… ) 3 уровень Составьте слово из звуков: Глухая пара [з] – Глухая пара [д] – Гласный [о] под ударением – Звонкая пара [к] – - Кто уже готов? Называйте № задания, по которому работал, объясни, как выполнил. |
Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями, самостоятельно выполняют упражнения |
Индивидуальная, групповая |
Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. Познавательные: приобретают умения использовать знания в практической деятельности. Регулятивные: исправляют и объясняют ошибки, оценивают свою работу. Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения |
Самостоятельная работа |
А сейчас я прочитаю вам стихотворение Федора Ивановича Тютчева «Весенняя гроза», а вы следите за звуками. Люблю грозу в начале мая, - Какой звук часто повторялся- (р), (гр) - Какое настроение передают эти звуки? (звучание громовых раскатов, образ начинающейся грозы.) Такой художественный прием называется звукопись. Автор намеренно повторяет звуки, стремясь изобразить с их помощью то, о чем он пишет. Запишите себе в тетрадь, что же такое «звукопись» (слайд 18) |
||||||
Наши звуки – человечки уже отдохнули в своих домиках и хотят еще немного поиграть с вами. Они решили загадать вам, ребята, свои загадки, а ваша задача - их правильно отгадать (слайд 19) Ответы запишите в тетради. На каждую загадку у вас должно получиться два слова в ответе. С глухим согласным наливаюсь в поле, Со звонким — сам звеню я на раздолье. (Колос — голос). С глухим — траву она срезает, Со звонким — листья объедает. (Коса — коза). С «м» — приятен, золотист, очень сладок и душист. С буквой «л» зимой бывает, а весною исчезает. (Мёд — лёд). С глухим шипящим кругл, как мячик, Со звонким — как огонь горячий. ( Шар — жар). Молодцы, ребята! Звуки – человечки очень довольны вами. |
||||||
8.Включение в систему знаний и повторение |
Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание, домашнее задание. |
(Слайд 21) Чтобы знанья были впрок, Кратко повторим урок! - Что мы сегодня узнали на уроке? - Из чего состоят звонкие согласные? Глухие? - Почему нам важно это знать? (слайд 22) Я для вас приготовила шараду. Корень мой находится в цене, В очерке найди приставку мне, Суффикс мой в тетрадке все встречают, Вся же в дневнике я и в журнале. - Какое получилось слово? Это значит, что пришло время выставить отметки за урок. Домашнее задание. (слайд 23) Придумать 3 загадки о согласных звонких и глухих. Инд.задание: подобрать примеры звукописи из стихотворения А.Усачёва «Шуршащая песенка» |
Отвечают на вопросы. Оценивают работу товарищей и свою. Записывают домашнее задание |
Фронтальная |
Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу и объясняют ошибки |
Оценивание работы учащихся на уроке |
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) |
Заключительная беседа по вопросам |
- Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? - Как вы их преодолевали? - Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас? - Дайте оценку нашей работе: выберете одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – улыбающийся человечек - звук, нет – грустный человечек - звук. (слайд 24) |
Определяют своё эмоциональное состояние на уроке |
Индивидуальная, групповая |
Познавательная: устанавливает взаимосвязь между объёмом приобретённых на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных действий; приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания |
Листы обратной связи |