Урок-сказка «Звонкие и глухие согласные» в 5 классе
1.Сколько букв и звуков в слове ПАДАТЬ? (6 б., 5 зв.) 2. Сколько гласных звуков в русском языке? -(10) 3. Звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и читаем. 4. Из чего состоят согласные звуки? ( Согласные звуки состоят из голоса и шума). Светло и ярко солнце светит, Но загрустил Ошибкин Петя. Глядит мечтательно в тетрадь: Вот если б получить мне «пять»…
Тема урока: «Звонкие и глухие согласные»
Цель: Познакомить с делением согласных на звонкие и глухие. Формировать умение различать звонкие и глухие согласные. Дать представление о звукописи.
Сонорные (звучные) согласные [л] [л‘] [м] [м‘] [н] [н‘] [р] [р‘] [й‘]
Звонкие согласные [б] [б’] [в] [в’] [г] [г’] [д] [д’] [ж] [з] [з’]
Глухие согласные [к] [к’] [п] [п’] [с] [с’] [т] [т’] [ф] [ф’] [ш] [х] [х’] [ц] [ч’] [щ’]
Что же такое эксперимент? С. И. Ожегов «Словарь русского языка»: «Эксперимент – это научный опыт».
Опыт № 1: Попробуйте покричать, используя только глухие к, ф, ш.
Опыт № 2: Приложим пальцы к гортани и произнесём поочерёдно звуки [б], [в], [г], [з].
Опыт № 3: Закройте уши ладонями и произнесите звук- тогда и узнаете, звонкий он или глухой
Волшебное предложение
Волшебное предложение
Физминутка
Домик согласных звуков:
Домик согласных звуков: Б в
Фонетическая задача. Фонетическая задача. Незнайка не умел писать слова правильно. Он писал их так, как слышал. Какие из слов: 1) счастье, 2)пощада, 3) помощник, 4) рассчитывать – он напишет с буквой щ? А) 1, 2, 3; Б) 1, 2, 4; В) 2, 3; Г) 1, 4; Д) все.
Разноуровневые задания 1 уровень Изменив в слове 1 букву, образуйте новое, использовав парные звонкие и глухие согласные: Бочка - ….., гора - …., пруд - …. . 2 уровень Отгадай метаграмму: Со звуком [с] я не вкусна, но в пище каждому нужна.(С… ) Со звуком [м] я съем и шубу, и пальто. (М… ) 3 уровень Составьте слово из звуков: Глухая пара [з] – Глухая пара [д] – Гласный [о] под ударением – Звонкая пара [к] –
ЗВУКОПИСЬ – приём усиления звуковой выразительности в художественной речи.
Загадки. На каждую загадку у вас должно получиться два слова в ответе. Над каждым словом напишите звук, который помогает отличить первое слово от второго и второе от первого. С глухим согласным наливаюсь в поле, Со звонким — сам звеню я на раздолье. С глухим — траву она срезает, Со звонким — листья объедает. С «м» — приятен, золотист, очень сладок и душист. С буквой «л» зимой бывает, а весною исчезает. С глухим шипящим кругл, как мячик, Со звонким — как огонь горячий.
Творческое задание «Луна или Марс?» Самый правдивый человек на земле барон Мюнхаузен рассказывал о планете, на которой он однажды побывал: «Мухи там величиной с овец, а яблоки не меньше арбузов». Что это за планета? Подсказка: В слове-отгадке нет глухих согласных звуков.
Закрепление: Закрепление: - Что мы сегодня узнали на уроке? - Из чего состоят звонкие согласные? Глухие? - Почему нам важно это знать?
Шарада Корень мой находится в цене, В очерке найди приставку мне, Суффикс мой в тетрадке все встречают, Вся же в дневнике я и в журнале.
Домашнее задание: Придумать 3 загадки о согласных звонких и глухих. Инд.задание: подобрать примеры звукописи из стихотворения А.Усачёва «Шуршащая песенка»