Урок русского языка в 3 классе на тему «Звонкие и глухие согласные на конце слова»
Тема: «Звонкие и глухие согласные на конце слова ».
Тип урока: урок закрепления знаний.
Цель урока: закрепить умение учащихся определять правильное написание звонких и глухих согласных на конце слова.
Задачи урока:
Обучающие:
- Закрепить умение учащихся подбирать проверочные слова для правильного написания звонких и глухих согласных на конце слова;
- закрепить навык работы с наглядным материалом, навык полного ответа на вопрос;
- совершенствовать навыки письма.
Коррекционно-развивающие:
- развитие речи и коррекция её недостатков;
- развитие познавательных процессов: слухового восприятия, зрительного внимания, наглядно-действенного и образного мышления, развитие процессов анализа и синтеза;
- развитие моторики рук.
Воспитательные:
-воспитание положительных качеств личности (трудолюбия, аккуратности, умения слушать собеседника, сочувствия, взаимоуважения), формирование положительного отношения к учению.
Оборудование: наглядный материал: картинки предметов , раздаточный материал: индивидуальные карточки, мяч, солнышко и лучики.
Орг. Момент.
Проверка готовности к уроку.
Мотивационный этап.
Так хочется, чтобы быстрее наступили теплые деньки, растаял снег, но это невозможно без яркого солнышка, А давайте, ребята, его позовем к нам на урок!
Все дети вместе: Солнышко, покажись,
Обогрей нас, улыбнись!
- Посмотрите, солнышко появилось, но лучики у нашего солнышка забрали тучки. Они оставили нам письмо:
«Чтобы вернуть солнышку лучики, вам ребята, нужно выполнить задания, за выполнение которых мы будем возвращать солнышку лучики!». Чтобы помочь солнышку, мы должны успеть выполнить все задания на уроке.
- Поможем солнышку, чтобы оно ярко светило и грело нас? (Да)
Актуализация знаний.
Поиграем в игру «Наоборот» с мячом (игрушкой)
Я называю парный звонкий или глухой согласный, а вы называете для него пару. Например, если я называю «б», то вы должны назвать «п». Начнём.
Б-п, в-ф, з-с, д-т, к-г, ж-ш
- Молодцы, солнышко получает свой лучик обратно!
Работа у доски
- А теперь отгадайте загадку и напишите нужную букву рядом с карточкой, подберите проверочное слово.
Стоит Антошка
На одной ножке,
Сам маленький,
А шляпа большая. (Гриб)
Без рук, без ног,
А рисовать зимой умеет. (Мороз)
Иголки лежали, лежали,
Да вдруг побежали. (Ёж)
Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый – все довольны.
Так приятен он на вкус!
Что это за шар? (Арбуз)
За тобою он плетется,
Хоть на месте остается. (след)
- Солнышко получает ещё один лучик! Молодцы!
4. Сообщение темы и цели урока
- Какая же тема нашего урока? (Написание звонких и глухих согласных на конце слова). Хором говорим тему урока.
Повторение правила
Почему мы должны проверять слова с парными звонкими и глухими согласными? (Потому что, на конце слов парные согласные произносятся как глухие, а пишутся по-разному).
А как же проверить такие слова, в которых мы слышим глухой согласный, а написать надо другую букву?
(Чтобы правильно написать парные звонкие и глухие согласные на конце слова, надо изменить слово так, чтобы после согласной стояла гласная).
Гимнастика для пальцев.
Выполним гимнастику для пальчиков и затем будем работать в тетради.
Самомассаж каждого пальчика рук. Трем ладошки, чтобы они были горячими. Погладим ладошки.
«Крестики-нолики»: поочередно делаем «крестики» из указательного и среднего, а затем нолики
«Колокольчики»: ребенок в течение 30-60 секунд потряхивает кистями рук.
- За выполнение гимнастики мы получили ещё один лучик для солнышка!
В тетради пропись буквы
запись числа: 2 февраля и классная работа
6. Закрепление пройденного материала
б) работа с учебником
Учебник с.119, упражнение 9.
Прочитайте предложения каждый вполголоса.
Прочитаем первое предложение. Собака взяла (следы) след.
В скобках дано проверочное слово, после согласной идет гласная буква, значит в слове след мы напишем букву «д».
Читаем второе предложение. За окном намело большой (сугробы) сугро… Какую букву мы вставим и какое проверочное слово запишем в скобках? (сугробы, в слове сугроб, на конце напишем «б»).
Аналогичная работа с 3 и 4 предложениями.
- Ещё один лучик вернулся к солнышку!
Физ минутка в форме игры
« Найди нужную букву и вставь в слово».
(Буквы расположены в разных местах класса, дети встают рядом с той буквой, которую необходимо писать на конце слова).
Хлеб, снег, дуб, голос, глаз, суп, зуб завод, шкаф, народ, пирог, флаг, жук,
- И за это задание мы получаем лучик.
б) Упражнение в определении звонких и глухих согласных на конце слова в предложении.
У каждого на парте карточки. Вам нужно прочитать предложение и вставить пропущенную букву в слове.
1.Сне. ( ) укутал деревья.
2. Молодая ёлочка спряталась в сугро. ( ).
3.Нам не страшен моро. (з/с ). (Ане)
4. Мы пошли в похо. (д/т ). (Ирине)
5. В лесу рос душистый ланды. ( ).
6. Собака – верный дру. ( ).
7.Возьми но. ( ) и вилку.
8.На обед дали пиро. ( ) с капустой.
- Поменяйтесь карточками и проверьте, правильную ли букву, вставил ваш сосед. Фронтальная проверка. Поменяйтесь карточками обратно. Запишите предложение в тетрадь.
- Последний лучик получило солнышко. Теперь нам будет теплее и светлее с ним.
7. Подведение итогов.
- Какие задания мы выполняли на уроке?
- Какое задание было самым простым?
- Какое задание было для вас сложным?
- Как проверить написание парной согласной на конце слова? (Надо изменить слова так, чтобы после согласной стояла гласная)
Федорова Людмила Ивановна