Урок-викторина в 3 классе «Знаете ли вы …» (по сказкам А.С. Пушкина)

6
2
Материал опубликован 20 March 2016 в группе

Урок-викторина  «Знаете ли вы …»

(по сказкам А.С. Пушкина)

Цели:

проверить эрудицию и память;

дать интересные сведения по теме;

развивать коммуникативные навыки.

Оборудование: выставка книг со сказками А.С. Пушкина, презентация.

Ход урока:

 Знакомство с условиями  викторины: викторина проводится, как путешествие по станциям:

  1. «Сказочная» - разминка.
  2. «Литературные герои»- для набравших большее количество очков.
  3. «Лексическая» - для вышедших в финал.
  4. «Знаете ли вы пушкинские рифмы» - поощрительная для игроков, имеющих очки.

Учитель. В рамках проведения недели русского языка и литературы мы проведем с вами игру-викторину по сказкам А.С. Пушкина.  Кто же хорошо знает творчество А.С.Пушкина. За правильный ответ получаете балл.

1.Даты жизни писателя.

2.Назовите произведение по слайдам. «У лукоморья дуб зеленый». Прочитайте наизусть.

3. Что такое сказка. Виды сказок.

4.Сколько всего сказок написал поэт? Назовите их.

5.Какую сказку мы с вами изучали? Прочитайте наизусть.

4. Какая сказка завершается концовкой: «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок? ( «Сказка о золотом петушке».)

Станция «Литературные герои» (Знаете ли вы героев пушкинских сказок).

Угадайте пушкинских героев.

О ком эти строки и назвать из какой они сказки?

1- Ест за четверых,/Работает за семерых (Балда, «Сказка о попе и его работнике Балде».)

2- В дорогой собольей душегрейке,/Парчовая на маковке кичка,/Жемчуги огрузили шею, На руках золотые перстни,/На ногах красные сапожки. (Старуха - столбовая дворянка, «Сказка о рыбаке и рыбке».)

3.За морем царевна есть,/Что не можно глаз отвесть:/Днем свет божий затмевает,/Ночью землю освещает (Царевна Лебедь: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».)

4. До светла все у него пляшет,/Лошадь запряжет, полосу вспашет,/Печь затопит, все заготовит, закупит,/Яичко испечет да сам и облупит. (Балда:«Сказка о попе и его работнике Балде».)

5. А сама-то величава,/Выплывает, будто пава;/А как речь-то говорит,/Словно реченька журчит (Царевна Лебедь: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».)

6. Высока, стройна, бела,/И умом и всем взяла; (Цараца-мачеха: «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».)

7. Месяц под косой блестит,/А во лбу звезда горит. (Царевна Лебедь: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».)

8. Белолица, черноброва,/Нраву кроткого такого. (Царевна-дочь:«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».)

9. Все красавцы молодые,/Великаны удалые,/Все равны, как на подбор,/С ними дядька Черномор. (33 богатыря:«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».)

10. Семь румяных усачей. (7 богатырей: «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».)

Станция «Лексическая».(Знаете ли вы значения слов).

1.А царевна, подбираясь,

Поднялася на крыльцо

И взялася за кольцо.

(«подбирая подол платья»)

2.Жил-был поп,

Толоконный лоб…(насмешливое отношение к попу; толокно-толченая овсяная мука).

3.А что значит имя Балда? (молот, кулак; в нижегородском говоре-палица, дубина).

4.В колымагах золотых

Пышный двор встречает их (в больших каретах, отделанных под золото).

5. «Что ты, баба, белены объелась?»- спрашивает старик у старухи. Что такое белена? (ядовитое растение с одурманивающим запахом. Здесь в значении-«одуреть».)

Пока вы считаете баллы, игра «Черный ящик»

Какой предмет в нем находится. Его использовали недобрые силы, чтобы убрать соперницу.

Вопросы из презентации.

Станция «Знатоков сказок А.С. Пушкина»

Выходят на турнир те, кто набрал много баллов. Блиц-турнир. Назовите цифру, из какой сказки вам  будут вопросы.

1.«Сказка о рыбаке и рыбке».

  1. Сколько лет старик со старухой жили у синего моря?(Они жили в ветхой землянке. / Ровно тридцать лет и три года.)
  2. Чем занимались старик со старухой, пока старик не поймал золотую рыбку?(Старик ловил неводом рыбу. / Старуха пряла свою пряжу.)
  3. Назовите, что в первый раз попросила старуха, во второй, в третий и так далее(1 раз: «Надобно ей новое корыто». 2 раз: «Избу просит сварливая баба». 3 раз: «Уж не хочет быть она крестьянкой, хочет быть столбовою дворянкой». 4 раз: «Уж не хочет быть она дворянкой, / Хочет бытьвольною царицей». 5 раз: «Уж не хочет быть она царицей, / хочет быть владычицей морскою».)
  4. Куда отправила старуха служить своего мужа, когда стала столбовою дворянкой?(На него прикрикнула старуха./ На конюшне служить его послала.)

2.«Сказка о попе и его работнике Балде».

  1. За какую расплату Балда согласился работать у попа?(3 щелчка по лбу в год.)
  2. Где жил Балда у попа? На чём спал Балда у попа? Что ел Балда у попа?(Жил- На подворье, спал- На соломе, ел- Варёную полбу.)
  3. На что надеялся поп, когда брал Балду на работу?(На русский авось.)
  4. Что случилось с попом после 1 щелчка? Со второго щелка? С третьего щелка?(После первого щелчка - Подпрыгнул до потолка, после второго- Лишился языка, после третьего щелчка - Вышибло ум у старика.)

3.«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

  1. Где был царь Салтан, когда царица родила дочь?(В те поры война была. / Царь Салтан, с женой простяся,/На добра-коня садяся,/Ей наказывал себя/Поберечь, его любя./Между тем, как он далеко/Бьется долго и жестоко.)
  2. Кем приходились ткачиха с поварихой царице?(Кабы я была царица, -Говорит ее сестрица, -То на весь бы мир одна /Наткала я полотна"./"Кабы я была царица, -Третья молвила сестрица, …)
  3. Как ткачиха с поварихой подменили гонцу письмо для царя Салтана?(Допьяна гонца поят/И в суму его пустую/Суют грамоту другую.)
  4. От кого спас князь Гвидон Лебедя?(Ты не коршуна убил,/Чародея подстрелил.)
  5. В кого превращала Лебедь князя Гвидона?(В комара, в муху, в шмеля.)

4.«Сказка о золотом петушке».

  1. Кто подарил царю Дадону золотого петушка?(Вот мудрец перед Дадоном/Стал и вынул из мешка Золотого петушка.)
  2. Что попросил мудрец у царя Дадона за свою услугу?(Помнишь? за мою услугу/Обещался мне, как другу,/Волю первую мою/Ты исполнить, как свою./Подари ж ты мне девицу,/Шамаханскую царицу.)
  3. Как погиб мудрец? Как погиб царь Дадон?(Мудрец: Царь хватил его жезлом/По лбу; тот упал ничком,/Да и дух вон. Царь Дадон: И в глазах у всей столицы/Петушок спорхнул со спицы,/К колеснице полетел/И царю на темя сел,/Встрепенулся, клюнул в темя/И взвился... и в то же время/С колесницы пал Дадон -/Охнул раз, - и умер он.)

5. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

  1. Что было дано в приданое царице- мачехе?(Царевне – дочке царя: Семь торговых городов/Да сто сорок теремов. Царице- мачехе: Ей в приданое дано/Было зеркальце одно.)
  2. Почему служанка в первый раз не погубила царевну?(Та, в душе ее любя, /Не убила, не связала,/Отпустила и сказала:/"Не кручинься, бог с тобой"./А сама пришла домой.)
  3. Что делала царевна, когда ждала богатырей?(А хозяюшкой она/В терему меж тем одна/Приберет и приготовит./……Раз царевна молодая,/Милых братьев поджидая,/Пряла, сидя под окном.)
  4. Перечислите, кто в сказке помогал царевне?(7 богатырей, Соколко, Елисей, Ветер, Месяц, Солнце.)

Станция «Итоговая».

А.С. Пушкин вывел сказку из разряда второстепенной литературы, какой она оставалась до него. Собственные сказки, сочиненные поэтом по образцу народных, удержали в себе главное -  прелесть и свободу сказочного чуда. В них - весь мир, красота человека, фантазия, мечта.

Подведение итогов.

Награждение победителей.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Хотелось бы посмотреть презентацию, упомянутую в оборудовании урока

4 May 2016

Здравствуйте. К этому уроку нет прикреплённых файлов.

5 May 2016