Урок «Что за прелесть эти сказки!» (Викторина по сказкам А.С. Пушкина в 4 классе)
Что за прелесть эти сказки!
Урок -викторина по сказкам А.С. Пушкина в 4 классе.
Цель урока: обобщить знания по сказкам великого русского писателя А.С.Пушкина.
Задачи:
Образовательные:
продолжить знакомство учащихся с биографией и творчеством А.С.Пушкина;
совершенствовать навык чтения; правильность, выразительность, беглость, дикцию;
формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи,
прививать интерес к предмету.
Развивающие:
развивать устную речь учащихся, формировать читательскую самостоятельность,
развивать образное и логическое мышление, воссоздающее творческое воображение детей;
расширять кругозор детей,
развивать навык словесного рисования;
обогащать словарный запас учащихся
развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять, и другие логические операции мышления;
Воспитательные:
воспитание норм морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения;
воспитание интереса к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей;
воспитание усидчивости, взаимоуважения, взаимовыручки,
воспитывать умение работать дружно, согласованно с одноклассниками.
Оборудование:
Телевизор, магнитофон;
Портрет А.С.Пушкина;
Произведение А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане»,
Карточки с заданиями;
Конверты со строчками из сказки Пушкина;
Рисунок «У Лукоморья дуб зеленый…»
Иллюстрации к сказкам .
Ход урока
Организация детей на занятие. Приветствие учащихся. Организация рабочего места.
Класс разбит на пять команд. У каждой команды есть название, капитан. Столы, за которыми сидят участники игры расположены группами.
Ответы оценивает жюри, из числа приглашённых родителей.
Просмотр отрывка из мультипликационного фильма-сказки «Сказка рыбаке и рыбке»
У Лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём, и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
налево - сказку говорит,
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит…
-Сегодня мы вспомним любимые вами сказки А.С.Пушкина. Наше первое знакомство происходит с этим гением, когда мы читаем его сказки. «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма». Так писал Александр Сергеевич своему брату Лёвушке. Эти же слова мы может с полным правом отнести к сказкам самого Пушкина.
Представление команд.
Каждая команда представляет название команды, её девиз и капитана.
- Ребята, сегодня мы проводим викторину по сказкам нашего любимого поэта А. С. Пушкина. За каждый правильный ответ команда получает по 1 бал.
Разминка
— В каком году родился А. С. Пушкин? (6 июня1799 года)
— В каком городе родился Пушкин? (в Москве)
— Как звали родителей поэта? (Сергей Львович, Надежда Осиповна)
— В какой школе учился А. С. Пушкин? (в Царскосельском лицее)
— Были ли у Пушкина братья и сестры? (сестра Ольга и брат Лев)
— К кому обращался Пушкин с такими словами: «Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя»? (к няне Арине Родионовне)
— О каком городе Пушкин писал: «Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой ее гранит».(О Петербурге)
Сообщение подготовленного ученика .
Долгими зимними вечерами она рассказывала маленькому Саше сказки, пела русские народные песни. И когда поэт жил в Москве, Петербурге, он часто вспоминал Арину Родионовну, скучал по ней и посвящал ей свои стихи. Именно она, Арина Родионовне, пробудила в будущем поэте любовь к устному народному творчеству, желание подарить людям сказки.
-Сколько всего сказок написал великий поэт? (5)
- Что вы еще помните из биографии поэта? (ответы)
1 конкурс «Собери название сказки».
Дети из слов в конверте складывают правильное название сказок («Сказка о царе Салтане,о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и о работнике его Балде»)
Проверка. На доске название сказки и год написания
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», 1831
«Сказка о попе и работнике его Балде», 1831
«Сказка рыбаке и рыбке», 1833
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», 1833
«Сказка о золотом петушке», 1834
2 конкурс «Распутай путаницу».
Каждая команда получает карточку с названиями предметов и персонажей. Необходимо соотнести их со сказками.
-Путь –дорога, пес,терем, прялка, солнышко, месяц, зеркальце, ветер , свадьба.
(«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)
-Откуп, дурачина, изба, терем, царица, корыто.(«Сказка о рыбаке и рыбке »)
-Базар, жадность, лошадь, оброк, море, верёвка. расплата.(«Сказка о попе и работнике его Балде »)
-Рать, воевода,спица, мудрец, шатёр, царица, звёздочёт, петушок .(«Сказка о золотом петушке »)
-Окошко, царь, сёстры , бочка, остров, лебедь, богатыри. белка, расплата. («Сказка о царе Салтане »)
3 конкурс «Лучший знаток сказок А.С. Пушкина»
-Какими словами царица обращалась к волшебному зеркальцу?
«Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
-Каким возгласом оповещал Золотой петушок об опасности? (Кири- ку-ку!Царствуй, лёжа на боку!).
-Расплачиваясь с Балдой, поп подставил лоб. Что же приговаривал Балда с укоризной? («Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной».)
-Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»?(«Жил старик со своею старухою У самого синего »)
-Какими словами обращался старик к золотой рыбке? («Смилуйся, государыня рыбка»!)
-Как начинает Пушкин «Сказку о царе Салтане»? («Три девицы под окном Пряли поздно вечерком».)
-Какими словами заканчивается «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»?
(«Я там был, мёд, пиво пил –И усы лишь обмочил»)
-Назовите слова, которыми заканчивается «Сказка о Золотом петушке».
(«Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок».)
-«В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны хлещут». («Сказка о царе Салтане» )
-« Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч». ( «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
-«В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красивые сапожки». («Сказка о рыбаке и рыбке»)
-«И соседи присмирели,
Воевать уже не смели:
Таковой им царь Дадон
Дал отпор со всех сторон!» («Сказка о Золотом петушке»)
-Да вот верёвкою хочу
море морщить,
Да вас, проклятое племя корчить!
Балда («О попе и о работнике его Балде»).
-Горе мне! Попались в сети
Оба наших сокола!
Горе! Смерть моя пришла.
Царь Дадон («Сказка о золотом петушке»).
-Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник.
А где найти мне такого
Служителя не слишком дорогого?
Поп, толоконный лоб («О попе и о работнике его Балде»).
-Разочтемся, наконец,
Помнишь, за мою услугу
Обещался мне, как другу
Волю первую мою
Ты исполнишь, как свою.
Мудрец («О золотом петушке»).
- Как звали царя в «Сказке о Золотом петушке»? (Дадон)
-Как звали королевича, жениха царевны в « Сказке о мёртвой царевне…»? (Елисей).
- Под каким деревом грызла орешки белка? (под елью)
- На каком острове в златоглавом городе правил князь Гвидон? (на острове Буяне)
- Какое было последнее желание вредной старухи? ( стать владычицей морской)
- От кого князь Гвидон спас царевну Лебедь? ( от Чародея)
- В кого первый раз превратился князь Гвидон? ( в комара)
- Какое было первое желание вредной старухи? (новое корыто)
- В кого последний раз превратился князь Гвидон? (в шмеля)
- Каким фруктом отравилась царевна ? (яблоком)
- Кто был верным сторожем царя Дадона? (петушок)
- Из чего состояли орешки, которые грызла белка?
(«Орешки не простые, Все скорлупки золотые,Ядра – чистый изумруд»)
- К кому первому обратился королевич Елисей в поисках своей невесты? (к Солнцу)
- К кому обратился королевич Елисей в поисках своей невесты в 3 раз? ( к ветру)
- Кто Дадону подарил золотого петушка? ( мудрец -звездочёт, скопец)
- Где встретил поп Балду? (на базаре)
- Кто увёл в лес царевну? (Чернавка)
- За какую плату согласился Балда служить у попа? ( «в год за три щелчка тебе по лбу»)
-Куда посадили бояре молодую царицу с сыном в « Сказке о царе Салтане…»? (В бочку).
-Как звали сына царя Салтана? (Князь Гвидон).
-Какую песню пела белка под ёлкой? («Во саду ли , в огороде…» ).
-В кого и в какой последовательности превратился князь Гвидон? (Комар- муха- шмель).
-Кем стали девицы по приказу Салтана? (Ткачихой, поварихой, царицей).
-Что поймал старик в первый и во второй раз? (Первый раз- тина, второй раз- морскую траву).
-Назовите по порядку, что хотела от рыбки старуха? (Старуха посылала старика к рыбке пять раз. Просьбы были такие: новое корыто, изба, желание стать столбовою дворянкой, затем вольною царицей и , наконец, владычицей морскою.)
-У кого в тереме гостила пропавшая царевна? (У семи богатырей).
-Кто помогал королевичу Елисею в поисках царевны? (Солнце, месяц, ветер).
-С кем соревновался Балда, чтобы получить оброк? (С бесёнком ( чертёнком).
-Какими словами заканчивается « Сказка о Золотом петушке»? (Сказка- ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок»)
4 конкурс «Назови сказочные числа».
Какое двузначное число встречается и в каких сказках?)
а) 33 богатыря («Сказка о царе Салтане ...»).
б) 30 лет и три года жили они в ветхой землянке («Сказка о рыбаке и рыбке»).
Какое однозначное число встречается и в каких сказках?
а) 3 девицы под окном... («Cказка о царе Салтане ...»).
б) В год за 3 щелчка тебе по лбу...(«Cказка о попе и работнике его Балде»).
5 конкурс«Конкурс капитанов».
- Продолжите фразу из сказки.
1) н. Царь Салтан гостей сажает
За свой стол и вопрошает:
о. «Ой вы гости – господа,
Долго ль ездили ? Куда?
Ладно ль за морем,
Иль худо? И какое в свете чудо?»
2) н. Корабельщики в ответ:
о. «Мы объехали весь свет;
За морем житьё не худо,
В свете ж вот какое чудо...»
3)н. Вот пошел он к синему морю,
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
о. «Чего тебе надобно, старче?»
4)н. Щелк щелку ведь розь.
Да понадеялся он на русский авось.
Поп говорит Балде:
о. «Ладно. Не будет нам обоим накладно.
Поживи-ка на моем подворье,
Окажи свое усердие и проворье...»
5)н.Час обеда приближался,
Топот по двору раздался:
Входят семь богатырей,
Семь румяных усачей.
Старший молвил:
о.«Что за диво! Все так чисто и красиво.
Кто-то терем прибирал
Да хозяев поджидал.»
6 конкурс «Угадай сказку по иллюстрации»
Команды получают по два рисунка, надо угадать из каких сказок эти иллюстрации.
7 конкурс «Собери слово»
Пока часть команды собирает из букв слово, другие из команды должны собрать пазлы- иллюстрация к сказке ( заранее приготовить клей ,альбомный лист).
РЗЕАОЛК (зеркало) («Сказка о мертвой Цареве и о семи богатырях»)
ДОВЕН (невод) («Сказка о рыбаке и рыбке»)
ОКЛОБЯ (яблоко) («Сказка о мертвой Цареве и о семи богатырях»)
Я С Ц Е М (месяц) («Сказка о царе Салтане», «Сказка о мертвой Цареве и о семи богатырях»)
О М А К Р (комар) («Сказка о царе Салтане»)
Л А К Е Б (белка) («Сказка о царе Салтане»)
А Р А З Б (базар) («Сказка о попе и о работнике Балде»)
ОТКОЫР (корыто) («Сказка о рыбаке и рыбке»)
8 конкурс «Домашнее задание». Художественное чтение .
Инсценирование отрывка из любой сказки по выбору.
9 конкурс «Размышляй-ка».
-Вот и вспомнили мы самые известные сказки Пушкина, а теперь поразмышляйте, обсудите ваше мнение в группах и ответьте на вопросы:
Какая из сказок показалась вам смешной и почему?
Какая самая поучительная?
Какая самая красивая, волшебная?
-Мы с вами говорили, что няня Арина Родионовна пробудила в будущем поэте любовь к устному народному творчеству. А ведь к устному народному творчеству относятся и пословицы. К какой из сказок подходят пословицы.
Злая царица: На языке –мед, а на сердце лед.
Старуха: Вороне соколом не быть. Не бывать калине малиною.
Поп: Скупой платит дважды.
Рыбак: Была бы спина, найдется и вина.
Балда: Терпение и труд все перетрут.
Счастливая семья «Сказка о царе Салтане»: Все вместе так и душа на месте.
-На этом наша викторина завершается, а сказки А.С.Пушкина останутся в наших сердцах.
К нам приходят пушкинские сказки,
Яркие и добрые, как сны.
Сыплются слова, слова-алмазы
На вечерний бархат тишины.
Шелестят волшебные страницы.
Всё скорей нам хочется узнать.
Вздрагивают детские ресницы,
Верят в чудо детские глаза.
Даже если мы уже не дети,
В 20, в 30 лет и 45
Убегаем мы порою в детство,
Убегаем к Пушкину опять.
Убегаем в буйство свежих красок,
В торжество добра над тёмным злом,
Убегаем в пушкинские сказки,
Чтоб добрей и лучше стать потом. (И. Акулинина)
Подведение итогов викторины и награждение победителей
Кадырова Ольга Игоревна
Шестакова Айгуль Инсафовна
Федорова Людмила Ивановна
Шестакова Айгуль Инсафовна