Урок-викторина «Берестяные промыслы России» (2 курсы СПО)
Конспект урока-викторины «Берестяные промыслы России»
Учебная дисциплина: "Технология изготовления художественных изделий из дерева".
Тема: «Берестяные промыслы России»
Целевая аудитория: студенты 2-го курса, обучающиеся по профессии 08.01.05 "Мастер столярно-плотничных и паркетных работ".
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.
Форма проведения: урок-викторина
Цели:
- создание условий для организации деятельности обучающихся по обобщению и систематизации знаний, полученных в рамках УД "Технология изготовления художественных изделий из дерева", по теме "Художественная обработка бересты";
- создание условий для раскрытия творческого потенциала обучающихся.
Задачи:
Образовательные:
- обобщить, проверить и систематизировать знания, полученные в рамках УД "Технология изготовления художественных изделий из дерева" по теме "Художественная обработка бересты";
- продолжить применение методов РТВ (развития творческого воображения) для решения заданий с творческим компонентом.
Развивающие:
- активизировать познавательную деятельность обучающихся;
- развивать логическое мышление, умение анализировать, развивать быстроту реакции, память, умение работать в команде;
- формировать умение, направленное на выявление, ограничение и последовательное сужение поля поиска решения;
- формировать умение смотреть на вещи с разных сторон;
- развивать интерес к открытию нового, к изобретательству;
- способствовать развитию умений творческого подхода к решению практических задач.
Воспитательные:
- создать условия, обеспечивающие воспитание интереса и творческого отношения к избранной профессии;
- способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности;
- обеспечить условия для воспитания положительного интереса к народным промыслам;
- способствовать формированию у обучающихся навыков совместной деятельности, умению работать в группах;
- способствовать формированию интереса к устному народному творчеству и изобразительным искусствам;
- побуждение интереса к истории берестяного промысла.
Межпредметные связи:
УД «Технология изготовления художественных изделий из дерева»
ОУД «Литература» - Устное народное творчество.
ОУД «Физика» - свойства твердых тел.
Форма проведения: работа в группах.
Методы обучения: репродуктивный, методы РТВ (развития творческого воображения ТРИЗ- Метод Робинзона Крузо (метод скрытых свойств объекта обучает системному использованию ресурсов).
Материально-техническое и дидактическое оснащение урока:
Электронные ресурсы:
Презентация «Задания викторины»
Знаковые таблицы:
Таблицы с пословицами и поговорками
Дидактические материалы Лото (задания в 3 вариантах на определение инструментов для работы с берестой; на определение техник и технологий работы с берестой, на определение видов берестяных промыслов).
Дидактическое обеспечение:
Раздаточный материал:
Таблицы с пословицами и поговорками (3 комплекта)
Цветные копии картин известных художников (3 комплекта)
Задания лото для групп (3 варианта).
Задания для выполнения практической части для групп
Материально-техническое оснащение:
Ведро
Береста (заготовки-ленты)
Вода
Соль
Выставка работ студентов групп, занимающихся в студии берестяного творчества.
Общая характеристика урока-викторины
В уроке-викторине принимают участие все обучающиеся, присутствующие на занятии, которые разделены на 3 группы по 6-8 человек. Группы сидят совместно за общими столами.
Викторина состоит из пяти этапов конкурсных заданий (работа с жанрами устного народного творчества; работа с произведениями изобразительного искусства; работа по определению инструментов для обработки бересты, техник и технологий и берестяных промыслов; разгадывание нестандартных и нелогичных ситуаций (задача с «линейными» признаками, задача с «географическими» признаками, задачи- ситуации; практическая часть), которые проходят на состязательной основе.
Ход урока
Структура урока
1. Организационный момент.
Вступительная часть
1. Сообщение темы и цели урока
2. Организация групп обучающихся и сообщение критериев оценки работы на уроке.
Основная часть
1. Конкурс «Продолжи пословицу»
2. Конкурс «Найди и назови берестяные изделия»
3. Конкурс «Собери лото»
4. Конкурс «ДА-НЕТ-ка» интеллектуальная игра
5. Практическая часть: работа с берестой в группах.
Заключительная часть
1. Подведение итогов.
1. Организационный момент (1 мин)
- Приветствие.
- Проверка готовности к уроку.
Вступительная часть (4 мин)
1. Сообщение темы, цели, задач урока (2 мин.)
Сегодня мы собрались на урок-викторину «Берестяные промыслы России».
Цель нашего урока проверить насколько успешно вы усвоили материал по теме «Художественная обработка бересты».
Итак, задачи на урок-викторину:
проявить свою эрудицию в области знания пословиц и поговорок нашего народа и названий предметов крестьянского быта из бересты;
вспомнить инструменты, техники и технологии обработки бересты, а также известные всему миру берестяные промыслы.
применить свои знания о бересте и ее обработке при решении нестандартных задач;
совместно решить практическую творческую задачу.
2. Организация групп обучающихся и сообщение критериев оценки работы на уроке (2 мин).
Урок предполагает работу в группах, поэтому вы разделены на 3 рабочие группы. Предварительно группы выбрали капитана, придумали название и свою эмблему. (Капитаны групп представляют свою команду и эмблему).
Перед вами будут стоять интересные задачи, которые потребуют от вас знаний, эрудиции, сообразительности, внимания и сплоченности.
Вам предстоит пройти 5 этапов конкурсных испытаний. На каждом этапе вы сможете заработать определенное количество баллов. В течение урока будет оцениваться коллективная работа. На доске вы видите ведомость оценки работы групп, это нам потребуется при регистрации и подведении итогов. Группа, набравшая наибольшее количество баллов, объявляется победителем.
Ведомость оценки деятельности групп:
№ п/п | Название группы | Продолжи пословицу (10 баллов) | Найди и назови берестяные изделия (11 баллов) | Собери лото | Игра «ДА-НЕТ-ка» | Практическая часть (5 баллов) | Итого |
(5 баллов) | |||||||
1 | Плетешки | ||||||
2 | Берестянщики | ||||||
3 | Решатели |
Итак, начинаем работу.
Конкурс «Продолжи пословицу» (5 мин)
Вам необходимо за 3 минуты «собрать» пословицу или поговорку, первая часть которой записана в таблице слева, вторая – в таблице справа. (таблицы раздаются на столы группам, а также транслируются на экране телевизора для всех; для удобства работы можно раздать таблицы и разрезанные полоски с частями пословиц).
Максимальное количество баллов -10
Не берись лапти плести, | когда с неё кору дерут. |
Не спеши языком, | но не оденешься. |
Дорог богатому корабль, | да на всякую ногу приходятся. |
Бела береста, | а лесу на рубль изведешь. |
Березой обогреешься, | пятеры лапти сплести. |
Кабы не лыко, да не береста, | не надравши лыка. |
И у берёзы слёзки текут, | а бедному пестерь. |
В дорогу идти, | торопись кочедыком. |
Одни лапти без меры плетутся, | да дёготь чёрен. |
Березового сока на грош, | так и мужичок бы рассыпался |
Правильные ответы:
Не берись лапти плести, не надравши лыка.
Не спеши языком, торопись кочедыком.
Дорог богатому корабль, а бедному пестерь.
Бела береста, да дёготь чёрен.
Березой обогреешься, но не оденешься.
Кабы не лыко, да не береста, так и мужичок бы рассыпался.
И у берёзы слёзки текут, когда с неё кору дерут.
В дорогу идти, пятеры лапти сплести.
Одни лапти без меры плетутся, да на всякую ногу приходятся.
Березового сока на грош, а лесу на рубль изведешь.
Выставление набранных баллов в ведомость-таблицу.
Переходим ко 2-му конкурсу.
Конкурс «Найди и назови берестяные изделия» (5 мин)
Вам необходимо за 3 минуты рассмотреть картины известных художников, найти на них изображения предметов крестьянского быта из бересты и записать названия этих предметов, именно так, как называли их наши предки, многие названия актуальны и сейчас. (цветные распечатанные копии картин раздаются на столы группам, а также транслируются на экране телевизора для всех; на столах должны быть листы для записи).
Максимальное количество баллов -11
| |
В.Ф.Стожаров М.В. Нестеров Л.А. Ламанова |
Правильные ответы:
Лапти, туес (бурак), веревка, короб, пестерь, лукошко (лукно), корзина, кушка (футляр), оплетенный кувшин, оплетенная бутыль, сума (сумка).
В следующем конкурсе продолжим знакомство с народной мудростью.
Выставление набранных баллов в ведомость-таблицу.
Конкурс «Собери лото» (5 мин) Приложение 1
Вам необходимо собрать лото, ознакомьтесь с комплектом. В задание входит карта-основа, в которой вы увидите таблицу с картинками, изображающими инструмент или технику обработки бересты, или какой-то известный берестяной промысел и карточки, на одной стороне которых указан ответ на каждую из этих картинок, а на другой стороне карточки - буквы. Накладывая на картинку, изображенную на таблице- основе, карточку с правильным ответом, буквой кверху, у вас получится часть старинной пословицы о бересте.
Группа, собравшая первыми, получает 5 баллов, вторыми -4 балла, третьи - 3 балла, (нужно следить, чтобы выполнившие задание первыми, не объявляли вслух свой правильный ответ).
Каждая группа получает задание «Собери лото» на темы:
Плетешки - «Инструменты для работы с берестой».
Берестянщики - «Техники и технологии в работе с берестой».
Решатели- «Берестяные промыслы».
После того, как все группы собрали лото, объявляется результат.
Максимальное количество баллов -5.
Правильный ответ: Если бы не лыко и не береста, то и мужичок бы рассыпался.
Выставление набранных баллов в ведомость-таблицу.
Конкурс «ДА-НЕТ-ка» интеллектуальная игра (10 мин)
Суть игры сводится к разгадке некоторой тайны, которую я вам задам. Вы, как участники игры, можете задавать мне вопросы, НО! вопрос должен быть поставлен в такой форме, чтобы я могла ответить вам "Да" или "Нет", возможно, «И да, и нет" Отсюда и название игры.
Вопросы:
1. Я задумала инструмент для обработки бересты. Отгадайте этот инструмент. Задавайте ваши вопросы по очереди (вопросы задаются и принимаются по поднятию руки). Та, группа, которая, правильно ответит на мой вопрос, получает 1 балл. (загадать можно любой инструмент, например, канфарник)
2. Я задумала один из известных берестяных промыслов. Отгадайте мою тайну. Задавайте ваши вопросы по очереди. (загадать можно любой промысел, например, шемогодская береста)
3. Что изображено на фотографии?
Правильный ответ: (березовая каша съедобная)4. Что изображено на фотографии?
Правильный ответ: (подушка из бересты)5. Что изображено на фотографии?
Правильный ответ: (грузила)
Максимальное количество баллов -5.
Выставление набранных баллов в ведомость-таблицу.
Переходим к заключительному конкурсу
5. Практическая часть: работа с берестой в группах, с применением методов РТВ (развития творческого воображения) (10 мин).
Я предлагаю вам стать Робинзонами.
Вы участвуете в реалити-шоу и находитесь на необитаемом острове, на берегу которого останки выброшенного на берег судна, обшитого берестяной. Из инструментов есть нож. Чтобы выбраться на берег вам необходимо решить задачу: изготовить за 10 минут аксессуар для современного интерьера.
Задания для групп: (группам выдается емкость с водой (ведро) в которой замочены предварительно нарезанные берестяные ленты (имитация берестяной обшивки судна), далее всем задается вопрос о том, какая в море вода, после получения ответа, что вода соленая, в емкость высыпается соль).
Защита результатов работы в группах.
К доске приглашается представитель группы для защиты вариантов. В устной форме представляют свои разработанные идеи, демонстрируют практические изделия. Максимальное количество баллов -5.
Выставление набранных баллов в ведомость-таблицу.
Заключительная часть
1. Подведение итогов (5 мин)
Ну вот и подошла к концу викторина. Подведем итоги –посчитаем баллы (работа с ведомостью-таблицей на доске).
Объявление победителей.
Выставление оценок.
Лото "Техники и технологии"DOCX / 820.55 Кб
Лото "Берестяные промыслы"DOCX / 1.73 Мб
Легоцкая Вера Сергеевна
Коротких Светлана Николаевна
Фролова Елена Николаевна
Коротких Светлана Николаевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Коротких Светлана Николаевна
Авхадеева Раиса Ивановна
Коротких Светлана Николаевна
Савкина Юлия Камильевна
Коротких Светлана Николаевна
Сингаевская Наталья Валерьевна
Коротких Светлана Николаевна