Урок-викторина "Всезнайка"

презентация к уроку-викторинеPPTX / 681.97 Кб
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ РЕСУРСУ | ||
1. | Автор (ФИО, должность) | Белова Александра Евгеньевна, учитель-логопед |
2. | Название ресурса | Конспект логопедического урока-викторины «Всезнайка» с мультимедийным сопровождением |
3. | Вид ресурса | Методическая разработка урока |
4. | Тип ресурса | Технологическая карта (конспект) и презентация |
5. | Название ресурса | Конспект урока-викторины с мультимедийным сопровождением |
6. | Целевая аудитория | Обучающиеся 2-4 классов |
7. | Продолжительность урока | 45 минут |
8. | Форма учебной деятельности учащихся | Подгрупповая, групповая |
9. | Цель: | Подвести итоги курса занятий (обобщить и систематизировать полученные знания и умения, вызвать у детей положительные эмоции и рефлексию, способствовать повышению самооценки, дать установку на дальнейшие успехи, получить обратную связь о результативности занятий). |
10. | Задачи: | 1.Коррекционно - образовательные: -закрепить накопленный речевой материал на логопедических занятиях; -уточнить, систематизировать и закрепить имеющиеся знания детей о слове, как о языковой единице, о его морфемном и звукобуквенном составе, навык составления слов из букв и их прочтения. -повторить пространственно–временную последовательность действий и событий, 2.Коррекционно - развивающие: -совершенствовать фонематическое восприятие, анализ и синтез; -развивать зрительное и слуховое внимание и память; -развивать способность к концентрации, распределению и переключению внимания, логического мышления; -умение рассуждать, высказывать свою точку зрения. -активизировать словарь и устную речь учащихся; -коррекция дисграфии и дислексии. 3. Коррекционно - воспитательные: -воспитывать умение работать в коллективе и доброжелательное отношение друг к другу; -соблюдать речевой этикет при общении, эмоционально устойчиво воспринимать победы и поражения, объективно оценивать свою работу и работу товарищей. -прививать интерес к логопедическим занятиям. |
11. | Планируемые образовательные результаты | - актуализировать знания и закрепить изученный материал в области речевого развития; |
12. | Актуальность | В современном образовательном пространстве ключевую роль занимает использование интерактивных ресурсов. Данные ресурсы становятся важным инструментом в коррекционно-логопедической практике, особенно для детей с речевыми нарушениями. С увеличением числа детей, имеющих трудности в развитии речи, игровые методы коррекции позволяют более эффективно развивать не только речь, но и другие важные навыки, такие как внимание, память, эмоциональную устойчивость. Такие уроки способствуют включению детей в процесс обучения, делают его более увлекательным и продуктивным, что подтверждает необходимость их применения. |
13. | Описание ресурса | Комплектация ресурса: 1. Пояснительная записка. 2. Конспект урока (технологическая карта). 3. Мультимедийное сопровождение (интерактивная презентация, игровые компоненты, видеоролики). 4. Карточки Данный урок-викторина состоит из 8 конкурсных заданий. Он разработан с целью создания условий для актуализации знаний и закрепления изученного материала в области речевого развития. Он разработан в игровой форме и рекомендован для учеников 2-4 классов. Его можно провести или как урок-викторину, посвященную Международному дню родного языка, или как заключительный урок в виде игры между командами. Данное мероприятие может стать показателем результативности образования детей в речевом развитии или итогом двухгодового обучения. Подобные формы работы повышают интерес, эмоциональный настрой школьников, а так же стимулируют их познавательную активность. Урок-викторину в практике могут использовать как учителя-логопеды, так и учителя начального звена общеобразовательной школы. |
14. | Использованные источники | Картинка награждения https://www.culture.ru/events/4508966/nagrazhdenie-pobeditelei Картинка физ.минутки https://znanio.ru/media/prezentatsiya_neudachnaya_progulka_slovo_nazvanie_dejstviya_1_klass_obuchenie_gramote_i_chteniyu_pnsh-16403 Комарова Л.А. Автоматизация звуков «З и Ч» ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ Метельская Н. «100 физкультминуток на логопедических занятиях», изд-во: Сфера, 2018 г. Филворд на тему школа http://cspsd-sarov.ru/?p=9239 |
Пояснительная записка
С каждым годом увеличивается число детей с речевыми нарушениями различного характера и происхождения. Причин этого великое множество. Современная школа нацелена на создание условий для успешной социализации и всестороннего развития детей. Логопедическое сопровождение ребенка в общеобразовательной школе играет важную роль в коррекционной работе.
Основной целью логопедической работы с детьми, является развитие речевого общения, улучшение разборчивости речевого высказывания для того, чтобы обеспечить ребёнку наибольшее понимание его речи окружающими. Логопедическая работа направлена на коррекцию нарушений речи в сочетании со стимуляцией развития всех её сторон (лексики, грамматики, фонетики), сенсорных и психических функций.
Процесс коррекции речи у детей, в зависимости от нарушения, может растянуться не на один год. У многих детей в наше время нарушено восприятие, внимание, память, затруднена способность устанавливать причинно-следственные связи. Часто проявляются нарушения эмоционально-волевой сферы (психопатии), волевой контроль у таких детей неустойчив, мотивация к учебной деятельности отсутствует. У ребят наблюдается повышение утомляемости, снижение работоспособности. С такими детьми классические логопедические методы и приемы зачастую не срабатывают, а значит, в арсенале логопеда должны быть современные, инновационные методики способствующие заинтересовать ребенка, раскрыть его потенциал и добиться положительных результатов в коррекционной работе.
Одной из новых форм моей работы является проведение логопедических занятий в виде викторин.
Проведение таких мероприятий развивает у детей чувство уверенности, коммуникативные навыки и творческие способности. Помочь ребенку максимально реализовать потенциальные возможности и скорректировать имеющиеся недостатки, можно только в процессе интенсивной, систематической и последовательной коррекционно - развивающей работы. Как правило, учащиеся, имеющие положительную динамику в развитии, имеют лучшие результаты. Это является высоким показателем логопедической коррекции.
Данный урок заключается в том, что имеет комбинированный характер, который выражается в обогащении словаря, коррекции грамматического строя речи, развитии звукового анализа, моторики речевого аппарата, активизации высших психических функций. Материал в предлагаемом курсе имеет многофункциональный характер. Игры и упражнения, подобранные в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие фонематического восприятия, произносительных навыков, зрительного и слухового внимания, вербальной памяти, артикуляционной моторики, развитие лексико–грамматического строя речи, коррекцию дисграфии и дислексии.
Урок-викторина «Всезнайка».
Описание.
За каждое выполненное задание или правильный ответ ребенок получает фишку. Участники, набравшие наибольшее количество фишек, будут награждены памятными подарками, остальные участники получат утешительные призы. Если мероприятие проводится среди обучающихся, посещающих логопедические занятия, то состав команды может быть 5-6 человек, а если в классе, то класс делится пополам.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация к викторине, фишки (камушки), индивидуальные карточки с заданиями, билетики, звоночки, чистые листы бумаги, ручки, призы.
Ход занятия:
Этап | Действия учителя-логопеда | Действия детей | Оборудование |
1.Орг.момент | Ребята, мы в течение всего года с вами учились правильно говорить, читать, писать. А сегодня мы проведём урок-викторину. Что такое викторина? Викторина – это игра-состязание, в котором нужно отвечать на вопросы или выполнять игровые задания. Кто больше наберёт жетонов (камушков), тот и побеждает. Соревноваться мы будем в командах. А чтобы разделить Вас на команды, я предлагаю вам каждому вытянуть счастливый билетик, в котором будет определенная буква «А» или «Б». Командам предстоит пройти несколько конкурсов, чья команда побеждает-получает красивый камушек или жетон. Предлагаю выбрать капитана команды. Итак, начинаем»! | Ребята вытаскивают «счастливые» билетики. Команды выбирают капитана. | Презентация 1 слайд Билетики с надписью «А» и «Б». |
2. 1 конкурс «Разминка». | Игра «Доскажи словечко». Читается текст и в рифму нужно подобрать подходящее слово. Чья команда быстрее догадается, нажимает на звоночек. Если команда ответила неверно, то право ответить предоставляется другой команде. После ответа на экране демонстрируется верный ответ. Камушек получает команда, которая набрала большее количество ответов. | Ответы детей | Презентация Слайд 2, звоночки на каждом столе |
3. 2 конкурс «Важные вопросы» | «Ребята, вам необходимо выбрать правильный ответ из предложенных ответов. Каждой команде предлагаются карточки с вариантами ответов. После прослушивания вопроса вы обводите правильный ответ. Камушек могут получить обе команды. А теперь давайте посмотрим правильные ответы. Вы их можете видеть на слайде (учитель-логопед подсчитывает кол-во правильных ответов)». | Ребята работают с карточкой. | Презентация Слайд 3 Чистые листы бумаги, ручки Слайд 4 |
4. 3 конкурс «Найди ошибку» | - «Пока мы играли, к нам пришло письмо от Незнайки, он просит нас помочь ему исправить ошибки. Давайте проверим, правильно ли Незнайка написал слова? На столах у вас есть кассы букв. Внимательно посмотрите, что написал Незнайка, переставьте буквы правильно, прочитайте слова, а затем выложите эти слова из кассы букв. Камушек получает команда, быстрее справившаяся с заданием». - «Молодцы»! | Ребята соглашаются. Читают слова, находят ошибки, исправляют и выкладывают правильные слова из кассы букв. | Конверт, кассы букв, презентация слайд 5 |
5. 4 конкурс «Так бывает или нет». | -«А сейчас каждой команде по очереди будут зачитываться предложения. Ваша задача определить ошибку и исправить её. Если команда не отвечает на свой вопрос, то право ответить предоставляется второй команде. Камушек могут получить обе команды». | Ответы детей | Презентация слайд 6 |
6. Физкульт.минутка. | - «Ребята, предлагаю немного отдохнуть и подвигаться. Встаём и выполняем эти простые движения». - «Грач качался в гамаке (наклоны в сторону) Гуси - в волнах на реке (наклоны вперёд-назад) Мимо голуби летели (покачивание руками) И на веточку присели (приседание) Веточка качается (покачивание руками) Неплохо получается». - «Молодцы! А теперь снова приступаем к следующему конкурсу». | Дети выполняют упражнения | Презентация слайд 7 |
7. 5 конкурс «Грамматика-математика» | - «Внимательно выполняйте действия и получите новое слово. У каждой команды свои слова, будьте внимательны и у вас всё получится! Возможность получить камушек есть и у той, и у другой команды. Оценивается правильность выполнения задания». - «А теперь давайте проверим как вы справились с этим заданием». | Дети выполняют действия, составляют слова Ребята сверяют свои слова с ответами на слайде | Презентация слайд 8, чистые листы бумаги, ручки. Слайд 9 |
8. 6 конкурс «Спрятанные слова» | - «Идём дальше. Внимание, на слайде картинка в виде таблицы с набором букв, в этой таблице спрятаны слова на лексическую тему: «Школа». Каждой команде за определённое время предлагается нужно найти слова на эту тему. Слова, которые необходимо найти, написаны внизу таблицы. Заветный камушек получает команда, нашедшая наибольшее количество слов за определённое время. У вас 5 минут». - «Время закончилось. Давайте проверим»! | Дети ищут спрятанные слова. Сверяют, правильно ли нашли местоположение слов. | Карточки с таблицей, презентация слайд 10 Слайд 11 |
9. 7 конкурс «Расставь ударения правильно и объясни значения слов» | - «Переходим к след.конкурсу. Каждой команде предлагается расставить ударения и объяснить значения получившихся слов. Какая команда лучше справится с заданием, та и получает камушек». - «Молодцы!» | Ответы детей | Презентация слайд 12 |
10. 8 конкурс «Конкурс Капитанов» | - «Завершающий, наше мероприятие, конкурс это конкурс Капитанов! Капитанам нужно будет на каждую букву слова на слайде придумать как можно больше слов. Побеждает капитан, набравший большее количество баллов. А все остальные будем болеть за наших капитанов! | Капитаны пишут придуманные слова на каждую букву слова «ПЕНАЛ». | Презентация слайд 13, чистые листы и ручки. |
11. «Подведение итогов и награждение». | - «Ребята, на этом наша викторина подошла к концу. Вы большие молодцы! (проходит награждение участников). Вам понравилось? Всего вам доброго!» | Ответы детей. | Презентация слайд 14 |
Список используемой литературы:
Картинка награждения https://www.culture.ru/events/4508966/nagrazhdenie-pobeditelei
Картинка физ.минутки https://znanio.ru/media/prezentatsiya_neudachnaya_progulka_slovo_nazvanie_dejstviya_1_klass_obuchenie_gramote_i_chteniyu_pnsh-16403
Комарова Л.А. Автоматизация звуков «З и Ч» ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ
Метельская Н. «100 физкультминуток на логопедических занятиях», изд-во: Сфера, 2018 г.
Филворд на тему школа http://cspsd-sarov.ru/?p=9239
https://pluzhnikova-ds7-schel.edumsko.ru/folders/post/2496477
Приложение №1
Карточка к конкурсу «Важные вопросы»
Вопросы:
Чем отличаются звуки от букв?
Сколько гласных звуков в русском алфавите?
Верно или нет: «В слове столько слогов, сколько в нем гласных букв?»
Сколько слогов в слове столб?
Назовите первый день недели?
Верно ли, что туловище птиц покрыто шерстью?
Дирижабль это воздушный вид транспорта?
Если сегодня был понедельник, то какой будет день послезавтра ?
Назови (выбери) весенние месяцы?
Сколько ног 2х куриц?