Урок-викторина «Знатоки природы малой Родины» (2 класс)
Пояснительная записка к презентации
Конспект урока-викторины по окружающему миру с применением АМО и ИКТ.
Цель: создать условия для расширения, закрепления и проверки знаний о природе малой Родины.
Задачи:
- обобщить знания детей о живой и неживой природе родного края;
- формировать познавательный интерес к изучению природы малой Родины;
- способствовать формированию чувства ответственности за природу, воспитанию заботливого отношения к ней;
- способствовать развитию внимания, мышления, творческих способностей, умений рассуждать, систематизировать, сотрудничать со сверстниками.
Прогнозируемые результаты:
Личностные УУД:
- обобщить знания о живой и неживой природе малой Родины;
- испытывать чувство ответственности за природу, бережно относиться к ней.
Регулятивные УУД:
- учиться высказывать свое мнение, осуществлять самоконтроль;
- закрепить навыки работы в группе.
Коммуникативные УУД:
- развивать умения и навыки при работе в группах;
- развивать навыки сотрудничества со сверстниками в процессе игры;
Познавательные УУД:
- расширить, обобщить и закрепить знания о природе малой Родины;
- закрепить умения строить речевые высказывания в устной форме;
- расширить ЗУН через творческие задания, игровую деятельность.
Необходимое оборудование:
- проектор, экран, компьютер;
- доска, магниты;
- презентация к уроку-викторине «Знатоки природы малой Родины».
- карточки с изображением солнышка и тучи для каждого ученика;
- карточки с названиями водоемов: капля, лужа, родник, ручей, озеро, река, море;
- игрушечный телефон.
Ход занятия:
Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»
Этап: инициация (приветствие).
АМО «Поздоровайся локтями»
- Здравствуйте! Ребята, встанем в круг. Рассчитайтесь на первый-второй. А теперь сделайте следующее:
• Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны;
• Каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево.
Учитель говорит обучающимся, что на выполнение задания им дается только пять минут. За это время они должны поздороваться с как можно большим числом одноклассников, просто назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями.
Ученики собираются в две группы так, чтобы вместе оказались соответственно первые и вторые номера. После этого они приветствуют друг друга внутри своей группы.
- А теперь, ребята, садитесь по группам. Вы теперь две команды.
Этап: вхождение или погружение в тему (целеполагание).
АМО «Доскажи словечко».
Учитель читает стихотворение, дети заканчивают.
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это всё вокруг …(природа)
- Догадались о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? (о природе) А мы с вами разве не говорили об этом на предыдущих занятиях?(да) А сегодня последний урок по разделу «Природа». Значит, какие задачи предстоит нам выполнить? (обобщить, закрепить и проверить знания по разделу «Природа»).
АМО «Солнышко и туча» ( метод выяснения ожиданий и опасений)
Цель: выявить уровень ожиданий и опасений учащихся.
Проведение: дети, уверенные в своих силах прикрепляют на доске с помощью магнитов солнышко, не уверенные – тучу.
Оценка результата: по количеству солнышек в конце урока можно судить о качестве усвоения материала по разделу «Природа»; по количеству тучек в начале урока можно отследить неуверенных в своих способностях учеников.
- Ребята, перед вами карточки с изображениями солнышка и тучки. Если вы уверенны в своих знаниях по теме «Природа» выбираете солнышко. А если у вас есть сомнения в своих силах, то тучку.
АМО «Телефон»
Звонит телефон. Учитель берет трубку.
- Не волнуйтесь, ребята! К каждой команде на помощь спешат гости, наши знакомые Мудрая Черепаха и Муравьишка Вопросик. Они нам помогут на сегодняшнем уроке. Но вот беда, гости забыли наш адрес, давайте подскажем. (Россия, Республика Коми, Усть-Куломский район, село Помоздино)
Появляются изображения Мудрой Черепахи и Муравьишки Вопросика.
Здесь будет изображение: /data/edu/files/m1461754214.jpg (450x600)
Здесь будет изображение: /data/edu/files/j1461754253.jpg (450x600)
- А в чем могут помочь наши друзья? (обобщить, закрепить и проверить знания по разделу «Природа»). Одной команде поможет Мудрая Черепаха, а другой - Муравьишка Вопросик.
Фаза 2 «Работа над темой»
Этап: проработка содержания темы.
Здесь будет файл: /data/edu/files/q1461754361.ppt (Презентация к викторине «Знатоки природы малой Родины»)
- Для проверки знаний по разделу «Природа» предлагаю сыграть в игру-викторину: «Знатоки природы малой Родины». (слайд 1) Речь пойдет о природе нашего Усть-Куломского района. И чтобы стать настоящим знатоком, нужно успешно пройти все разделы викторины. При этом за каждый правильный ответ команда получает жетон. В итоге лучшими знатоками родной природы станут члены той команды, у которой большее количество жетонов.
АМО «Ладошки». Для того, чтобы назвать свою версию, нужно хлопнуть один раз в ладоши. Это будет сигналом, что вы готовы отвечать. При этом, если ещё нет полной уверенности в ответе, можете посовещаться с членами команды.
Ну что ж, начнём?
Всё что знаем, мы повторяем.
Родная природа нас окружает
И блиц – опрос нам предлагает:
1 раздел: «Блиц-опрос».
1.Назовите одним словом – сочетание температуры воздуха, облачности, осадков и ветра. (Погода.)
2.Какая бывает природа? (Живая и неживая.)
3.Что относиться к неживой природе? (Солнце, луна, звезды, воздух, вода, камни.)
4.Что относиться к живой природе? (Животные, растения, грибы.)
- Внимание на доску. Что видите? (солнышки, тучки) Догадайтесь, какое название следующего раздела?
2 раздел: «Неживая природа»
1. Угадай явление природы. (слайды 2-3)
2. «От капли до океана»
Предлагаются каждой команде карточки с названиями больших и малых водоемов. Нужно расставить их в порядке возрастания: капля, лужа, родник, ручей, озеро, река, море, океан (слайд 4)
Дополнительные вопросы:
1. Какие водоемы лишние? Почему? (Море и океан, т.к. у нас их нет)
2. Назовите реку, которое дало название нашему селу? (река Помос - село Помоздино)
3. «Найди лишнее» (слайд 5)
Лишнее: Б) мох, ящерица, человек (живая природа)
3 раздел: «Живая природа. Животные»
Загадки о животных:
1. Кто зимой, забыв тревоги,
Крепко спит в своей берлоге. (Медведь.) (слайд 6)
2. Меня оседлают, и я побегу,
Но также и грузы возить я могу. (Лошадь.) (слайд 7)
3. Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц.) (слайд 8)
4. Я – лучший сторож дома,
Я с детства всем знакома. (Собака.) (слайд 9)
5. Он шерстью своей
Одевает людей. (Баран, овца.) (слайд 10)
6. Назовете вы легко,
Кто дает нам молоко. (Корова.) (слайд 11)
Дополнительные вопросы:
1.На какие группы можно разделить животные-отгадки? (дикие и домашние)
2. Какое животное изображено на гербе Усть-Куломского района? (белка) (слайд 12)
Этап: разминка.
АМО «Прилетели птицы».
- Сейчас мы отдохнем и поиграем в игру «Прилетели птицы». Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь, и вы услышите что-то другое, то нужно хлопать, начинаем! Будьте внимательны! Поднимаем крылья, полетели!
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи… (Дети хлопают.)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны… (Дети хлопают.)
- Начинаем снова: Прилетели птицы:
Голуби, куницы… (Дети хлопают.)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки… (Дети хлопают.)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Даже совы- соплюшки,
Лебеди, скворцы…
Все мы молодцы!
4 раздел: «Расшифруй!»
- Расшифруйте названия животных, написанные на доске. Распределите их по группам.
1 команда
УЩКА КБАОБЧА
Ответы:
щука (рыба),
бабочка (насекомое).
Дополнительный вопрос: Назовите виды рыб и насекомых, встречающихся в нашей местности.
2 команда
ЕВОСКРЦ САЛИ
Ответы:
скворец (птица),
лиса (зверь).
Дополнительный вопрос: Назовите виды птиц и зверей, встречающихся в нашей местности.
5 раздел: «Живая природа. Растения».
1. «Угадай-ка» (слайды 13-17)
Дополнительный вопрос: Назовите лекарственные растения нашего края .
6 раздел: «Цепи питания» (слайды 18-19)
На экране цепи питания. Установите связь. Докажите.
1 команда.
БАБОЧКА – ЦВЕТОК – СТРЕКОЗА
2 команда.
ГАДЮКА – ЛЯГУШКА – ЯСТРЕБ
- А теперь соединим две цепи и получим одну длинную цепь от начала до конца.
7 раздел: «Живая природа. Грибы» (слайды 20-25)
Дополнительный вопрос: Как правильно собирать грибы?
- В следующем разделе речь пройдёт о необычной книге.
8 раздел: «Красная книга» (слайд 26)
Назовите охраняемых животных и растения нашего Усть-Куломского района. (слайды 27-28).
- Молодцы! Мы успешно прошли все разделы викторины «Знатоки природы малой Родины». Мудрая Черепаха и Муравьишка Вопросик благодарят вас за хорошую работу. И мы им дружно скажем «Спасибо!»
Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»
Этап: подведение итогов (рефлексия, анализ и оценка урока).
Мудрая Черепаха и Муравьишка Вопросик на прощанье дарят нам стихотворение-совет:
Ты, Человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей;
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей.
Не жги ее напропалую
И не растаптывай до дна,
И помни истину простую -
Нас много, а она одна. (В.Шефнер) (слайд 29)
АМО «Солнышко и тучка». (Заключительная часть метода)
- Ну вот, ребята, наш урок подходит к своему завершению. Давайте вновь обратимся к нашему солнышку и тучке и выясним, оправдались ли наши ожидания и опасения.
Цель: выявить уровень удовлетворенности своей работы на уроке учащимися
Проведение: каждый ученик подходит к своему солнышку и накладывает сверху тучу, если у него возникли трудности в восприятии материала и наоборот, накладывает солнышко на тучу, если его опасения были напрасны.
Оценка результата: преобладание солнышек над тучами позволяет сделать вывод о том, что урок был плодотворным, интересным и цель, и задачи были достигнуты.
-А теперь подсчитаем жетоны и выявим лучших знатоков родной природы. Награждение медалями "Знаток родной природы".
Источники информации:
1. Зеленый пакет: Комплект образовательных материалов – Сентенде (Венгрия): РЭЦ, 2009.
2. Красная книга Республики Коми. Под. ред. кандидата биологич.наук А.И.Таскаева, 2009.
3. Особо охраняемые природные территории Усть-Куломского р-на.
4. Сценарии школьных праздников: внеклассная работа. 1 – 4 классы: учебно – методическое пособие / сост. Е.М. Тихомирова. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 185 с
5. Экология (Школьная энциклопедия) – Смоленск: Русич, 2001 – 128с.
6. Интернет ресурсы:
- http://doc4web.ru/pedagogika/aktivnie-metodi-obucheniya-sbornik.html
- http://moi-amour.ru/FestivalAMO/sbornik_festivalja_amo4.pdf
- https://ru.wikipedia.org/wiki
- http://www.izlov.ru/docs/100/index-18679.html
- http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2012/03/02/urok-kvn-po-razdelu-priroda
Здесь будет файл: /data/edu/files/n1461753369.doc (Урок-викторина "Знатоки природы малой Родины")
Серебрякова Татьяна
Марина
Игнатова Анастасия Ивановна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Игнатова Анастасия Ивановна
Устинова Валентина Ивановна
Игнатова Анастасия Ивановна