12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Юлия Высоцкая675
Россия, Ленинградская обл., г. Мурино Всеволожского района

«Усердие всё превозмогает!»

(квест по биографии и творчеству Козьмы Пруткова,

посвященный 200-летию Алексея Жемчужникова)


Алексей Жемчужников – русский лирический поэт и сатирик, один из "отцов" Козьмы Пруткова появился на свет ровно 200 лет назад. Алексей Жемчужников написал два тома лирических стихотворений, стихотворный же сборник "Песни старости", писал комедии для сцены, был в числе первых русских авторов избран почётным академиком Петербургской академии наук по разряду изящной словесности… Но в истории литературы он остался прежде всего благодаря продукту коллективного творчества – образу резонера Козьмы Пруткова и его бессмертным фразам.

Алексей Михайлович происходил из семьи с литературными "корнями". Его дядюшкой был Антоний Погорельский, тот самый, который написал первую русскую литературную сказку для детей – "Черная курица или подземные жители". Погорельского на самом деле звали Алексей Перовский, он был братом матери Алексея Жемчужникова и его родных братьев Владимира и Александра. Эта троица с помощью двоюродного брата Алексея Константиновича Толстого и породила один из самых "стойких" персонажей отечественной сатиры.

По образованию Алексей Жемчужников, продолжатель древнего дворянского рода, был правоведом, служил в Сенате, в министерстве юстиции, в Государственной канцелярии; был помощником статс-секретаря Государственного совета. Через призму времени все эти солидные государственные должности выглядят чем-то гораздо менее значимым, чем вклад Жемчужникова в литературу. В 1858 году чиновник вышел в отставку и несколько лет провел преимущественно за границей. По возвращении в Россию жил по большей части в Тамбове (где и скончался в 1908 году).

Еще до ухода с госслужбы Жемчужников начал писать и печататься. Его литературный дебют состоялся в 1850 году в некрасовском журнале "Современник" с комедией "Странная ночь". Жемчужников также печатался в журналах "Отечественные записки", "Искра" и др. То, что он начал публиковаться в издании Николая Некрасова, оказало странное воздействие на Жемчужникова: он долго ничего не писал, опасаясь впасть в подражательство этому признанному поэту.

Потому издания собственных книг у него состоялись лишь в зрелые годы. Первая книга стихов Алексея Жемчужникова вышла лишь в 1892 году (71 год был "молодому автору"). То был двухтомник стихотворений. В 1900 году, на пороге 80-летия, к 50-летию литературной деятельности, появился новый сборник Жемчужникова "Песни старости". А в последний год жизни были изданы "Прощальные песни".  

Но к тому времени уже вовсю жил и активно печатался в "Современнике" и других изданиях знаменитый автор Козьма Пруткова, совместное детище Алексея, Александра, Владимира Жемчужниковых и Алексея Толстого. Считается, что наибольший количественном вклад в создание образа внес Владимир Жемчужников, но остальные братья тоже руку приложили.


Козьма Прутков как персонаж «родился» в 1851 году (170 лет назад!) и «прожил» всего 12 лет.

Творчество и образ-маска Козьмы Пруткова представляют собой уникальное литературное явление, не имеющее аналогов как в период его возникновения и бытования – во второй половине XIX в., так и в настоящее время. Признавая игровую природу и творческую несамостоятельность данной литературной маски, мы, тем не менее, вслед за известными исследователями будем пользоваться определением «творчество Козьмы Пруткова» по отношению ко всем оригинальным произведениям, подписан-ным его именем.

Обращаясь к Козьме Пруткову и называя его своим «литературным дедушкой», сатирики воспроизводили поэтику его творчества и нередко использовали его имя. Так, в первой половине ХХ в. появились в печати тексты Ивана Кузьмича Пруткова (Б.В. Жирковича), Нового Козьмы Пруткова (А.П. Шполянского), «воскресал» и сам «Директор Пробирной Палатки», чтобы «из-дать новое произведение» на страницах сатирических журналов. Обращение к приемам, восходящим к традициям его творчества, прослеживается у таких авторов, как Аркадий Аверченко, Влад Азов, Аркадий Бухов, Сергей Максимович, Петр Потемкин. К традициям творчества Козьмы Пруткова обращались обэриуты. В отечественной словесности первой половины ХХ в. можно обнаружить широкий круг произведений словесности и графики, содержащих в той или иной форме прямое или косвенное обращение к феномену Козьмы Пруткова и к традициям его творчества.

Именем Пруткова назван астероид 5932, открытый Н.С. Черных 1 апреля 1976 в Крымской астрофизической обсерватории.

В чём же уникальность этого образа?

Давайте посмотрим на портрет…

Физиономию его нарисовал еще один брат – Лев Михайлович Жемчужников в 1853 году, при подготовке к печати сборника произведений Пруткова (не состоялся).

Портрет намеренно написан таким образом, что о Козьме Пруткове складывается мнение как о напыщенном и самодовольном человеке. На портрете он смотрит на зрителя сверху вниз и саркастически улыбается. Волосы его умышленно всклокочены в артистическом беспорядке.

Образ писателя-чиновника, острослова Козьмы Пруткова отличается высокой степенью проработки, что является уникальным случаем для литературных масок: у него есть чётко определённые биография, портрет, семья и место службы. Выбор имени объяснил позже Алексей Жемчужников в разговоре с И.А. Буниным: «Мы — я и Алексей Константинович Толстой — были тогда молоды и непристойно проказливы. Жили вместе и каждый день сочиняли по какой-нибудь глупости в стихах. Потом решили собрать и издать эти глупости, приписав их нашему камердинеру Кузьме Пруткову, и так и сделали, и что же вышло? Обидели старика так, что он не мог нам простить этой шутки до самой смерти» (за использование своего имени он получил 50 рублей.)

А теперь попытаемся восстановить некоторые «тёмные места» в биографии.

(см. в Приложении задания на карточках + параллельно слайды из презентации)

От имени Пруткова коллектив авторов написал пьесу "шутку-водевиль" "Фантазия" (то была проба пера, над которой работали Толстой и Алексей Жемчужников). Зимой 1851 года ее поставили в Александринском театре. Авторы умудрились возмутить императора Николая I, который посреди представления ушёл из театра со словами: "Много я видел на своём веку глупостей, но такой ещё никогда не видал". На следующий день пьесу запретили. Шалуны убедились, что они на правильном пути. Козьма Прутков больше не писал пьес – переквалифицировался на басни. Именно под ними впервые появилось имя Козьма Прутков.

Необходимо упомянуть, что с развитием популярности сочинений Пруткова под его псевдонимом и подделываясь под его слог стали самовольно публиковаться другие авторы. Братья Жемчужниковы в 1883 году даже обращались в прессу с опровержением причастности настоящих авторов Козьмы Пруткова к распространившимся произведениям. Эта неприятная ситуация знаменовала народную любовь к типажу.

Но и басни, и пьесы Пруткова теперь канули в архивы. Долгую жизнь обрели в основном его крылатые фразы. Их часто цитируют, забывая об авторстве.

«<…> В афоризмах обыкновенно выражается житейская мудрость. Прутков же в большей части своих афоризмов или говорит с важностью казённые, общие места; или с энергиею вламывается в открытые двери; или высказывает мысли, не только не имеющие соотношения с его эпохою и с Россиею, но стоящие, так сказать, вне всякого места и времени. Будучи очень ограниченным, он дает советы мудрости. Не будучи поэтом, он пишет стихи. Без образования и без понимания положения России, он пишет „прожекты“. Он современник Клейнмихеля, у которого усердие всё превозмогало. Он воспитанник той эпохи, когда всякий, без малейшей подготовки, брал на себя всевозможные обязанности, если Начальство на него их налагало»


Алексей Жемчужников в письме А. Н. Пыпину довольно подробно разъяснял образ Козьмы Пруткова: «<…> тип Кузьмы Пруткова, который до того казённый, что ни мысли его, ни чувству недоступны никакая так называемая злоба дня, если на неё не обращено внимания с казённой точки зрения. Он потому и смешон, что вполне невинен. Он как бы говорит в своих творениях: "всё человеческое — мне чуждо"». Это и есть грандиозное сатирическое значение образа: Козьма Прутков очень глуп, но дает мудрые советы, даже пишет прожекты для государственных служб, и совершенно бездарен, но творит литературные тексты. К сожалению, типаж Козьмы Пруткова оказался бессмертным…


Приложение №1

карточка №1


1. Восстановите «тёмные пятна» биографии Козьмы Пруткова

Козьма Петрович Прутков родился 11 апреля 1803 года в деревне Тентелевой ок. Сольвычегодска. Имел поместье в хуторке Пустынька около железнодорожной станции ____________________________(см. ребус ниже)

Получил домашнее образование от приходского священника и имел хорошие оценки.

 



k1667754757.jpeg
ребус





2. МОЙ ПОРТРЕТ

Когда в толпе ты встретишь человека,

Который наг1;

Чей лоб мрачней туманного Казбека,

Неровен шаг;

Кого власы подъяты в беспорядке;

Кто, вопия,

Всегда дрожит в нервическом припадке,

- Знай: это я!

Кого язвят со злостью вечно новой,

Из рода в род;

С кого толпа венец его лавровый

Безумно рвет;

Кто ни пред кем спины не клонит гибкой,

- Знай: это я!..

В моих устах спокойная улыбка,

В груди - змея!


1Вариант: "На коем фрак". Примечание К. Пруткова.


________________________________________ 1.3. повторяющаяся гласная из названия стилистической фигуры, которая помогает организовать композицию стихотворения «Мой портрет» ___________

2.1. первая буква из названия средства художественной выразительности, которое используется в финальных строках стихотворения «Мой портрет» _____________


Карточка №2

1. Восстановите «тёмные пятна» биографии Козьмы Пруткова

Провёл всю свою жизнь, кроме детских лет и раннего отрочества, на государственной службе. В 1820 году поступил на военную службу в __________________________ полк (однокоренное слово встречается в советских фильмах «… баллада» или «О бедном … замолвите слово») «только ради красивого мундира» и пробыл на службе два года с небольшим. В ночь с 10 на 11 апреля 1823 года после товарищеской попойки Пруткову привиделся странный сон, после которого он решил оставить полк и подал в отставку.

2. ЖЕЛАНИЯ ПОЭТА

Хотел бы я тюльпаном быть,

Парить орлом по поднебесью,

Из тучи ливнем воду лить

Иль волком выть по перелесью.

Хотел бы сделаться сосною,

Былинкой в воздухе летать,

Иль солнцем землю греть весною,

Иль в роще иволгой свистать.

Хотел бы я звездой теплиться,

Взирать с небес на дольний мир,

В потемках по небу скатиться,

Блистать, как яхонт иль сапфир.

Гнездо, как пташка, вить высоко,

В саду резвиться стрекозой,

Кричать совою одиноко,

Греметь в ушах ночной грозой...

Как сладко было б на свободе

Свой образ часто так менять

И, век скитаясь по природе,

То утешать, то устрашать!

__________________________


1.1. первая буква приёма, который лежит в основе стихотворения «Желания поэта»_______________


2.2. вторая буква из названия средства художественной выразительности, которое используется в финальных строках стихотворения «Желания поэта» ___________________

Карточка №3

1. Восстановите «тёмные пятна» биографии Козьмы Пруткова

После этого Прутков определился на службу по министерству финансов, в Пробирную палатку, где и остался навсегда. В Пробирной палатке Прутков дослужился до действительного статского советника и получил наивысшую должность — стал её директором. Награждён орденом __________________________________________________________________ (Самый младший по старшинству в иерархии государственных наград, главным образом для отличия чиновников) 1-й степени.

2. РАЗНИЦА ВКУСОВ (Басня) [В первом издании (см. журн. "Современник", 1853 г.) эта басня была озаглавлена: "Урок внучатам", - в ознаменование действительного происшествия в семье Козьмы Пруткова]

Казалось бы, ну как не знать

Иль не слыхать

Старинного присловья,

Что спор о вкусах — пустословье?

Однако ж раз, в какой-то праздник,

Случилось так, что с дедом за столом,

В собрании гостей большом,

О вкусах начал спор его же внук, проказник.

Старик, разгорячась, сказал среди обеда:

"Щенок! тебе ль порочить деда?

Ты молод: все тебе и редька и свинина;

Глотаешь в день десяток дынь;

Тебе и горький хрен — малина,

А мне и бланманже — полынь!"

Читатель! в мире так устроено издавна:

Мы разнимся в судьбе,

Во вкусах и подавно;

Я это басней пояснил тебе.

С ума ты сходишь от Берлина;

Мне ж больше нравится Медынь.

Тебе, дружок, и горький хрен — малина,

А мне и бланманже — полынь. _____________________________________________________


1.2. последняя буква названия ведущего лексического средства выразительности в басне «Разница вкусов». _____________________________

2.3. третья буква в названии выразительного средства синтаксиса, которое в басне «Разница вкусов» в одном случае позволяет прямо выразить отношение говорящего к называемому, а во втором случае — привлечь его внимание и побудить к восприятию речи. ______________________


Карточка №4

1. Восстановите «тёмные пятна» биографии Козьмы Пруткова

Прутков был очень доволен своей службой. Именно в этот период жизни он начинает свои писательские опыты. И даже задумывается об издании полного собрания сочинений. Только в период подготовки реформ _________________________________________(русский император, удостоенный особого эпитета Освободитель) он растерялся: сначала стал роптать, повсюду заявляя о преждевременности любых реформ и о том, что он «враг всех так называемых вопросов!»

2. ДОБЛЕСТНЫЕ СТУДИОЗУСЫ

Как будто из Гейне Фриц Вагнер,

студьозус из Иены,

Из Бонна Иеронимус Кох

Вошли в кабинет мой с азартом,

Вошли, не очистив сапог.

"Здорово, наш старый товарищ!

Реши поскорее наш спор:

Кто доблестней: Кох или Вагнер?"

- Спросили с бряцанием шпор.

"Друзья! вас и в Иене и в Бонне

Давно уже я оценил.

Кох логике славно учился,

А Вагнер искусно чертил".

Ответом моим недовольны?

"Решай поскорее наш спор!"

- Они повторили с азартом

И с тем же бряцанием шпор.

Я комнату взглядом окинул

И, будто узором прельщен,

"Мне нравятся очень... обои!" -

Сказал им и выбежал вон.

Понять моего каламбура

Из них ни единый не мог,

И долго стояли в раздумье

Студьозусы Вагнер и Кох.

___________________________________________


1.4. повторяющаяся согласная из названия выразительного средства, используемого в заголовке стихотворения «Доблестные студиозусы»________________________

2.4. десятая буква в названии ошибки, которая лежит в основе каламбура стихотворения «Доблестные студиозусы» ____________________________________________


Карточка №5

1. Восстановите «тёмные пятна» биографии Козьмы Пруткова

Однако потом, когда реформы оказались неизбежными, старался отличиться преобразовательными проектами и сильно негодовал, когда эти проекты браковали из-за очевидной невозможности их выполнения. Он объяснял это завистью, неуважением к опыту и заслугам. Из-за этого Прутков стал впадать в уныние и отчаяние. В один из таких моментов он написал _______________________________________ (жанр средневекового театра, основанный на религиозных сюжетах) «Сродство мировых сил».

2. ПОМЕЩИК И ТРАВА (Басня)

На родину со службы воротясь,

Помещик молодой, любя во всем успехи,

Собрал своих крестьян: "Друзья, меж нами связь -

Залог утехи;

Пойдемте же мои осматривать поля!"

И, преданность крестьян сей речью воспаля,

Пошел он с ними купно. "Что ж здесь мое?"

- "Да все, - ответил голова. -

Вот Тимофеева трава..."

"Мошенник! - тот вскричал, - ты поступил преступно!

Корысть мне недоступна;

Чужого не ищу; люблю свои права!

Мою траву отдать, конечно, пожалею;

Но эту возвратить немедля Тимофею!"

Оказия сия, по мне, уж не нова.

Антонов есть огонь, но нет того закону,

Чтобы всегда огонь принадлежал Антону. ______________________________________________________________

1.5. последняя буква в названии остроумной шутки, основанной на омонимах или использовании разных значений одного слова, что лежит в основе басни «Помещик и трава»_________________________________________

2.6. последняя буква в метафорическом словосочетании, за которым скрывается название гангрены в басне «Помещик и трава»_________________________________________


Карточка №6

1. Восстановите «тёмные пятна» биографии Козьмы Пруткова

Вскоре, однако, он успокоился, почувствовал вокруг себя прежнюю атмосферу. Он снова стал писать проекты, но уже ограничительного характера, и они принимались с одобрением. Это дало ему основание ожидать значительного повышения по службе. Но внезапный _____________________________________________________________________ (по данным ВОЗ это самая распространееная причина смерти), постигший его в своём кабинете, привёл к смертельному исходу 13 января 1863 г.

2. ЧИНОВНИК И КУРИЦА (Басня)

Чиновник толстенький, не очень молодой,

По улице, с бумагами под мышкой,

Потея и пыхтя и мучимый одышкой,

Бежал рысцой. На встречных он глядел заботливо и странно,

Хотя не видел никого.

И колыхалася на шее у него,

Как маятник, с короной Анна.

На службу он спешил, твердя себе: "Беги,

Скорей беги! Ты знаешь,

Что экзекутор наш с той и другой ноги

Твои в чулан упрячет сапоги,

Коль ты хотя немножко опоздаешь!"

Он все бежал. Но вот

Вдруг слышит голос из ворот:

"Чиновник! окажи мне дружбу;

Скажи, куда несешься ты?"

- "На службу!"

"Зачем не следуешь примеру моему,

Сидеть в спокойствии? признайся напоследок!"

Чиновник, курицу узревши этак

Сидящую в лукошке, как в дому,

Ей отвечал: "Тебя увидя,

Завидовать тебе не стану я никак;

Несусь я, точно так,

Но двигаюсь вперед; а ты несешься сидя!"

Разумный человек коль баснь сию прочтет,

То, верно, и мораль из оной извлечет. _______________________________________________________

1.6. первая буква синтаксического средства выразительности, которое используется в первой же строке басни «Чиновник и курица»_________________

2.5. четвёртая буква из названия отношений лексических единиц, совпадающих по форме и не связанных по значению, что лежит в основе каламбура басни «Чиновник и курица» ________________________________________________________


презентация к квесту
PPT / 4.36 Мб

Ответы:


Смотри (в) корень!


1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 (общ) 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6


С — первая буква приёма, который лежит в основе стихотворения «Желания поэта». (сравнение)

М — последняя буква названия ведущего лексического средства выразительности в басне «Разница вкусов». (антоним)

О — повторяющаяся гласная из названия стилистической фигуры, которая помогает организовать композицию стихотворения «Мой портрет» (повтор)

Т — повторяющаяся согласная из названия выразительного средства, используемого в заголовке стихотворения «Доблестные студиозусы» (эпитет)

Р — последняя буква в названии остроумной шутки, основанной на омонимах или использовании разных значений одного слова, что лежит в основе басни «Помещик и трава» (каламбур)

И — первая буква синтаксического средства выразительности, которое используется в первой же строке басни «Чиновник и курица» (инверсия)


(В) — 5 буква в общем названии понятий «мыслете и покой» из стихотворения «К месту печати» - общее задание (буква)


К — первая буква из названия средства художественной выразительности, которое используется в финальных строках стихотворения «Мой портрет» (контраст)

О — вторая буква из названия средства художественной выразительности, которое используется в финальных строках стихотворения «Желания поэта» (контраст)

Р — третья буква в названии выразительного средства синтаксиса, которое в басне «Разница вкусов» в одном случае позволяет прямо выразить отношение говорящего к называемому, а во втором случае — привлечь его внимание и побудить к восприятию речи. (обращение)

Е — десятая буква в названии ошибки, которая лежит в основе каламбура стихотворения «Доблестные студиозусы» (грамматическая ошибка)

Н — четвёртая буква из названия отношений лексических единиц, совпадающих по форме и не связанных по значению, что лежит в основе каламбура басни «Чиновник и курица» (омонимия)

Ь — последняя буква в метафорическом словосочетании, за которым скрывается название гангрены в басне «Помещик и трава» (антонов огонь)

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.