Квест по биографии и творчеству Козьмы Пруткова «Усердие всё превозмогает!»
«Усердие всё превозмогает!»
(квест по биографии и творчеству Козьмы Пруткова,
посвященный 200-летию Алексея Жемчужникова)
Алексей Михайлович происходил из семьи с литературными "корнями". Его дядюшкой был Антоний Погорельский, тот самый, который написал первую русскую литературную сказку для детей – "Черная курица или подземные жители". Погорельского на самом деле звали Алексей Перовский, он был братом матери Алексея Жемчужникова и его родных братьев Владимира и Александра. Эта троица с помощью двоюродного брата Алексея Константиновича Толстого и породила один из самых "стойких" персонажей отечественной сатиры.
По образованию Алексей Жемчужников, продолжатель древнего дворянского рода, был правоведом, служил в Сенате, в министерстве юстиции, в Государственной канцелярии; был помощником статс-секретаря Государственного совета. Через призму времени все эти солидные государственные должности выглядят чем-то гораздо менее значимым, чем вклад Жемчужникова в литературу. В 1858 году чиновник вышел в отставку и несколько лет провел преимущественно за границей. По возвращении в Россию жил по большей части в Тамбове (где и скончался в 1908 году).
Еще до ухода с госслужбы Жемчужников начал писать и печататься. Его литературный дебют состоялся в 1850 году в некрасовском журнале "Современник" с комедией "Странная ночь". Жемчужников также печатался в журналах "Отечественные записки", "Искра" и др. То, что он начал публиковаться в издании Николая Некрасова, оказало странное воздействие на Жемчужникова: он долго ничего не писал, опасаясь впасть в подражательство этому признанному поэту.
Потому издания собственных книг у него состоялись лишь в зрелые годы. Первая книга стихов Алексея Жемчужникова вышла лишь в 1892 году (71 год был "молодому автору"). То был двухтомник стихотворений. В 1900 году, на пороге 80-летия, к 50-летию литературной деятельности, появился новый сборник Жемчужникова "Песни старости". А в последний год жизни были изданы "Прощальные песни".
Но к тому времени уже вовсю жил и активно печатался в "Современнике" и других изданиях знаменитый автор Козьма Пруткова, совместное детище Алексея, Александра, Владимира Жемчужниковых и Алексея Толстого. Считается, что наибольший количественном вклад в создание образа внес Владимир Жемчужников, но остальные братья тоже руку приложили.
Козьма Прутков как персонаж «родился» в 1851 году (170 лет назад!) и «прожил» всего 12 лет.
Творчество и образ-маска Козьмы Пруткова представляют собой уникальное литературное явление, не имеющее аналогов как в период его возникновения и бытования – во второй половине XIX в., так и в настоящее время. Признавая игровую природу и творческую несамостоятельность данной литературной маски, мы, тем не менее, вслед за известными исследователями будем пользоваться определением «творчество Козьмы Пруткова» по отношению ко всем оригинальным произведениям, подписан-ным его именем.
Обращаясь к Козьме Пруткову и называя его своим «литературным дедушкой», сатирики воспроизводили поэтику его творчества и нередко использовали его имя. Так, в первой половине ХХ в. появились в печати тексты Ивана Кузьмича Пруткова (Б.В. Жирковича), Нового Козьмы Пруткова (А.П. Шполянского), «воскресал» и сам «Директор Пробирной Палатки», чтобы «из-дать новое произведение» на страницах сатирических журналов. Обращение к приемам, восходящим к традициям его творчества, прослеживается у таких авторов, как Аркадий Аверченко, Влад Азов, Аркадий Бухов, Сергей Максимович, Петр Потемкин. К традициям творчества Козьмы Пруткова обращались обэриуты. В отечественной словесности первой половины ХХ в. можно обнаружить широкий круг произведений словесности и графики, содержащих в той или иной форме прямое или косвенное обращение к феномену Козьмы Пруткова и к традициям его творчества.
Именем Пруткова назван астероид 5932, открытый Н.С. Черных 1 апреля 1976 в Крымской астрофизической обсерватории.
В чём же уникальность этого образа?
Давайте посмотрим на портрет…
Физиономию его нарисовал еще один брат – Лев Михайлович Жемчужников в 1853 году, при подготовке к печати сборника произведений Пруткова (не состоялся).
Портрет намеренно написан таким образом, что о Козьме Пруткове складывается мнение как о напыщенном и самодовольном человеке. На портрете он смотрит на зрителя сверху вниз и саркастически улыбается. Волосы его умышленно всклокочены в артистическом беспорядке.
Образ писателя-чиновника, острослова Козьмы Пруткова отличается высокой степенью проработки, что является уникальным случаем для литературных масок: у него есть чётко определённые биография, портрет, семья и место службы. Выбор имени объяснил позже Алексей Жемчужников в разговоре с И.А. Буниным: «Мы — я и Алексей Константинович Толстой — были тогда молоды и непристойно проказливы. Жили вместе и каждый день сочиняли по какой-нибудь глупости в стихах. Потом решили собрать и издать эти глупости, приписав их нашему камердинеру Кузьме Пруткову, и так и сделали, и что же вышло? Обидели старика так, что он не мог нам простить этой шутки до самой смерти» (за использование своего имени он получил 50 рублей.)
А теперь попытаемся восстановить некоторые «тёмные места» в биографии.
(см. в Приложении задания на карточках + параллельно слайды из презентации)
От имени Пруткова коллектив авторов написал пьесу "шутку-водевиль" "Фантазия" (то была проба пера, над которой работали Толстой и Алексей Жемчужников). Зимой 1851 года ее поставили в Александринском театре. Авторы умудрились возмутить императора Николая I, который посреди представления ушёл из театра со словами: "Много я видел на своём веку глупостей, но такой ещё никогда не видал". На следующий день пьесу запретили. Шалуны убедились, что они на правильном пути. Козьма Прутков больше не писал пьес – переквалифицировался на басни. Именно под ними впервые появилось имя Козьма Прутков.
Необходимо упомянуть, что с развитием популярности сочинений Пруткова под его псевдонимом и подделываясь под его слог стали самовольно публиковаться другие авторы. Братья Жемчужниковы в 1883 году даже обращались в прессу с опровержением причастности настоящих авторов Козьмы Пруткова к распространившимся произведениям. Эта неприятная ситуация знаменовала народную любовь к типажу.
Но и басни, и пьесы Пруткова теперь канули в архивы. Долгую жизнь обрели в основном его крылатые фразы. Их часто цитируют, забывая об авторстве.
«<…> В афоризмах обыкновенно выражается житейская мудрость. Прутков же в большей части своих афоризмов или говорит с важностью казённые, общие места; или с энергиею вламывается в открытые двери; или высказывает мысли, не только не имеющие соотношения с его эпохою и с Россиею, но стоящие, так сказать, вне всякого места и времени. Будучи очень ограниченным, он дает советы мудрости. Не будучи поэтом, он пишет стихи. Без образования и без понимания положения России, он пишет „прожекты“. Он современник Клейнмихеля, у которого усердие всё превозмогало. Он воспитанник той эпохи, когда всякий, без малейшей подготовки, брал на себя всевозможные обязанности, если Начальство на него их налагало»
Алексей Жемчужников в письме А. Н. Пыпину довольно подробно разъяснял образ Козьмы Пруткова: «<…> тип Кузьмы Пруткова, который до того казённый, что ни мысли его, ни чувству недоступны никакая так называемая злоба дня, если на неё не обращено внимания с казённой точки зрения. Он потому и смешон, что вполне невинен. Он как бы говорит в своих творениях: "всё человеческое — мне чуждо"». Это и есть грандиозное сатирическое значение образа: Козьма Прутков очень глуп, но дает мудрые советы, даже пишет прожекты для государственных служб, и совершенно бездарен, но творит литературные тексты. К сожалению, типаж Козьмы Пруткова оказался бессмертным…
Приложение №1
карточка №1
1. Восстановите «тёмные пятна» биографии Козьмы Пруткова
Козьма Петрович Прутков родился 11 апреля 1803 года в деревне Тентелевой ок. Сольвычегодска. Имел поместье в хуторке Пустынька около железнодорожной станции ____________________________(см. ребус ниже)
Получил домашнее образование от приходского священника и имел хорошие оценки.
2. МОЙ ПОРТРЕТ
Когда в толпе ты встретишь человека,
Который наг1;
Чей лоб мрачней туманного Казбека,
Неровен шаг;
Кого власы подъяты в беспорядке;
Кто, вопия,
Всегда дрожит в нервическом припадке,
- Знай: это я!
Кого язвят со злостью вечно новой,
Из рода в род;
С кого толпа венец его лавровый
Безумно рвет;
Кто ни пред кем спины не клонит гибкой,
- Знай: это я!..
В моих устах спокойная улыбка,
В груди - змея!
1Вариант: "На коем фрак". Примечание К. Пруткова.
________________________________________ 1.3. повторяющаяся гласная из названия стилистической фигуры, которая помогает организовать композицию стихотворения «Мой портрет» ___________
2.1. первая буква из названия средства художественной выразительности, которое используется в финальных строках стихотворения «Мой портрет» _____________
Карточка №2
1. Восстановите «тёмные пятна» биографии Козьмы Пруткова
Провёл всю свою жизнь, кроме детских лет и раннего отрочества, на государственной службе. В 1820 году поступил на военную службу в __________________________ полк (однокоренное слово встречается в советских фильмах «… баллада» или «О бедном … замолвите слово») «только ради красивого мундира» и пробыл на службе два года с небольшим. В ночь с 10 на 11 апреля 1823 года после товарищеской попойки Пруткову привиделся странный сон, после которого он решил оставить полк и подал в отставку.
2. ЖЕЛАНИЯ ПОЭТА
Хотел бы я тюльпаном быть,
Парить орлом по поднебесью,
Из тучи ливнем воду лить
Иль волком выть по перелесью.
Хотел бы сделаться сосною,
Былинкой в воздухе летать,
Иль солнцем землю греть весною,
Иль в роще иволгой свистать.
Хотел бы я звездой теплиться,
Взирать с небес на дольний мир,
В потемках по небу скатиться,
Блистать, как яхонт иль сапфир.
Гнездо, как пташка, вить высоко,
В саду резвиться стрекозой,
Кричать совою одиноко,
Греметь в ушах ночной грозой...
Как сладко было б на свободе
Свой образ часто так менять
И, век скитаясь по природе,
То утешать, то устрашать!
__________________________
1.1. первая буква приёма, который лежит в основе стихотворения «Желания поэта»_______________
2.2. вторая буква из названия средства художественной выразительности, которое используется в финальных строках стихотворения «Желания поэта» ___________________
Карточка №3
1. Восстановите «тёмные пятна» биографии Козьмы Пруткова
После этого Прутков определился на службу по министерству финансов, в Пробирную палатку, где и остался навсегда. В Пробирной палатке Прутков дослужился до действительного статского советника и получил наивысшую должность — стал её директором. Награждён орденом __________________________________________________________________ (Самый младший по старшинству в иерархии государственных наград, главным образом для отличия чиновников) 1-й степени.
2. РАЗНИЦА ВКУСОВ (Басня) [В первом издании (см. журн. "Современник", 1853 г.) эта басня была озаглавлена: "Урок внучатам", - в ознаменование действительного происшествия в семье Козьмы Пруткова]
Казалось бы, ну как не знать
Иль не слыхать
Старинного присловья,
Что спор о вкусах — пустословье?
Однако ж раз, в какой-то праздник,
Случилось так, что с дедом за столом,
В собрании гостей большом,
О вкусах начал спор его же внук, проказник.
Старик, разгорячась, сказал среди обеда:
"Щенок! тебе ль порочить деда?
Ты молод: все тебе и редька и свинина;
Глотаешь в день десяток дынь;
Тебе и горький хрен — малина,
А мне и бланманже — полынь!"
Читатель! в мире так устроено издавна:
Мы разнимся в судьбе,
Во вкусах и подавно;
Я это басней пояснил тебе.
С ума ты сходишь от Берлина;
Мне ж больше нравится Медынь.
Тебе, дружок, и горький хрен — малина,
А мне и бланманже — полынь. _____________________________________________________
1.2. последняя буква названия ведущего лексического средства выразительности в басне «Разница вкусов». _____________________________
2.3. третья буква в названии выразительного средства синтаксиса, которое в басне «Разница вкусов» в одном случае позволяет прямо выразить отношение говорящего к называемому, а во втором случае — привлечь его внимание и побудить к восприятию речи. ______________________
Карточка №4
1. Восстановите «тёмные пятна» биографии Козьмы Пруткова
Прутков был очень доволен своей службой. Именно в этот период жизни он начинает свои писательские опыты. И даже задумывается об издании полного собрания сочинений. Только в период подготовки реформ _________________________________________(русский император, удостоенный особого эпитета Освободитель) он растерялся: сначала стал роптать, повсюду заявляя о преждевременности любых реформ и о том, что он «враг всех так называемых вопросов!»
2. ДОБЛЕСТНЫЕ СТУДИОЗУСЫ
Как будто из Гейне Фриц Вагнер,
студьозус из Иены,
Из Бонна Иеронимус Кох
Вошли в кабинет мой с азартом,
Вошли, не очистив сапог.
"Здорово, наш старый товарищ!
Реши поскорее наш спор:
Кто доблестней: Кох или Вагнер?"
- Спросили с бряцанием шпор.
"Друзья! вас и в Иене и в Бонне
Давно уже я оценил.
Кох логике славно учился,
А Вагнер искусно чертил".
Ответом моим недовольны?
"Решай поскорее наш спор!"
- Они повторили с азартом
И с тем же бряцанием шпор.
Я комнату взглядом окинул
И, будто узором прельщен,
"Мне нравятся очень... обои!" -
Сказал им и выбежал вон.
Понять моего каламбура
Из них ни единый не мог,
И долго стояли в раздумье
Студьозусы Вагнер и Кох.
___________________________________________
1.4. повторяющаяся согласная из названия выразительного средства, используемого в заголовке стихотворения «Доблестные студиозусы»________________________
2.4. десятая буква в названии ошибки, которая лежит в основе каламбура стихотворения «Доблестные студиозусы» ____________________________________________
1. Восстановите «тёмные пятна» биографии Козьмы Пруткова
Однако потом, когда реформы оказались неизбежными, старался отличиться преобразовательными проектами и сильно негодовал, когда эти проекты браковали из-за очевидной невозможности их выполнения. Он объяснял это завистью, неуважением к опыту и заслугам. Из-за этого Прутков стал впадать в уныние и отчаяние. В один из таких моментов он написал _______________________________________ (жанр средневекового театра, основанный на религиозных сюжетах) «Сродство мировых сил».
2. ПОМЕЩИК И ТРАВА (Басня)
На родину со службы воротясь,
Помещик молодой, любя во всем успехи,
Собрал своих крестьян: "Друзья, меж нами связь -
Залог утехи;
Пойдемте же мои осматривать поля!"
И, преданность крестьян сей речью воспаля,
Пошел он с ними купно. "Что ж здесь мое?"
- "Да все, - ответил голова. -
Вот Тимофеева трава..."
"Мошенник! - тот вскричал, - ты поступил преступно!
Корысть мне недоступна;
Чужого не ищу; люблю свои права!
Мою траву отдать, конечно, пожалею;
Но эту возвратить немедля Тимофею!"
Оказия сия, по мне, уж не нова.
Антонов есть огонь, но нет того закону,
Чтобы всегда огонь принадлежал Антону. ______________________________________________________________
1.5. последняя буква в названии остроумной шутки, основанной на омонимах или использовании разных значений одного слова, что лежит в основе басни «Помещик и трава»_________________________________________
2.6. последняя буква в метафорическом словосочетании, за которым скрывается название гангрены в басне «Помещик и трава»_________________________________________
Карточка №6
1. Восстановите «тёмные пятна» биографии Козьмы Пруткова
Вскоре, однако, он успокоился, почувствовал вокруг себя прежнюю атмосферу. Он снова стал писать проекты, но уже ограничительного характера, и они принимались с одобрением. Это дало ему основание ожидать значительного повышения по службе. Но внезапный _____________________________________________________________________ (по данным ВОЗ это самая распространееная причина смерти), постигший его в своём кабинете, привёл к смертельному исходу 13 января 1863 г.
2. ЧИНОВНИК И КУРИЦА (Басня)
Чиновник толстенький, не очень молодой,
По улице, с бумагами под мышкой,
Потея и пыхтя и мучимый одышкой,
Бежал рысцой. На встречных он глядел заботливо и странно,
Хотя не видел никого.
И колыхалася на шее у него,
Как маятник, с короной Анна.
На службу он спешил, твердя себе: "Беги,
Скорей беги! Ты знаешь,
Что экзекутор наш с той и другой ноги
Твои в чулан упрячет сапоги,
Коль ты хотя немножко опоздаешь!"
Он все бежал. Но вот
Вдруг слышит голос из ворот:
"Чиновник! окажи мне дружбу;
Скажи, куда несешься ты?"
- "На службу!"
"Зачем не следуешь примеру моему,
Сидеть в спокойствии? признайся напоследок!"
Чиновник, курицу узревши этак
Сидящую в лукошке, как в дому,
Ей отвечал: "Тебя увидя,
Завидовать тебе не стану я никак;
Несусь я, точно так,
Но двигаюсь вперед; а ты несешься сидя!"
Разумный человек коль баснь сию прочтет,
То, верно, и мораль из оной извлечет. _______________________________________________________
1.6. первая буква синтаксического средства выразительности, которое используется в первой же строке басни «Чиновник и курица»_________________
2.5. четвёртая буква из названия отношений лексических единиц, совпадающих по форме и не связанных по значению, что лежит в основе каламбура басни «Чиновник и курица» ________________________________________________________
презентация к квесту
PPT / 4.36 Мб
Ответы:
Смотри (в) корень!
1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 (общ) 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6
С — первая буква приёма, который лежит в основе стихотворения «Желания поэта». (сравнение)
М — последняя буква названия ведущего лексического средства выразительности в басне «Разница вкусов». (антоним)
О — повторяющаяся гласная из названия стилистической фигуры, которая помогает организовать композицию стихотворения «Мой портрет» (повтор)
Т — повторяющаяся согласная из названия выразительного средства, используемого в заголовке стихотворения «Доблестные студиозусы» (эпитет)
Р — последняя буква в названии остроумной шутки, основанной на омонимах или использовании разных значений одного слова, что лежит в основе басни «Помещик и трава» (каламбур)
И — первая буква синтаксического средства выразительности, которое используется в первой же строке басни «Чиновник и курица» (инверсия)
(В) — 5 буква в общем названии понятий «мыслете и покой» из стихотворения «К месту печати» - общее задание (буква)
К — первая буква из названия средства художественной выразительности, которое используется в финальных строках стихотворения «Мой портрет» (контраст)
О — вторая буква из названия средства художественной выразительности, которое используется в финальных строках стихотворения «Желания поэта» (контраст)
Р — третья буква в названии выразительного средства синтаксиса, которое в басне «Разница вкусов» в одном случае позволяет прямо выразить отношение говорящего к называемому, а во втором случае — привлечь его внимание и побудить к восприятию речи. (обращение)
Е — десятая буква в названии ошибки, которая лежит в основе каламбура стихотворения «Доблестные студиозусы» (грамматическая ошибка)
Н — четвёртая буква из названия отношений лексических единиц, совпадающих по форме и не связанных по значению, что лежит в основе каламбура басни «Чиновник и курица» (омонимия)
Ь — последняя буква в метафорическом словосочетании, за которым скрывается название гангрены в басне «Помещик и трава» (антонов огонь)