Условиями эффективности занятий являются:
- занятия носят системный, регулярный характер, продолжительностью не менее 30 минут;
- благоприятная, доброжелательная, обогащенная творческая обстановка, опережающая развитие детей (соответствующий дизайн в кабинете, где ведутся шахматные занятия: рисунки на шахматную тематику, элементы более сложных шахматных комбинаций и этюдов и пр.);
- творческая личность педагога по шахматам и его готовность к ненавязчивой, доброжелательной помощи ребенку (не превращать свободу в безнаказанность, а помощь в подсказку Творческий подход является необходимым условием преподавания шахмат. При обучении наиболее ярко проявляются индивидуальные различия детей, в связи с этим возрастает роль дифференцированного подхода к отбору содержания обучения, его объему, последовательности и темпу изложения»;
- взаимодействие шахматной игры с оригинальными творческими продуктами;
- использование всех возможностей шахматной игры (шахматная партия, анализ позиций, сеансы одновременной игры, решение комбинаций и пр.);
- использование эффекта максимального напряжения сил (игра с более сильным соперником). Исходя из вышесказанного, следует сделать вывод, что каждое занятие должно быть продуманно и составлено из аспектов, которые будут удовлетворять потребности каждого подопечного. В этом заключается главный секрет преподавания шахмат, особенно для начинающих. Перечислю несколько способов (физкультминуток), которые я применяю в своей работе с детьми.
-арт-брейки ( короткие перерывы с элементами творчества).
-плей-брейки (перерыв в середине занятия с заданием в игровой увлекательной форме).
-спорт-брейки (небольшой перерыв в игровой форме с элементами спорта).
-видео-брейки (просмотр небольшого видео на шахматную тематику, например о творчестве известных шахматистов или даже мультфильмы на шахматную тематику («Шахматы для детей», «Фиксики «Шахматы», «Вокруг шахмат»).
-шахматные викторины с подсчётом заработанных очков.
-сеансы одновременный игры, где сеанс может проводить один из учащихся, не зависимо от его силы. Преподаватель курирует и помогает (не подсказывает). Суть подобных перерывов заключается в том, чтобы отвлечь детей от напряжённой мыслительной деятельности, подготовив тем самым базу для восприятия знаний, уже свежим взглядом. Но одной из важных причин данного метода заключается в том, чтобы удовлетворить эмоциональные потребности детей с разными типами восприятия информации.
Для проведения шахматных занятий с дошкольниками необходимо следующее оборудование:
- шахматная доска с комплектом фигур (желательно по одному комплекту на 2-х детей);
- демонстрационная шахматная доска с набором магнитных фигур (для проведения коллективных занятий);
- шахматные часы (для первоначального знакомства и нескольких практических занятий будет достаточно 1-2 штук);
- шаблоны горизонтальных, вертикальных и диагональных линий (изготовленные из цветной бумаги или картона);
- фрагменты шахматной доски, фишки для дидактических игр-упражнений;
- мешочек, сшитый из любой ткани для игры «Чудесный мешочек»;
- для выполнения индивидуальных заданий на занятии хорошо иметь тетрадки в клетку у каждого ребенка;
- цветные карандаши, фломастеры, пластилин, доски для лепки, бумагу для рисования – для творческих заданий;
- для создания обогащенной творческой среды – вырезанные из картона шахматные фигуры, вывешенные рисунки детей на шахматную тематику, выставка вылепленных работ детей из пластилина и пр.