Статья «Танцевальные занятия с дошкольниками»

0
0
Материал опубликован 19 April 2017

Танцевальные занятия с дошкольниками

Масловская Н.А.


 

Преподаватель хореографических дисциплин;

г. Томск, ОГОАУ СПО «Губернаторский колледж социально-культурных технологий и инноваций»


 

Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется эстетическое отношение к окружающему миру, формируется личность человека.

Музыкальное воспитание начинается со знакомства с музыкальными произведениями. Но музыкальное воспитание не было бы полноценным, если бы дети ограничивались лишь прослушиванием музыки. Важную роль в музыкально-педагогическом процессе играют танцевально-ритмические движения.

Танцевально-ритмические  движения помогают ребёнку познавать окружающую действительность и, в то же время, являются средством выражения музыкальных образов, характера музыкальных произведений. Выдающийся музыкальный педагог А.Д. Артоболевская, в книге «Первая встреча с музыкой» утверждает, что музыкальные способности детей проявляются и развиваются, прежде всего, через движение с музыкой.

Кроме того, в период дошкольного детства ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период. А музыкально-ритмические движения сочетают в себе как эмоционально-творческое развитие, так и развитие физическое.

Известно, что дети очень любят танцевать. В танцах они удовлетворяют свою естественную потребность в движении. В выразительных, ритмичных движениях танца раскрываются чувства, мысли, настроение, проявляется характер детей. Замечено: если музыка нравится, у ребят возникает желание двигаться, им трудно усидеть на месте, они буквально «выплескивают» свои эмоции. И детям легче передать свое понимание музыки не словом, а посредством движений. А это хорошая предпосылка для творческого процесса. Приобретая знания и навыки в области танцевального искусства, дети начинают понимать, что каждый танец имеет свое содержание, характер, свой образ. Чтобы передать выразительность танцевальных образов, ребенок должен запомнить не только сами движения, но и их последовательность - что само по себе положительно влияет на развитие памяти и внимания, мобилизуется воображение, наблюдательность, развивается творческая активность.

Танец приучает детей к нормам культурного общения. В детях воспитывается скромность, доброжелательность, приветливость. Танец становится одним из средств нравственного воспитания ребенка.

В настоящее время внимание детей и педагогов привлекают современные ритмы музыки, новые танцы. Но иногда приходится сталкиваться с тем, что дети, наблюдая в быту танцы взрослых, подражают самым худшим образцам их исполнения (они кривляются, ломаются, танцуют грубо, не музыкально). Это вызывает большую тревогу, так как именно в дошкольном возрасте закладываются основы художественно-музыкального вкуса.

Детский танец должен быть очень компактным. Не рекомендуется в него включать большое количество разных фигур - это утомляет детей. Надо учитывать психофизическую особенность детей-дошкольников, тщательно лимитировать физическую нагрузку. Танец для детей должен иметь четкий рисунок движений. Необходимо помнить о сохранении точности и законченности танцевальной формы. Необходимы органическая взаимосвязь движений с музыкой, учет не только общего характера музыки, но и основных средств музыкальной выразительности (динамических, темповых, метроритмических, гармонических особенностей, регистровой окраски, формы построения данного произведения). Важно также разнообразие репертуара детского танца (по содержанию, настроению). Интересным для детей моментом может явиться смена партнеров в танце, элемент игры, шутки, необычных атрибутов, костюмов.

Чтобы заинтересовать детей танцем, педагог должен дать общую характеристику танцу, отметить его особенности. Первостепенную роль играет правильный, отчетливый, выразительный показ движений педагогом. Хороший показ вызывает у детей желание поскорей научиться так же красиво танцевать. Показ, сопровождаемый словесными пояснениями, поможет сделать процесс обучения более сознательным и доступным.

В работе над танцем большое значение имеют подготовительные танцевальные упражнения. Рекомендуется вначале разучить с детьми отдельные танцевальные элементы, которые по мере усвоения могут соединяться в танцевальные фигуры. Чаще надо использовать и показ детей, хорошо выполняющих то или иное движение.

Музыкальное сопровождение – дело первостепенной важности. Музыка выбирается в соответствии с требованиями хорошего вкуса. Что касается его критериев (в отношении музыкального оформления занятий танцами), они определяются такими понятиями, как ясность, доходчивость, законченность мелодии.

Во время разучивания танца следует соблюдать определенную последовательность. Вначале дети слушают музыку, затем – пояснения педагога: о её характере, форме произведения и т.д.

Процесс обучения танцевальным движениям достаточно трудоёмкий и сложный. Но именно музыкально-ритмическое воспитание дает возможность полноценного развития дошкольников, оказывая огромное влияние не только на эмоциональное, но и на познавательное развитие ребенка.


«Парная полька»

Дети стоят парами по кругу, повернувшись, друг к другу.

Первая часть музыки.

1-2 такты – делают три легких притопа, поворачиваясь на 1-й такт - вправо, на 2-й такт - влево.

3-4 такты – слегка пружинящим шагом меняются местами, проходя, спинами друг к другу (правым плечом вперед). При повторении первой части музыки движения повторяются, дети возвращаются на свои места.

Вторая часть музыки.

5-8 такты – пары берутся двумя руками и боковым галопом двигаются вправо.

При повторении тактов 5-8 двигаются влево.

Во время притопа дети не должны слишком сильно поворачиваться вправо и влево. При выполнении бокового галопа следить за тем, чтобы ребята держали корпус прямо, голову не поворачивали по ходу движения, руки слегка отводили в стороны.

Список литературы:

1. Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой, М., Просвещение 2001

 2. Бекина С.И. Музыка и движение, М., Просвещение 1994

3. Пинаева Е. Образные танцы для детей. Учебно-методическое пособие. Пермь СЦХТУ «Росток», 2005

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.