Урок по информатики и ИКТ в 10 классе «Условный оператор Паскале»
Класс:10
Цели урока:
научить учащихся записывать программу ветвящейся структуры на языке Паскаль;
помочь ученикам осуществить переход от сформулированной задачи к созданию информационной модели, а затем записи программы;
ввести понятие условного оператора;
научить находить общее и различное в поставленных задачах, замечать ошибки.
Задачи урока:
сформулировать у учащихся первые навыки решения задач на составление программ с использованием блок-схем ветвления;
организовать творческую деятельность учащихся по созданию аналогичных задач;
закрепить у учащихся навыки работы в группе за компьютером и умение обосновывать свою точку зрения.
Тип урока: изучение нового материала.
Программное обеспечение: среда программирования PascalАВС
План урока.
1 урок:
Постановка задачи – 1 мин.
Проверка знаний учащихся по прошлой теме – 10 мин.
Изучение новой темы – 12 мин.
Решение задач, работа на ПК – закрепление нового материала – 20 мин.
Д/з, оценки –2мин.
Ход урока
I. Постановка задачи
Учитель. На предыдущем уроке мы изучили структуру программы в языке программирования Паскаль. Мы задавали входные данные в программу и получали реальный результат. А сегодня мы попробуем компьютер заставить рассуждать. Для этого необходимо немного потрудится и для начала вспомнить материал прошлого урока.
II. Проверка знаний учащихся по прошлой теме
Задания учащимся:
Задание на доске: Составить программу, которая спрашивает “Как вас зовут?”, “В каком классе учитесь?”, “Сколько вам лет?”. Необходимо, чтобы в программе были заданы такие вопросы, а пользователь потом мог ввести свои данные.
Выполнение задания в тетрадях.
Опрос-повторение материала прошлого урока:
Что такое программа?
Структура программы (на доске).
С помощью каких данных работает программа?
Перечислить типы данных.
Назовите оператор ввода данных.
Назовите оператор вывода данных.
Как выглядит оператор присваивания?
III. Изучение новой темы
Учитель: Составить блок-схему и написать программу решения следующей задачи:
Компьютер запрашивает: “Сколько вам лет?”. Если ответ больше 100, то отвечает: “Вы хорошо сохранились!”. В противном случае желает: “Лет до ста расти вам без старости!”
Учитель: Вы обнаружили, что в задании есть проверка условия величины возраста. Вспомните, как называлась такая структура в алгоритмическом языке? (Ветвление).
Алгоритмическая конструкция УСЛОВИЕ используется в тех случаях, когда перед нами стоит выбор: сделать так или иначе.
Условие бывает:
Неполное
Полное
(На слайде структура записи ветвления на языке Паскаль.)
If <условие> then <оператор 1> else <оператор 2> - полная форма.
Если условие, стоящее после IF истинно, то выполняется действие, стоящее после слова THEN, если условие ложно , то выполняется действие, стоящее после слова ELSE.
Что такое условие? Условие — это выражение, которое может быть либо истинным, либо ложным. Условие обязательно содержит логические операторы <, >, =, <=, >=, <> (не равно).
Если в качестве оператора должна выполняться серия операторов, то они объединяются в операторные скобки Begin-End.
If then
Begin
[операторы1]
End
Else
begin
[операторы2]
End;
If <условие> then <оператор> - неполная форма.
ЕСЛИ УСЛОВИЕ ИСТИННО, ТО ВЫПОЛНЯЕТСЯ ДЕЙСТВИЕ, ИНАЧЕ НИЧЕГО НЕ ПРОИСХОДИТ
Задание: придумайте пример на полную и неполную форму записи ветвления (необходимо направить учащихся, чтобы они называли примеры из любой информационный сферы).
Пример 1. С клавиатуры ввести два различных числа. Найти большее из них и вывести его на экран.
Решение
В этом примере нужно произвести выбор одного из двух вариантов, для этого используется оператор if-then-else.
program primer6_1; var a, b, m:integer; begin writeln('Введите два числа: '); readln(a, b); if a>b then m:=a else m:=b; writeln('Большее из них: ', m); end. |
IV. Решение задач – закрепление нового материала. Работа на ПК
Задания на слайде:
Задачи:
ЭВМ запрашивает: “Сколько будет 2 + 2?”. Если ответ верен, то отвечает: “Молодец!”. В противном случае: “Запомните: 2 + 2 = 4!”.
var a:integer;
begin
writeln ('сколько будет 2+2 ?');
readln(a);
if a=4 then writeln('молодец!') else writeln('запомните: 2+2=4!');
end.
2. Даны действительные числа x и y, не равные друг другу. Меньшее из этих чисел заменить половиной их суммы, а большее – их удвоенным произведением.
var x,y:real;
begin
writeln ('введите x и y');
readln(x,y);
if x
else begin y:=(x+y)/2; x:=2*x*y end
writeln(‘x=’,x,’ y=’,y);
end.
Действия учителя: проверяет наличие ошибок в составленных программах. Делает пояснения.
Учащиеся выполняют и проверяют программы на ПК.
V. Домашнее задание с объяснением. Подведение уроков (оценки)
Лекция
Условие задачи: Даны целые числа m, n. Если числа не равны, то заменить каждое из них одним и тем же числом, равным большему из исходных, а если равны, то заменить числа нулями.