Программа спецкурса по информатике и ИКТ «Математические основы информатики» (10 класс)

2
0
Материал опубликован 7 October 2016 в группе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска «Средняя школа № 5 им. С.М. Кирова»


 

 

Программа спецкурса по информатике и ИКТ «Математические основы информатики»

(для 10 класса)

2016-2017 учебный год

Автор:

Салихова Е.Р. - учитель физики и информатики

МБОУ СШ № 5 им. С.М Кирова

 

 

Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса по информатике и ИКТ «Математические основы информатики» разработана на основе программы элективного курса «Математические основы информатики» (авторов Е.В. Андреева, Л.Л. Босова, К.Н. Фалина), в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ № 273 – ФЗ (Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года);

Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего

образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05.03 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

Образовательная программа МБОУ СШ №5 им. С.М. Кирова;

Учебный план МБОУ СШ № 5 им. С.М. Кирова на 2016-2017 учебный год.

Годовой календарный учебный график МБОУ СШ № 5 им С.М. Кирова на 2016– 2017 учебный год.

Программа спецкурса рассчитана на учащихся 10 классов физико–математического профиля, изучающих предмет информатику и ИКТ по 1 часовой программе авт. Семакин И.Г. и Хеннер Е.К. Программа элективного курса рассчитана на 35 часа, по 1 часу в неделю и служит средством внутрипрофильной специализации в области новых информационныx технологий, что способствует созданию допол­нительных условий для построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся физико–математического профиля.

Курс «Математические основы информатики» носит интегрированный, междисциплинарный характер, является расширением курса информатики и ИКТ в области изучения математических основ информатики (системы счисления, логика и представление информации в компьютере).

Цель курса: формирование у учащихся основ научного мировоззрения, рассмотрение роли фундаментальных знаний (а именно, математики) в развитии информатики, информационных и коммуникационных технологий.

Задачи курса:

  • сформировать у учащихся системное представление о теоретической базе информационных и коммуникационных технологий;
  • показать взаимосвязь и взаимовлияние математики и информатики;
  • сформировать умения решения практических и исследовательских задач;
  • развить способность к самообучению.

Учебно-методический комплекс:

Е.В.Андреева. Математические основы информатики. Элективный курс: Учебное пособие./ Андреева Е.В., Л.Л. Босова, И.Н. Фалина –2 изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008 г.

Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Практикум по информатике и ИКТ для 10-11 классов. Базовый уровень. Информатика. 11 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

Информатика. Задачник-практикум в 2 т. Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2012.

Формы, методы, технологии обучения:

Основная методическая установка курса - обучение школьников навыкам самостоятельной индивидуальной и групповой работы. При преподавании данного элективного курса предполагается использовать следующие образовательные технологии обеспечивающие компетентностный подход в обучении: проблемное обучение, технологии сотрудничества, разноуровневое обучение, метод проектов. Задачей учителя является создание условий для реализации творческих проектов учащихся. Освоение ключевых способов деятельности происходит на основе системы заданий и алгоритмических предписаний.

Формы организации образовательного процесса:

Основной тип занятий - практикум, но при изучении новых понятий - лекция, с демонстрацией мультимедийных презентаций. Изучение нового материала носит сопровождающий характер. Каждая тема курса начинается с постановки проблемной задачи, которую предстоит решить ученикам.

Формы контроля и возможные варианты его проведения:

Контроль за освоением программы курса предусматривает проведение практических работ, проверочных контрольных, самостоятельных и тестовых работ по каждой теме. Проверочные контрольные работы содержат разноуровневые задания. Итогом обучения по данной программе является создание учащимися творческих проектов.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Системы счисления

Учащиеся должны знать:

Основные опрделения систем счисления, позиционные системы счисления;

развернутая и свернутая формы записи;

арифметические операции в Р-ичных системах счисления;

алгоритмы перевода из Р-ичной системы счисления в десятичную и обратно;

системы счисления и архитектуру компьютеров.

Учащиеся должны уметь:

Представлять обыкновенные десятичные дроби в Р-ичные системы счисления;

Производить арифметические операции в Р-ичных системах (сложение и вычитания, умножение и деление);

Переводить числа из Р-ичной системы счисления в десятичную;

Переводить из десятичной системы счисления в Р-ичную;

Использовать уравновешенную троичную системы счисления;

Использовать системы счисления фиббоначи.

Алгебра логики

Учащиеся должны знать:

Понятия высказывания;

Логические операции;

Логические формулы;

Методы решения логических задач;

Булевы функции;

Канонические формы логических формул;

Учащиеся должны уметь:

Строить таблицы истинности;

Применять закон алгебры логики.

Представление информации в компьютере

Учащиеся должны знать:

Представление целых положительных и отрицательных чисел;

Представление вещественных чисел;

Особенность реализации арифметических операций в конечном числе разрядов;

Представление графической и текстовой информации;

Принципы компьютерного воспроизведения звука;

Методы сжатия цифровой информации;

Учащиеся должны уметь:

Представлять целые отрицательные и положительные числа;

Выполнять арифметические операции над вещественными числами.

Учебно-тематический план элективного курса "Математические основы информатики"

п/п

Наименование раздела, блока

Количество часов

1

Системы счисления

13

2

Алгебра логики

7

3

Представление информации в компьютере

12

4

Творческий проект

3

 

Итого

35


 

Содержание элективного курса "Математические основы информатики"

(34 ч)

1. Системы счисления (13 часов).

Позиционные системы счисления. Основные определения. Единственность представления чисел в Р-ичных системах счисления. Представление произвольных чисел в позиционных системах счисления. Развернутая и свернутая формы записи. Перечисление натуральных чисел. Представление обыкновенных десятичных дробей в Р-ичных системах счисления. Арифметические операции в Р-ичных системах счисления. Сложение. Вычитание. Умножение Деление. Перевод чисел из Р-ичной системы счисления в десятичную. Перевод целых Р-ичных чисел. Перевод конечных Р-ичных дробей. Перевод периодических Р-ичных дробей. Перевод чисел из десятичной системы счисления в Р-ичную. Два способа перевода целых чисел. Перевод конечных десятичных дробей. Смешанные системы счисления. Системы счисления и архитектура компьютеров. Использование уравновешенной троичной системы счисления.

2. Алгебра логики. (7 часов).

Алгебра логики. Понятие высказывания. Логические операции. Таблицы истинности. Логические формулы. Законы алгебры логики. Методы решения логических задач. Алгебра переключательных схем. Булевы функции. Канонические формы логических формул. Теорема о СДНФ.

3. Представление информации в компьютере. (12 часов).

Представление целых чисел. Представление целых положительных и отрицательных чисел. Перечисление чисел в целочисленной компьютерной арифметике. Особенности реализации арифметических операций в конечном числе разрядов. Представление вещественных чисел. Нормализованная запись числа. Представление вещественных чисел в формате с плавающей запятой. Выполнение арифметических операций над вещественными числами. Особенности реализации вещественной компьютерной арифметики. Представление текстовой и графической информации. Общие подходы. Векторное и растровое представление графической информации. Цветовые модели RGB, CMYK, HSB. Представление звуковой информации. Звукозапись. Импульсно-кодовая модуляция. Формат MIDI. Принципы компьютерного воспроизведения звука. Методы сжатия цифровой информации.

Творческий проект (3 часа)

Список литературы:

Литература для учителя:

Е.В.Андреева. Математические основы информатики. Элективный курс: Учебное пособие./ Андреева Е.В., Л.Л. Босова, И.Н. Фалина –2 изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008 г.

. Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы : методическое пособие. / Сост. М.Н. Бородин. – 2-е изд., М .: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012- (Программы и планирование).

Информатика. Задачник-практикум в 2 т. Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2012.

Литература для учащихся:

Е.В.Андреева. Математические основы информатики. Элективный курс: Учебное пособие./ Андреева Е.В., Л.Л. Босова, И.Н. Фалина –2 изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008 г.

Информатика. Задачник-практикум в 2 т. Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2012.

Дополнительная литература:

В. Лыскова , Е.Ракитина. Логика в информатике. – М.Лаборатория Базовых Знаний, 2006г.

Информатика для 10-11 классов: сборник элективных курсов. Сост. А.А.Чернов, А.Ф.Чернов. – Волгоград: Учитель, 2006 г.

Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Практикум по информатике и ИКТ для 10-11 классов. Базовый уровень. Информатика. 11 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. . – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010

А.В.Могилев, Н.И.Пак, Е.К.Хеннер. – Практикум по информатике. – М.: Издательский центр «Академия», 2001г.

http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов по информатике.

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

к элективному курсу по информатике и ИКТ для 10 класс «Математические основы информатики»

Название темы, раздела.

Тема урока.

Кол-во часов

Тип занятия

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Вид контроля

Домашнее задание

Дата

план

факт

 1. СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ (13 ЧАСОВ)

1/1

Позиционные системы счисления. Основные определения. Единственность представления чисел в Р-ичных системах счисления

1

комбинированный

Системы счисления, алфавит, цифры, размерность, базис, основание системы, Р-ичные системы счисления, представление чисел в Р-ичных системах счисления

Знать:

Основные определения систем счисления, позиционные системы счисления;

развернутая и свернутая формы записи;

арифметические операции в Р-ичных системах счисления;

алгоритмы перевода из Р-ичной системы счисления в десятичную и обратно;

системы счисления и архитектуру компьютеров.

Уметь:

Представлять обыкновенные десятичные дроби в Р-ичные системы счисления;

Производить арифметические операции в Р-ичных системах (сложение и вычитания, умножение и деление);

Переводить числа из Р-ичной системы счисления в десятичную;

Переводить из десятичной системы счисления в Р-ичную;

Использовать уравновешенную троичную системы счисления;

Индивидуальный опрос

Решение задач в тетради

   

2/2

Развернутая и свернутая формы записи.

1

комбинированный

Развернутая и свернутая системы счисления

Практическая работа

Решение задач в тетради

   

3/3

Перечисление натуральных чисел.

1

комбинированный

Алгоритм перечисления натуральных чисел в Р-ичных системах счисления

Тест

Решение задач в тетради

   

4/4

Представление обыкновенных десятичных дробей в Р-ичных системах счисления.

1

комбинированный

Обыкновенная и конечная дробь, алгоритм записи обыкновенной десятичной дроби в виде конечной Р-ичной дроби

Практическая работа

Решение задач в тетради

   

5/5

Арифметические операции в Р-ичных системах счисления. Сложение и вычитание.

1

комбинированный

Правила сложения и вычитания в различных Р-ичных системах счисления

Индивидуальный опрос

Решение задач в тетради

   

6/6

Арифметические операции в Р-ичных системах счисления. Умножение и деление.

1

комбинированный

Правила умножения и деления в различных Р-ичных системах счисления

Самостоятельная работа

Решение задач в тетради

   

7/7

Перевод чисел из Р-ичной системы счисления в десятичную. Перевод целых Р-ичных чисел.

1

комбинированный

Алгоритм перевода целых чисел из Р-ичной системы счисления в десятичную, алгоритм перевода целых чисел из двоичной системы в десятичную

Знать:

Основные определения систем счисления, позиционные системы счисления;

развернутая и свернутая формы записи;

арифметические операции в Р-ичных системах счисления;

алгоритмы перевода из Р-ичной системы счисления в десятичную и обратно;

системы счисления и архитектуру компьютеров.

Уметь:

Представлять обыкновенные десятичные дроби в Р-ичные системы счисления;

Производить арифметические операции в Р-ичных системах (сложение и вычитания, умножение и деление);

Переводить числа из Р-ичной системы счисления в десятичную;

Переводить из десятичной системы счисления в Р-ичную;

Использовать уравновешенную троичную системы счисления;

Использовать системы счисления фиббоначи.

Практическая работа

Решение задач в тетради

   

8/8

Перевод чисел из Р-ичной системы счисления в десятичную. Перевод конечных Р-ичных дробей.

1

комбинированный

Алгоритм перевода конечной Р-ичной дроби в десятичную

Индивидуальный опрос

Решение задач в тетради

   

9/9

Перевод чисел из Р-ичной системы счисления в десятичную. Перевод периодических Р-ичных дробей.

1

комбинированный

Способы перевода периодических Р-ичных дробей

Практическая работа

Решение задач в тетради

   

10/10

Перевод чисел из десятичной системы счисления в Р-ичную. Два способа перевода целых чисел.

1

комбинированный

Алгоритм перевода целого числа из десятичной системы счисления в Р-ичную

тест

Решение задач в тетради

   

11/11

Перевод чисел из десятичной системы счисления в Р-ичную. Перевод конечных десятичных дробей.

1

комбинированный

Алгоритм перевода правильной конечной десятичной дроби в Р-ичную систему счисления

Знать:

Основные определения систем счисления, позиционные системы счисления;

развернутая и свернутая формы записи;

арифметические операции в Р-ичных системах счисления;

алгоритмы перевода из Р-ичной системы счисления в десятичную и обратно;

системы счисления и архитектуру компьютеров.

Уметь:

Представлять обыкновенные десятичные дроби в Р-ичные системы счисления;

Производить арифметические операции в Р-ичных системах (сложение и вычитания, умножение и деление);

Переводить числа из Р-ичной системы счисления в десятичную;

Переводить из десятичной системы счисления в Р-ичную;

Использовать уравновешенную троичную системы счисления;

Использовать системы счисления фиббоначи.

Самостоятельная работа

Решение задач в тетради

   

12/12

Смешанные системы счисления.

1

комбинированный

Смешанные системы счисления, перевод смешанных систем счисления

Индивидуальный опрос

Решение задач в тетради

   

13/13

Системы счисления и архитектура компьютеров. Использование уравновешенной троичной системы счисления.

1

комбинированный

Уравновешенная троичная или симметричная троичная система счисления

Практическая работа

Решение задач в тетради

   

2. АЛГЕБРА ЛОГИКИ (7 ЧАСОВ)

14/1

Алгебра логики. Понятие высказывания.

1

комбинированный

Высказывание, простое высказывание, предикаты

Знать:

Понятия высказывания;

Логические операции;

Логические формулы;

Методы решения логических задач;

Булевы функции;

Канонические формы логических формул;

Уметь:

Строить таблицы истинности;

Применять закон алгебры логики.

Индивидуальный опрос

Решение задач в тетради

   

15/2

Логические операции. Таблицы истинности.

1

комбинированный

Конъюнкция, таблица истинности, дизъюнкция, строгая или разделительная дизъюнкция, импликация, эквивалентность, отрицание

Практическая работа

Решение задач в тетради

   

16/3

Логические формулы. Законы алгебры логики.

1

комбинированный

Логическая переменная, логическая формула, эквивалентные формулы, законы коммутативности, законы ассоциативности, законы поглощения, законы дистрибутивности, противоречия, исключенного третьего, идемпотентности, двойного отрицания, де Моргана, поглощения.

тест

Решение задач в тетради

   

17/4

Методы решения логических задач.

1

комбинированный

Формальный способ решения логических задач

Знать:

Понятия высказывания;

Логические операции;

Логические формулы;

Методы решения логических задач;

Булевы функции;

Канонические формы логических формул;

Уметь:

Строить таблицы истинности;

Применять закон алгебры логики.

Самостоятельная работа

Решение задач в тетради

   

18/5

Алгебра переключательных схем.

1

комбинированный

Переключательная схема, равные схемы, простые схемы, синтез переключательной схемы

Индивидуальный опрос

Решение задач в тетради

   

19/6

Булевы функции.

1

комбинированный

Логическая (булева) функция

тест

Решение задач в тетради

   

20/7

Канонические формы логических формул. Теорема о СДНФ.

1

комбинированный

Каноническая форма, нормальная и совершенная форма, элементарная конъюнкция, дизъюнктивная нормальная форма, совершенная дизъюнктивная нормальная форма, конъюнктивная нормальная форма, совершенная конъюнктивная нормальная форма, алгоритмы построения нормальных форм с помощью таблиц истинности

Знать:

Понятия высказывания;

Логические операции;

Логические формулы;

Методы решения логических задач;

Булевы функции;

Канонические формы логических формул;

Уметь:

Строить таблицы истинности;

Применять закон алгебры логики.

Практическая работа

Решение задач в тетради

   

3. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ В КОМПЬЮТЕРЕ (12 ЧАСОВ)

21/1

Представление целых положительных и отрицательных чисел.

1

комбинированный

Прямой код, дополнительный код, алгоритм получения дополнительного k-разрядного кода отрицательного числа

Знать:

Представление целых положительных и отрицательных чисел;

Представление вещественных чисел;

Особенность реализации арифметических операций в конечном числе разрядов;

Представление графической и текстовой информации;

Принципы компьютерного воспроизведения звука;

Методы сжатия цифровой информации;

Уметь:

Представлять целые отрицательные и положительные числа;

Выполнять арифметические операции над вещественными числами.

Индивидуальный опрос

Решение задач в тетради

   

22/2

Перечисление чисел в целочисленной компьютерной арифметике.

1

комбинированный

Перечисление чисел в целочисленной компьютерной арифметике.

Практическая работа

Решение задач в тетради

   

23/3

Особенности реализации арифметических операций в конечном числе разрядов.

1

комбинированный

Особенности реализации арифметических операций в конечном числе разрядов.

тест

Решение задач в тетради

   

24/4

Представление вещественных чисел. Нормализованная запись числа.

1

комбинированный

Мантисса, порядок числа, нормализованная запись отличного от нуля вещественного числа, абсолютная погрешность, относительная погрешность

Самостоятельная работа

Решение задач в тетради

   

25/5

Представление вещественных чисел в формате с плавающей запятой

1

комбинированный

Числа записанные в формате с плавающей запятой

Знать:

Представление целых положительных и отрицательных чисел;

Представление вещественных чисел;

Особенность реализации арифметических операций в конечном числе разрядов;

Представление графической и текстовой информации;

Принципы компьютерного воспроизведения звука;

Методы сжатия цифровой информации;

Уметь:

Представлять целые отрицательные и положительные числа;

Выполнять арифметические операции над вещественными числами.

Практическая работа

Решение задач в тетради

   

26/6

Выполнение арифметических операций над вещественными числами.

1

комбинированный

Выравнивание порядков, нормализация, правила выполнения арифметических операций

тест

Решение задач в тетради

   

27/7

Особенности реализации вещественной компьютерной арифметики.

1

комбинированный

Потеря значащих цифр мантиссы у меньшего из чисел при выравнивании порядков, потеря крайней справа значащей цифры результата при сложении или вычитании, выход за границу допустимого диапазона значений при нормализации результата, получение «не представимого» потеря младших значащих цифр результата

Самостоятельная работа

Решение задач в тетради

   

28/8

Представление текстовой и графической информации. Общие подходы. Векторное и растровое представление графической информации

1

комбинированный

Информационный объем, дискретизация, пространственная дискретизация, временная дискретизация, квантование, векторное и растровое представление информации, растр

Знать:

Представление целых положительных и отрицательных чисел;

Представление вещественных чисел;

Особенность реализации арифметических операций в конечном числе разрядов;

Представление графической и текстовой информации;

Принципы компьютерного воспроизведения звука;

Методы сжатия цифровой информации;

Уметь:

Представлять целые отрицательные и положительные числа;

Выполнять арифметические операции над вещественными числами.

Индивидуальный опрос

Решение задач в тетради

   

29/9

Представление графической информации. Цветовые модели RGB, CMYK, HSB.

1

комбинированный

Закон трехмерности, закон непрерывности, яркость, насыщенность, квантование цветового пространства, глубина цвета, чистый цветовой фон,

Практическая работа

Решение задач в тетради

   

30/10

Представление звуковой информации. Звукозапись. Импульсно-кодовая модуляция.

1

комбинированный

Звук, сила звука, логарифмическая шкала децибелов, уровень звука, звукозапись, аналогово-цифровое преобразование, частота дискретизации, глубина кодирования звука

Практическая работа

Решение задач в тетради

   

31/11

Представление звуковой информации. Формат MIDI. Принципы компьютерного воспроизведения звука.

1

комбинированный

Стандарт MIDI, передискретизация, полиноминальная интерполяция

Знать:

Представление целых положительных и отрицательных чисел;

Представление вещественных чисел;

Особенность реализации арифметических операций в конечном числе разрядов;

Представление графической и текстовой информации;

Принципы компьютерного воспроизведения звука;

Методы сжатия цифровой информации;

Уметь:

Представлять целые отрицательные и положительные числа;

Выполнять арифметические операции над вещественными числами.

Самостоятельная работа

Решение задач в тетради

   

32/12

Методы сжатия цифровой информации.

1

комбинированный

Избыточность, степень сжатия, обратимый метод сжатия информации, метод упаковки, алгоритм Хаффмана, алгоритм RLE, алгоритм JPEG, алгоритм МР3,

Индивидуальный опрос

Решение задач в тетради

   

4. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ (3 ЧАСА)

33/1-34/2

Творческий проект

2

     

Практическая работа

     

35/1

Защита творческого проекта

1

             
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации