12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Жигайлова Марина Николаевна26
1

Урок «Передача информации»



Методическая разработка урока

Автор: Жигайлова М.Н.

Место работы: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №152 г. Челябинск»

Класс: 5

Раздел программы: Информация вокруг нас.

Тема урока: Передача информации.

Цели урока.

Образовательные:

сформировать у обучающихся понятие о передаче информации, ее основных составляющих;

выработать у обучающихся умение выделять составляющие процесса передачи информации в различных ситуациях.

Развивающие:

развитие анализа и синтеза;

развитие умения работать самостоятельно;

развитие познавательного интереса;

развитие логического мышления и внимания.

Воспитательные:

воспитание коммуникативности, умения слушать и высказывать своё мнение;

воспитание чувства ответственности за свои поступки и слова;

воспитание умения осуществлять совместную информационную деятельность.

Задачи урока:

проверить качество усвоения материала по теме «Устройство компьютера»;

проверить качество выполнения домашней работы;

изучить составляющие процесса передачи информации (источник, приемник, канал связи, помехи);

выделить виды передачи информации;

рассмотреть примеры передачи информации в древности;

рассмотреть примеры передачи информации в технике, природе, обществе;

закрепить изученный материал при выполнении упражнений.

Тип урока: комбинированный

Оборудование:

доска;

мультимедийный проектор;

наушники;

музыкальная композиция для детей;

презентация к уроку для демонстрации через проектор: «Передача информации .ppt»;

карточка с текстом к игре «Глухой телефон»;

рабочие тетради на печатной основе учащихся, учебники.

Список литературы и Интернет-ресурсов

Босова Л. Л. Информатика: учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

Босова Л. Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016

Разработки конкурсных уроков прошлых лет и предлагаемые в комплекте ЦОР для 5 класса: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/

Материалы единой коллекции ЦОР: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/08d213f7-a0b8-4db3-a4fc-a8ca7745f214/%5BINF_009%5D_%5BPD_02%5D.swf

Материалы единой коллекции ЦОР: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/039929c8-d256-4640-8909-f4c8c71e1130/%5BINF_009%5D_%5BAM_04%5D.swf

План урока

Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

Изучение нового материала:

игра «Глухой телефон»;

разделение процесса передачи информации на составляющие (источник, приемник, канал связи, помехи);

виды передачи информации в зависимости от количества участников и характера их деятельности;

передача информации в различных сферах (живой природе).

Выполнение упражнений (закрепление материала):

по учебнику;

в рабочей тетради.

Подведение итогов урока.

Выставление оценок, домашнее задание.

Подробное описание хода урока

Организационный момент.

Учитель приветствует детей.

Каждый день всегда, везде:

На уроке, в окружающей среде,
Через книги, интернет
Новости и знания воспринимаем, 
Информацией мы их называем.

Проверка домашнего задания.

Ребятам раздаются листы, на которых изображены различные предметы. (см. Приложение 1) Они называют устройство и проговаривают к какой группе устройств ввода или вывода относятся данные предметы. Прикрепляют данное устройство к выбранной группе.

Вывод учителя: Проверим, правильно ли вы разделили устройства по группам?

Устройство ввода информации

Устройство вывода информации

 

 

Закрепим проверенные знания: Заполнить таблицу, отметить к какой группе ввода или вывода информации относятся устройства, и к каждому устройству пропишите вид информации, с которыми они работают. Таблицу ребята заполняют самостоятельно, после выполнения проверяют и оценивают работу у рядом сидящего одноклассника (Приложение 2) .

Устройство

Ввод информации

Вывод информации

Вид информации

Клавиатура

+

 

Числовая, текстовая

Принтер

 

+

Графическая

Монитор

 

+

Числовая, текстовая, графическая

Видеокамера

+

 

Видеоинформация

Веб камера

+

 

Видеоинформация

Мышь

+

 

Числовая, текстовая, графическая

Сканер

+

 

Графическая

Микрофон

+

 

Звуковая

Акустические колонки

 

+

Звуковая

Наушники

 

+

Звуковая

Изучение нового материала.

На предыдущих уроках мы с вами уже начали изучать информационные процессы, еще мы их называли действия с информацией. С каким информационным процессом мы с вами уже познакомились? (хранение информации) Сегодня мы с вами будем говорить еще об одном не менее интересном и важном информационном процессе. И поможет нам с вами игра. Любим играть? (Да) Тогда мне понадобится два добровольца. (Выходят 2 обучающихся). Одного я пока попрошу посидеть за компьютером, надеть наушники и послушать музыку. (Участник занимает свое место) А тебе я зачитаю текст, слушай внимательно.

(Зачитывается текст с карточки Приложение 3)

Мы все прослушали это сообщение, а вот наш первый участник его не слышал. (Он снимает наушники). Давайте ему сообщим эту важную информацию. (Второй участник пересказывает услышанное первому).

Что-то мы ничего не поняли. «Первый» расскажи нам, пожалуйста, о чем тебе рассказал «Второй». (Первый пересказывает текст всей группе. После чего текст еще раз зачитывается учителем, чтобы дети сравнили первоначальное сообщение с последним, которые, конечно, не совпадают.)

Вот так, ребята не всегда достоверная информация доходит до слушителя. Как вы думаете, какое действие с информацией в нашей игре было ключевым? (Передача). И вот тема сегодняшнего урока «Передача информации». И какова будет цель нашего урока? Что ты хотел бы узнать сегодня на уроке? (единичный опрос обучающихся. Общая формулировка цели.)

Итак, сегодня на уроке мы разделим процесс передачи информации на составляющие и детально рассмотрим каждую из них. Давайте вспомним, кто у нас участвовал в передаче информации в нашей игре?

А как мы можем назвать второго участника? (источник, если дети не догадываются наводящие вопросы – связь с окружающим миром). А как мы можем назвать первого участника? (приемник, если дети не догадываются, задаются наводящие вопросы: «А что он делал? (принимал) А как называется аппарат, который принимает информацию? …»)

А с помощью чего второй передавал информацию первому? (Речь)

Это называется канал связи. Итак, мы получили, что для осуществления передачи информации необходимо, чтобы был источник, приемник и соединяющий их канал связи. Давайте посмотрим видео и зарисуем схему передачи информации.

Но информация пришла искаженной, может быть, потому что кто-то что-то не расслышал, а кто-то просто неотчетливо произнес слова. То есть в процессе передачи информации были помехи. Добавьте в свою схему. И в нашей игре мы с вами заметили, что в процессе передачи информация может утрачиваться и искажаться.

А кто первый вам сообщил эту информацию? (Учитель) Но ведь я была одна, а вас было много, поэтому эту схему можно представить следующим образом.

А могло ли быть наоборот? Один приемник и много источников? Когда? (н-р, работа над рефератом)

А может ли оказаться так, что приемник вдруг станет источником, а источник – приемником? (Двусторонняя связь – человек и компьютер, две подружки)

Так с источниками и приемниками мы вроде разобрались, давайте поговорим о третьем необходимом составляющем передачи информации. Подскажите мне каком? (Канал связи) Мы сказали, что в нашем случае, это была речь, а что это еще может быть? А какие технические средства могут быть? Зарисуйте себе схему.

А давайте вспомним, как передавали информацию раньше, пока не придумали раций и телефонов? Например, как мог один отряд сообщить другому о нападении неприятеля во время войны? (Сообщение ученик рассказывает «Как передавали информацию в прошлом», второй «Научные открытия и средства передачи информации»)

А всегда ли в передаче информации должен участвовать человек? (Нет) Приведите пример, когда передача информации происходит в природе без участия человека? (Птицы на юг, бутоны на ночь, следы, запах животных).

Физминутка:

На поляне стоит сосна,

к небу тянется она.

Тополь вырос рядом с ней,

быть он хочет подлинней.

(Стоя на одной ноге, потягиваемся – руки вверх,

потом то же, стоя на другой ноге)

Ветер сильный налетал,

все деревья раскачал.

(Наклоны корпуса влево-вправо)

Ветки гнутся взад-вперёд,

ветер их качает, гнет.

(Рывки руками перед грудью)

Будем вместе приседать –

раз, два, три, четыре, пять.

(Приседания)

А теперь на месте шаг,

выше ноги! Стой, раз, два!

Выполнение упражнений.

Хорошо, давайте теперь выполним несколько упражнений. (Выполнение упражнений) Открываем учебники на страницу 44, выполняем №5 , 6, 7 (заполняем на раздаточных листах - Приложение 4 ), 15-17 слайд.

Подведение итогов (Рефлексия – 18 слайд).

Из каких элементов состоит процесс передачи информации?

Какие виды передачи информации можно выделить?

Обязательно ли участие человека в этом процессе?

В современном мире передача эмоций, настроения осуществляется с помощью…? (Смайлики)

Оцените свое состояние на уроке с помощью всем Вам известными смайликами: плохое – «грустный» смайлик, безразличное – смайлик «без эмоции », хорошее – «веселый» смайлик.(Приложение 1)

Выставление оценок, домашнее задание. (Слайд 19)

Оценка за урок суммируется – устный ответ + ответы на раздаточном материале.

Запишите домашнее задание. Обратите внимание на дополнительные параграфы.

§6 № 70,72,74 (рабочая тетрадь)

Приложение 2

Задание 1

Устройство

Ввод информации

Вывод информации

Вид информации

Клавиатура

+

 

Числовая, текстовая

Принтер

   


 

Монитор

   


 

Видеокамера

     

Веб камера

     

Мышь

     

Сканер

     

Микрофон

     

Акустические колонки

     

Наушники

     

Приложение 3

Носитель информации – это любой материальный объект, используемый для закрепления и хранения на нём информации.

Носителями информации служили: камень, пергамент, папирус и другие материалы, а также изделия из них. Основным носителем информации до настоящего времени остаётся бумага.

Приложение 4

Задание 2

Ситуация

Источник

Приемник

Характер передачи

1

Школьник читает текст в учебники

     

2

Бабушка читает письмо

     

3

Мальчик просыпается от звонка будильника

     

4

Разговаривают две подруги Таня и Лена

     

5

Учитель объясняет новый материал своему классу

     

6

Регулировщик управляет потоками машин и пешеходов

     

7

Человек читает объявление в газете

     

8

Завуч вывешивает листочек с изменениями в расписании уроков

     

9

Диспетчер сообщает, что автобусный рейс отменяется

     

10

Вывешен знак, запрещающий проезд по улице

     

11

Мальчик получил пригласительный билет на елку

     

Передача информации
PPT / 6.97 Мб
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.