12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Жигайлова Марина Николаевна26 |
Урок «Передача информации»
Методическая разработка урока
Автор: Жигайлова М.Н.
Место работы: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №152 г. Челябинск»
Класс: 5
Раздел программы: Информация вокруг нас.
Тема урока: Передача информации.
Цели урока.
Образовательные:
сформировать у обучающихся понятие о передаче информации, ее основных составляющих;
выработать у обучающихся умение выделять составляющие процесса передачи информации в различных ситуациях.
Развивающие:
развитие анализа и синтеза;
развитие умения работать самостоятельно;
развитие познавательного интереса;
развитие логического мышления и внимания.
Воспитательные:
воспитание коммуникативности, умения слушать и высказывать своё мнение;
воспитание чувства ответственности за свои поступки и слова;
воспитание умения осуществлять совместную информационную деятельность.
Задачи урока:
проверить качество усвоения материала по теме «Устройство компьютера»;
проверить качество выполнения домашней работы;
изучить составляющие процесса передачи информации (источник, приемник, канал связи, помехи);
выделить виды передачи информации;
рассмотреть примеры передачи информации в древности;
рассмотреть примеры передачи информации в технике, природе, обществе;
закрепить изученный материал при выполнении упражнений.
Тип урока: комбинированный
Оборудование:
доска;
мультимедийный проектор;
наушники;
музыкальная композиция для детей;
презентация к уроку для демонстрации через проектор: «Передача информации .ppt»;
карточка с текстом к игре «Глухой телефон»;
рабочие тетради на печатной основе учащихся, учебники.
Список литературы и Интернет-ресурсов
Босова Л. Л. Информатика: учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
Босова Л. Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016
Разработки конкурсных уроков прошлых лет и предлагаемые в комплекте ЦОР для 5 класса:
Материалы единой коллекции ЦОР:
Материалы единой коллекции ЦОР:
План урока
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Изучение нового материала:
игра «Глухой телефон»;
разделение процесса передачи информации на составляющие (источник, приемник, канал связи, помехи);
виды передачи информации в зависимости от количества участников и характера их деятельности;
передача информации в различных сферах (живой природе).
Выполнение упражнений (закрепление материала):
по учебнику;
в рабочей тетради.
Подведение итогов урока.
Выставление оценок, домашнее задание.
Подробное описание хода урока
Организационный момент.
Учитель приветствует детей.
Каждый день всегда, везде:
На уроке, в окружающей среде,
Через книги, интернет
Новости и знания воспринимаем,
Информацией мы их называем.
Проверка домашнего задания.
Ребятам раздаются листы, на которых изображены различные предметы. (см. Приложение 1) Они называют устройство и проговаривают к какой группе устройств ввода или вывода относятся данные предметы. Прикрепляют данное устройство к выбранной группе.
Вывод учителя: Проверим, правильно ли вы разделили устройства по группам?
Устройство ввода информации | Устройство вывода информации |
Закрепим проверенные знания: Заполнить таблицу, отметить к какой группе ввода или вывода информации относятся устройства, и к каждому устройству пропишите вид информации, с которыми они работают. Таблицу ребята заполняют самостоятельно, после выполнения проверяют и оценивают работу у рядом сидящего одноклассника (Приложение 2) .
Устройство | Ввод информации | Вывод информации | Вид информации |
Клавиатура | + | Числовая, текстовая | |
Принтер | + | Графическая | |
Монитор | + | Числовая, текстовая, графическая | |
Видеокамера | + | Видеоинформация | |
Веб камера | + | Видеоинформация | |
Мышь | + | Числовая, текстовая, графическая | |
Сканер | + | Графическая | |
Микрофон | + | Звуковая | |
Акустические колонки | + | Звуковая | |
Наушники | + | Звуковая |
Изучение нового материала.
На предыдущих уроках мы с вами уже начали изучать информационные процессы, еще мы их называли действия с информацией. С каким информационным процессом мы с вами уже познакомились? (хранение информации) Сегодня мы с вами будем говорить еще об одном не менее интересном и важном информационном процессе. И поможет нам с вами игра. Любим играть? (Да) Тогда мне понадобится два добровольца. (Выходят 2 обучающихся). Одного я пока попрошу посидеть за компьютером, надеть наушники и послушать музыку. (Участник занимает свое место) А тебе я зачитаю текст, слушай внимательно.
(Зачитывается текст с карточки Приложение 3)
Мы все прослушали это сообщение, а вот наш первый участник его не слышал. (Он снимает наушники). Давайте ему сообщим эту важную информацию. (Второй участник пересказывает услышанное первому).
Что-то мы ничего не поняли. «Первый» расскажи нам, пожалуйста, о чем тебе рассказал «Второй». (Первый пересказывает текст всей группе. После чего текст еще раз зачитывается учителем, чтобы дети сравнили первоначальное сообщение с последним, которые, конечно, не совпадают.)
Вот так, ребята не всегда достоверная информация доходит до слушителя. Как вы думаете, какое действие с информацией в нашей игре было ключевым? (Передача). И вот тема сегодняшнего урока «Передача информации». И какова будет цель нашего урока? Что ты хотел бы узнать сегодня на уроке? (единичный опрос обучающихся. Общая формулировка цели.)
Итак, сегодня на уроке мы разделим процесс передачи информации на составляющие и детально рассмотрим каждую из них. Давайте вспомним, кто у нас участвовал в передаче информации в нашей игре?
А как мы можем назвать второго участника? (источник, если дети не догадываются наводящие вопросы – связь с окружающим миром). А как мы можем назвать первого участника? (приемник, если дети не догадываются, задаются наводящие вопросы: «А что он делал? (принимал) А как называется аппарат, который принимает информацию? …»)
А с помощью чего второй передавал информацию первому? (Речь)
Это называется канал связи. Итак, мы получили, что для осуществления передачи информации необходимо, чтобы был источник, приемник и соединяющий их канал связи. Давайте посмотрим видео и зарисуем схему передачи информации.
Но информация пришла искаженной, может быть, потому что кто-то что-то не расслышал, а кто-то просто неотчетливо произнес слова. То есть в процессе передачи информации были помехи. Добавьте в свою схему. И в нашей игре мы с вами заметили, что в процессе передачи информация может утрачиваться и искажаться.
А кто первый вам сообщил эту информацию? (Учитель) Но ведь я была одна, а вас было много, поэтому эту схему можно представить следующим образом.
А могло ли быть наоборот? Один приемник и много источников? Когда? (н-р, работа над рефератом)
А может ли оказаться так, что приемник вдруг станет источником, а источник – приемником? (Двусторонняя связь – человек и компьютер, две подружки)
Так с источниками и приемниками мы вроде разобрались, давайте поговорим о третьем необходимом составляющем передачи информации. Подскажите мне каком? (Канал связи) Мы сказали, что в нашем случае, это была речь, а что это еще может быть? А какие технические средства могут быть? Зарисуйте себе схему.
А давайте вспомним, как передавали информацию раньше, пока не придумали раций и телефонов? Например, как мог один отряд сообщить другому о нападении неприятеля во время войны? (Сообщение ученик рассказывает «Как передавали информацию в прошлом», второй «Научные открытия и средства передачи информации»)
А всегда ли в передаче информации должен участвовать человек? (Нет) Приведите пример, когда передача информации происходит в природе без участия человека? (Птицы на юг, бутоны на ночь, следы, запах животных).
Физминутка:
На поляне стоит сосна,
к небу тянется она.
Тополь вырос рядом с ней,
быть он хочет подлинней.
(Стоя на одной ноге, потягиваемся – руки вверх,
потом то же, стоя на другой ноге)
Ветер сильный налетал,
все деревья раскачал.
(Наклоны корпуса влево-вправо)
Ветки гнутся взад-вперёд,
ветер их качает, гнет.
(Рывки руками перед грудью)
Будем вместе приседать –
раз, два, три, четыре, пять.
(Приседания)
А теперь на месте шаг,
выше ноги! Стой, раз, два!
Выполнение упражнений.
Хорошо, давайте теперь выполним несколько упражнений. (Выполнение упражнений) Открываем учебники на страницу 44, выполняем №5 , 6, 7 (заполняем на раздаточных листах - Приложение 4 ), 15-17 слайд.
Подведение итогов (Рефлексия – 18 слайд).
Из каких элементов состоит процесс передачи информации?
Какие виды передачи информации можно выделить?
Обязательно ли участие человека в этом процессе?
В современном мире передача эмоций, настроения осуществляется с помощью…? (Смайлики)
Оцените свое состояние на уроке с помощью всем Вам известными смайликами: плохое – «грустный» смайлик, безразличное – смайлик «без эмоции », хорошее – «веселый» смайлик.(Приложение 1)
Выставление оценок, домашнее задание. (Слайд 19)
Оценка за урок суммируется – устный ответ + ответы на раздаточном материале.
Запишите домашнее задание. Обратите внимание на дополнительные параграфы.
§6 № 70,72,74 (рабочая тетрадь)
Приложение 2
Задание 1
Устройство | Ввод информации | Вывод информации | Вид информации |
Клавиатура | + | Числовая, текстовая | |
Принтер |
| ||
Монитор |
| ||
Видеокамера | |||
Веб камера | |||
Мышь | |||
Сканер | |||
Микрофон | |||
Акустические колонки | |||
Наушники |
Приложение 3
Носитель информации – это любой материальный объект, используемый для закрепления и хранения на нём информации.
Носителями информации служили: камень, пергамент, папирус и другие материалы, а также изделия из них. Основным носителем информации до настоящего времени остаётся бумага.
Приложение 4
Задание 2
№ | Ситуация | Источник | Приемник | Характер передачи |
1 | Школьник читает текст в учебники | |||
2 | Бабушка читает письмо | |||
3 | Мальчик просыпается от звонка будильника | |||
4 | Разговаривают две подруги Таня и Лена | |||
5 | Учитель объясняет новый материал своему классу | |||
6 | Регулировщик управляет потоками машин и пешеходов | |||
7 | Человек читает объявление в газете | |||
8 | Завуч вывешивает листочек с изменениями в расписании уроков | |||
9 | Диспетчер сообщает, что автобусный рейс отменяется | |||
10 | Вывешен знак, запрещающий проезд по улице | |||
11 | Мальчик получил пригласительный билет на елку |
Передача информации
PPT / 6.97 Мб