Урок на тему «Устройство и работа горячего, клеильного, с усадочной сеткой многовального пресса»

1
0
Материал опубликован 12 February 2019

Коми Республикаса велöдан, наука да том йöз политика министерство

Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми

Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Сыктывкарский целлюлозно – бумажный техникум»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ОТКРЫТОГО УРОКА

по МДК.01.02. «Оборудование производства бумаги и картона»

на тему:

«Устройство и работа горячего, клеильного, с усадочной сеткой многовального пресса»

для специальности: 35.02.04 Технология комплексной переработки древесины

 

Разработал :

преподаватель Махотин А.Н.

Сыктывкар 2017г

Аннотация

к методической разработке « Организация открытого урока по МДК. 01.02. «Оборудование производства бумаги и картона».

В данной методической разработке предложена методика проведения открытого урока: урок-лекция с обозначением проблемных ситуаций посредством демонстрации материала на мультимедиа оборудовании.

На уроке применяются активные методы обучения: разбор проблемных ситуаций, обосновывающих проблематику лекции, обсуждение, проблемные ситуации, с демонстрацией реальных фотографий, анимационных рисунков и чертежей оборудования.

Данная методика представляет возможным для студентов принимать активное участие в процессе обучения, обмениваться знаниями, находить в себе возможности для творческого и профессионального развития.

Кроме того, данная форма обучения повышает мотивацию учащихся и интерес к изучаемому материалу, углубляет их знания. Занятие по данной методике позволяют преподавателю применить принцип наглядности в обучении, что помогает студентам лучше усвоить базовые знания по дисциплине, систематизирует усвоенные знания, формирует мотивацию к учению, следовательно, значительно повышает результаты обучения по МДК. 01.02. «Оборудование производства бумаги и картона».



 

Рецензия

на методическую разработку «Организация открытого урока по МДК. 01.02. «Оборудование производства бумаги и картона».

Главной целью представленного урока является формирование знаний у студентов об устройстве и принципе работы оборудования, в процессе интеллектуальной деятельности на основе развития осваиваемых и приобретенных компетенций обучающихся.

В данной методической разработке урок построен на использовании интерактивных методов и приемов обучения, которые опираются на активную деятельность студентов.

Благодаря применённым методам на уроке создается атмосфера доверия, дружелюбия, взаимопомощи. Преподаватель старается выступать больше в роли наставника и координирует деятельность учащихся.

Для успешного достижения цели урока продуманы различные формы работы: фронтальный опрос, групповая работа, тесты.

Преподаватель применяет необходимое для работы оборудование, дидактический материал. Наблюдается логическое соответствие между темой урока и выбором заданий. Применение на уроке слайдовой презентации позволяет не только усилить наглядное представление материала, но и способствует более осмысленному его закреплению. Презентация содержит весь необходимый, наглядный материал.

В методической разработке показана широкая реализация межпредметных связей, большое внимание уделяется актуализации опорных знаний. На этапе урока используется рефлексия, позволяющая определить степень усвоения знаний, а также затруднения у студентов.

Домашнее задание подбирается в соответствии с целью урока.

В совокупности указанных мероприятий урок является насыщенным, познавательным, интересным для обучающихся.

Рекомендуется использовать данную разработку для проведения занятий в группах студентов, обучающихся по специальности «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования».

 

 

Содержание

 

1 Введение………………………………………………………………………….5.

2 Сущность обучения технологическому оборудованию..……………...............6.

3 Методика организации и проведения открытого занятия……………….……8.

Литература ….…….………………………………………………..……….........9.

4 Структура урока………………………………………………………………....10.

5 План занятия…………………………………………………………………….12.

6 Заключение……………………………………………………………………...26.

Литература………..…………………..…………………………………………....27.
 


 

Введение

Междисциплинарный комплекс 01.02. «Оборудование бумаги и картона» узкоспециализирован в своем содержании. Для обучения студентов по данному модулю, преподавателю необходимо обладать глубокими техническими знаниями и опытом эксплуатации указанного оборудования. Но зачастую, преподаватели «производственники» обладая требуемыми компетенциями о предмете, не имеют пожалуй, самых главных составляющих – подготовительного этапа и методики проведения уроков, и конечно же уроков открытых.

Данная методическая разработка необходима преподавателям специальных дисциплин в профессиональных образовательных организациях, как пример сочетания педагогической и производственной технологий. Где первая технология становится двигателем для продвижения второй. Таким образом, реализуется качественный образовательный процесс, где студентам с первых минут становится ясна структура, цели урока и значимость изучаемого материала, для их профессиональных компетенций. На данном открытом уроке студенты изучат образцы нового оборудования, и не заметно для самих себя, станут активными участниками данного мероприятия.

 

1. Сущность обучению по МДК.01.02. «Оборудование производства бумаги и картона»

«Благодаря истинному знанию

 ты будешь гораздо смелее и совершеннее

в каждой работе, нежели без него»

А.Дюрер

Современный научно-технический и социальный прогресс общества кардинально изменяет условия труда и содержание деятельности человека на протяжении всей его жизни. В этих условиях резко возрастает преобразовательная деятельность людей по созданию искусственной технической среды на базе научных знаний. В основу педагогической деятельности отечественной общеобразовательной школы заложена концепция формирования всесторонне и гармонично развитой творческой личности. Формирование личности, готовой правильно осуществить выбор профессии, осознать значение мобильности профессиональных функций.

МДК.01.02. «Оборудование производства бумаги и картона» занимает учебном плане техникума ведущее место. Главное требование – это разработка новых подходов технологической подготовке молодежи. Это требование вызвано изменениями в мировом общественном производстве в связи с появлением новых технологий во всех сферах деятельности человека. Главными в современном производстве становятся работа с новой информацией, черпаемой из единого мирового информационного пространства, и творческие решения постоянно возникающих производственных задач.

Технологическое оборудование определяется как наука о преобразовании и использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека. Эта наука включает изучение методов и средств (орудия, техника) преобразования и использования указанных объектов. «Оборудование производства бумаги и картона»- образовательная область, синтезирующая научные знания из математики, физики и химии и показывающая их использование в промышленности, энергетике, связи, транспорте и других направлениях деятельности человека.

Обучение по МДК. 01.02.  проводится в целях обеспечения непрерывного и последовательного роста квалификации и технических знаний по обслуживанию технологического оборудования, освоения технологии в конкретных условиях производства, изучения инструкций по эксплуатации оборудования, изучения аварийных ситуаций, требований охраны труда и техники безопасности, а также подготовки к ежегодной проверке знаний. Сущность данного способа изучения  направлена на повышение эффективности и качества работы, производительности труда, повышение качества обслуживания и ремонта оборудования.
Уровень знаний и практических навыков рабочих, соблюдение ими правил охраны труда и техники безопасности, а также проведение и посещаемость занятий по технологическому оборудованию.

При изучении дисциплины «технологическое оборудование» необходимо предусматривать:
1. Углубленное изучение технологических процессов управления оборудованием, конструкций, схем, эксплуатации и ремонта машин и механизмов в конкретных условиях производства, а также вновь вводимого и модернизированного оборудования.
2. Изучение студентами инструкций по эксплуатации оборудования и безопасных приемов обслуживания оборудования в целях предупреждения аварийности и травматизма.
3.Изучени студентами передовых методов и приемов труда.
4. Совершенствование навыков в своевременном выявлении и устранении неисправностей технических средств непосредственно в производственных условиях, с проведением практических занятий по действиям работников в условиях отказов технических средств. 

Для качественного изучения МДК.01.02. имеются специализированные кабинеты, технические средства обучения, схемы, стенды, наглядные пособия, модели оборудования, документация и техническая литература, инструкции, а также учебные видеофильмы, в том числе по охране труда.



 

2. Методика организации и проведения открытого занятия


 

Метод обучения (от др.-греч. μέθοδος — путь) – процесс

взаимодействия между учителем и учениками,

в результате, которого происходит передача и усвоение знаний,

умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения
 

Открытый урок проведен в форме лекции, с наглядными источниками получения знаний в виде демонстрации:

схем

фотографий с реального производства

просмотром научных видеоматериалов.

По степени активности и познавательной деятельности студентов урок готовился как:

проблемный

частично поисковый

По логичности подхода методика проведения открытого урока носит аналитический характер, где происходит оценка состояния оборудования и его влияние на качество выпускаемой продукции. Во время проведения урока студенты проявили самостоятельность и творчество в учебной деятельности. Поскольку же успех обучения в решающей степени зависил от направленности и внутренней активности самих студентов, то степень самостоятельности и творчества послужили важным критерием подбора метода. За основу были взяты объяснительно-иллюстративный (научная лекция в форме презентации) и поисковый методы. Практико – ориентированный метод применен с воспроизведением полученных ранее знаний и последовательности практических действий (повторение пройденного материала в начале урока). В данном случае открытый урок готовился по определенному алгоритму, что также может охарактеризовать его подготовку как по инструктивно-продуктивному методу.

В ходе подготовки к открытому уроку мною изучены различные методы и их характеристики, из них отобраны и применены наиболее подходящие под форму урока, его задачи и специфику предмета. Вышеуказанные методы способствовали выполнению плана урока и его содержанию.

Литература

1. Авторы «Концепции формирования технологической культуры молодежи в общеобразовательной школе» (П.Р. Атутов, О.А. Кожина, В.П. Овечкин, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцев).

2. Методы обучения и их классификация. Педагогика: Учебник для студентов пед. вузов и пед. колледжей/Под редакцией П.И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2006.

3. Хуторской А. В. Современная дидактика: Учебник для вузов. СПб: Питер, 2001.



 

3. Структура урока

Тема: Устройство и работа отсасывающего пресса. Устройство и работа горячего, клеильного, с усадочной сеткой многовального пресса.

Группа: ЦБ-21.

Форма проведения: учебная лекция.

Вид урока: презентация.

Время проведения: 2 академических часа.

Метод обучения: объяснительно-иллюстративный, с элементами проблемно-поискового характера.

Цели занятия:

- образовательная: изучить тему « Сеточная часть БДМ» и «Прессовая часть БДМ», приобретение знаний об устройстве оборудования БДМ.

- воспитательная: воспитание творческого отношения к учебной деятельности, воспитание интереса к своей будущей профессии.

-развивающая: развитие способности наблюдать, делать выводы, развитие стремления к профессиональному росту.

Формируемые компетенции:

 

ПК 1.1

Управлять технологическими процессами получения бумаги и картона, по стадиям производства.

ПК 1.2

Обеспечивать бесперебойную и безопасную эксплуатацию оборудования.

ОК 6

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

 

 

Форма отчетности по занятию: выполнение конспекта в тетради для лекционных работ.

Оборудование:

Компьютер.

Экран и демонстрационный проектор.

Презентация на основе фотографий валов прессовой части шлифовального цеха Монди СЛПК. Составитель преподаватель А.Н. Махотин. Сыктывкар 13.02.2017г.


 

Технологическая карта

 

Учебные вопросы занятия

Работа студентов

Время, мин

1

Организационный момент

- приветствие студентов

- выявление отсутствующих с отметкой в журнал

- сообщение темы и цели занятия

- ознакомление с ходом проведения работы

Приветствие, фиксирование в тетради темы и цели занятия

5 мин

2

Повторение изучаемого оборудования с оборудованием предшествующим

- обсуждение устройства сеточной части БДМ при участии студентов всей группы

- устройство и принцип работы напорного ящика

- устройство и принцип работы гауч-вала.

Ответы на вопросы по ранее изученной теме. краткие выступления у доски

15 мин

3

Изучение прессовой части БДМ

- презентация схем прессов

- изучение конструкции прессов

- обзор валов БДМ, находящихся в ремонте шлифцеха Монди СЛПК

- обсуждение деталей агрегатов в формате преподаватель-группа

- изучение технических характеристик прессов БДМ, условия эксплуатации и монтажа оборудования.

ответы на текущие вопросы со стороны преподавателя по чертежам, схемам, просмотренному видеоматериалу, постановка встречных вопросов

 

50 мин

4

- оформление схем прессов в виде лекционных конспектов, фиксация технических характеристик оборудования

конспект изучаемого материала: определения, технические характеристики,

схемы

25 мин

5

Подведение итогов занятия, поручение домашнего занятия

Запись домашнего задания

5 мин

4. План занятия

Тема: Устройство и работа горячего, клеильного, с усадочной сеткой многовального пресса

Цели:

- закрепление теоретических знаний по темам « Сеточная часть БДМ» и «Прессовая часть БДМ»

- формирование знаний о новейшем оборудовании и современных материалах в конструкции БДМ

Задачи:

- развитие познавательного интереса, логического мышления

- формирование умений анализировать на основе нескольких источников

- формирование умений осуществлять самоконтроль результатов учебной деятельности

 

Ход занятия.

В начале урока я предлагаю студентам начать с этапа повторения пройденного материала. Для воспроизведения изученных тем по дисциплине студентам нужно ответить на вопросы по теме: Плоскосеточная часть бумагоделательной машины. Для этого я вывожу на экран различные чертежи с комментариями, к данному этапу производства. Студенты поэтапно разбирают следующие вопросы:

- напорный ящик закрытого типа, назначение, классификация, устройство, принцип работы;

- мокрые, вакуумные, отсасывающие ящики, назначение, классификация, устройство, принцип работы;

- гауч-вал, классификация, назначение, классификация, устройство, принцип работы; возможные неисправности.

Актуализация знаний проводится в виде фронтального опроса - компоновка плоскосеточной части БДМ;

Итогом этой работы является участие группы, где большинство студентов активно дают научные определения производственному оборудованию, отвечают на следующие вопросы:

какое назначение данного оборудования ?

где место в технологической цепочке ?

расскажите устройство и принцип работы ?

из каких материалов изготовлены ответственные детали ?

вспомните и поясните техническую характеристику ?

перечислите возможные неисправности оборудования и их устранение ?

После я дополняю ответы студентов, привожу примеры из целлюлозно-бумажного производства. Выполняя данное задание, студенты закрепляют изученный ранее материал, погружаются в рабочую атмосферу урока, готовятся к восприятию новой информации.

По итогам повторения изученного ранее материала я оцениваю правильность ответов, где руководствуюсь следующими критериями:

полнота и правильность ответа

степень осознанности и понимание изученного

грамотная речь

 

. Изучение нового материала.

Урок провожу в форме последовательного изложения учебного материала, чередующегося с беседой. Также урок сопровождается просмотром мультимедийной презентации, содержащей фотографии, рисунки и схемы, рассматриваемые при изучении новой темы. В данной методической разработке поясняется информация к рисункам, представленным в презентации.

На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию и воспроизведение материала , изученного ранее. Диалог подвожу к тому, о чем студенты пока не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель урока.

Далее я озвучиваю студентам изучаемые вопросы:

Вопрос 1. Устройство и работа отсасывающего пресса.

Вопрос 2.Установка подшипников на прессовых валах. Требования к монтажу.

Вопрос 3. Варианты покрытия прессовых валов.

Вопрос 4. Устройство и работа горячего пресса с внутренним охлаждением нижнего прорезиненного вала.

Вопрос 5. Устройство и работа клеильного пресса.

Вопрос6. Устройство и работа многовального пресса с усадочной сеткой.

и перехожу к изучению первого вопроса, диктуя его название для записи в рабочих тетрадях:

Вопрос 1. Устройство и работа отсасывающего пресса.

После сеточной части машины для большинства видов бумаг сухость бумажного полотна составляет около 20 %. Таким образом, перед прессовой частью машины бумажное полотно удерживает значительное количество воды, из которых часть является свободно связанной с полимером. Задачей прессовой части машины является максимально возможное удаление воды из бумажного полотна без нарушения его структуры и с минимальными энергетическими расходами. Как правило в прессовой части машины в среднем удаляется 2,1 % общей воды, имеющиеся в первоначальной бумажной массе. В результате прессования возрастает сухость, прочность и плотность бумажного полотна. От эффективности работы прессовой части зависит затраты на сушку бумаги и производительность машины.

Пресс с отсасывающим валом. Пресс с отсасывающим валом используется в качестве первого пресса бумаготелательной машины. Обычно отсасывающий вал занимает нижнюю позицию. На рис. 1 приведена схема работы пресса с отсасывающим валом и конструкция поверхности отсасывающего вала. 

Рис. 1 Прессование бумажного полотна в отсасывающем прессе
1 – резиновое покрытие; 2 – стальная рубашка; 3 – заднее уплотнение; 4 – переднее уплотнение; 5 – сукно; 6 – верхний вал; 7 – отсасывающая камера.

С отсасывающим валом в паре работает гранитный или чугунный вал. Как видно из схемы отсасывающий вал состоит из перфорированной стальной рубашки 3 с обрезиненным покрытием 1. Внутри стальной рубашки установлена отсасывающая камера 7, связанная с вакуум насосом. Вакуумная камера устанавливается под зоной прессования и смещается навстречу движению бумажного полотна. Для эффективности работы вакуумной камеры она должна быть полностью закрыта сукном и бумажным полотном. Вакуум в камера (ширина 100 – 150 
мм) поддерживается на уровне 50 – 65 кПа. Диаметр отверстий в стальной рубашке 3,7 – 4 мм, в резиновом покрытии – от 4 до 5 мм
Различают открытие и закрытые отсасывающие пресса. В открытых прессах часть отсасывающей камеры после зоны прессования открыта.. В закрытых прессах камера располагается так, чтобы ее задняя стенка находилась внутри зоны прессования. В отсасывающих прессах исключается образования воздушных пузырей между сукном и бумажным полотном перед их входом в зону прессования, что предотврещает раздавливание полотна. Это приводит к снижению опасности обрыва бумажного полотна. Недостатком отсасывающего вала является сложность конструкции, вследствие этого дороговизна эксплуатации и малая долговечность.

Далее я привожу студентам научно-технические определения отсасывающим валам, подкрепляя информацию фотографиями с производства и научными видеороликами. Студенты конспектируют материал в лекционные тетради.

В качестве подведения итогов по данной части я задаю студентам проверочные вопросы на понимание и закрепление изучаемого материала:

какова сухость бумажного полотна после сеточной части? а какой % сухости после прессовй части?

какова главная задача прессовой части ?

какие виды прессов вы изучили?

что входит в устройство пресса с отсасывающим валом?


 

Далее следует запись второго вопроса:

Вопрос 2. Установка подшипников на прессовых валах. Требования к монтажу.

Прежде всего я объясняю студентам определение термина «Подшипник», что это такое и для чего он служит ?

Подши́пник - от «под шип» — сборочный узел, являющийся частью опоры или упора и поддерживающий вал, ось или иную подвижную конструкцию с заданной жёсткостью. Фиксирует положение в пространстве, обеспечивает  вращение, качение с наименьшим сопротивлением, воспринимает и передаёт нагрузку от подвижного узла на другие части конструкции.

После осмысления содержания определения студентами, я рассказываю им об установке подшипников:

Сборка узлов с подшипниками качения выполняется следующим образом: при монтаже подшипников необходимо создать зазоры, обеспечивающие свободное, без защемления шариков или роликов вращение подшипников. При слишком плотной посадке происходит расширение внутреннего кольца подшипника и сжатие его наружного кольца, в результате чего шарики или ролики защемляются и подшипник быстро выходит из строя. Чрезмерный зазор в посадочных местах также ухудшает работу подшипника: кольца его начинают проскальзывать, вызывая износ посадочных поверхностей и вибрацию механизма. Затем внимание учащихся привлекается к фотографиям и чертежам оборудования, преподаватель продолжает пояснения.

Студентам предлагается зарисовать эскиз механизма

рис. 2

 


Рис. 2 Гидравлическая гайка

После основной информации, я рассказываю им о причинах, по которым перед сборкой подшипники тщательно промывают в смеси бензина и минерального масла или в обезвоженном чистом керосине. Промытые подшипники укладывают на чистую бумагу и просушивают или обдувают сжатым воздухом. Сразу после просушки их смазывают, покрывая тонким слоем масла все поверхности, особенно внутренние дорожки качения, шарики и ролики. Посадку подшипников на вал производят по системе отверстия, а в корпус- по системе вала.

Посадка подшипников на залы, в гнезда корпусов деталей может быть выполнена при помощи ручных, гидравлических или пневматических прессов; с подогревом в горячем масле (80-90° С) или с охлаждением твердой углекислотой - сухим льдом (температура - минус 75-80° С). Затем внимание студентов привлекается к фотографиям и чертежам оборудования, преподаватель продолжает пояснения. Для напрессовки и распрессовки крупных подшипников применяют гидравлическую гайку, которая состоит из корпуса и поршня. Поршень имеет две канавки для уплотнительных колец и перемещается в корпусе гайки под давлением масла, подаваемого ручным насосом по трубке . Корпус гайки внутри имеет метрическую или трапецеидальную резьбу.

При монтаже подшипников качения следует учитывать, что усилие запрессовки должно передаваться непосредственно на торец сопрягаемого кольца.

Для закрепления материала, я предлагаю студентам ответить на несколько вопросов:

что такое подшипник ?

какие виды подшипников вам известны ?

каким образом выполняется сборка подшипникового узла ?

как подшипники готовят к монтажу ?

какое оборудование/инструменты применяются для монтажа подшипников ?

Студенты записывают основное определение и зарисовывают эскиз механизма гидравлической гайки по рис. 2. В финале изучения данного вопроса я резюмирую студентам: Таким образом, мы с вами изучили вопрос об установке подшипников на прессовых валах. Требования к монтажу.

 

Далее запишем заголовок следующего вопроса:

Вопрос 3. Варианты покрытия прессовых валов.

В этом вопросе вы ознакомитесь с классификацией прессовых валов по различным признакам и кратко запишите названия в тетради. Далее, перечислив классификацию валов, я рассказываю об их устройстве и материалах, из которых они изготовлены.

Керамический вал. Отжимной вал пресса с твердой поверхностью изготавливают в виде стального сердечника, покрытого керамической рубашкой. Конструкция керамического вала приведена на рис. 3.

Рис. 3. Керамический вал

1 – гайка левая; 2,7 – шайбы косые; 3 – прокладка; 4 – сердечник; 5 – керамическая рубашка; 6 – втулка; 7 – щиток; 9 – гайка правая; 10 – бетон или полиуретановая пена.

Желобчатый пресс. Отличается тем, что на поверхности обрезиненного вала нарезаны желобки шириной 0,5 мм. При отжиме вода из сукна вытесняется в эти желобки и отводится через торцевые поверхности вала. Этими валами часто заменяют отсасывающие валы. Иногда желобки наносят на поверхность отсасывающих валов, что способствует более легкому удалению воды из сукна , снижает опасность раздавливания бумажного полотна и уменьшает теневую маркировку даже при увеличении давления прессования. Обычно прессы с желобчатыми валами устанавливают на последних позициях.

Рис. 4. Покрытие желобчатого пресса


 

Компактный пресс представляет собой три прижимных вала, из которых средний с твердой поверхностью, а две другие с резиновым покрытием и камерой отсоса влаги. Бумажное полотно с поверхности длинной сетки 3 вместе с пластической сеткой поступает в зону отжима первого вала с резиновым покрытием 7 и гранитного вала 6. Затем, пройдя поверхность гранитного вала попадает в зону отжима и отсоса второго вала с резиновым покрытием и гранитного вала. После прессов бумажное полотно 4 направляется на сушку к сушильным барабанам 4.

Подводя итог по изученному вопросу я подчеркиваю , что керамический вал или вал с твердым покрытием является основным валом, вокруг которого монтируются отсасывающие прессовые валы с перфорированной рубашкой или валы желобчатые для отведения выпрессованной влаги из бумажного полотна. Студенты зарисовывают эскизы валов с различными покрытиями.

Далее следует запись четвертого вопроса:

Вопрос 4. Устройство и работа горячего пресса с внутренним охлаждением нижнего прорезиненного вала.


 

Раскрывая данный вопрос, я уделяю внимание износу покрытия валов и конструктивному решению по борьбе с данным явлением.

Обрезиненный вал. Поверхность вала образуется резиновой рубашкой. Во время работы пресса поверхность этого вала нагревается и температура поверхности может достичь 100 – 120 0С, что приводит к преждевременному выходу из строя резинового покрытия вала. Для создания постоянных условий работы пресса его поверхность охлаждают: используют наружную и или внутреннюю систему охлаждения. Наиболее эффективной считается внутренняя система охлаждения поверхности вала. На рис. 5. приведена конструкция вала с внутренним водяным охлаждением.

Рис.5. Прорезиненный охлаждаемый вал

В заключении данного материала, я предлагаю студентам ответить на один вопрос:

Как с технологической точки зрения обрезиненное покрытие стального вала влияет на бумажное полотно ?

Далее следует запись пятого вопроса

Вопрос 5. Устройство и работа клеильного пресса.

Базируясь на сведениях, полученных студентами из выше изложенного материала о прессовой части бумагоделательной машины, часть урока, посвященную клеильному прессу, мне целесообразней провести в форме беседы, основная цель которой сводится к обобщению и систематизации знаний студентов, а также знакомство клеильным прессом «Сим-Сайзер». Я рассказываю студентам, что для нанесения двустороннего однократного (Однослойного) мелования между передней сушильной и досушивающими частями бумагоделательной машины устанавливают наклонный клеильный пресс «Сим-Сайзер» фирмы «Валмет» с последующей инфракрасной сушкой мелованного слоя. Валы клеильного пресса с покрытием X-Male-Pro расположены под углом 55◦. Содержание сухих веществ в меловальной суспензии - до 60 %. Роликовый шабер диаметром 20-35 мм и гибкое лезвие создают равномерный по ширине бумажного полотна тонкий слой меловального покрытия без образования полос. Бумажное полотно идет от передней сушильной части через правильные валы к прессовому захвату «Сим-Сайзер», от которого оно после нанесения меловальной суспензии отделяется посредством разгонного валика и подаётся к досушивающей части, первые 2 цилиндра которой хромированные. Здесь же происходит инфракрасная сушка покрытия. Заправка полоски бумаги через «Сим-Сайзер» происходит с помощью заправочных канатиков. Заправочная полоска бумажного полотна направляется с поверхности последнего сушильного цилиндра передней сушильной части в канатиковую щель с помощью воздушного потока.

Студенты, изучая рис.6., проводят аналогию с устройством ранее изученных прессов, упоминают изученные конструкционные материалы и их влияние на процесс прессования, задают открытые вопросы по технологии проклейки и сушки бумажного полотна.

В ходе беседы мною затрагиваются вопросы преимущества «Сим-Сайзера»: меньше обрывов, так как нет прямого нанесения, низкая чувствительность к любым дефектам бумаги основы, меньше потребления энергии на сушку. Хороший профиль влажности вследствие этого равномерное нанесение на вал, мокрые пятна на бумаге не собирают краску, возможность профилирования.


 

Рис.6 Клеильный пресс «Сим-Сайзер»

В качестве закрепления изученного материала, я задаю студентам ряд вопросов:

где устанавливается данный пресс ?

для каких видов бумаг/картона применяется ?

почему нижний вал смещен относительно верхнего и на сколько градусов ?

какой клей применяется ?

расскажите принцип работы оборудования


 

Далее следует запись шестого вопроса.

Вопрос 6. Устройство и работа многовального пресса.
с усадочной сеткой.

Для ознакомления студентов с устройством многовального пресса, я обращаю внимание студентов на схему , показанную на рис. 8 наглядного материала. Здесь я объясняю , что такие пресса применяются для производства писчей бумаги и состоят из множества валов. А для элементарного ознакомления с термином «сетка-чулок», её пользой и монтажом на прессовый вал переключаю их внимание на рис.7. Далее следует пояснение, что периметр сетки-чулка изготовляется больше длины окружности вала на 2—2,5%. Чулок на вал легко надевается непосредственно на предприятиях. Перед установкой чулок замачивают в воде при температуре не свыше 30°С на 12 ч для размягчения сетки.

После того как сетка-чулок свободно надета на вал, конец сетки подвергают усадке для последующей установки закрепительных колец. Для этого концы вала обертывают отработанным сукном, а в пространство между сукном и чулком (сеткой) подают пар температурой не выше 120° С. Время обработки 10 мин . Усадка сетки составляет 10%, поэтому она плотно охватывает края вала. После этого закрепляют сетку на торцах вала кольцом или хомутами . Для закрепления сетки на цилиндрической части вала ее подвергают усадке погружением вала на глубину 1/3 диаметра в воду при температуре 90° С (при этом вал медленно поворачивают) или окутывают сукном и в пространство между валом и сукном подают пар в течение 1 ч.

Продолжая рассказ, я поясняю им, что чаще всего на прессах с чулком применяют воздушный шабер со щелью шириной 1 мм, который устанавливают снизу вала на расстоянии 2 мм под углом 15—30° Воздух подается под давлением 0,15 кгс/см2. При скорости машины свыше 500— 600 м/мин воздушный шабер можно не устанавливать, так как вода из сетки удаляется центробежной силой. Во втором случае чулок надевают на обычные валы, с целью превращения пресса с продольной на пресс с поперечной фильтрацией воды в сукне. Сухость бумаги увеличивается по сравнению с обычным прессом на 3—5%.

Затем следует фронтальная беседа со студентами о достоинствах и недостатках усадочной сетки-чулка, по следующему перечню вопросов:

за счет чего сетка-чулок обеспечивает ускоренное отведение влаги ?

что влияет на увеличение размера процента сухости ?

как увеличить срок службы сетки-чулка ?

как сэкономить время на подготовку и монтаж сетки-чулка ?

Обобщая и дополняя ответы студентов, я добавляю, что во всех случаях при установке чулка из сетки, сухость бумаги повышалась на 1—5%.


 

1 верхний вал,

2 нижний вал,

3чулок,

4 сукно,

5 бумажное полотно.

6 ванна.

7 шабер


 

рис. 7 Двухвальный пресс с усадочной сеткой.

 

. На основе ответов студентов, мною делается вывод о том, что сетка-чулок является эффективным средством, для повышения процента сухости бумажного полотна в прессовой части.

Рис. 8 Схема твин-вер пресса

1-гауч-вал , 2-сукно-пикап. 3-пересасывающий вал, 4-желобчатый вал, 5-прессовое сукно, 6-бумажное полотно, 7-керамичекий вал, 8- двухкамерный отсасывающий вал

Пользуясь только что полученными знаниями, по покрытию валов, студентам предлагается охарактеризовать влияние комбинированного воздействия пресса на бумажное полотно: повышение сухости, уменьшение в толщине, повышение технологических характеристик.

Далее, обобщая правильные ответы студентов, я объясняю устройство и принцип работы пресса с технической и технологической точки зрения: Пресс позволяет уменьшить сеточную маркировку, поскольку сеточная сторона бумажного полотна в двух захватах контактирует с гладкой поверхностью керамического вала. В третьей зоне прессования с гладкой поверхностью соприкасается верхняя сторона бумаги. Преимуществом пресса является также то, что первая открытая проводка бумажного полотна происходит после двух зон прессования. что снижает обрывность в прессовой части. Пресс обеспечивает легкое удаление брака. недостатки данной конструкции – образование воздушных пузырей перед третьей зоной прессования, опасность обрыва на открытом участке между второй и третьей зоной прессования и сложность компоновки привода валов.

Подведение итогов:

В заключении урока , я задаю студентам следующий вопрос: «Выполнена ли цель нашего урока ? », студентам предлагается задать вопросы по изученным вопросам. Для получения обратной связи от каждого студента осуществляю приём «рефлексия» - выявление уровня осознания изученного материала студентами. Каждому студенту выделяется незначительное количество времени для самооценивания, в виде рефлексивного приема  «Незаконченное предложение»: студентам нужно высказаться одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне …

я захотел изучить подробнее тему…


 

В целях закрепления изученного материала студенты под запись фиксируют тему конспекта домашнего задания:

1. тема «Прессовая часть БДМ». учебник «Теория и конструкция машин и оборудования отрасли» стр. 309-344. автор Куров В.С.


 

Заключение
 

Применение методики объяснительно-иллюстративного урока с проблемно-поисковым характером в итоге представило собой активный метод обучения: студенты изучили новое оборудование, разобрали проблемные ситуации, выявили для себя проблематику лекции, обсудили реальные фотографий с производства, а также анимационные рисунки, разобрались в чертежах оборудования.

Данная методика представила возможность студентам принимать активное участие в процессе обучения, обмениваться знаниями, находить в себе возможности для творческого и профессионального развития. Обязательным заключительным этапом в ходе изучения очередного подраздела явилось применение действия рефлексия. Реализация данного приема в совокупности с принятой методикой позволила наилучшим образом повысить эффект от усилий обеих сторон: как преподавателя, так и студенческой группы. Сочетание объяснительно-иллюстративного метода обучения с элементами проблемно-поискового характера заложенного в форме актуальной фотопрезентации, предоставило возможность студентам эффективно и, в то же время, максимально интересно изучать МДК.01.02. «Оборудование производства бумаги и картона».

 

 

Литература

1. - В.С. Куров и др. «Теория и конструкция машин и оборудования отрасли» - СПб.: Издательство политехн. ун-та , 2006 г.

2. - В.А. Иванов и др. «Теория бумаги» - СПб.: Издательство политехн. ун-та , 2006 г.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.