Конспект открытого урока на тему «Устройство и принцип работы ленточного конвейера»

0
0
Материал опубликован 27 September 2022 в группе

Коми Республикаса велöдан, наука да том йöз политика министерство

Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми

Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Сыктывкарский целлюлозно – бумажный техникум»






МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ОТКРЫТОГО УРОКА


МДК.01.01. Технология и оборудование производства волокнистых полуфабрикатов. Раздел 2. Оборудование производства волокнистых полуфабрикатов.


на тему:

«Устройство и принцип работы ленточного конвейера»


для специальности: 35.02.04 Технология комплексной переработки древесины.

Курс I группа ЦБ – 11






Разработал :

преподаватель Махотин А.Н.

t1664275630aa.jpg





Сыктывкар 2021г

Аннотация

к методической разработке « Организация открытого урока по МДК.01.01. «Технология и оборудование производства волокнистых полуфабрикатов. Раздел 2. Оборудование производства волокнистых полуфабрикатов».


Актуальность: методическая разработка является частью образовательного междисциплинарного комплекса о технологии и оборудовании производства волокнистых полуфабрикатов. Тема урока «Устройство и принцип работы ленточного конвейера» относится к разделу «Грузоподъёмное оборудование», а сам конвейер – к транспортным машинам». Данная тема очень актуальна для изучения, поскольку ни одно из производств не обходится без ленточных конвейеров.

Целью урока, является изучение устройства, принципа работы и область применения ленточных конвейеров в целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающих областях. Освоение студентами ряда общих и профессиональных компетенций. Задачами на урок послужат развитие познавательного интереса, логического мышления, формирование умений анализировать на основе источников с разной формой подачи информации, формирование умения учиться и анализировать самостоятельно. Новизна представленных материалов будет состоять в комбинированной подаче традиционной информации в виде рисунков и определений с информацией комплексно подготовленной: информационные сайты, анимационные видеоматериалы и чертежи оборудования на основе компьютерных программ. Значимость методической разработки заключается в том, что студенты незаметно для себя периодически вовлекаются в учебный процесс и проявляют самостоятельную работу. Приемы, используемые на уроке: «Дайте ответ!» , «Посчитайте», «Уберите лишнее», решение проблемной ситуации или наоборот создание производственной ситуации, обеспечат концентрацию внимания студентов, способствуя достижению планируемых результатов.

Планируемыми результатами урока станут изучить в рамках открытого мероприятия новую тему, согласно плана урока и разобрать её подпункты по общим и профессиональным компетенциям.

Рецензия

на методическую разработку «Организация открытого урока по МДК. 01.01. «Технология и оборудование производства волокнистых полуфабрикатов. Раздел 2. Оборудование производства волокнистых полуфабрикатов».


Данная методическая разработка является нагляднымм пособием для преподавателей спецдисциплин ведущих занятия в системе среднего профессионального образования. Это урок, на котором изучается тема устройство, принцип работы, классификация и применение ленточного конвейера. Может предназначаться для студентов специальности 15.02.12 Монтаж , ремонт и техническое обслуживание промышленного оборудования (по отраслям), так и 35.02.04 Технология комплексной переработки древесины.

Целью урока является: изучение нового материала и формирование общих и профессиональных компетенций. Урок выстроен преподавателем так, что при изучении очередного пункта из плана занятия, формируются те или иные компетенции. В течение урока преподавателем для студентов осуществляется их конкретизация. Задачи урока четко распределены для всех участников мероприятия, как для преподавателя, так и для студентов. Но составлены таким образом, что работают над качеством обучения.

Для достижения поставленных целей преподаватель применяет следующие методы:

Технологии проблемного обучения с элементами поискового характера - создание производственных ситуаций и их разрешение.

Личностно-ориентированные образовательные, проявляются в выводе на диалог или обсуждение не активно участвующих студентов, отметка успехов старательных студентов.

Здоровье сберегающие, заключается в смене вида деятельности учащихся, проветривании кабинета, применении дыхательной гимнастики.

Информационно-коммуникационные технологии. Преподаватель обращается к сайтам, организовывает просмотр видео материалов и чертежей, созданных при помощи компьютерных программ.



Применение различных образовательных методик обучения обеспечивают преподавателю эффективный образовательный процесс. На протяжении всего открытого урока создаются хорошие условия для освоения студентами профессиональных и общих компетенций. Учащимся постоянно предоставляется возможность для высказывания своих предположений, идей, точных ответов, а самое главное, самостоятельной работы, согласно цели урока.

Авторская презентация преподавателя содержит исключительно научный и актуальный материал. Организация открытого урока позволяет вызвать внимание и интерес к теме со стороны обучающихся, а значит и достичь поставленных целей. Все этапы урока соблюдены.
































Содержание



1 Введение……………………………………………………….………………….6.

2 Сущность обучения МДК.01.01………………………....……………...............7.

3 Методика организации и проведения открытого занятия……………….……9.

Литература ….…….………………………………………………..……….......10.

4 Структура учебного занятия……………………..…………………………….11.

5 План занятия…………………………………………………………………….14.

Заключение……………………………………………………………………...33.

Литература………..…………………..………………………………………….34.





























Введение


В настоящее время, когда система образования строго следует по пути освоения учащимися общих и профессиональных компетенций, возрастают требования к оснащению мастерских, подготовке и проведению учебных занятий, квалификации преподавателей. Преподавателю, ведущему урок, необходимо обладать глубокими техническими знаниями по преподаваемой дисциплине. Перед тем, как создавать методические разработки преподаватель должен изучить федеральный государственный образовательный стандарт по соответствующей специальности, с тем, чтобы сопоставлять темы урока с осваиваемыми компетенциями. Для наилучшей формы подачи знаний, преподавателю «производственнику» необходимо заранее к уроку осуществить подготовительный этап и изучить методики проведения открытых мероприятий.

Данная методическая разработка как раз о форме организации методической работы для преподавателей спецдисциплин по конкретной теме и мдк. Методическая разработка раскроет план проведения реального учебного процесса, где преподаватель поделится своими педагогическими находками. В разработке содержатся ответы на возможные вопросы по организации урока со стороны преподавателей, так и по специализированной теме для самих студентов.

Рассматриваемый урок посвящен изучению устройства и принципа работы ленточного конвейера. Структура урока будет состоять из таких этапов, как проверка домашнего задания, изучения новой темы, техники безопасности и блока самостоятельной работы. Каждый блок будет сопровождаться демонстрацией научных фото и видеоматериалами, рассмотрением чертежей и их дополнительными комментариями со стороны преподавателя. В ходе урока будут использованы следующие образовательные технологии: Технологии проблемного обучения с элементами поискового характера, личностно-ориентированная образовательная, здоровье сберегающая и информационно-коммуникационная технологии. Применение рассматриваемого комплекса образовательных методик приблизит студентов к освоению профессиональных и общих компетенций. Серьёзное внимание будет уделено технике безопасности.


2. Сущность обучению МДК.01.01. «Технология и оборудование производства волокнистых полуфабрикатов. Раздел 2 Оборудование производства волокнистых полуфабрикатов».


Учение — только свет,

по народной пословице, — оно также и свобода.

Ничто так не освобождает человека, как знание».

Иван Сергеевич Тургенев

В начале урока преподаватель обязан довести до студентов цели и задачи учебной дисциплины, а также требования к результатам освоения учебной дисциплины. Где одна из главнейших целей: овладение компетенций студентами.

Основными же этапами работы студентов станут:

- ознакомление с областью применения изучаемого оборудования

- изучение устройства и принцип работы ленточного конвейера

- изучение принципов безопасной работы с конвейерами, транспортерами.

Собственно, достижение перечисленных этапов, также является целью работы студентов.

Преподавателем ставятся следующие задачи на урок:

- развитие познавательного интереса и логического мышления у студентов

- формирование ими умений анализировать на основе нескольких источников

- формирование умений осуществлять самоконтроль результатов учебной деятельности. Данная задача будет контролироваться преподавателем с целью корректировки результата работы студентов в правильном значении.

Частью осваиваемых компетенций являются знания. Приобретение следующих знаний является важной целью на уроках по изучению ленточных конвейеров:

условные обозначения в кинематических схемах и на сборочном чертеже;

классификацию ленточных конвейеров;

устройство и принцип работы оборудования;

классификацию конвейеров;

основные параметры грузоподъемных машин;

овладение знаниями по безопасной эксплуатации конвейеров

Все выше перечисленные знания, умения, навыки в совокупности слагают основу компетенций – общих и профессиональных.

Сущность обучению МДК.01.01. «Технология и оборудование производства волокнистых полуфабрикатов. Раздел 2. Оборудование производства волокнистых полуфабрикатов» заключается в  достижении обозначенных знаний, умений, навыков, путем максимального взаимодействия преподавателя со студентами. Успех обучения зависит также насколько преподаватель умело применяет средства обучения: презентацию, модели оборудования, видео и фотоматериалы, чертежи. Периодическое переключение внимания на различные средства обучения, смену небольших тематических модулей, применение отдельных приёмов запланированных методик обучения составят сущность обучения специфической теме урока. Переключение студентов на самостоятельную работу в виде ответов на вопросы преподавателя, составление тематических таблиц станет важным пунктом в работе преподавателя.

При изучении МДК. 01.01. «Организация монтажных работ промышленного оборудования и контроль за ними» необходимо предусматривать:
1. Подробное изучение требований охраны труда и техники безопасности при эксплуатации ленточного конвейера.

2. Подробное изучение материальной части в устройстве ленточного конвейера.
3. Рассмотрение и анализ передовых методов и приемов труда.

Для качественного изучения МДК.01.01. имеются специализированные кабинеты, технические средства обучения, схемы, стенды, наглядные пособия, модели оборудования, документация и техническая литература, инструкции, а также учебные видеофильмы, в том числе по охране труда.







3. Методика организации и проведения открытого занятия

«Самостоятельность головы учащегося —

единственное прочное основание

всякого плодотворного учения».

Константин Дмитриевич Ушинский


Открытый урок проведен в форме лекции получения новых знаний, обобщения и систематизации знаний с элементами самостоятельной работы студентов. Выполнение поставленных целей и задач, освоение соответствующих компетенций запланировано с применением следующих демонстрационных средств :

Фотографии оборудования

Учебные видеоматериалы

Модели ленточного конвейера

Сборочный чертеж

Технологии, применяемые на уроке

Технология проблемного обучения с элементами поискового характера

Личностно-ориентированная образовательная

Здоровье сберегающая

Информационно-коммуникационная технология.

По своему назначению методика проведения открытого урока носит лекционный характер, с периодическим подключением студентов к очередному этапу самостоятельной работы. Таким образом, осуществляется поэтапное изучение темы урока. Преимущество лекции на данном уроке заключается в возможности обеспечить законченность и целостность восприятия учебного материала по теме в целом. Но лекция здесь выполняет структурообразующую функцию. И для того чтобы поддержать студенческий интерес и значимость темы для них, преподаватель наполняет урок технологией проблемного обучения с элементами поискового характера, вступая в диалог с учащимися, создавая производственные ситуации при помощи демонстрационных средств. Анализ полученного объёма информации на уроке, моделирование производственных ситуаций на его основе станет важнейшим этапом самостоятельной работы для учащихся.


Литература


Бим-Бад, Б.М. Психология и педагогика: Просто о сложном: Популярные очерки и этюды / Б.М. Бим-Бад. - М.: МПСУ, МОДЭК, 2018. - 144 c.

Вычегжанина Т.В. О самостоятельной работе студентов // Специалист. 2005. №4. с 25.

23. Кругликов Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 288 с.


































Структура учебного занятия



МДК.01.01. Технология и оборудование производства волокнистых полуфабрикатов. Раздел 2 Оборудование производства волокнистых полуфабрикатов.

Специальность 35.02.04 Технология комплексной переработки древесины.

Курс I группа ЦБ – 11

Тема: Устройство и принцип работы ленточного конвейера.

Время проведения: 90 минут.

Тип урока: комбинированный

Форма проведения: групповая.

Метод обучения: Урок получения новых знаний, обобщения и систематизации знаний с элементами самостоятельной работы студентов.

Технологии применяемые на уроке

Технологии проблемного обучения с элементами поискового характера

Личностно-ориентированные образовательные

Здоровье сберегающие

Информационно-коммуникационные технологии.

Задачи для преподавателя:

- образовательная (дидактическая): освоение и углубление теоретических знаний по теме устройства ленточного конвейера. Развитие профессионального мышления.

- воспитательная: воспитание интереса у студентов к своей будущей профессии, стремление применить освоенные знания на практике.

- развивающая: развитие способности наблюдать, делать выводы, развитие стремления к профессиональному росту.

Задачи для студентов: выработать умение самостоятельно применять новые знания на практике.

Цели для студентов: овладение компетенциями.







Формируемые компетенции:

ПК 1.1

Управлять технологическими процессами получения волокнистых полуфабрикатов, бумаги и картона, древесноволокнистых (древесно-стружечных) плит, лесохимической продукции по стадиям производства.

ПК 1.2

Обеспечивать бесперебойную и безопасную эксплуатацию оборудования.

ПК 1.4

Участие во внедрении современных технологических процессов комплексной переработке древесины.

ОК 01.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 06.

Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Форма отчетности по занятию: выполнение студентами конспекта в тетради для лекционных работ.

Обеспечение занятие:

-ПК, мультимедийное оборудование: кинопроектор, экран.

-Демонстрационное оборудование: модель ленточного конвейера, 2шт, презентация по теме урока, автор преподаватель Махотин А.Н.; План урока

Учебные вопросы занятия

Работа студентов

Время, мин

1

Организационный момент

- приветствие студентов

- выявление отсутствующих с отметкой в журнал

- сообщение темы и цели занятия

- ознакомление с ходом проведения работы



Приветствие,







фиксирование в тетради темы и цели занятия





5 мин

2

Проверка домашнего задания

Ответ на вопросы в различной форме по классификации и устройству кранового оборудования

10 мин

3

- наглядная демонстрация образцов ленточного конвейера

- приведение примеров применения в целлюлозно-бумажной отрасли, обсуждение при участии студентов всей группы

- классификация, устройство и принцип работы различных ленточных конвейеров


Изучив вводную информацию студенты сами формулируют определение и примеры применения, записывают

отвечают на текущие вопросы со стороны преподавателя по чертежам, схемам, просмотренному видеоматериалу, постановка встречных вопросов





45 мин

5

- оформление схем в виде лекционных конспектов, фиксация технических характеристик оборудования

просмотр и обсуждение в группе современных производственных видеороликов

конспект изучаемого материала: определения, технические характеристики,

чтение сборочного чертежа.


20 мин

6

Моделирование производственной ситуации

составление таблицы возможных неисправностей их причин

5

7

Подведение итогов занятия, оценивание ответов и работы студентов, поручение домашнего задания

Запись домашнего задания

5 мин








5. План занятия


Тема: Устройство и работа домкратов, лебедок, талей, тельферов, кошек.


Цели:

- ознакомление с областью применения изучаемого оборудования

- изучение устройства и принцип работы ленточного конвейера

- изучение принципов безопасной работы с конвейерами, транспортерами


Задачи:

- развитие познавательного интереса, логического мышления

- формирование умений анализировать на основе нескольких источников

- формирование умений осуществлять самоконтроль результатов учебной деятельности

Ход занятия

После окончания звонка на урок преподаватель прерывает работу с журналом и выходит к доске.

- Здравствуйте, студенты! Добрый день, уважаемые преподаватели!

Группа студентов в ответ на приветствие организованно встает, и это означает, что урок вступил в свои права.

- Прошу садиться. Тема нашего урок сегодня – «Устройство и принцип работы ленточного конвейера». Но запишем мы это попозже. По наработанной практике первым этапом у нас с вами станет проверка домашнего задания.

Уважаемые студенты, домашним заданием для вас было повторить устройство и принцип работы кранового оборудования. В этот вопрос также входили такие понятия, как:

Определение

Классификация

Полиспасты и их типы

Неисправности и техническое обслуживание кранов

Повторение вышеперечисленных понятий и терминов поможет вам ответить на следующие вопросы. Прошу обратить ваше внимание на экран.

t1664275630ab.gif

Здесь вы видите четыре типа крана. Прошу их рассмотреть. Уже само устройство и внешний вид конструкции помогут вам ответить на вопрос «Какие модели здесь представлены?» Вопрос действительно не сложный и самые активные студенты с первых минут урока тянут руки. Следуют ответы:

1 Мостовой

2 Башенный

3 Козловой

4 Стреловый

Да, вопрос не сложный но очень важный - подчеркиваю работу ребят. Но для глубины познания вопроса и практикоориентирования студентов, прошу поименно остальных ребят, что тянули руки, но не смогли ответить ввиду небольшого количества вариантов ответа, пояснить назначение рассматриваемых кранов.

Следуют ответы:

1 Мостовой кран – служит для подъёма и опускания груза в вертикальной плоскости, перемещения его по территории обслуживаемой площадки. Состоит из мостовой балки и грузовой тележки, перемещающейся по рельсовым опорам, расположенными под потолочными перекрытиями. Применяется в цехах, ремонтных мастерских и на складах.

2 Башенный кран – применяется на строительстве многоэтажных зданий и промышленных сооружений. Несущая опора сконструирована в форме башни, все элементы которой выполнены из металла. Кроме подъема, крановое оборудование может перемещать груз вдоль стрелы, а сама стрела способна врвщаться вокруг башни.

3 Козловой кран тоже является краном мостового типа как собственно и сам мостовой, так как имеет балку - мост мост. Установлен на четыре опоры, перемещающиеся по рельсам. Рельсы устанавливаются на бетонные опоры. Также предназначении для подъема и перемещения промышленных грузов.

4 Стреловый кран это кран стрелового типа с грузоподъемной стрелой. Грузоподъемная стрела закрепляется на раме платформы или ходовом устройстве, часто на автомобильном шассе, именуется автокран.

Совершенно верно – отмечаю работу ребят. Ну , а касаемо ЦБП производства, то мостовые краны у нас имеются в каждом цеху. Козловые работают на лесных биржах. Стреловые краны применяются при строительных работах небольших объектов и дорог. Пожалуй, только башенные краны у нас не применяются, но вы знаете, что данный тип кранов сегодня актуален для строительной отрасли и с успехом там применяется. Ну а мы с вами продолжаем проверять домашнее задание и на экран выводится следующий вопрос:

t1664275630ac.gif

На этот раз, необходимо спрашивать студентов из числа никак себя не проявивших на начальном этапе урока. Это позволит наиболее эффективно охватить группу и обеспечить накопляемость оценок.

С первой частью вопроса, как и, собственно, со второй проблем ни у кого не возникает. Очевидным возникает тот факт, что с каждого барабана сбегает по две ветви каната, а это означает, что оба полиспасты сдвоенные. Для определения кратности полиспаста приходится всего лишь посчитать количество ветвей, на которые распределяется масса подвешенного груза. Я не много усложняю вопрос и спрашиваю ребят: «А что такое всё-таки полиспаст и для чего он нужен?». Собирая ответы во единое предложение и смысл, я обобщаю и озвучиваю им: «Полиспаст это система подвижных и не подвижных блоков, которые огибает стальной канат, оснащенный крановой обоймой и грузозахватным устройством. Полиспаст предназначен для облегчения подъема груза за счет кратности полиспаста - по сути распределения массы груза по ветвям. Также полиспаст позволяет экономить электроэнергию, а иногда и выигрывать в скорости.»

Следующий этап проверки домашнего задания:

t1664275630ad.gif

Уважаемые студенты, вам необходимо будет исключить неверный вариант ответа! В данном случае у студентов не возникает трудностей, т.к термообработка не является не является ни одним из видов технического обслуживания. Она применяется на этапе производства деталей машин, их ремонта и иногда при монтаже.

Сменяемость формы постановки вопроса делает проверку домашнего задания нескучной для студентов. Так, в первом вопросе нужно было дать развернутый ответ, рассказать определение оборудования. Во втором вопросе нужно было не просто что либо пересказать, а применить свои теоретические знания на практике, путем персчета особенностей устройства оборудования и дать точный ответ – число. В третьем вопросе необходимо было вчитаться в условия задания, варианты ответов известны заранее и это мотивирует студентов найти верный. Применение выше описанного приёма, когда постановка вопросов сменяется, обеспечивает постоянное внимание со стороны обучающихся. Делает повторение изучаемого материала легким и эффективным.

Таким образом, на начальном этапе проведения урока преподаватель отработал со студентами ПК 1.2 Обеспечивать бесперебойную и безопасную эксплуатацию оборудования и ОК 06 Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Итак, переходим к изучению новой темы и сейчас прошу записать ваши тетради название новой темы:

«Устройство и принцип работы ленточного конвейера».

Прошу обратить ваше внимание на экран. Здесь вы видите план нашего урока по которому, мы собственно, и будем углубленно изучать ленточный конвейер.

Рассмотрение понятия «Ленточного конвейера.

Знакомство с производителями ленточных транспортеров и их сайтов, а также классификацией рассматриваемого оборудования по различным критериям

Подробное изучение электромеханического привода ленточного конвейера, гибкой тяговой ленты, с рассмотрением вышеперечисленного на сборочном чертеже.

Изучение принципа работы натяжного устройства.

Самостоятельное оформление таблицы «Возможные неисправности ленточного конвейера».

Изучение инструкции охраны труда при обслуживании ленточных конвейеров

Также, уважаемые студенты, важнейшей целью вашего обучения является освоение профессиональных и общих компетенций, о которых я вам еще буду напоминать по мере изучения.

ПК 1.1 Управлять технологическими процессами получения волокнистых полуфабрикатов, бумаги и картона, древесно-волокнистых (древесно-стружечных) плит, лесохимической продукции по стадиям производства
ПК 1.2 Обеспечивать бесперебойную и безопасную эксплуатацию оборудования.
ПК 1.4 Участие во внедрении современных технологических процессов комплексной переработке древесины.
ОК 01. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 06. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Студентами информация об этапах урока и осваиваемых компетенциях не переписывается, лишь выводится на экран и тезисно озвучивается преподавателем для ознакомления.

Запишем в ваши тетради, вопрос первый:

Понятие «Ленточный конвейер».

Для перехода с объяснительно-иллюстративного характера обучения преподаватель переключает внимание студентов с экрана на заранее подготовленную площадку, где установлены две модели ленточных конвейеров. В руках его указка, которой он по ходу объяснения подробного устройства показывает детали, непосредственно из которых и состоит конвейер. Действующие модели оборудования отремонтированы преподавателем со студентами-механиками на одноименном кружке. Они запитываются в электрическую сеть 220 вольт и могут перемещать тяговую ленту на расстояние. Для окончательного представления работы конвейера преподаватель укладывает на транспортерную ленту муляжи древесины, взятые с модели окорочного барабана. Учащимся очень хорошо видно, как во время работы оборудования происходит перемещение древесины из начала конвейера в его окончание.

t1664275630ae.jpgt1664275630af.jpg

Применение учебных моделей в точности повторяющим внешний вид и работу реального оборудования позволяет не только применить принцип «нагладности», но и повышает популярность кружковой работы среди студентов. По итогу демонстрации преподаватель просит студентов самостоятелно сформировать определение ленточного конвейера. По итогу высказанных версий и обобщения преподавателем студенты записывают в свои тетради:

«Ленточный конвейер состоит из двух или более шкивов (иногда называют барабаны или ролики) с бесконечной петлей - конвейерной ленты, которая вращается вокруг них. Один или оба шкива приводятся в действие, перемещая ленту и материал по ней. Приводной шкив называется приводным шкивом (барабаном), в то время как шкив без питания называется натяжным шкивом».

Далее на экран выводится схема устройства ленточного конвейера. Преподавателем даются комментарии по её устройству, нюансам работы. Студентам выделяются несколько минут, для того чтобы зарисовать небольшой эскиз и подписать его.

t1664275630ag.jpg

Рис.1 Схема ленточного конвейера:

1 – груз натяжного устройства; 2 –натяжной барабан; 3 – загрузочный лоток; 4 – батарея амортизационных роликоопор; 5 – рабочая ветвь ленты; 6 – роликоопора рабочей ветви ленты; 7 – ленточный останов; 8 – приводной барабан; 9 – приемный бункер; 10 – устройство для очистки ленты (скребок); 11 – отклоняющий барабан; 12 холостая ветвь ленты; 13 роликоопоры холостой ветви ленты;14 – редуктор; 15 – электродвигатель.

По итогу оформления схемы преподаватель озвучивает переход к следующему вопросу: «Знакомство с производителями ленточных транспортеров и их сайтов, а также классификацией рассматриваемого оборудования по различным критериям».

Для этого, воспользовавшись известными поисковыми сервисами «Яндекс» и «Google», преподаватель выводит на экран сайты известных производителей ленточных конвейеров, поставляющих свое оборудование на предприятия г.Сыктывкара. Открыв доступ к производителям оборудования, преподаватель проводит студентам экскурсию по информационным сайтам, где содержится характеристика о промышленном оборудовании. Открывая отдельные вкладки он поясняет студентам, что важнейшими характеристиками ленточных конвейеров являются: расстояние транспортировки, длина ленты, тип ленты, тип конвейера, мощность электродвигателя, количество роликоопор, наличие или отсутствие бортов, тип натяжного механизма ленты. У разных производителей сайты написаны по своему, поэтому изучение различных сайтов производителей оборудования поможет ребятам при подготовке к зачету почерпнуть полезную информацию. Да и в деловой практике будущей работы тем более.

В процессе демонстрации фотографий с сайта преподаватель комментирует каждый тип конвейера, говоря студентам о нюансах его эксплуатации. Для повышения познавательной активности студентам предлагается самим сформировать принципы разделения конвейеров, исходя из услышанной и увиденной информации. По мере того, как звучат их ответы, идет обобщение информации со стороны преподавателя. Студенты записывают под диктовку существующую классификацию конвейеров:

По назначению

По устройству

По компоновке

По механизму натяжения ленты

Результатом изучения содержимого промышленных сайтов, является запись студентами небольшого конспекта определений по основным типам конвейеров.

Прямой. Предназначен для транспортирования грузов по прямой траектории. Регулировка скорости частотным преобразователем позволяет плавно настраивать движение ленты под производственные процессы.

Наклонный. Предназначен для наклонного транспортирования грузов с одного уровня на другой. Применяется на складах для механизации процесса погрузки-выгрузки (разгрузки) автотранспорта и транспортировки изделий между этажами.

Наклонный ленточный конвейер с горизонтальными участками (Г-образный, L-образный и Z-образный). Предназначен для транспортирования сыпучих или мелкоштучных грузов с одной высоты на другую. На прямых и наклонных участках ленточного конвейера применяются гофрированные борта и поперечные лопатки для исключения просыпания.

Поворотный. Предназначен для изменения траектории движения штучных грузов или многорядного потока продукции. Поворотный ленточный конвейер может изменять направление движения под углами 90 ° или 180 °. В качестве рабочей поверхности применяются тонкие и прочные ленты из полиуретана.

Многоуровневый. Применяется для одновременной, многоуровневой подачи и отвода сырья, сухих материалов и субстанций, тары на участках разделки, фасовки, укладки, сборки и упаковки продукции.

Информация выводится на большой экран, доступна для каждого обучающегося.

После небольшого обсуждения классификации типов конвейеров и материалов, из которых изготавливается транспортерная лента, преподаватель подытоживает подраздел со ссылкой на сыктывкарское производство: Хочу сообщить вам, что все наши социальные партнеры широко применяют ленточные конвейеры на своем производстве. В частности ООО «Сыктывкарский фанерный завод» задействовал их на перемещении шпона, набранных пакетов фанеры, перемещения отходов коры. Для примера на предприятии ОАО «СЛПК» ленточные конвейеры перемещают неокоренное коротьё, кору, щепу, химикаты, пачки с готовой продукцией. На ООО «СТГ» ленточными конвейерами осуществляют перемещение полуфабрикатов в виде сухой целлюлозы, бумажный брак, пачки с готовой продукцией. Т.е спектр применения очень широкий. Преподавателем отработана ПК 1.1 Управлять техноло- гическими процессами получения волокнистых полуфабрикатов, бумаги и картона, древесно-волокнистых (древесно-стружечных) плит, лесохимической продукции по стадиям производства.

Итогом изучения устройства конвейера, со стороны преподавателя звучит небольшое определение, что «Ленточный конвейер – это непрерывно работающее транспортирующее устройство, где рабочей поверхностью является полимерная, пластиковая или резинотканевая лента. Работает за счет сил трения».

Далее преподаватель под запись озвучивает третий вопрос:

«Устройство электромеханического привода ленточного конвейера».

Для этого он на некоторое время выводит на экран сборочный чертеж и подробно показывает на нём детали, из которых состоит, собственно, сам привод.

t1664275630ah.png

Далее идут пояснения: «На нижней проекции вы наблюдаете вид сверху, где согласно размеров вы можете оценивать габариты конвейера. Здесь же на чертеже мы узнаем такие агрегаты, как электродвигатель, редуктор, все это соединяется муфтами и приводит ведущий барабан в действие. Его огибает транспортерная лента, и таким образом идет перемещение материала на расстояние в нужном направлении». На виде спереди (верхнаяя часть чертежа) вы также можете видеть редуктор и собственно, саму конструкцию конвейера. Давайте перейдем к просмотру видеоанимации привода ленточного конвейера. Основной частью электромеханического привода является редуктор, поэтому настоящий видеоматериал будет о его устройстве и принципе работы.

t1664275630ai.png

Научный видеоматериал содержит подробную информацию о назначении редуктора, его устройстве, принципе работы и подробно о порядке сборки. Для студентов-механиков второго курса этот наглядный видеоматериал поможет не только в освоении темы привода ленточного конвейера, но и послужит конкретным пособием для механосборочных работ при прохождении учебной слесарной практики в стенах техникума.

Резюмируя тему электромеханического привода, преподаватель поясняет студентам, что при подаче напряжения на электродвигатель, в его обмотках создаются электромагнитные силовые поля. Разность силовых полей заставляет ротор вращаться вокруг своей собственной оси. Таким образом, в электродвигателе электромагнитная энергия преображается в энергию вращательную механическую. Ротор электродвигателя через фланцевую муфту соединен с быстроходным валом редуктора. Напоминая про выдержки из просмотренного видеоматериала, преподаватель скажет, что одной из главных характеристик редуктора является его передаточное число. Оно понизит частоту вращения тихоходного вала, но, на столько же и увеличит момент, крутящий на нём. Далее, крутящий момент через фланцевую муфту поступит на ведущий барабан ленточного конвейера. Он и является потребителем мощности, необходимой ему для привода ленты, несущий на себе штучный или сыпучий груз. Провисания ленты не происходит, т.к она движется по роликоопорам. Лента бесконечно замкнутая и огибает ведомый барабан. Как уже было сказано выше, лента приводится в движение от ведущего барабана, т.к. плотно прилегает к нему. В этот момент между лентой и ведущим барабаном возникают силы трения, которые, собственно, и обеспечивают движение ленты. Провисания ленты не происходит, т.к она пребывает в натянутом состоянии. Пояснения происходящего технологического процесса осуществляются на карте сборочного чертежа, который не нужно перечерчивать в свои конспекты. На данном этапе отработана ПК 1.2 Обеспечивать бесперебойную и безопасную эксплуатацию оборудования. Для этого у студентов есть схема. Таким образом, мы подошли с вами к четвертому вопросу:

«Принцип работы натяжного устройства».

На слайде, выведенном на экран видна следующая информация

t1664275630aj.gif

Студенты видят классификацию натяжных устройств, о которых преподаватель поясняет, что по принципу действия он совершенно разные, но результат их работы одинаков – они натягивают ленту. Цель их работы сводится к перемещению ведомого барабанав противоположном направлении от ведущего. Так, лента пытается растянуться и выпрямиться. От этого она становится натянутой. Вышеописанное действие обеспечивает плотное прилегание ленты к поверхности ведущего и ведомых барабанов. В момент, когда ведущий барабан начинает вращение, между ним лентой возникает сила трения направленная против силы ведущей. Но поскольку, за счет мощности электродвигателя и передаточного числа редуктора сила ведущая превышает силу трения, лента вместе с перемещаемым материалом приводится в движение. Напомню, вам , ребята, что сила трения хоть и сопротивляется ведущей силе, пользой от неё будет отсутствие проскальзывания ленты на барабане. Для чего логично ленту и барабан содержать в сухом состоянии - для обеспечения сцепления поверхностей.

Возвращаясь к типу привода натяжения ленты, то гладя на слайд, вы увидите грузовой механизм. Подвешенный через неподвижный блок груз, смещает ведомый барабан влево от ведущего – лента натягивается. Надо особо отметить, что ведомый барабан устанавливается на катучей тележке. Принцип электромеханического натяжного устройства заключается во вращении винта с посаженной на него гайкой. Гайка вращаться не будет. Она будет скользить вдоль винта, как мы это с вами уже рассматривали на примере домкрата. Гайка тягами связана с подшипниками ведомого барабана и будет его вынуждать перемещаться от ведущего барабана или к нему, в зависимости от состояния натяжения ленты. Основа ведущего барабана перемещается по металлическим направляющим – салазкам. По аналогии с винтовым устройством и опорами скольжения, в качестве гидравлического натяжного устройства может выступать гидроцилиндр в совокупности с насосом, гидрораспределителем и гидроаккумуляторным баком. Но гидропривод, ребята, уже тема отдельного урока. Очень часто механизм натяжения ленты с его отдельным приводом называют «натяжной станцией».

В целях закрепления темы, прошу ответить вас на следующие вопросы:

Из каких элементов состоит привод конвейерной ленты и каково назначение отдельно взятого элемента?

На ваш взгляд, какое из трех натяжных устройств обладает быстродействием, а какое наибольшей грузоподъёмностью ?

Далее преподаватель, внимательно слушает ответы студентов. В случае неверной трактовки информации преподаватель корректно поправляет учащихся. Если , например, наступает неловкая пауза или недопонимание вопроса, преподаватель включится в ситуацию и пояснит данный момент, так что бы ответ на вопрос стал ясен всем. Конечно, студентов, ответивших на «отлично» необходимо сразу оценивать и выделять их работу словами благодарности за внимание и старание. Отработана ПК 1.2 Обеспечивать бесперебойную и безопасную эксплуатацию оборудования. Далее преподаватель обращается к учащимся со словами: «Постепенно наш урок подошел к этапу самостоятельной работы»

Это пятый вопрос по плану и он будет заключаться в том, что студентам необходимо самостоятельно составить следующую таблицу, структуру которой преподаватель выводит на экран:





Таблица №1. Возможные неисправности ленточного конвейера.

п/п

Возможная неисправность

Причина неисправности

1



2



3




И обращается к ним с следующими словами: «Для того, что бы заполнить ячейки данной таблицы, вам необходимо вспомнить информацию, касаемо устройства и принципа работы изучаемого оборудования. Мы с вами по этому поводу подробно изучали схему конвейера, подробно разбирали чертеж и смотрели видеоматериал. Сравнивали между собой натяжные устройства. Поэтому сейчас попрошу вас вспомнить по порядку, как устроена и приводится в работу машина непрерывного действия ленточный конвейер! Также отмечу, что оцениваться выше будут те работы, что выполнены самостоятельно!» Закончив обращение к студентам, преподаватель выделяет им пять минут на решение вопроса.

В сущности, выполнение данного этапа незаметно для студентов станет приёмом «рефлексией». Самостоятельное выполнение задания направлено на накопление, критическую оценку и осмысление изученных знаний. Прием  рефлексии помогает учащемуся сформировать желание и умение учиться, а в действии преподавателя служит инструментом для освоения студентами профессиональных и общих компетенций. На данном этапе студенты отработали ПК 1.2 Обеспечивать бесперебойную и безопасную эксплуатацию оборудования.

Готовая таблица должна выглядеть следующим образом:









Образец выполнения

Таблица №1. Возможные неисправности ленточного конвейера.

п/п

Возможная неисправность

Причина неисправности

1

Перегрев электродвигателя

Отсутствие перерывов в работе конвейера, превышение допускаемой нагрузки

2

Разрушение обмоток э/дв

Естественный износ деталей электродвигателя

3

Шум муфты

Ослабление креплений из-за вибрации, разрушение болтов

4

Понижение скорости движения ленты при исправном эл/дв

Износ зубьев зубчатых колес, износ подшипников качения.

5

Чрезмерное растяжение ленты, сбегание ленты на сторону, обрыв ленты.

Естественный износ материала ленты, превышение допускаемой нагрузки.


По истечении времени преподаватель обходит группу и отмечает в блокнот результаты работы каждого студента. По завершении обхода он обращается к группе со следующими словами:

-А сейчас мы переходим к заключительному этапу нашего урока, и он называется:

«Инструкция по охране труда при обслуживании ленточных конвейеров»

- прошу записать название данного пункта в ваши тетради.

Уважаемые студенты, из общего свода требований по технике безопасности мы сейчас с вами разберем самые основные. Это связано с временем, отведенным на изучение темы в целом. Так как этот вопрос не может изучаться ограниченно, часть информации на изучение пойдет вам в качестве домашнего задания. Но об этом подробно в конце урока.

В виду большого количества информации, доведенной до студентов ранее и сообщения им мельчайших подробностей работы оборудования, оставшуюся часть урока необходимо провести более размеренно, но не менее ответственно. Динамичный темп ведения урока может только навредить изучению техники безопасности. В дальнейшем, посредством научного видеоматериала и с пояснений преподавателя до учащихся тезисно доводится следующая информация:

I. Общие требования безопасности

1.1. К обслуживанию ленточных конвейеров допускаются лица, достигшие 18 лет, предварительно прошедшие медицинский осмотр, а также вводный инструктаж по технике безопасности, инструктаж на рабочем месте, обученные электробезопасности по I квалификационной группе, изучившие данную инструкцию, обу­ченные безопасным методам работы и проработавшие в течение первых 2 - 5 смен под наблюдением сменного мастера или опытного рабочего.

1.2. При обслуживании ленточных конвейеров рабочий должен знать и соблюдать правила внутреннего трудового распорядка предприятия. Курение разрешается только в специально оборудованных местах вне производственных зданий и сооружений.

1.3. Наиболее опасными при обслуживании ленточных конвейеров являются самоходные сбрасывающие тележки стационарных ленточных конвейеров, движущаяся лента конвейера, пространство между барабаном и набегающей лентой, приводные, натяжные устройства, опорные ролики и ролики нижней ветви ленты в зонах рабочих мест, отсутствие или неисправность ограждений или заземления.

1.4. Обслуживающий ленточные конвейеры должен быть обеспе­чен костюмом и шлемом хлопчатобумажными из пыленепроницае­мой ткани (ГОСТ 12.4.085 - 8,0, ГОСТ 12.4.086 - 80, ГОСТ 22021 - 76), респиратором (ГОСТ 12.4.041 - 89), в холодное время года - курткой и брюками хлопчатобумажными на утепляющей проклад­ке (ГОСТ 12.4.088 - 80, ГОСТ 12.4.084 - 80).

1.5. Обслуживающий ленточные конвейеры должен знать правила пожарной безопасности и при обнаружении в производственных помещениях признаков загорания должен немедленно отключить все электрооборудование, сообщить о загорании в пожарную охрану предприятия и принять меры к ликвидации загорания пер­вичными средствами тушения.

Если загорание произошло в силосе, бункере, следует принять срочные меры по эвакуации всех людей из опасной зоны.

1.6. При несчастном случае необходимо немедленно оказать первую (доврачебную) помощь пострадавшему, и при необходимости вызвать врача, сообщить мастеру, сохранить по возможности обстановку на рабочем месте и состояние оборудования такими, какими они были в момент происшествия, если это не угрожает здоровью окружающих, не приведет к аварии.

1.7. Обслуживающий ленточные конвейеры несет ответственность за нарушения требований настоящей инструкции в порядке, установленном Правилами внутреннего трудового распорядка предприятия и действующим законодательством.

В ходе ознакомления с требованиями охраны труда со студентами отработана ПК 1.4 Участие во внедрении современных технологических процессов комплексной переработке древесины.

«Итак, ребята, наш урок подошел к концу!» Одновременно с этими словами преподаватель выводит на экран слайд презентации с резюме проведенного занятия.

t1664275630ak.gif

Для получения обратной связи от студентов по изученной теме, преподаватель ставит вопрос в окончании презентации, касающийся содержанию урока в целом:

«Уважаемые студенты, оцените, справились ли мы с поставленной задачей?»

Для исключения потерь времени и общих ответов, в этом вопросе стоит обращаться к конкретным студентам. Объектом нашего внимания станет вот этот слайд, а точнее, пункты в нём. Потратив не более двух минут на перечисление вопросов урока, преподаватель обращается к студентам, с целью поручения домашнего задания:

«Дома вам необходимо продолжить изучение требований охраны труда при обслуживании ленточных конвейеров». Студенты под запись фиксируют тему конспекта домашнего задания:

II. Требования безопасности перед началом работы пункты, 2.1. – 2.5

III. Требования безопасности во время работы, пункты 3.1 – 3.7

IV. Требования безопасности в аварийных ситуациях, пункты 4.1. – 4.4

V. Требования безопасности по окончании работы, пункты 5.1.- 5.3

Информацию взять из электронного источника «библиотеки специализированной литературы» по ссылке:

http://trudova-ohrana.ru/primery-dokumentov/primery-instrukcij-po-ohrane-truda/4792-instrukcija-po-ohrane-truda-pri-obsluzhivanii-lentochnyh-konvejerov.html






























Заключение

Согласно поставленных перед уроком целей по проведению мероприятия по определенному плану и освоения учащимися общих и профессиональных компетенций, преподавателем проведён, собственно, и сам урок. Проведена подготовительная работа по сопоставлению общих и профессиональных компетенций с изучаемыми вопросами урока, о чём подробно отмечается в методической разработке к открытому уроку. Как и планировалось, урок проводился на подготовленной методической основе. Предметом методической работы стали сами студенты, а критерием качества - уровень их знаний.

В подготовке к уроку и в работе над методической разработкой непростой задачей явилась методика преподавания, так сказать, достижение педагогических целей, и сопоставление их с преподаванием темы урока. Но наличие моделей оборудования, научных видеороликов, разработка авторской презентации, поспособствовали интересному и эффективному течению открытого урока. Помимо освоения профессиональных компетенций, работа на уроке реализована с проработкой со студентами ОК 01. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 06. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Планируемые этапы проведения урока и их очередность соблюдены. Намеченный объём информации выдан студентам в запланированные девяносто минут. Урок проводился с внедрением следующих образовательных технологий: Технологии проблемного обучения с элементами поискового характера, личностно-ориентированная образовательная, здоровье сберегающая и информационно-коммуникационная технологии. Применение рассматриваемого комплекса образовательных технологий способствовало освоению студентами профессиональных и общих компетенций. Серьёзное внимание уделено охране труда по конкретной теме урока. Студенты оценены. Поручено домашнее задание.







Литература

1. - А.А. Гейман. «Грузоподъемные и транспортные устройства в целлюлозно-бумажной и лесохимической промышленности» - М.: Издательство: Лесная промышленность , 1970 г.-296 с.

2. - Н.П. Александров и др. «Грузоподъёмные машины» - М.: Издательство машиностроение , 2009 г. Обновленное издание

3. Киселев, Б.Р. Ленточный конвейер. Расчет и проектирование основных узлов: учеб. пособие/ Б.Р. Киселев, М.Ю. Колобов; Иван. гос. хим.-технол. ун-т. – Иваново, 2019. – 179 с.



Электронные источники


https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00559164_0.html

http://kursach37.com/obekt-i-predmet-v-studencheskoy-rabote-chto-takoe-i-kak-opredelit/

https://studopedia.ru/11_77283_nauchno-metodicheskie-i-metodologicheskie-osnovi-prepodavaniya-v-visshey-shkole.html

http://trudova-ohrana.ru/primery-dokumentov/primery-instrukcij-po-ohrane-truda/4792-instrukcija-po-ohrane-truda-pri-obsluzhivanii-lentochnyh-konvejerov.html














34


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.