«Увеличить в… Уменьшить в….»
Технологическая карта
урока математики
2 класс
Тема: «Увеличить в… Уменьшить в….»
Технологическая карта урока математики во 2 классе
Тип урока: открытие новых знаний.
Форма проведения: фронтальная, парная, самостоятельная.
Тема | Увеличить в… Уменьшить в …. |
Цели | Обучающая: освоение обучающимися способа увеличения и уменьшения числа в несколько раз. Развивающая: совершенствовать знания табличных случаев умножения и деления, использовать полученные знания в самостоятельной работе, контролировать свои учебные действия, развивать внимание, навыки контроля и самоконтроля, вычислительные навыки. Воспитательная: воспитывать интерес к математике, способствовать воспитанию дружеских отношений между детьми. |
Планируемые результаты | Предметные: Формирование знаний обучающихся по способам решения задач разных типов; формировать умение составлять верные равенства и неравенства. Развивать умение анализировать и рассуждать. Метапредметные: Личностные: - создавать условия для формирования представлений о причинах успехов в учёбе; - положительное отношение к изучению математики; Регулятивные: - формировать умения понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; - оценивать совместно с учителем и одноклассниками результаты своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя; Познавательные: - проводить классификацию изучаемых объектов (самостоятельно выделять основание классификации, находить разные основания для классификации, проводить разбиение объектов на группы по выделенному основанию); - проводить сравнение (по одному из оснований, наглядное или по представлению). Коммуникативные: -адекватно использовать речевые средства для взаимодействия на уроке; - формулировать своё мнение; - воспринимать различные точки зрения; - умение совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других; |
Задача, условие, вопрос, решение, ответ, увеличение в несколько раз, уменьшение в несколько раз, умножение, деление | |
Межпредметные связи. | Окружающий мир, литература. |
Ресурсы: - основные - дополнительные | Методическое пособие, учебник Учебник Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких. «Математика. 2 класс» Часть 3, интерактивная доска, проектор, ноутбук у учителя. Карточки с заданиями, жетоны для фиксации ответов обучающихся «солнышко» и «тучка», презентация. |
Формы и методы. | Фронтальная, индивидуальная работа, работа в группах. |
Технология проведения урока (этапы) | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Планируемые результаты УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин) Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; - установить тематические рамки; - уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности. | 1. Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. - Какие правила поведения на уроке нужно помнить? Учитель читает стихотворение: Давайте, ребята, учиться считать, Делить, умножать, прибавлять, вычитать. Запомните все, что без точного счёта Не сдвинется с места любая работа Без счёта не будет на улице света. Без счёта не сможет подняться ракета. Математика учит нас точному счёту, Скорей за работу, скорей за работу! (Ю.Яковлев) Слайд 3 - Как вы поняли из стихотворения, зачем людям нужна математика? - Молодцы. Теперь открыли тетрадь и записываем число, классная работа. | Читают стихотворения о правилах поведения Отвечают на вопрос. Вывод: знания математики необходимы нам каждый день. Какую бы профессию вы не выбрали, математика пригодится везде. Дети открывают тетрадь и записывают дату. | Коммуникативные: умение совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других |
II. Актуализация знаний(2 мин) Цели: - составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий) при работе с конкретным заданием; | Устный счёт Слайд 4 и 5 Ребята, посмотрите внимательно на цепочку чисел. Найди неизвестное число Х. - Что нужно сделать, чтобы найти это число? Найдите неизвестное число Y. | - Необходимо поменять действия на противоположные. (Учащиеся по цепочке называют ответ). | Познавательные: выделение, формулирование познавательных задач, выбор наиболее эффективных способов их решения; формулирование ответов на вопросы; умение ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. |
III. Открытие нового знания (узнаём…) (10 мин). Цели: -организовать коммуникативное взаимодействие для введения нового понятия; -зафиксировать «появление» нового понятия. | - Ребята, перед вами лежат геометрические фигуры. Возьмите три красных круга и положите их перед собой. Увеличьте эти круги на 2. - Что вы будете делать? - Сколько стало кругов? Слайд 6 - Как записать это выражением? - Молодцы! - Теперь возьмите 3 синих круга и положите их во второй ряд. Приложите к ним еще 3 синих круга. - Сколько стало кругов? - Как записать это выражением? - Когда можно сложение заменить умножением? - Можно ли это выражение заменить умножением? Как? - Можно ли сказать, что число синих кругов увеличили в 2 раза? - Молодцы! Давайте прочитаем правило в учебнике. - Так что значит «Увеличить в…?» - Молодцы! Теперь берем 7 красных треугольников и кладем их перед собой. Уменьшите красные треугольники на 3. Что вы будете делать? - Сколько стало треугольников? Слайд 7 - Как это записать выражением? - Молодцы! Теперь возьмите 2 синих треугольников и положите их во второй ряд. Теперь еще 2 положите рядом и еще 2 положите рядом. Сколько у вас стало треугольников? - По сколько треугольников вы придвигали каждый раз? - Какое выражение можно составить? - Во сколько раз увеличилось число синих треугольников? -Хорошо. Ребята, а какое противоположное действие является умножению? - Какое выражение с делением я могу составить к данному? - Как вы думаете, сколько останется синих треугольников, если их нужно уменьшить в 3 раза? - Молодцы! Давайте прочитаем правило в учебнике. - Так что значит «Уменьшить в …?» - Молодцы! | Работа в парах. - Мы возьмем 2 круга и положим рядом.
- Пять. - 3+2 = 5
- Шесть. - 3 + 3 = 6 - Когда складываются одинаковые числа. - Да. 3*2 = 6, так как 3 повторяется 2 раза. - Да. - Дети читаю правило про себя, а затем один ученик читает вслух. - Увеличить в … - это значит умножить. Работа в парах. - Мы уберем 3 треугольника.
- Четыре. - 7 – 3 = 4 - Шесть. - По два. 2*3 = 6. Число синих треугольников увеличилось в 3 раза, так как число 2 повторяется 3 раза. - Противоположное действие умножению – деление. - 6:2 = 3 или 6:3 = 2. - Их останется 2, так как уменьшить в 3 раза, значит нужно 6 : 3 = 2. - Уменьшить в - это значит разделить.
| П: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; К: умение оформлять свои мысли в устной форме; |
IV. Формулирование темы и целей урока. (1 мин) | - Чему сегодня будем учиться? | С помощью учителя ставят цель урока и проговаривают ее. -Мы сегодня будем учиться увеличивать число в несколько раз и уменьшать в несколько раз. | П: формулирование ответов на вопросы; Р: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя |
V. Первичное закрепление. (15 мин) Цели: - Установление правильности и осознанности изучения темы. - Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. | 1. Работа по учебнику. Дети за правильные ответы учащиеся получают жетоны. - Сейчас мы с вами закрепим полученные знания. Ребята, откройте учебник на с. 41 и находим номер 4. - Прочитайте задание и скажите, что нужно сделать в данном задании? Слайд 8. -Что нарисовано на первой картинке? - Как изменилось число яблок? - Какое выражение подходит? Соедините с картинкой. - Молодцы! Смотрим на следующую картинку. Что вы можете рассказать? Какое выражение подходит? Слайд 10. - Молодцы! Расскажите про третью картинку. Слайд 11. - Правильно. Что вы скажите про следующий предмет? Слайд 12. - Молодцы! Вы справились с заданием. Так что нужно сделать, чтобы увеличить количество в несколько раз? - Правильно. Что нужно сделать, чтобы уменьшить количество в несколько раз? Слайд 13. - Молодцы! Теперь решим задачу на с. 42 № 6 (а). Прочитайте задачу про себя. (Затем один ученик читает задачу вслух). Слайд 14. - О чем говорится в задаче? - Кто собирал грибы? - Сколько грибов они нашли в начале прогулки? - Что произошло с найденными грибами к концу прогулки? - Назовите вопрос задач?
Слайд 15. - Назовите главные слова в задаче? Оформляем краткую запись в тетрадь. - Сколько грибов нашли в начале? - Как изменилось количество грибов к концу прогулки? - Что значит увеличилось в 4 раза? - Назовите вопрос задачи? Слайд 16. - Может ответить сразу на вопрос задачи? - Какое решение задачи? - Вы ответили на вопрос задачи? - Что записываем? - Молодцы. Теперь мы немножко отдохнем. | Учащиеся открывают учебник и читают задание про себя. - Нужно к картинкам подобрать правильное выражение. - Шесть яблок. - Увеличилось на 1. - 6 + 1; - На картинке изображены мячи, их количество увеличилось в 3 раза. Подходит выражение 2*3. - На следующей картинке изображены попугаи, их число уменьшилось в 2 раза. Подходит выражение 4:1; - На картинке изображены матрешки, их число количество уменьшилось на 2. Подходит выражение 3 – 2; - Увеличить число в несколько раз – значит умножить. - Уменьшить в несколько раз – значит разделить. Учащиеся читают задачу про себя, а потом один ученик читает вслух. - О грибах. - Саша и дедушка. - 3 гриба. - Увеличились в 4 раза. - Сколько грибов Саша и дедушка нашли к концу прогулки? - Начало прогулки и конец. Оформляем краткую запись в тетрадь. - 3 гриба. - увеличилось в 4 раза. - Это значит, что 3 гриба повторяются 4 раза. - Сколько грибов стало к концу прогулки? Нач. пр. Конец пр. - Да. - 3* 4 = 12 - Да. - Ответ. К концу прогулки нашли 12 грибов. | П: выделение, формулирование познавательных задач, выбор наиболее эффективных способов их решения; умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу, обозначая информацию моделью; умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. К: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других Р: умение работать по коллективно составленному плану |
VI. Физминутка ( 1 мин) | Слайд 17. Вини, лапки подними! Вини, лапки опусти! Вини, Вини, покружись, А потом земли коснись. И животик свой потри, Раз, два, три! Раз, два, три! | Выполняют гимнастические движения | Р: умение работать по коллективно составленному плану |
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5 мин) Цели: - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; - организовать самопроверку по эталону, самооценку; - организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. | Слайд 19. Дифференцированные задания. (Карточки) - Проверьте выполненные задания и оценить себя. Если вы выполнили задание правильно нарисуйте зеленый кружок. Если допустили незначительные ошибки – синий. Если не смогли выполнить задание – красный. | Дети выбирают задание и выполняют задание самостоятельно в тетради. Проверяют задания и выполняют самооценку (ставят зеленый кружок, синий или красный). | Р: овладение пооперационными действиями, готовность взаимодействия со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности, выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем; уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок К: овладение навыками речевого отображения содержания совершаемых действий, способностью с помощью вопросов, материалов учебника добывать и использовать недостающую информацию; Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Р: умение работать по коллективно составленному плану |
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2 мин) Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Изображение на жёлтом поле. Теперь мы должны помочь Пете справиться с задачей. Посмотрите на коробки слева от Пети. - Какого цвета шарики в коробках? - Сравните коробки с желтыми шариками и синими? - Что вы можете о них сказать? - Какое выражение можно записать? - Сравните число коробок с жёлтыми кругами слева и справа. - Что вы можете сказать о коробках с желтыми шариками? - Какое выражение можно записать? - Чему сегодня учились? | Отвечают на вопросы учителя. - Шарики желтого и синего цвета. - Коробок с синими шариками больше на 1 коробку 2 + 1. - Коробок с желтыми шариками стало больше в 3 раза, так как по 2 коробки повторяется 3 раза, 2*3 Рассказывают, что узнали, знают, смогли. | Р: умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки Л: - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика» |
IХ. Итог ( 1 мин) | Слайд 20. -Молодцы, ребята! Теперь посчитайте количество жетонов солнышек и тучек. Выявляем самого внимательного и активного. Поощряю детей. | Считают жетоны | |
Х. Предполагаемая домашняя работа. ( 1 мин) | - Ваше домашнее задание с. 41 №6 , с. 41 №8. Выберите задание с которым сможете справиться и выполните. (Дифференцированные задания). | Запись в дневник.. | |
Приложение 1.
Задания разные по сложности.
Задание 1.
Сравни:
в : 6 … в + в + в + в + в
34 х 27 … 27 х 34
4 х 5 + 4 … 4 х 6
а х 52 … 53 х а
Задание 2.
Запиши выражения:
а увеличить в 3 раза
а увеличить на 3
а уменьшить в 3 раза
а уменьшить на 3
Задание 3.
Найди закономерности и запиши следующие два числа в ряду чисел:
85, 97, 109, …, … .
901, 802, 703, …, … .
5, 6, 8, 11, 15, …, … .