Программа «В мире Есенина» (Литературное чтение в начальной школе)
Муниципальное казенное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Первомайское
Утверждена приказом по школе № _________ от «___» ____________ 20__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(дополнительное образование)
кружок «В мире Сергея Есенина»
расширение знаний по «Литературному чтению»
программа рассчитана для детей 9-10 лет
Составитель:
Трофимова Юлия Викторовна
(учитель начальных классов)
с.Первомайское, 2014
Программа
4 класс (1-4)
«В мире Сергея Есенина»
(кружковый курс по литературному чтению)
Автор Ю.В.Трофимова
Пояснительная записка
Сегодня общество предъявляет достаточно высокие требования к человеку, в частности, к его нравственному облику. Формирование основ нравственного становления начинается еще в начальной школе. Способствуют этому многие факторы: личность педагога, коллектив, условия развития и, конечно же, школьные уроки, особенно, предметы так называемой гуманитарной направленности. Большая роль в этом принадлежит литературному чтению. Именно на занятиях по литературному чтению ученик получает до 80% всех необходимых знаний, впечатлений, эмоций, так необходимых в формировании нравственного, культурного облика человека.
Данный курс посвящен лирике – одному из трех родов литературы. В нем рассматриваются такие моменты, как биография С.А.Есенина, творчество поэта.
Задачи данного курса:
привлечение внимания детей к поэзии;
обогащение знаний детей сведениями о жизни и творчестве С.А.Есенина;
повышения уровня владения младшими школьниками анализом лирического стихотворения;
обогащение словарного состава речевой деятельности школьников;
развитие личности ребенка посредством изучения лирики С.А.Есенина.
Данная программа ориентирована на учащихся 4 классов. Однако элементы данной программы могут использоваться ранее на занятиях по литературному чтению.
При отборе материала для данного кружка использованы принципы доступности материала для восприятия младших школьников, а также относительной новизны лирических произведений С.Есенина.
Распределение материала в программе кружка отвечает логике линейного построения: материал, предложенный для изучения, расположен в следующей последовательности: от биографии поэта к творчеству.
Кружок по литературному чтению имеет большое познавательное и воспитательное значение. Предложенные занятия обогащают знания школьников о жизни и творческом пути С.А.Есенина, развивают интерес к личности и творчеству других писателей и поэтов. Средствами данного кружка развивается любовь к чтению, в частности лирических произведений, формируется интерес к языку.
Кружок «В мире Сергея Есенина» имеет также практическое значение: повышает культуру речи школьников, обогащает словарный запас, формирует потребность в самостоятельном чтении.
Содержание программы
«Родился я с песнями в травном одеяле» - знакомство с биографией С.А.Есенина
«В мире Есенина» - выставка книг С.А.Есенина, книг о поэте, знакомство с выборочными лирическими произведениями и историей их создания
«В мастерской поэта» - работа с избранными лирическими произведениями
«Есенин и поэты» - знакомство с биографиями Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, работа с выборочными произведениями поэтов, анализ стилей поэтов в сравнении
«Есенин и писатели» - знакомство с биографиями В.В.Бианки, М.М.Пришвина, работа с выборочными рассказами, анализ творчества в сравнении
«Божьей дудки звуки» - комплексный анализ лирических произведений С.А.Есенина
«Другой Есенин» - особенности «позднего» периода творчества
«Сергей Есенин – мой любимый поэт» - обобщающая беседа с учениками о жизни и творчестве С.А.Есенина
Знания и умения к концу обучения:
Знать сведения из биографии С.А.Есенина
Знать элементы особенностей стиля С.А.Есенина
Владеть элементами анализа лирического стихотворения
Обоснование работы по указанной программе
Содержанием программы не предусмотрено деление материала на разделы, занятия взаимосвязаны, материал расположен в логике схемы «Личность поэта - творчество поэта».
Цели данной программы:
Обогатить знания детей сведениями о жизни и творчестве С.А.Есенина
Повысить уровень владения младшими школьниками элементами анализа лирического стихотворения
Поставленные цели потребовали ответов на следующие задачи:
Отобрать доступные школьникам 4 класса факты биографии С.А.Есенина
Определить последовательность изучения материала на занятиях кружка в 4 классе
Выявить наиболее эффективные приёмы и методы работы на занятиях
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Тема |
Часы |
Деятельность учащихся |
Планируемые результаты |
||
Метапредметные |
Предметные |
Личностные |
||||
1 |
«Родился я с песнями в травном одеяле» |
3 |
Формирование представлений о биографии поэта; |
Ориентирование в справочной литературе; Понимание информации, представленной в виде текста, рисунков, схем, видео и аудио ресурсов |
Обогащение знаний о жизни и творчестве Есенина |
Проявление уважения к фактам биографии и творчества людей творческих профессий; Внимательное отношение к собственным переживаниям и переживаниям других людей |
2 |
«В мире Есенина» |
2 |
Работа со справочной литературой; Анализ лирических произведений |
Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме; Выделение познавательной цели; Диалогическая и монологическая контекстная речь |
Обогащение знаний детей сведениями о жизненном и творческом пути С.А.Есенина |
Проявление уважения к своей семье, оценивание взаимопомощи и взаимоподдержки членов семьи и друзей; Внимательное отношение к красоте окружающего мира, понимание глубины чувств людей |
3 |
«В мастерской поэта» |
3 |
Овладение приемом словесного рисования; Формирование навыка написания письма; Анализ лирических произведений |
Интеграция уроков литературного чтения, музыки и элементов урока изобразительного искусства; Развитие монологической речи |
Совершенствование умения анализировать лирическое произведение; |
Развитие творческого воображения; Внимательное отношение к произведениям искусства (художественным произведениям и картинам) |
4 |
«Есенин и поэты» |
4 |
Совершенствование умения анализировать и сравнивать тексты художественной литературы; работать над словарем Выразительное чтение; Рассказ о своих впечатлениях по прочитанному. Декламация (наизусть) лирических произведений |
Развитие монологической и диалогической речи; Работа со справочной литературой; Развитие памяти |
обогащение знаний сведениями о поэте; совершенствование умения анализировать лирическое произведение; анализ стиля («почерк поэта»); |
Формирование умения выделять главную мысль произведения; Бережное отношение к природе; Работа над речью; Внимательное отношение к красоте окружающего мира, понимание глубины чувств людей; Развитие толерантности по отношению к людям |
5 |
«Есенин и писатели» |
4 |
Совершенствование умения анализировать и сравнивать тексты художественной литературы; работать над словарем; |
Развитие монологической и диалогической речи; Работа со справочной литературой; развитие способности к анализу и синтезу |
Обогащение знаний сведениями о биографии писателей; анализ прозаического произведения; сравнительный анализ |
Формирование умения выделять главную мысль произведения; Бережное отношение к природе; Работа над речью; Внимательное отношение к красоте окружающего мира, понимание глубины чувств людей; Расширение кругозора; |
6 |
«Божьей дудки звуки» |
1 |
Комплексный анализ лирического произведения; Особенности «раннего» периода творчества |
Развитие монологической и диалогической речи; Работа со справочной литературой; Интеграция уроков литературного чтения, музыки и элементов урока изобразительного искусства; Понимание информации, представленной в виде текста, рисунков, схем, видео и аудио ресурсов |
Формирование умения производить комплексный анализ лирических произведений; Знакомство с понятием «динамика» лирического стихотворения |
Формирование музыкального вкуса; Внимательное отношение к красоте окружающего мира, понимание глубины чувств людей; Проявление уважения к своей семье, к пожилым людям; Уважение к традициям своей страны, своей семьи, своих предков, своей истории |
7 |
«Другой Есенин» |
2 |
Формирование представлений о «позднем» периоде творчества |
Развитие монологической и диалогической речи; Работа со справочной литературой; |
Обогащение знаний сведениями о творчестве С.А.Есенина |
Формирование эстетического вкуса; Внимательное отношение к красоте внутреннего мира человека, понимание глубины чувств людей; |
8 |
«Сергей Есенин – мой любимый поэт» |
2 |
Обобщить (систематизировать) знания, полученные на предыдущих занятиях, о жизни и творчестве С.А.Есенина |
Развитие монологической и диалогической речи; |
Систематизация знаний о жизни и творчестве поэта |
Проявление уважения к людям творческих профессий; Внимательное отношение к собственным переживаниям и переживаниям других людей |
№ |
Тема внеклассного занятия |
Дата |
1 |
«Родился я с песнями в травном одеяле». Автобиография 1923 года (видеофильм) |
|
2 |
«Родился я с песнями в травном одеяле». Биография С.А.Есенина |
|
3 |
«Родился я с песнями в травном одеяле». Род Есенина в наши дни |
|
4 |
«В мире Есенина». Выставка книг, особенности творчества поэта |
|
5 |
«В мире Есенина». Схема комплексного анализа лирического произведения |
|
6 |
«В мастерской поэта». Работа со стихотворениями «Я по первому снегу бреду», «Вот оно, глупое счастье», «Весенний вечер», «С добрым утром!», «Ночь» |
|
7 |
«В мастерской поэта». Работа со стихотворениями «Корова», «Песнь о собаке», «Лисица» |
|
8 |
«В мастерской поэта». Работа со стихотворениями «Шёл Господь пытать людей в любови», «Письмо матери», «Я покинул родимый дом» |
|
9 |
«Есенин и поэты». Ф.И.Тютчев. Анализ произведения «Осенний вечер» |
|
10 |
«Есенин и поэты». А.А.Фет. Анализ произведения «Осень» |
|
11 |
«Есенин и поэты». С.А.Есенин «Осень». Анализ произведения |
|
12 |
«Есенин и поэты». Сравнительный анализ произведений «Осенний вечер» Ф.И.Тютчева, «Осень» А.А.Фета и «Осень» С.А.Есенина |
|
13 |
«Есенин и писатели». М.М.Пришвин «Лоси». Анализ произведения |
|
14 |
«Есенин и писатели». В.В.Бианки «Тигр-пятиполосик». Анализ произведения |
|
15 |
«Есенин и писатели». С.А.Есенин «Бобыль и дружок». Анализ произведения |
|
16 |
«Есенин и писатели». Сравнительный анализ произведений |
|
17 |
«Божьей дудки звуки». Особенности «раннего» периода творчества поэта. Комплексный анализ лирического стихотворения «Закружилась листва золотая» |
|
18 |
«Другой Есенин». Особенности «позднего» периодов в творчестве поэта. Комплексный анализ лирического стихотворения «Отговорила роща золотая» |
|
19 |
«Другой Есенин». Сравнительный анализ произведений двух периодов. |
|
20 |
«Сергей Есенин – мой любимый поэт». Обобщение |
|
21 |
Литературное кафе «В мире Есенина» |