Программа по литературному чтению в 1 классе по УМК «Перспективная начальная школа»
Планируемые результаты освоения учебного
предмета « Литературное чтение»
Личностные результаты:
. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и
историю России.
2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
3. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
4. Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.
5. Формирование эстетических чувств.
6. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
7. Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть
положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций.
8. Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления.
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достжения результата
Познавательные УУД:
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами (общение, культура, творчество; книга, автор, содержание; художественный текст и др.); осознание связи между предметами гуманитарно-эстетического цикла. (Курс литературного чтения вводится сразу после завершения обучения грамоте, которое продолжается 23 учебные недели.)
Коммуникативные УУД:
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
- -овладение навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач.
Предметные результаты:
Учащиеся должны знать:
наизусть 3—4 стихотворных произведения классиков русской литературы;
автора и заглавие 3—4 прочитанных книг;
имена и фамилии 3—4 писателей, произведения которых читали в классе.
Учащиеся должны уметь:
- читать небольшой текст плавно целыми словами с элементами послогового чтения;
-читать текст в темпе не менее 30 слов в минуту; соблюдать паузы, отделяющие одно предложение от другого;
- отвечать на вопросы к прочитанному тексту;
-воспроизводить содержание эпизода или ситуацию из текста с опорой на вопросы и иллюстрации к нему;
- высказать свое отношение к прочитанному.
- понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.
- формирование отношения к книге как важнейшей культурной ценности.
- формирование отношения к художественным произведениям как искусству слова.
- осознание духовно-нравственных ценностей великой русской литературы и литературы народов многонациональной России.
- осознание значимости систематического чтения для личностного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении.
- понимание роли чтения; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных видов текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.
- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.
умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Содержание программы
(40 ч)
Вводный урок (1 ч)
Знакомство с системой условных обозначений. Содержание учебника. Обращение авторов учебника
Обучающийся научится:
- ориентироваться в учебнике по литературному чтению.
- применять систему условных обозначений при выполнении заданий.
- находить нужную главу в содержании учебника.
предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены
Книги — мои друзья (3 ч)
1. Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: книга, читатель, писатель. Книги — мои друзья. С. Маршак. Новому читателю( заучивание наизусть). Кто говорит молча? Загадки о книге. Пословицы о книге.
Возникновение письменности. Предметное письмо. Узелковое письмо. Наскальные рисунки. Иероглифы. Сочинение своего письма с помощью рисунков.
2. С. Михалков. Как бы жили мы без книг? Выставка книг. Герои детских книг. Мы идём в библиотеку. Экскурсия. Тематические указатели. Мои любимые писатели. А.С. Пушкин. Словесное рисование картин к вступлению к поэме «Руслан и Людмила».
3. Самостоятельное чтение. В.Осеева. Чтение по ролям. Семейное чтение. Из книг К.Д. Ушинского. Нравственный смысл произведений К.Д. Ушинского.
Наш театр. К. Чуковский. Айболит. Инсценирование.
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контроль и проверка результатов обучения
Обучающийся научится:
- предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. - понимать конкретный смыл основных понятий раздела: книга, читатель, писатель. - сравнивать слова с противоположным значением: трудолюбие — леность, честность — ложь, доброта — злость, объяснять их смысл. Бережно относиться к книге и учебникам, понимать значение книги в жизни человека.
- различать понятия: книга, писатель, читатель, библиотека.
- понимать, в чём ценность книги
- обсуждать иллюстрации книги.
- называть элементы книги (обложка, иллюстрации, фамилия автора, название произведения).
- участвовать в обсуждении проблемной ситуации «Как бы жили мы без книг?».
- объяснять нравственный смысл различных слов, употребляемых в произведениях К.Д. Ушинского.
- работать в паре, выслушивая мнения друг друга.
- придумывать свои записи с помощью различных рисунков. Учиться выбирать книгу в библиотеке.
- проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.
- читать вслух целыми словами с постепенным переходом на чтение про себя. - воспроизводить содержание текста по вопросам и самостоятельно.
рассказывать о своих любимых книгах (называть автора, название, тему, основные события)
Радуга-дуга (4 ч)
Вводный урок. Основные понятия раздела: песенки, пословицы, загадки, считалки. Песенки разных народов. Сравнение песенок разных народов. Выразительное чтение песенок. ( заучивание наизусть по выбору)
Самостоятельное чтение. Рифмы матушки-гусыни.
2. Загадки. Сравнение загадок с отгадками. Классификация загадок. Сочинение загадок. Пословицы и поговорки разных народов. Нравственный смысл пословицы. По следам семейного чтения. Мудрые мысли разных народов.
3. Мы идём в библиотеку. Произведения устного народного творчества. Выставка книг.
4. Наш театр. Перчатки. Английская народная песенка. Подготовка спектакля по произведению.
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контроль и проверка результатов обучения
Обучающийся научится:
- предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. - рассказывать о жанровом разнообразии произведений устного народного творчества разных народов.
- ппределять нравственный смысл пословицы и поговорки (какая народная мудрость заключена в пословицах и поговорках разных народов).
- изменять (убыстрять или замедлять) темп чтения в зависимости от поставленной задачи. - воспроизводить по памяти понравившиеся пословицы и поговорки, обсуждать их смысл. - сравнивать фольклорные произведения разных народов.
- называть изученные жанры фольклора, высказываться о своём отношении к русским народным песенкам, загадкам, пословицам, к фольклорным произведениям других народов Россиии.
- соотносить загадку и отгадку.
- объяснять смысл пословицы.
- учить выбирать книги для самостоятельного чтения в школьной библиотеке, ориентируясь на название книги.
- проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.
- понимать конкретный смыл основных понятий раздела: песенки, пословицы, загадки, считалки.
- читать вслух произведения малых жанров устного народного творчества.
читать выразительно, учитывая интонацию
Здравствуй, сказка! (9ч)
1. Вводный урок. Основные понятия раздела: сказка, сказка о животных, сказочный герой. Узнай сказку. Рассказывание сказок по рисункам. Работа с книгой.
2. Жили-были буквы. Г. Юдин. Почему «А» первая? Т. Коти. Катя и буквы. Буквы — сказочные герои.
Самостоятельного чтения. И. Гамазкова. Живая азбука.
Сравнение сказок. Русская народная сказка. Курочка Ряба. С. Маршак. Курочка Ряба и десять утят.
Русская народная сказка. Кот, лиса и петух. Главные герои сказки
Л. Пантелеев. Две лягушки. Сравнение героев сказки. По следам семейного чтения. Сказки разных народов. Сравнение русских сказок со сказками народов России.
4. Наш театр. С. Михалков. Сами виноваты. Инсценирование сказки.
5. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контроль и проверка результатов обучения.
Семейное чтение. Три дочери. Два лентяя. Заяц и черепаха
Обучающийся научится:
- рассказывать о своём отношении к сказкам
. - высказывать своё мнение о прочитанной сказке.
- обсуждать проблемную ситуацию «Как бы ты поступил на месте этих героев?».
- выбрать сказку после рассматривания иллюстраций и чтения названия.
- называть 1—2 сказки народов России.
- предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. - находить нужную сказку в книге.
- читать выразительно диалоги сказочных героев.
- сравнивать сказки со сходным содержанием.
- сравнивать героев сказки: их действия, характеры
. - проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.
конкретный смыл основных понятий раздела: сказка, сказка о животных, сказочный герой. - читать сказку вслух.
- рассказывать сказку по серии рисунков.
- придумывать возможный конец сказки. Следить за развитием сюжета в народной и литературной сказке.
- определять реальное и волшебное в литературной сказке, в стихотворении.
-определять героев произведения.
- определять характер героев произведения, называть их качества.
- распределять роли.
инсценировать произведение
Люблю всё живое (4 ч)
1. Вводный урок. Основные понятия раздела: общение, диалог. В. Лунин. Никого не обижай.( заучивание наизусть) Е. Благинина. Котёнок. Нравственный смыл произведений.
Семейное чтение. Л. Толстой. Пожарные собаки. Б. Житков. Вечер.
2. Приём звукописи как средство создания образа. И. Токмакова. Лягушки. Разговор синицы и дятла. В. Бианки. Разговор птиц в конце лета.
3. Мы в ответе за тех, кого приручили. И. Пивоварова. Всех угостила. С. Михалков. Зяблик. Герой стихотворенияСамостоятельное чтение. С. Маршак. В зоопарке.
Общение с миром природы. Н. Сладков. Без слов. Создание газеты «Жизнь леса». Создание плаката «Охраняй природу».
4. Мы идём в библиотеку. Книги о природе и животных. Л.Н. Толстой. Обходиться добром со всяким. Не мучить животных.
5. Наш театр. С. Маршак. Волк и лиса.
6. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контроль и проверка результатов обучения
Обучающийся научится:
- предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. - определять нравственный смысл содержания раздела «Люби всё живое».
- рассказывать о своём отношении к животным и растениям.
- работать в паре, проявляя внимание к собеседнику: высказывать своё мнение, задавать вопросы о прочитанном.
- соблюдать нормы общения со старшими, друг с другом.
- выражать своё отношение к животным; составлять рассказ о любимой собаке (кошке). - сравнивать понятия: делать хорошо, делать плохо; объяснять их смысл.
- участвовать в диалоге; слушать друг друга; договариваться друг с другом.
- отбирать материал для создания плаката, газеты в соответствии с темой. - пПредставлять собственный творческий продукт.
- классифицировать книги на выставке по подтемам.
- сравнивать научный и художественный тексты.
проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.
Хорошие соседи, счастливые друзья (3 ч)
1. Вводный урок. Основные понятия раздела: рассказ, герой рассказа. С. Михалков. Песенка друзей. ( заучивание наизусть)М. Танич. Когда мои друзья со мной. А. Барто. Сонечка. Выразительное чтение стихотворений.
2. Характеристика героя произведения. Сравнение произведений по теме, содержанию и главной мысли. Е. Пермяк. Самое страшное. В. Осеева. Хорошее. Э. Шим. Брат и младшая сестра.
3. Мы идём в библиотеку. Книги о детях.
Самостоятельное чтение. Е. Благинина. Паровоз, паровоз, что в подарок нам привёз… В. Лунин. Мне туфельки мама вчера подарила… Тема стихотворений
5. Наш театр. М. Пляцковский. Солнышко на память. Ю. Мориц. Это — да! Это — нет! Чтение по ролям.
6. Семейное чтение. Л. Толстой. Не лениться. Косточка. Нравственно-этический смысл произведений. Главная мысль произведения.
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контроль и проверка результатов обучения
Обучающийся научится:
- предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. - рассуждать о том, кого можно назвать другом, объяснять, что такое настоящая дружба. - различать, что такое хорошо и что такое плохо. Давать оценку своим и чужим поступкам.
- обсуждать с другом значение понятий: дружба, забота, взаимопомощь, милосердие; приводить примеры из прочитанных рассказов.
- общаться друг с другом, не обижая собеседника.
- оказывать поддержку друг другу, помогать друг другу.
- сравнивать произведения по теме, содержанию и главной мысли.
- саходить книгу в библиотеке по заданным параметрам.
классифицировать книгу по подтемам. - п
проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.
Край родной, навек любимый (5 ч)
1. Вводный урок. Основные понятия раздела: стихи, рифма. Составление устных сообщений о красоте родного края. П. Воронько. Лучше нет родного края.
2. Стихотворения русских поэтов о природе. Произведения русских художников о природе. А. Плещеев. Весна. С. Есенин. Черёмуха. С. Дрожжин. Пройдёт зима холодная… И. Суриков. Лето. Н. Греков. Летом. А. Пушкин. За весной, красой природы… А. Плещеев. Миновало лето… И. Суриков. Зима. ( заучивание наизусть по выбору)
3. Репродукции картин И. Грабаря, И. Шишкина, И. Левитана, И. Репина, В. Поленова, П. Кончаловского. Выразительное чтение. Приём сравнения как средство создания образа. Рифма. Сравнение произведение литературы и живописи.
4. Образ природы в литературной сказке. В. Сухомлинский. Четыре сестры. Сочинение сказки. В. Берестов. Любили без особых причин… Г. Виеру. Сколько звёзд на ясном небе! Н. Бромлей. Какое самое первое слово? А. Митяев. За что люблю маму.
5. Стихи для папы. Сравнение произведений на одну и ту же тему. Составление рассказа о своей семье.
6. Мы идём в библиотеку. Книги о Родине. Выставка книг.
7. Самостоятельное чтение. Е. Пермяк. Первая рыбка. Рассказ о своей семье.
8. Семейное чтение. И. Косяков. Всё она. Л. Толстой. Мальчик и отец. К. Ушинский. Лекарство. Объяснение смысла произведений.
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контроль и проверка результатов обучения
Обучающийся научится:
предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нем представлены. - рассказывать о своей Родине; о своей семье; о своих чувствах к Родине, месту, где родился и вырос; о любви к своей семье, своим родителям, братьям и сестрам. - п
передавать при чтении стихов настроение в соответствии с речевой задачей: выразить радость, печаль.
- объяснять значение слов «Родина», «Отечество».
- знать названия страны и города, в котором живешь.
- выразительно читать стихи, посвященные столице.
- объяснять смысл выражения «Родина-мать».
- рассуждать о том, в чём проявляется заботливое отношение к родным в семье, что такое внимание и любовь к ним.
- работать в паре; выслушивать друг друга; договариваться друг с другом.
- сравнивать произведения на одну и ту же тему.
- сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства; находить общее и различия. Находить нужную книгу в библиотеке по тематическому указателю.
- классифицировать книгу по подтемам.
- проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.
- понимать конкретный смыл основных понятий раздела: стихи, рифма.
читать произведения, выражая настроение и собственное отношение к изображаемому.
Тамбовские писатели – детям (8 ч)
Жизнь и творчество А.М.Акулинина.
А.М.Акулинин. «Одно имя на двоих»,
«Кукольный класс», «Как боролись с двойкой», «Анисовые яблоки», «Свои загадки»
Обучающийся научится:
- называть писателей родного края и их произведения;
- чувствовать и понимать образный язык произведения, выразительные средства, создающие художественный образ;
применять знания для расширения кругозора
К концу 1 класса
. Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.
Умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.