Буклет «Активные методы обучения»
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ
ОБУЧЕНИЯ
«Единственный путь ,
ведущий к знанию, - это деятельность»
Б. Шоу
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.
По содержанию входящие в технологию методы представляют упорядоченную совокупность (систему) АМО, обеспечивающую активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучающихся на протяжении всего образовательного мероприятия.
Образовательная активность входящих в эту систему методов строится на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилогое, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.
По структуре, в соответствии с технологией, всё образовательное мероприятие делится на логически связанные фазы и этапы:
Релаксация
¨ Метод «Земля, воздух, огонь и вода»
Цель – повысить уровень энергии в классе.
Это земля, вода, воздух, огонь. Если я скажу "земля" - вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками до пола. Если я скажу "вода" - вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения. Если скажу "воздух" - вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх. Если я скажу "огонь" - вы вращаете руками в локтевых и лучезапястных суставах. Выполняем.
¨ Метод «Снежки»
Участникам раздаются по 2 листа бумаги, из которых «лепятся» снежки (бумага плотно скатывается в комок), после чего все участники встают в две шеренги, друг напротив друга на некотором расстоянии и начинают забрасывать команду соперников снежками. Побеждает та команда, которая больше всего снежков забросила через разделительную линию.
Подведение итогов урока.
¨ Метод «Мудрый совет».
Группа пишет в конце урока совет детям, которые ещё не совсем поняли тему урока.
¨ Метод «Ромашка».
Дети отрывают лепестки ромашки и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, записанные на обратной стороне лепестка.
¨ Метод «Итоговый круг».
Учитель даёт минуту. Подготовленные представители группы встают в круг, задают вопросы детям других групп, а те в свою очередь отвечают (работают по кругу).
¨ Метод «Волшебный круг»
Цель: выяснить мнение о прошедшем мероприятии, отследить соответствие результатов занятия с ожидаемыми предположениями.
Проведение: Звучит спокойная музыка, группа подходит к кругу. Ведущий предлагает всем педагогам оценить свой вклад в работу группы: выложить из клубочка красный лепесток – не доволен, сделал не все, что мог; желтый – мог бы лучше; зеленый – сделал все, что в моих силах для успеха группы. Полученный цветок сравнивается с цветком.
Закрепление изученного (обсуждение д/з)
¨ Метод «Восстанови рассказ»
Участникам предлагаются фрагменты текста в разрозненном виде. Эти фрагменты текста нужно расположить в нужном порядке (приклеить на лист бумаги), чтобы получился связанный рассказ (см. приложение текст об ожиданиях и опасениях).
¨ Метод «По порядку становись!»
Группам предлагаются слова, которые являются элементами проекта. Участникам необходимо наклеить их на листе в хронологическом порядке.
Планирование, Портфолио (оформление), Проблема, Продукт, Поиск информации, Презентация.
Организация самостоятельной работы
над темой.
¨ Метод «Автобусная остановка».
Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.
Проведение: Учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы (оптимально 4-5). Участники разбиваются на группы по числу вопросов (5-7 человек в каждой).
Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.
Начало образовательного мероприятия.
¨ Метод «Самолётик пожеланий».
Цель: Создание творческой атмосферы, позитивного настроя класса, формирование команды, пожелания добра.
Проведение: Из чистых листов формата А4 учащиеся складывают самолётики и на крыльях записывают пожелания классу. По команде учителя (и учитель) запускают самолётики в полёт. Каждый поднимает находящийся рядом самолётик и зачитывает доставшееся пожелание.
Выяснение целей, ожиданий и опасений.
¨ Метод «Солнышко и туча»
Цель: выявить уровень ожиданий и опасений учащихся. Проведение: дети, уверенные в своих силах прикрепляют на доске с помощью магнитов солнышко, не уверенные – тучу. Оценка результата: по количеству тучек в начале урока можно отследить неуверенных в своих способностях учеников; по количеству солнышек в конце урока можно судить о качестве усвоения нового материала; имена, записанные на картинках с изображениями тучек, позволять планировать индивидуальную работу на следующих уроках по этой теме.
Работа над темой.
¨ Метод «Золотой ключик».
Цели метода: привлечение внимания и мотивация учащихся, активизация мыслительной деятельности, структурирование материала, оживление внимания обучающихся.
Проведение: Учитель говорит, что информация на уроке будет ценной. Чтобы получить к ней доступ, надо найти ключ. Учитель загадывает детям загадку. Записывает на ватмане ассоциации детей, связанные с отгадкой. Отгадка – ключ к двери с важной информации. Учитель открывает 1-ю дверь, раскрывает первую часть темы, подчёркивая совпадения с ассоциациями, названными ребятами. По завершению 1-го раздела требуется найти ключ к комнате со следующей важной информацией