Презентация «В помощь специалисту»
В помощь специалисту. Педагог-психолог МБОУ «Ивановская средняя общеобразовательная школа» О.В. Гапонова
Топ-5 ошибок психолога при составлении заключения
1. Использование сугубо профессиональной лексики. Многие уверены, что чем больше заключение содержит психологических терминов, тем заключение выглядит весомее и профессиональнее. На самом деле, это совсем не так. В лучшем случае заключение прочтут, ничего из него не поймут, и больше к Вам не обратятся. В худшем случае, идя по такому пути, Вы прямо напрашиваетесь, чтобы Вас вызвали для допроса (если заключение было для судебно-следственных органов), для того, чтобы Вы разъяснили, что же такое Вы написали.
2. Отсутствие целей психодиагностики. Для написания заключение, обязательно нужно прояснить два момента – 1) какова цель заключения (чего от Вас конкретно ожидают, ответы на какие вопросы хотят получить); 2) с какой целью Ваше заключение будет использоваться (для чего и кому оно нужно). Ясный ответ на первый пункт даст Вам понимание, какие выбрать методы и методики исследования для достижения поставленной цели. Ответ на второй пункт подготовит Вас к возможным неприятным сюрпризам в будущем.
3. Использование нерелевантных методов и тестов при составлении заключения Если Вы пишете заключение, то всегда тщательно проверяйте, какие методики Вы используете, а именно: подходит ли эта методика для данного возраста; что эта методика устанавливает; соответствует ли данная методика целям составления заключения; является ли выбранная методика апробированным методом исследования.
4. Отсутствие структуры и логики в заключении. Заключение, как сочинение, должно иметь определенные части: вступление, содержание, заключение (вступление, исследование, выводы). Очень часто психологи либо вообще не придерживаются это структуры, либо пропускают какую-то часть (бывает первую и третью одновременно). Структура заключения : Цель проведения исследования. Используемый диагностический инструментарий. Участники исследования (напр. 5 «Б», 20 человек). Дата проведения. Результаты исследования: ……… Выводы:……………… Рекомендации:………….
5. Выход психолога за пределы своей компетенции. Знать пределы компетенции обязан каждый практикующий психолог, это аксиома. На какие вопросы он может дать ответы, а на какие нет. Где заканчивается его компетенция и где начинается компетенция другого специалиста (психиатра или невролога). Примеры: «…У ребенка Н., 2009 г.р. наблюдается психотравма, полученная вследствие насилия со стороны отца…» прослеживается/имеет место личностная тревожность… «… Т., 2007 г.р. склонна ко лжи…» в некоторых случаях меняет свое мнение приписывая элементы фантазии….. «… У К., 1940 г.р., диагностирована деменция…» стойкое снижение познавательной деятельности… «… По результатам исследования, несовершеннолетний П., не способен понимать характер совершаемых действий… »( устанавливает судебная медицинская экспертиза) … осознает последствия поступка…
Дети с ОВЗ… Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания .
Классификация детей с ОВЗ (по классификации В.А. Лапшина и Б.П. Пузанова) Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие). Дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие). Дети с нарушениями речи (логопаты). Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Дети с задержкой психологического развития. Дети с нарушениями поведения и общения. Дети с умственной отсталостью. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
Основные принципы обучения детей с ОВЗ: Мотивация – необходимо вызывать интерес ребенка к окружающему миру и учебному процессу. Развитие – важно создать единый процесс сотрудничества и совместной деятельности. Построение взаимодействия, оказание помощи в приспособлении к условиям окружающего мира. Принцип психологической безопасности.
Изменения в написании заключения на дошкольника (будущего первоклассника) с ОВЗ: Вариант 1. Развитие приближено к возрастной норме. Вариант 2. Развитие не приблизилось к возрастной норме, но есть возможность и перспектива сближения с ней при условии специальной поддержки в условиях общеобразовательной группы(общеобразовательного класса). Вариант 3. Развитие не приближено к возрастной норме, перспектива сближения маловероятна. Вариант 4. Развитие не сопоставимо с возрастной нормой.
Изменения в написании заключения на школьника с ОВЗ: Вариант 1. Психическое развитие ребенка приближается к возрастной норме, перспектива развития представляется благополучной в условиях инклюзивного образования. Вариант 2. Психическое развитие ребенка отстает от возрастной нормы, но при условии специального обучения дальнейшее развитие может быть благополучным, включая сближение с возрастной нормой. Вариант 3. психическое развитие ребенка грубо отстает от возрастной нормы, перспе5ктива дальнейшего благополучного развития только в условиях специального обучения. Вариант 4. психическое развитие несопоставимо с возрастной нормой, дальнейшее развитие возможно только в условиях индивидуального специального обучения.