Валеологическое образование и культура здоровья

0
0
Материал опубликован 10 November 2020

Шелмакова Галина Константиновна.

учитель физики, высшая квалификационная категория

муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 19», пос. Товарковский,

Богородицкий район, Тульская область





Валеологическое образование и культура здоровья.

Глобальность проблемы сохранения и укрепления здоровья определила выделение в качестве самостоятельной области научных знаний валеологию — науку о здоровье, которая изучает правила гигиены, здорового образа жизни, основы экологической грамотности. В большинстве исследований ученых отмечается, что валеология — это наука о генетических и физиологических резервах организма, обеспечивающих устойчивость физического, биологического, психологического, социокультурного развития и сохранения здоровья человека в условиях влияния на него меняющихся факторов внешней и внутренней среды. Существенную роль в формировании здорового образа жизни играет школа. Именно в школьном возрасте закладываются основы здоровья человека и здорового образа жизни, формируется ценностное отношение не только к своему здоровью, но и здоровью других людей. В школе нужно создавать благополучную среду, способствующую укреплению и сохранению здоровья. В статье рассматриваются основные понятия валеологического образования и культуры здоровья, а также особенности их реализации в школе.



Содержание:

1.Введение.

2. Понятие о валеологическом образовании и культуре здоровья.

2.1. Истоки возникновения валеологического образования.

2.2. Современные подходы к валеологическому образованию и формированию валеологической культуры.

3. Здоровьесберегающая деятельность образовательного учреждения как основа формирования валеологической культуры.

3.1. Понятие о здоровьесберегающих образовательных технологиях.

3.2.Показатели состояния здоровья обучающихся школы.

4. Заключение.

5. Литература.

1. Введение.

Проблему сохранения и укрепления здоровья детей и подростков на сегодняшний день можно отнести к едва ли не одной из самых острых и первостепенных. Отрицательное воздействие экологических факторов, снижение адаптивных возможностей большинства детей, начинающих учиться в первом классе, неблагоприятные социально-экономические условия жизни многих семей– вот неполный перечень факторов, оказывающих в настоящее время негативное влияние на состояние современного ребенка. Проблема также усугубляется влиянием так называемых «школьных факторов риска». Многолетние исследования физиологов и гигиенистов доказали, что доля неблагоприятного воздействия школы, отрицательно сказывающегося на состоянии здоровья детей, составляет от 20 до 40%. Влияние школы и условий обучения, а также учебные перегрузки значимы так именно потому, что они действуют непрерывно, длительно, систематично и комплексно. Кроме того, годы обучения для каждого ребенка – период интенсивного развития, формирования организма, период, когда любые неблагоприятные воздействия оказывают наибольшее влияние.

В ходе исследований Института возрастной физиологии РАО были выделены основные факторы (школьные факторы риска), которые негативно сказываются на росте и развитии детей: интенсификация учебного процесса; несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников; нерациональная организация учебной деятельности; низкая функциональная грамотность педагогов и родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья.

Именно поэтому проблема сохранения и укрепления здоровья детей является актуальной для любого образовательного учреждения. Образовательное учреждение является важнейшим звеном социализации подрастающего поколения, в котором формируется как индивидуальное здоровье личности, так и здоровье всего общества. В связи с этим в настоящее время возникла необходимость в разработке модели системной комплексной работы в образовательных учреждениях по сохранению и укреплению здоровья учащихся, формированию культуры здоровья (валеологической культуры) школьников, развитию личности с прочно заложенным фундаментом знаний и умений управлять своим здоровьем, вести здоровый образ жизни. Реализация данной идеи требует построения образовательного процесса на валеологической основе, т.е. через обеспечение устойчивости физического, биологического, психологического, социокультурного развития и сохранения здоровья учащихся.

2.Понятие о валеологическом образовании и культуре здоровья.

2.1. Истоки возникновения валеологии.

В дородовом периоде, когда человек был беззащитен перед силами природы, свое физическое состояние он связывал с мистическими представлениями, которые в первобытнообщинном строе уже обожествлялись в амулетах, а сами меры по охране здоровья существовали в виде религиозных обрядов. Однако человек наблюдал за своей жизнью и делал выводы, отмечал причинно-следственные связи между здоровьем, образом жизни, факторами риска, целебными и оздоравливающими свойствами различных средств и т.д. Уже тогда была отмечена зависимость состояния человека от той физической работы, которую ему приходилось выполнять для сохранения жизни - своей, семьи, общины, к которой он принадлежал. В это время лечебная медицина вряд ли имела большое значение, так как без достаточных знаний о причинах и механизмах нарушений и заболеваний человек больше полагался на возможности самого организма, чем на собственное вмешательство в течение заболевания.

В рабовладельческом обществе началась систематизация знаний, касающихся здоровья человека. Усилия предпринимались для создания оздоровительных систем, примером чему, в частности, являются дошедшие до нас руководства по здоровью: китайское «Конг-фу» (около 2600 лет до н.э.), индийская «Аюрведа» (около 1800 лет до н.э.), «О здоровом образе жизни» Гиппократа (около 400 лет до н.э.), системы оздоровления, существовавшие в Спарте, и другие. Эти системы имеют основной идеей не лечение болезней, но формирование, сохранение и укрепление здоровья, а при его нарушении - использование резервных возможностей организма для восстановления здоровья.

Так, Абу Али Ибн-Сина (980-1037 гг.) в своем «Каноне врачебной науки» указывал как на наиболее эффективный путь к долголетию сохранение здоровья, а не лечение болезней.

Памятником педагогической и гигиенической мысли на рубеже 17-18 веков является трактат Епифания Славинецкого «Гражданство обычаев детских», в котором регламентировалось гигиеническое поведение детей применительно к национально-русским условиям, описывались наиболее характерные черты санитарного быта русского школьника (питание, игры, режим сна, одежда и т. д.). Автор отмечает отрицательное влияние пресыщения на успеваемость в учении.

В последующие периоды развития цивилизации медицина уделяла все меньше внимания здоровью человека, концентрируя его преимущественно на лечении болезней. Правда, такие выдающиеся умы, как Френсис Бекон, М.В. Ломоносов, М.Я. Мудров и другие, в своих работах неоднократно подчеркивали, что приоритет в отношении к здоровью должен быть отдан именно здоровью и профилактике болезней. В работе «О сохранении и размножении российского народа» Ломоносов, предлагая меры по сохранению и увеличению населения для хозяйственной и политической жизни страны, представил социально-экономическую программу, нацеленную на подъем производственных сил страны, на улучшение быта народа, его благосостояния путем распространения культуры, научных и медицинских знаний.

Российский ученый И.И. Брехман одним из первых в новейшее время заострил проблему необходимости разработки основ новой науки о здоровье и в 1980 г. ввел в обиход термин «валеология». С тех пор термин стал общепринятым, а валеология как наука и как учебная дисциплина получает все более широкое признание не только в России, но и далеко за ее пределами. Ее основополагающие позиции можно свести к следующим определениям:

Валеология есть межнаучное направление познаний о здоровье человека, о путях его обеспечения, формирования и сохранения в конкретных условиях жизнедеятельности. Как учебная дисциплина она представляет собой совокупность знаний о здоровье и о здоровом образе жизни человека. Валеология использует функциональные резервы человеческого организма для сохранения здоровья преимущественно через приобщение к здоровому образу жизни. Центральной проблемой валеологии является отношение к индивидуальному здоровью и воспитание культуры здоровья в процессе индивидуального развития личности. Объект валеологии - практически здоровый, а также находящийся в состоянии предболезни человек во всем безграничном многообразии его психофизиологического, социокультурного и других аспектов существования. Методом валеологии является исследование путей повышения резервов здоровья человека. Предметом валеологии являются индивидуальное здоровье и резервы здоровья человека, а также здоровый образ жизни. В этом состоит одно из важнейших отличий валеологии от профилактических медицинских дисциплин, рекомендации которых направлены на предупреждение болезней

Основной целью валеологии служат максимальное использование унаследованных механизмов и резервов жизнедеятельности человека и поддержание на высоком уровне адаптации организма к условиям внутренней и внешней среды.

Валеология принципиально отличается от других наук, изучающих состояние здоровья человека. Это отличие заключается в том, что в сфере интересов валеологии находится здоровье и здоровый человек, в то время как у медицины - болезнь и больной, а у гигиены - среда обитания и условия жизнедеятельности человека. Отсюда исходят и существенные различия в основополагающих посылках каждой из этих наук в предмете, методе, объекте, целях и задачах. Вот почему валеология должна взять основные посылки Сократа («человек, познай себя») и Конфуция («человек, сотвори себя») и определить свое основное стратегическое положение: «Человек, познай и сотвори себя!».Как справедливо указывал Сократ, «здоровье - не все, но все без здоровья - ничто».

Валеология может стать тем методом и тем средством, которые могут оказаться эффективными в решении проблем здоровья уже в самой ближайшей перспективе. Если же не принять экстренных мер, не признать здоровье человека приоритетным направлением деятельности государства, то может сложиться положение, что все остальные актуальные аспекты жизни, нашего общества вскоре не будут уже никого волновать в силу физической деградации нации.

В теоретическом плане цель валеологии - изучение закономерностей поддержания здоровья, моделирование и достижение здорового образа жизни. В практическом плане цель валеологии можно видеть в разработке мер и определении условий для сохранения и укрепления здоровья.

Основными задачами валеологии являются исследование и количественная оценка состояния здоровья и резервов человека, формирование установки на здоровый образ жизни, сохранение и укрепление здоровья и резервов человека через приобщение его к здоровому образу жизни.

Одним из направлений валеологии является педагогическая валеология , которая изучает вопросы обучения и воспитания человека, имеющего прочную жизненную установку на здоровье и здоровый образ жизни на различных возрастных этапах развития. Сейчас эта отрасль валеологии развивается наиболее динамично, что обусловлено по крайней мере двумя следующими обстоятельствами: потребностью общества в срочных мерах по оздоровлению человека с возможностью наиболее быстрой отдачи; относительной дешевизной введения и реализации валеологических программ в образовательном процессе для находящегося в тяжелых финансовых и экономических условиях государства.

Основными понятиями педагогической валеологии являются валеологическое образование, валеологическое обучение, валеологическое воспитание, валеологические знания, валеологическая культура.

Под валеологическим образованием понимают непрерывный процесс обучения, воспитания и развития здоровья человека, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, поведения и деятельности, обеспечивающих ценностные отношения к личному здоровью и здоровью окружающих людей.

Валеологическое обучение есть процесс формирования знаний о закономерностях становления, сохранения и развития здоровья человека, овладение умениями сохранения и совершенствования личного здоровья, оценки формирующих его факторов; усвоения знаний о здоровом образе жизни и умений его построения, освоения методов и средств ведения пропагандистской работы по здоровью и здоровому образу жизни. Валеологическое воспитание есть процесс формирования ценностно-ориентированных установок на здоровье и здоровый образ жизни, построенных как неотъемлемая часть жизненных ценностей и общекультурного мировоззрения. В процессе валеологического образования у человека развивается эмоциональное и вместе с тем осознанное отношение к здоровью, основанное на положительных интересах и потребностях, стремление к совершенствованию собственного здоровья и к бережному отношению к здоровью окружающих людей, к развитию своего творчества и духовного мира, к осознанному восприятию и отношению к социуму.

Результатом валеологического образования должна стать валеологическая культура человека, предполагающая знание своих генетических, физиологических и психологических возможностей, методов и средств контроля, сохранения и развития своего здоровья, умение распространять валеологические знания на окружающих.

Задачи педагогической валеологии:

1.Воспитание у детей стойкой мотивации на здоровье и здоровый образ жизни на основе освоения ими знаний о приоритете здоровья и механизмах жизнедеятельности организма человека.

2. Обучение детей средствам и методам оценки своего физического состояния и использования функциональных возможностей организма и естественных средств оздоровления для поддержания своего здоровья.

3. Валеологическая оценка и динамический контроль уровня соматического здоровья учащихся и организация работы по их оздоровлению.

4. Валеологическая оценка организаций и содержания образовательного процесса в образовательном учреждении и его соответствующая коррекция.

5. Работа с родителями с целью создания благоприятных условий для здоровья учащихся в семье.

6. Работа с педагогическим составом образовательного учреждения в двух направлениях.

7. Создание коллектива единомышленников-педагогов для осуществления всестороннего валеологического обучения и воспитания учащихся.

8. Валеологическое образование педагогов, которые сами являются одной из самых опасных профессиональных групп риска.

2.2.Современные подходы к валеологическому образованию и
формированию валеологической культуры.

Нарастание негативных тенденций в здоровье населения России (в том числе подрастающего поколения) привели к определению новых задач в области образования, в числе которых немаловажное место занимает овладение методологией валеологического обеспечения здоровья в процессе образования. При этом на первый план выдвигается задача формирования непрерывного валеологического образования личности с целью максимального развития всех составляющих здоровья, и валеологического обучения, направленного на повышение валеограмотности.

Образовательное учреждение является важнейшим звеном социализации подрастающего поколения, в котором формируется как индивидуальное здоровье личности, так и здоровье всего общества. В связи с этим в настоящее время возникла необходимость в разработке модели системной комплексной работы в образовательных учреждениях по сохранению и укреплению здоровья учащихся, формированию культуры здоровья школьников, развитию личности с прочно заложенным фундаментом знаний и умений управлять своим здоровьем, вести здоровый образ жизни.

Реализация данной идеи требует построения образовательного процесса на валеологической основе, т.е. через обеспечение устойчивости физического, биологического, психологического и социокультурного развития и сохранения здоровья учащихся.

В валеологическом обучении необходимо учитывать сложность воздействия на личность человека и грамотно выбирать методы воздействия, а также необходимо рациональное использование возможностей образования как средства формирования здорового образа жизни (ЗОЖ), благодаря которому достигается значительный эффект, проявляющийся в конечном итоге в создании здорового общества.

В основе же формирования ЗОЖ, сохранения и укрепления здоровья для достижения человеком акмеологических (зрелых и творческих) рубежей самореализации, обеспечивающих оптимальное качество жизни человека, лежит становление валеологической культуры (ВК) личности.

Исследователи по-разному представляют себе валеологическую культуру личности. Так, Э.Н.Вайнер характеризует ее как осознание человеком ценности здоровья в ряду жизненных приоритетов и бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих людей. В.В.Колбанов говорит о ВК не только как о валеологической осведомленности, но и динамическом стереотипе поведения, выработанном на основе истинных потребностей, способствующих ЗОЖ, и определяющим бережное отношение к здоровью окружающих людей. С точки зрения волгоградских авторов (Л.И.Алешиной, С.Ю.Лебедченко, М.Г.Марининой, Е.А.Шульгина), под ВК понимается интегративное личностное образование, обеспечивающее формирование, сохранение и укрепление здоровья при наличии валеологических знаний, осмысления принципов здорового образа жизни, раскрытия своих потенциальных способностей и возможностей.

Ряд исследователей-педагогов видит в ВК индивидуальное и социальное качество человека, отражающее характер заинтересованного личного отношения к здоровому образу жизни и окружающей среде и проявляющееся в процессе индивидуального участия в духовно-практической деятельности по познанию, освоению, преобразованию и сохранению собственного здоровья как личного энергокапитала успешной жизнедеятельности (Н.Ф.Маслова, А.М.Митяева).

Вместе с тем считается, что основной причиной деградации личности и, как следствие, ухудшения качества ее здоровья и жизни является недостаточная духовность, которая выражается в «ноогенном неврозе» (В.Франкл). По мнению В.М.Карлышева мощным фактором мотивации и регуляции поведения личности являются ценности, поэтому они должны являться объектом воспитания. Таким образом, неблагоприятную тенденцию ухудшения здоровья населения можно изменить, формируя у человека новую иерархию жизненных приоритетов, где высшей ценностью является здоровье, дающее возможность сомореализации личности. Исходя из этого, валеологическую культуру личности можно определить как систему жизненных ценностей, опирающихся на знания о сущности здоровья (включая пути и методы его формирования, сохранения и укрепления) и регулирующих поведение людей в процессе жизнедеятельности (В.В.Колбанов). При этом психологическая культура ВК включает проявления когнитивной, мотивационно-ценностной и поведенческой сфер.

Компоненты валеологической культуры:

Когнитивный компонент ВК характеризуется качеством знаний о здоровом образе жизни, проявляющихся в их полноте, глубине и системности.

Мотивационно-ценностный компонент ВК включает систему жизненных ценностей, определяющих отношение человека к проблеме здоровья и ЗОЖ и характеризующихся такими показателями, как потребность в ЗОЖ, стремление к ЗОЖ, ориентация на ЗОЖ и убежденность необходимости ЗОЖ.

Поведенческий компонент представляет собой систему действий, осуществляемых человеком с целью сохранения и укрепления здоровья.

3. Здоровьесберегающая деятельность образовательного учреждения как основа формирования валеологической культуры.

3.1. Понятие о здоровьесберегающих образовательных технологиях.

Педагогическая деятельность, направленная на овладение валеологической культурой, предполагает определенные задачи, включающие: обеспечение достоверной валеологической информацией как создание базы для валеограмотности; формирование системы ценностей и убеждений, обусловливающих соответствующую направленность личности учащихся; стимулирование развития умений и навыков, обеспечивающих валеограмотное поведение.

Основные понятия валелогической культуры: Валеоготовность - осознанная и действенная готовность человека к реализации принципов здорового образа жизни (В.В.Колбанов). Валеограмотность – системное понимание представлений, суждений о сущности здоровья и здорового образа жизни, выражающееся в готовности вести здоровый образ жизни. Валеознания - система представлений, понятий и суждений личности о здоровье и ЗОЖ.

Овладение валеологической культурой личности - переход возможностей воспитания и обучения культуре здоровья в валеологическую готовность и далее - в валеологическое поведение. Формирование ВК личности - процесс и результат целенаправленного и организованного овладения целостностью понятия «здоровье», устойчивыми валеологическими чертами и качествами, необходимыми для успешной жизнедеятельности.

Основными направлениями развития валеологической культуры обучаемых в условиях образовательного учреждения являются разработка единой системы диагностики уровня ВК и качества здоровья учащихся; уточнение инварианта содержания и методик преподавания; создание оптимальных условий для успешного становления ВК личности учащихся, их родителей и педагогов.

Среди ведущих принципов педагогической деятельности по успешному развитию валеологической культуры выделяются: гуманизация (ориентации на личность учащихся), демократизация (свободного сотрудничества всех участников образовательного процесса), интеграциия(целенаправленного взаимодействия всех компонентов содержания образования в его валеологическом сопровождении) .

Типы технологий, способствующих формированию культуры здоровья учащихся, сохранению и укреплению их здоровья:

1.Здоровьесберегающие: создающие безопасные условия пребывания, обучения и работы в школе, решающие задачи рациональной организации образовательного процесса ; диспансеризация учащихся; профилактические прививки; обеспечение двигательной активности; витаминизация, организация здорового питания.

2. Оздоровительные: технологии, направленные на решение задач укрепления физического здоровья учащихся, повышение потенциала (ресурсов) здоровья. Физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, музыкотерапия.

3. Технологии обучения здоровью: гигиеническое обучение, обучение жизненным навыкам, профилактика травматизма, профилактика злоупотребления психоактивными веществами и др. правильное питание, уход за зубами, управление эмоциями, разрешение конфликтов, организации факультативного обучения и дополнительного образования.

4. Воспитание культуры здоровья: воспитание у учащихся личностных качеств, способствующих сохранению и укреплению здоровья, формирование представления о здоровье как ценности, усиление мотивации на ведение здорового образа жизни, повышение ответственности за собственное здоровье, здоровье семьи, общества, физическое воспитание.

С точки зрения пользы для здоровья ученика наиболее эффективными оказываются технологии, способные: опираться на комплексный характер здоровья; принимать во внимание наибольшее число факторов, оказывающих влияние на здоровье; учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся; обеспечивать принятие целей и содержания политики учреждения в области укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни; контролировать соблюдение правил, которые несут в себе здравоохранительное, здоровьеформирующее и профилактическое содержание (правило не употреблять психоактивные вещества, не курить, не злоупотреблять алкоголем и т.д.); постоянно улучшать санитарно-гигиенические условия школы, материально-техническую и учебную базу; вовлекать учащихся в планирование деятельности и анализ результатов проделанной работы; формировать положительное отношение учащихся к образовательному учреждению, благоприятный психологический климат внутри педагогического и ученического коллективов, в отношениях учителей и учащихся; привлекать родителей к работе по сохранению и укреплению здоровья учеников; практиковать личностно-ориентированный стиль педагогической деятельности; проектировать образовательную среду, обеспечивающую безопасные, комфортные условия жизнедеятельности и др.

Цели валеологической учебно–воспитательной системы школы.

- создать условия для формирования, сохранения и укрепления здоровья, как важнейшего фактора развития личности;

- предоставить каждому ребенку возможность получить образование без потери здоровья;

- сформировать у всех участников образовательного процесса валеологическую культуру.

Для достижения указанных целей необходимо решить следующие задачи:

обеспечить безопасную и здоровую среду обучения, позволяющую сохранить здоровье и психику ребенка;

объединить весь педагогический коллектив для решения общих задач валеологической работы;

привести все элементы образовательно-воспитательного процесса в соответствие с состоянием здоровья и психо-физиологнческими возможностями учащихся и педагогов;

осуществлять валеологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса, предусматривающее такие направления работы как: валеологическое обоснование и экспертиза учебно-воспитательной работы, диагностика и коррекция здоровья учащихся, профилактические мероприятия, помощь в развитии детей и др.

осуществлять валеологическое воспитание, результатом которого будет формирование у детей желания и потребности заботиться, сохранять и укреплять свое здоровье, вести здоровый образ жизни;

формировать у детей систему умений и практических навыков по укреплению здоровья, самовосстановлению психических и физических сил.

Реализация декларируемых ценностей здоровьесберегающего образования невозможна без соответствующих организационных и процессуальных условий. Так, в системе здоровьесберегающего образования обязательными компонентами являются:

1) Организационные структуры , обеспечивающие управление здоровьем обучающихся.

2) Программа развития системы здоровьесберегающей деятельности в ОО

3) Нормативно-правовое регулирование здоровьесберегающей деятельности в ОО.

4) Информационно-аналитическая служба ОО (мониторинг здоровья, оценка эффективности здоровьесберегающих воздействий, обеспечение дифференцированного подхода в зависимости от возраста и уровня здоровья ученика).

5) Система подготовки кадров здоровьесберегающим образовательным технологиям.

6) Система обучения здоровью с 1-го по 11-й класс, обучение здоровью родителей и педагогов.

7) Здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения, отвечающая требованиям СанПиН, в том числе: рациональная организация учебного процесса; оптимальная организация физкультурно-оздоровительной работы; организация качественного питания; организация качественного медицинского сопровождения.

8) Служба практической психологии в образовательном учреждении.

9) Система социального партнерства.

3.2. Показатели состояния здоровья обучающихся школы.

t1604992920aa.gift1604992920ab.gif

t1604992920ac.gif

t1604992920ad.gif

t1604992920ae.gif



4. Заключение.

Критериями здоровья являются:

- для соматического и физического здоровья - "я могу";

- для психического - "я хочу";

- для нравственного - "я должен".

Признаками здоровья являются: специфическая (иммунная) и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов; показатели роста и развития; функциональное состояние и резервные возможности организма; наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития; уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.

Как показали исследования, влияния факторов, определяющих уровень общественного здоровья распределяется следующим образом: наследственность (биологические факторы) - определяет здоровье на 20%; условия внешней среды (природные и социальные) - на 20%; деятельность системы здравоохранения - на 10%; образ жизни человека - на 50%.

Из этого соотношения видно, что главным резервом здоровья человека является его образ жизни. Положительно влияя на него, мы можем существенно повысить потенциал здоровья.

Здоровье каждого человека во многом зависит от его образа жизни, от отношения к своему здоровью, и никакие врачи и лекарства не помогут, если сам человек пренебрегает своим здоровьем, нарушает нормы здорового образа жизни. Известно, что формирование здоровых привычек наиболее эффективно в детстве. Чем раньше начать воспитание, тем прочнее будут навыки и установки необходимые ребенку во всей его последующей жизни.

Поэтому в системе образования необходимо усилить работу по оздоровлению школьной среды, укреплению здоровья детей и формированию у них здорового образа жизни. Чтобы современная школа не служила источником перегрузок и болезней, система российского образования нуждается в существенной коррекции всех сфер деятельности. В структуре обеспечения здоровья систематизирующим выступает педагогический аспект, сущность которого состоит в необходимости понимания значения и смысла здоровья и здорового образа жизни.

Только комплексная и систематическая работа, направленная на формирование культуры здоровья, обучение искусству быть здоровым всех участников образовательного процесса, способна решить задачу изменения отношения к своему здоровью как не только индивидуальному, но и социальному резерву. В любом образовательном учреждении должна быть создана и внедряться в практику оздоровительная программа, ориентированная на формирование у школьников позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре и т.п.

5.Список литературы:

Спицына, Т. А. Методические аспекты валеологического образования / Т. А. Спицына, Е. В. Иванова. — Молодой ученый. — 2015. — № 16

Э.Н. Вайнер Валеология М.: Изд-во «Флинта» 2002

И. И.Брехман. Валеология - наука о здоровье - М.: Физ, 1990.

З. А.Васильева С. Н. Любинская. Резервы здоровья. - М.: Медицина, 1994.

Н.Н. Куинджи Валеология: Пути формирования здоровья школьников: Методическое пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001.

Л.С .Нагавкина, Л.Г. Татарникова. Валеологические основы педагогической деятельности: Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2005.

А.А. Сметанкин. Учитель здоровья. – СПб.: Питер, 2003.

Н.К. Смирнов. Здоровьесберегающие технологии в современной школе. –М: Академия, 2002.

Социальный и педагогический аспекты сохранения здоровья субъектов образовательного процесса / Э.М.Казин, А.И.Федоров, Т.С.Панина и др.// Мир образования – образование в мире. 2001. №1.

Н.Е. Орлихина, В.В. Ерёмина. Создание здоровьесберегающей образовательной среды: управленческий аспект. Учебно-методическое пособие. Тула: ГОУ ДПО ТО «ИПК И ППРО ТО»,2012.























в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.