12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
власова Наталья Николаевна3570
Россия, Нижегородская обл., Нижний Новгород
Материал размещён в группе «Классное руководство»

Культура здоровья

Здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов

(из материалов всесоюзной организации здоровья)

Обоснование проекта

Здоровье рассматривается как главная характеристика социально зрелого человека, обладающего высоким профессиональным потенциалом, способного создать здоровую семью и установить позитивные связи с различными социальными группами и государственными институтами. Сохранение собственного здоровья — одна из основных обязанностей человека, так как образ жизни, отношение к своему здоровью определяет здоровье будущих поколений.

Проблема сохранения и поддержания физического и психологического здоровья не является новой в деятельности ОУ. Деятельность коллектива ОУ над проблемой здоровья ученика и учителя, проводимая в предыдущий период, дала определенный положительный результат:

    в организации сложилась система регулирования и коррекции учебно-воспитательного процесса;

    начато внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих образовательных технологий;

    осуществляется внедрение комплекса медико-психолого-педагогических мероприятий.

За это время в коллективе сложились такие традиционные формы работы по оздоровлению детей и взрослых, как система физкультминуток, закаливающий массаж, упражнения по коррекции зрения, осанки.

Результативность работы по оздоровлению коллектива будет значительно выше, если бы она будет более аргументировано обоснована на идеологическом уровне, т.е. на подходе к здоровью как образу жизни.

По мнению д.м.н., проф. И.И. Брехмана, здоровье — это состояние полного физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Ученые доказали, а практика подтвердила, что хорошее здоровье выгодно всем:

    оно выгодно биологически, так как организм сохраняет эффективно и длительно свою природу;

    экономическая выгода заключается в том, что здоровые люди сохраняют трудовые ресурсы, а здоровье детей определяет здоровье нации в целом;

    здоровый ребенок, взрослый человек отличаются цветущим видом, привлекательностью, заряжая окружающих своей положительной энергией, поэтому здоровье выгодно эстетически.

Актуальность проекта «Культура здоровья» можно аргументировать следующими фактами, вытекающими из реального положения дел и неиспользованных возможностей коллектива:

      данные последних медицинских обследований контингента учащихся лицея наглядно свидетельствуют о необходимости изменения общего подхода к моделированию здоровьесберегающей деятельности;

      характерные отклонения в здоровье школьников свидетельствует, скорее, не о недостатках в работе педколлектива, а об общей тенденции, характерной для всего окружающего ОУ социума.

В этой ситуации необходим новый подход к построению всей системы воспитательной, внеклассной и внешкольной работы. Поэтому, в основу здоровьесберегающей деятельности должно быть положено стремление к привитию здорового образа жизни — поведения, морального и духовного здоровья, нравственных привычек и поступков. Здоровье в данном контексте понимается как формирование гигиенической культуры на уровне информирования и навыков здорового поведения и охватывает все школьное сообщество — учащихся, родителей, администрацию, педагогический коллектив.

Таким образом, перед педагогическим коллективом ОУ встает важная задача — обеспечение условий не только для здоровья физического, но, прежде всего, для здоровья морального и психологического, чтобы формируемый здоровый образ жизни был тем ориентиром, который помогал бы молодому человеку сделать осознанный выбор в жизни, обеспечив построение позитивной жизненной программы.

В основу нового подхода к здоровому образу жизни положен комплексный подход, который основан на следующих позициях:

    формирование мировоззрения на здоровый образ жизни как на уровне социума, так и в микросреде (семья);

    использование разнообразных методов и средств обучения (модульные принципы обучения);

    интеграция в учебный процесс оздоровительных мероприятий;

    преемственность в воспитательно-оздоровительной работе;

    регистрация тенденций в показателях гигиенической культуры;

    совместная работа учителей, медицинских работников, психологов, ученых.

Цель проекта:

Формирование у обучающихся всех возрастов понимание значимости здоровья для собственного самоутверждения

Задачи проекта

    знакомить обучающихся с традициями и обычаями бережного отношения человека к собственному здоровью;

    создавать условия для формирования у обучающихся культуры сохранения собственного здоровья;

    создавать возможность обучающимся демонстрировать свои достижения и усилия по сохранению здоровья;

    способствовать преодолению вредных привычек обучающихся средствами физической культуры и занятием спортом.

Основными направлениями реализации проекта являются следующие:

    снятие перегрузок школьников, приводящих их к состоянию переутомления;

    организация физической активности учащихся в разных формах, профилактика гиподинамии;

    организация сотрудничества с родителями учащихся по вопросам сохранения и укрепления здоровья их детей;

    предупреждение вредного воздействия на здоровье обучающихся факторов, непосредственно связанных с образовательным процессом.

Проект «Культура здоровья» призван реализовать основные положения Декларации Прав ребенка, направленные на защиту здоровья и получения полноценного образования.

Реализации целевых установок должны способствовать особые здоровье сберегающие технологии, которые основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности обучающихся; обучении на оптимальном уровне трудности (сложности); вариативности методов и форм обучения; оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок; обучении в малых группах; использовании наглядных и различных форм представления информации; создании эмоционально благоприятной атмосферы; формировании положительной мотивации к учебе («педагогика успеха»; культивирование у учащихся знаний по вопросам укрепления здоровья (М.И. Степанова).

В основу проекта «Культура здоровья» заложено стремление к повышению комфортности образовательной территории школы, достижению устойчивой минимизации непродуктивных стрессов, формированию максимально возможной двигательной активности, культуры личной гигиены, профилактика травматизма, мониторинг здоровья.

Полезность проекта:

для учащихся: умение управлять своим здоровьем, способность рационально организовывать свой личный труд, высвобождая время на учебные занятия и на отдых, потребность в ведении здорового образа жизни;

для школы: повышения рабочего потенциала учащихся, педагогов, администрации, следствием чего является повышение качества образования и престиж ОУ;

для социума: наличие морально и физически здоровых граждан, свободных от всякого рода зависимостей.

Содержательная сторона предлагаемого проекта заключается в создании мероприятий по внедрению технологий здоровьесбережения и обеспечению медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся школы в целях обеспечения полноценного психофизического развития и позитивной адаптации, социализации и интеграции в современном быстроменяющемся информационном обществе.

Содержание проекта реализуется в несколько этапов:

1 этап — диагностический: определение уровня морального и физического здоровья путем проведения мониторинговых действий для определения программы деятельности в рамках проекта;

2 этап — подготовительный: подготовка педагогического и родительского корпусов для совместной деятельности в формате здоровьесберегающей технологии;

3 этап — практический: внедрение передовых технологий здоровьесбережения и создание здоровьесберегающей среды в ОУ;

4 этап — итоговый: проверка эффективности взаимодействия коллектива по культивированию культуры здоровья.

В качестве возможно достижимой цели реализации проекта можно назвать формирование у обучающихся и педагогов идеологии здоровья как жизненной необходимости.

Возможные мероприятия по реализации проекта

Мероприятия

1.

Разработка здоровьесберегающей модели учебно-воспитательного процесса

2.

Разработка тематики лектория для родителей и детей по проблемам сохранения здоровья

3.

Осуществление работы по развитию навыков здорового образа жизни через положительный жизненный настрой

4.

Создание благоприятных и безопасных условий обучения

5.

Систематическое проведение мониторинга состояния здоровья и физического развития учащихся

Предполагаемые результаты внедрения проекта:

    создание комфортной социальной и психологической среды;

    программа просветительской работы;

    здоровая физически и морально личность ученика, педагога, родителя, испытывающая потребность в сохранении своего состояния, приверженная здоровому образу жизни.

Опубликовано в группе «Классное руководство»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.