Комплексно-целевая программа по здоровьесбережению «Здоровье и физическая культура»
МКОО
«Большекандалинская средняя школа»
2018 год
Методологический паспорт
комплексно-целевой программы
Наименование комплексно-целевой программы по здоровьесбережению: |
«Здоровье и физическая культура» |
Заказчик: |
Совет школы
|
Адресация программы: |
Программа предназначена для педагогов, работающих с детьми в общеобразовательных учреждениях |
Руководитель программы: |
Безруков Сергей Федорович, учитель физической культуры МКОО «Большекандалинская средняя школа» |
Основные разработчики: |
Заместитель директора по воспитательной работе, фельдшер ФАП, психолог, социальный педагог и учитель физической культуры |
Сроки реализации программы: |
2018– 2023 гг. |
Цель программы: |
Создание благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся |
Пояснительная записка
Здоровье — один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. Именно здоровье людей должно служить главной «визитной карточкой» страны. Если мы не будем, заботься о своем здоровье, — у нас не будет будущего. Будущие нашей страны — счастливые дети. Лучший способ сделать детей счастливыми — сделать их здоровыми! Поэтому важно с раннего детства прививать навыки здорового образа жизни. Как отмечено в Национальной образовательной инициативе «Наша Новая школа», «если у молодёжи появится привычка к занятиям спортом, будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность».
Человека можно считать здоровым, если для него характерно стабильное позитивное мироощущение, и он способен реализовать свой потенциал роста и самовыражения и внести вклад в развитие общества.
Местом формирования здоровья ребенка сегодня является, к сожалению, не семья, где опыт родителей часто недостаточен, не медицинские учреждения, занимающиеся болезнями и больными детьми, а система образования. Но школа, без помощи родителей и медицинских учреждений не сможет решить проблемы сохранения здоровья детей и привития навыков здорового образа жизни. Мы сможем решить эти проблемы только сообща.
Основная задача современной школы — «пробудить в детях желание заботиться о своём здоровье, основанное на их заинтересованности в учёбе, выборе курсов, адекватных индивидуальным интересам и склонностям. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь станет важнейшим условием сохранения и укрепления здоровья» (Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»)
Комплексно-целевая программа по здоровьесбережению «Здоровье и
физическая культура» — это разработанный набор актов, процедур и действий, направленных на формирование системы знаний о здоровье и здоровом образе жизни.
Нормативно-правовая база программы
«Здоровье и физическая культура»
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными актами:
- «Конвенция ООН о правах ребенка»;
- «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей»;
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный Закон «Об образовании в Россйской Федерации»;
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждённая Президентом РФ 04 февраля 2010 г., приказ № 271.
Цели:
Сохранение и укрепление здоровья учащихся и педагогов.
Формирование у школьников навыков организации здорового образа жизни посредством развития здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды в школе.
Задачи:
Укрепление материально-технической базы школы, поддержание условий обучения в соответствии с санитарно-гигиеническими
нормами
Формирование у школьников через цикл учебных дисциплин и внеурочных форм деятельности системы знаний о здоровье человека и здоровом образе жизни мотивации на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих людей.
Осуществление медико-физиологического и психолого-педагогического мониторинга состояния здоровья обучающихся, создание информационного банка «Состояние здоровья учащихся».
Обучение приемам поведения в разных жизненных ситуациях на основе принципов личной безопасности, экологической и общей культуры.
Педагогическая и психологическая поддержка процесса социализации учащихся.
Обеспечение мотивации
учителей к освоению здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе;
родителей на совместную деятельность по вопросам формирования здорового образа жизни детей через систему
просветительной работы.
Предупреждение (профилактика) как внутренних, так и внешних причин неуспеваемости учащихся, развитие мотивации к обучению.
Педагогические принципы:
Добровольность участия каждого учащегося.
Участие в мероприятиях детей, педагогов и родителей.
Формирование у ребенка потребности в здоровом образе жизни.
Создание у ребенка ситуации успеха в решении вопросов физического и нравственного совершенствования.
Способность педагогов к неформальному общению с учащимися.
Сотворчество педагогов и детей.
Максимальное развитие детской инициативы.
Тесное взаимодействие с семьей.
Направления педагогической деятельности в формировании здоровья учащихся:
формирование ценностного отношения к здоровью всех участников педагогического процесса;
внедрение традиций, пропагандирующих и способствующих ЗОЖ;
отслеживание параметров здоровья всех участников
педагогического процесса;
профилактика и коррекция социально вредных привычек
(табакокурения, алкоголизма, токсикомании, наркомании);
социально-педагогическая поддержка детей-инвалидов.
Деятельность по реализации программы:
Учебная
Уроки биологии, химии, ОБЖ, окружающего мира:
изучение вопросов формирования здорового образа жизни;
проектно - исследовательская работа учащихся «Вредные привычки и борьба с ними», «Значение занятий спортом для здоровья человека» и др.;
динамические паузы между уроками;
физкульт.минутки на уроках;
предметные недели естественных наук, «здорового образа жизни».
2. Уроки физической культуры:
укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и оздоровительной направленностью,
формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой;
обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно – оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями.
Внеурочная
Классные часы.
Организация родительских собраний по теме: «Здоровое питание», «Питание и здоровье ребёнка».
Уроки здоровья.
Проведение бесед с фельдшером ФАП о личной гигиене школьников, профилактике заболеваний.
Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей, привитию интереса к занятиям физической культуры.
Педагогический совет по здоровьесберегающим технологиям.
Подготовка методических рекомендаций для педагогов по вопросам здоровья.
Школьные физкультурно – оздоровительные и спортивно – массовые мероприятия (согласно календарному плану на учебный год).
Просмотр видеофильмов о социально вредных привычках, о ЗОЖ.
Работа спортивных кружков: «Подвижные игры»; «Спортивные игры» (волейбол,баскетбол).
Посещение учащимися спортивных секций в различных учреждениях дополнительного образования.
Участие в районных спортивно – массовых мероприятиях (согласно календарному плану на учебный год).
Здоровьесберегающая
Диспансеризация учащихся.
Диспансеризация работников школы.
Профилактические прививки.
Витаминизация.
Работа психолого-педагогической службы школы.
Использование СанПиНов, приведение в соответствие с санитарными нормами и правилами образовательной среды школы (мебель, режим освещения, проветривание помещений, режим работы школы, структура урока, психологический комфорт, горячее питание учащихся).
План реализации программы
№ п/п |
Наименование мероприятий |
Сроки реализации |
Исполнитель, ответственный за исполнение |
|
|
||||
1.1 |
- Осуществление контроля за соблюдением норм СанПиНа; - своевременный ремонт здания и оборудования; - регулярная корректировка инструкций по ТБ, инструктирование; -работа по благоустр-ву территории и помещений школы; -организация летнего отдыха, труда и занятости школьников. |
2018-2023 г. |
директор школы завхоз
преподаватель-организатор ОБЖ завхоз
зам.директора по ВР; начальник школьного лагеря |
|
1.2 |
Развитие материально-технической базы школы: - озеленение школьной территории; -организация питьевого режима; -установка нестандартных спортивных сооружений; -пополнение спортивного оборудования; -приобретение мультимедийных дисков по ЗОЖ; - приобретение учебно-методической литературы. |
2018-2023 г. |
Учитель физкультуры, завхоз |
|
1.3 |
Переподготовка и повышение квалификации педагогов по вопросам культуры сбережения здоровья. Повышение уровня знаний педагогического коллектива школы через семинары, лекции и другие формы работы. |
2018-2023 г. |
зам. директора по ВР; учитель физкультуры зам. директора по ВР |
|
1.4 |
Разработка методических рекомендаций по применению здоровьесберегающих технологий на различных уроках. |
2018-2023 г. |
методический совет |
|
|
||||
2.1 |
Организация и осуществление комплексного мониторинга состояния здоровья обучающихся, учебной нагрузки; здоровья учителей. |
2018 -2023 г. |
зам.директора по ВР; фельдшер ФАП; соц. педагог; педагог – психолог |
|
2.2 |
Создание базы данных о состоянии здоровья обучающихся и учителей на основе комплексной оценки. |
2018-2023 г. |
зам. директора по ВР; учитель физкультуры |
|
коррекционных мероприятий для обучающихся |
||||
3.1 |
Обеспечение качественного и рационального питания школьников и педагогов. |
2018-2023 г. |
директор школы |
|
3.2 |
Проведение профилактических медицинских осмотров школьников. |
ежегодно |
медработники |
|
3.3 |
Определение группы занятий по физкультуре. |
ежегодно |
медработники |
|
3.4 |
Проведение иммунопрофилактики гриппа. |
ежегодно |
фельдшер ФАП |
|
3.5 |
Организация отдыха учащихся в школьном лагере. |
ежегодно в каникулярный период |
зам. директора по ВР; начальник школьного лагеря |
|
3.6 |
Психопрофилактическая работа, направленная на повышение степени устойчивости при стрессовых ситуациях. |
2018-2023 г. |
педагог-психолог |
|
3.7 |
Проведение физкультминуток на уроках, подвижных перемен. |
2018-2023 г. |
учитель физкультуры; учителя-предметники |
|
3.8 |
Инструктажи по ОТ на уроках, при проведении мероприятий. |
2018-2023 г. |
учителя-предметники, кл. руководители |
|
3.9 |
Проведение декады здорового образа жизни. |
2018-2023 г. |
классные руководители |
|
3.10 |
Акции: «Курить или не курить», «Мир без наркотиков». |
2018-2023 г. |
классные руководители |
|
3.11 |
Психологические познавательно-развивающие занятия. |
2018-2023 г. |
педагог-психолог |
|
|
||||
4.1 |
Различные формы урочной и внеурочной деятельности: - уроки здоровья; - уроки биологии, химии, ОБЖ, окружающего мира. |
2018-2023 г. |
зам. директора по ВР
кл.руководители учителя-предметники |
|
4.2 |
Организация изучения правил дорожного движения с детьми согласно планам. |
ежегодно |
учитель ОБЖ |
|
4.3 |
Организация и проведение олимпиад, физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий. |
ежегодно |
зам. директора по ВР; учитель физкультуры |
|
|
||||
5.1 |
Различные формы работы с родителями учащихся: *беседы; анкетирование; *родительские собрания; *спортивные мероприятия. Примерная тематика: - значение режима питания; - организация труда и отдыха в семье; - возрастные и психологические особенности старших подростков; - значение занятий спортом для здоровья детей; - отрицательное влияние алкоголя, наркотиков, курения; - закаливание как профилактика простудных заболеваний; - здоровье и выбор профессии; - соблюдение правил личной и общественной гигиены; - вопросы полового воспитания. |
Постоянно |
зам.директора по УР; зам. директора по ВР |
|
|
||||
6.1 |
Установление связей и сотрудничество с общественными и другими заинтересованными организациями. |
2018-2023 г. |
зам. директора по ВР |
|
6.2 |
Популяризация форм здоровьесберегающей деятельности через все доступные СМИ. |
2018-2023 г. |
зам. директора по ВР |
|
6.3 |
Организация урока физкультуры с учётом мониторинга уровня физического здоровья учащихся. |
2018-2023 г. |
зам. директора по УР; учитель физкультуры |
|
6.4 |
Проведение методических дней: -формирование философии здоровья средствами искусства; - использование в работе учителя здоровьесберегающих технологий. |
2018-2023 г. |
зам. директора по ВР |
Предполагаемые результаты реализации программы:
Рост физической и санитарно-гигиенической культуры учащихся. Формирование устойчивого интереса и потребностей к занятиям физической культурой и спортом. Приобретение учащимися устойчивых навыков обеспечения безопасной жизнедеятельности как важного условия самореализации личности.
Укрепление социально-психологического здоровья учащихся, развитие их коммуникативных способностей, нравственное и эстетическое совершенствование личности каждого ребенка.
Повышение профессиональной компетентности педагогов и работников школы в сохранении и укреплении физически нравственного, морального и социального здоровья школьников.
Повышение социального самосознания статуса личности, развитие гражданской инициативы и самостоятельности, навыков социализации.
Критерии оценки эффективности ожидаемых результатов:
Динамика изменений в состоянии психофизического и
нравственного здоровья обучающихся.
Динамика изменений в состоянии психофизического здоровья
педагогов.
Уровень социальной и психологической адаптации обучающихся.
Количественный и качественный показатели участия школьников в районных спортивных соревнованиях.
Формы представления результатов программы:
Ежегодные публичные аналитические отчеты о ходе реализации комплексно-целевой программы по здоровьесбережению.
Методические рекомендации и разработки по проблеме
здоровьесбережения.