12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Самойленко Евгения Дмитриевна1170
Россия, Челябинская обл., Челябинск

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


Презентация
PPTX / 5.82 Мб

Технологическая карта)
DOCX / 197.45 Кб

Преподаватель: Самойленко Евгения Дмитриевна

Учебная дисциплина

Математика

Дата урока

Май, 2020 г.

группы, профессия

113

43.02.15 «Поварское и кондитерское дело»

Тема урока

Великая Отечественна война на языке математики

Цели урока

Обучающая: структуризация и обобщение полученных знаний, развитие умений применять математические методы для решения содержательных задач, формирование умений математического моделирования

Развивающая: развитие умений анализировать, обобщать и делать выводы, использовать понятийный математический аппарат, коммуникативных качеств через групповую работу.

Воспитательная: развитие коммуникативных качеств личности, ответственности за результат, аккуратности и пунктуальности.

Тип урока

Систематизации знаний

Технологии, методы, приёмы обучения

Технология активного обучения (прием групповой работы), информационно-коммуникационные технологии (демонстрация презентации, раздаточный материал), игровые технологии (прием «предмет-признак»), здоровьесерегающие технологии (динамическая пауза).

Формы организации деятельности обучающихся

- фронтальная;

- групповая.

Основные понятия, термины

Математическая модель, уравнение, решение уравнений

Оснащение урока

АРМ преподавателя, презентация, карточки с заданиями.

Планируемые результаты

Личностные

- сформированность представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, идеях и методах математики;

- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для освоения смежных естественно-научных дисциплин и дисциплин профессионального цикла, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;

- готовность к коллективной работе, сотрудничеству со сверстниками в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

Метапредметные

- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

- владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств для их достижения.

Предметные

- сформированность представлений о математике как части мировой культуры и месте математики в современной цивилизации, способах описания явлений реального мира на математическом языке;

- владение стандартными приемами решения рациональных уравнений.

Учебные действия

- владение основными приемами решения рациональных уравнений.

ХОД УРОКА

Элементы внешней структуры урока

Элементы внутренней (дидактической) структуры урока

Задачи этапа урока

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

1. Подготовительный этап

1.1. Организационный момент (3 мин)

Определить и обеспечить готовность группы к занятию.

Создать благоприятную психологическую обстановку

Приветствие обучающих. Представление.

Вводное слово.

Распределение по группам

Обучающиеся приветствуют преподавателя. Готовятся к вступлению в диалог. Распределяются по группам. Определяют командира группы.

1.2. Целевая установка (7 мин)

Мотивировать обучающихся на продуктивную учебную деятельность.

Фронтальная работа:

- предлагает обучающимся игру в ассоциации (предмет-признак) «Я беру тебя с собой».

- обобщает и систематизирует ответы обучающихся;

- объявляет о готовности отправиться в путешествие по Великой Отечественной войне, используя математические знания.

- объявляет тему урока: «Великая Отечественная война на языке математики».

Групповая работа (Приложение А):

- предлагает капитанам команд (групп) заполнить опорные схемы по теме «Уравнения. Решение уравнений»

Фронтальная работа:

- результат игры: Победа – превосходство – численность (население, вооружение, знание). Получают цветные жетоны. Готовы отправиться в математическое путешествие по Великой Отечественной войне.

Индивидуальная работа:

- капитаны команд выполняют задание, заполняют опорные схемы.

1.3. Актуализация опорных знаний и опыта обучающихся (5 мин.)

Определить готовность обучающихся к освоению темы занятия, актуализировать основные понятия и термины

- предлагает капитанам команд продемонстрировать результаты своей работы.

- подводит обучающихся к понятию математического моделирования.

- заслушивают ответы капитанов, вносят корректировки и дополнения.

- делают вывод о том, что путешествие по Великой Отечественной войне будет проходить с помощью решения уравнений.

2. Основной этап

2.1. Применение и закрепление усвоенных знаний и освоенных умений (20 мин.)

Создать условия для применения обучающимися усвоенных знаний и освоенных умений; организовать деятельность обучающихся и управлять ею.

- организует групповую работу;

- делает пояснения к выполнению заданий (Приложение В);

- минута здоровьесбережения: гимнастика для глаз и шеи;

- координирует демонстрацию и анализ полученных результатов.

- выполняют задания в группе;

- консультационная работа с преподавателем;

- демонстрация и анализ результатов.

2.2. Выдача домашнего задания (3 мин)

Создать условия для усвоения обучающимися содержания домашнего задания и требований к его выполнению.

Выдает домашнее задание, комментирует требования к его выполнению

- слушают комментарии преподавателя;


Домашнее задание.

Составить две задачи, используя факты о Великой Отечественной войне и решить их. Задачи и решение выслать на адрес эл. почты evgenia_88@mail.ru (в теме письма указать ВОВ).

3. Заключительный этап

3.1. Подведение итогов урока (рефлексия) (7 мин)

Подвести итоги занятия, проверить реализацию его целей.

Организует рефлексию «Вечный огонь» (Приложение С)

Анализируют свою работу на уроке, делают выводы и обобщения, отражая их на макетах вечного огня.

Краткий самоанализ урока:

Тема урока «Великая Отечественная война на языке математики». Урок относится к типу обобщения и систематизации знаний по дисциплине «Матетатика» и проводится в конце учебного года в рамках акции «День Победы».

Цель урока:

- развитие структуризация и обобщение полученных знаний, развитие умений применять математические методы для решения содержательных задач;

- развитие умений анализировать, обобщать и делать выводы, использовать понятийный математический аппарат, коммуникативных качеств через групповую работу;

- развитие коммуникативных качеств личности, ответственности за результат, аккуратности и пунктуальности.

Урок сочетает в себе такие формы организации деятельности обучающихся как фронтальная и групповая. Фронтальная форма включила в себя такой прием как беседа. Групповая работа заключалась в коллективном решении практико-ориентированных задач, использовались приемы взаимопомощи и взаимоподдержки обучающихся при работе в команде, а так же элементы проектной и исследовательской деятельности.

Так же на занятии использовался прием игровой технологии по типу «предмет-признак» (игра «Я беру тебя с собой»), что позволило создать благоприятную психологическую обстановку, включить всех обучающихся в рабочий процесс и повысить мотивацию на уроке.

Элементы технологии проектной и исследовательской деятельности позволили обучающимся проанализировать предложенный им текст, вычленить из него количественные характеристики, необходимые для составления математической модели каждого конкретного явления, ответить на вопрос, сделать выводы и обобщения.

Информационно-коммуникационные технологии (демонстрация презентации и раздаточный материал) позволили сделать урок более наглядным и способствовали экономии времени для выполнения обучающимися необходимых записей.

Обучающиеся во время урока были активны, дисциплинированы, быстро включались в беседу и групповую работу.

Рефлексия деятельности обучающихся несет в себе личностно-ориентированный характер. Она позволила увидеть как преподавателю, так и обучающимся личный результат своих достижений. Насколько глубоко были усвоены полученные знания и присвоены способы действий. Результат рефлексии ярко отражает уровень применения полученных знаний и умений в окружающем нас мире.

На мой взгляд, основная цель занятия достигнута.


Преподаватель: Самойленко Евгения Дмитриевна

Приложение А

«Виды уравнений и способы их решения»

t1603703609aa.gif

















t1603703609ab.gif

















Приложение В

1 группа

Задание прочитайте текст о силе духа и самоотверженности советского народа в тылу. Ответьте на вопрос в конце текста, выбрав из текста необходимые вам данные и описав данный процесс математическим языком (составьте математическую модель).

«Сила духа и самоотверженность советского народа в тылу»

Когда советские солдаты проявляли чудеса героизма на фронте, труженики тыла в годы Великой Отечественной войны создавали фундамент победы. И тот факт, что большинство из них не слышало взрывов снарядов и над ними не свистели пули, ни в коей мере не преуменьшает их заслуг.

Даже оказавшись в эвакуации, многие мужчины сразу после настройки и отладки оборудования, кроме работы, приступали к обучению женщин и детей, профессиям токарей, фрезеровщиков, вальцовщиков. Герои тыла Великой Отечественной войны, женщины и подростки, до этого никогда не бывавшие на заводах, жадно поглощали новые знания и буквально поселялись в цехах.

Согласно директиве 1941 года СовНарКома, мобилизации на тыловой фронт подлежало всё работоспособное население от 16 лет до 60.

На сборочных конвейерах трудились вообще малыши! Мальчикам и девочкам, было по 12 лет, когда их допускали до станков и на линию по сборке автоматов и пулемётов. Это не какие-то особенные дети, а самые обычные. Таких было подавляющее большинство. Разумеется, что про учёбу пришлось забыть на время войны, ведь фронту нужно оружие и снаряды.

В результате уже к концу 1942 года СССР опередил Германию по выпуску танков – в 3,9 раз, боевых самолетов – в 1,9 раза, орудий всех видов – в 3,9 раза. Хотя по историческим сводкам к 12 часам дня 22 июня 1941 года потери Советского Союза уже составили 1200 самолетов. Известно, что на производство одного самолета требуется 14000 часов и 1100 рабочих. Сколько часов в день должен работать каждый рабочий завода (в том числе женщины и дети), чтобы восстановить потери самолетов за месяц (30 дней)?

Алгоритм решения:

Составить математическую модель задачи, заполнив таблицу

Продолжительность рабочего дня

Количество самолетов в день

Общее время работы












Выполнить алгебраические преобразования.

Решить получившееся уравнение, сделать вывод (ответ округлите до целого).


2 группа

Задание прочитайте текст о работе «Челябинского тракторного завода» в годы Великой Отечественной войны. Ответьте на вопрос в конце текста, выбрав из текста необходимые вам данные и описав данный процесс математическим языком (составьте математическую модель).

Уральский «Танкоград»

Советский Союз с каждым днем войны нуждался в вооружении. Челябинский тракторный завод был главным центром по производству танков в стране. Именно здесь выпускали легендарные установки БМ-13 — “Катюши”. Каждый третий танк, боевой самолет, патрон, мина, бомба, фугас и реактивный снаряд изготавливались из челябинской стали.

В 1942 году ЧТЗ впервые отправил на фронт легендарный Т-34. Их массовое производство наладили всего за 33 дня, хотя до этого считалось, что серийный выпуск боевых машин такого класса нельзя запустить быстрее, чем за четыре-пять месяцев. Впервые в мировой практике поставили на конвейер и производство тяжелого танка. Поточная сборка началась 22 августа 1942 года.

О роли, которую сыграл Т-34 в Великой Отечественной войне, написаны десятки томов”, — говорит военный историк Леонид Марчевский. — “Именно этот танк, получивший на фронте нежное прозвище “Ласточка”, принес победу в обороне Москвы, Сталинграда и в битве на Курской дуге.

Т-34 стал легендой, одним из символов победоносной Красной Армии. Это единственный танк, который не устарел за все военные годы, когда развитие вооружения шло как никогда стремительно, и до сих пор используется в некоторых странах третьего мира. За то, что ежедневно новые танки и самоходки отправлялись на фронт громить врага, Танкограду пришлось заплатить дорогую цену. Рабочие четыре года войны трудились на износ.

В августе 1942 года в Челябинске перед танкостроительным комбинатом «Танкоград» встала задача за ограниченный срок выпустить 216 танков. Первые 3 дня завод работал в обычном режиме, а затем начал выпускать в день на 8 танков больше. За день до конца срока было произведено 232 танка. Сколько танков в день выпускал Уральский «Танкоград»?

Алгоритм решения:

Составить математическую модель задачи, заполнив таблицу

Выпуск танков по плану

Выпуск танков сверх плана

Время работы по плану

Время работы сверх плана

Установленный срок работы

В день

За 3 дня

В день

За оставшееся время





















Выполнить алгебраические преобразования.

Решить получившееся уравнение, сделать вывод.

3 группа

Задание прочитайте текст о жизни населения в тылу в годы Великой Отечественной войны. Ответьте на вопрос в конце текста, выбрав из текста необходимые вам данные и описав данный процесс математическим языком (составьте математическую модель).

«Все для фронта! Все для Победы!»

Лозунг “Все для фронта, все для победы!” на ЧТЗ воспринимали буквально, и жертвовали своим здоровьем и жизнями. Раз в две недели рабочим выделяли время, чтобы они могли помыться, постирать одежду. А потом — снова к станку. При таком нечеловеческом графике рабочих кормили настолько скудно, что ощущение сытости не наступало никогда.

Многие работники попали на завод совсем детьми, и поэтому старшие, которым было самим по 17–18 лет, за ними приглядывали. Забирали у них продовольственные карточки, выданные на весь месяц, и затем отдавали по одной в день. Иначе дети не выдерживали и съедали весь месячный запас сразу, за один раз, рискуя потом умереть от голода.

В августе 1941 года хроническая нехватка хлеба и других продуктов стала ощущаться практически во всех городах Советского Союза. Из продуктов питания карточки вводились на хлеб, крупу, сахар, масло, мясо, рыбу, кондитерские изделия; а из промтоваров – на мыло, обувь, ткани, швейные, трикотажные и чулочно-носочные изделия. Суточная норма хлеба составляла примерно 600 г на человека.

Нормы продуктов и калорийность представлены в таблицах.



Таблица 1 – Норма продуктов на месяц

Сахар

Мясо или рыба

Макароны

Крупа

Жиры

400г

2200г

750г

750г

600г

Таблица 2 – Калорийность продуктов на 100г

Наименование продукта

Калорийность продукта

Сахар

320

Мясо/рыба

200

Макароны

330

Крупа

330

Жиры

750

Хлеб

200

Рассчитаем калорийность рациона людей в годы Великой Отечественной войны и сравним их с современными нормами питания (см. таблицу в Приложении).

Алгоритм решения:

Рассчитать месячную (30 дней) калорийность данного набора продуктов и суточную калорийность хлеба по следующей формуле

t1603703609ac.gif

Найти дневную норму калорий рабочего завода в годы Великой Отечественной войны.

Сравнить полученные результаты с таблицей «Дневные нормы калорий в зависимости от физической активности и возраста». Сделать вывод.

Таблица «Дневные нормы калорий в зависимости от физической активности и возраста»

t1603703609ad.gif





Приложение С

Рефлексия «Вечный огонь»

Вечный огонь — постоянно горящий огонь, символически знаменующий собой торжественную память народа о павших героях, борцах за свободу, за честь Родины. Давайте и мы сегодня с вами на заключительном этапе нашего занятия зажжем его! Пламя нашего огня будет отражать три основных аспекта результатов нашей деятельности. Оцените сегодня результативность своей работы на уроке и распределите ваши жетоны на языках пламени.

«Я для себя» отражает удовлетворенность обучающегося своей работой, усвоением предметных результатов.

«Я в команде» отражает удовлетворенность вкладом обучающегося в работу команды, формирование личностных результатов обучения.

«Я в окружающем мире» отражает присвоение обучающимся учебных действий и возможностью применения полученного опыта, формирование метапредметных результатов.



t1603703609ae.gif

Эталон решения

«Виды уравнений и способы их решения»

t1603703609af.gif

















t1603703609ag.gif













1 группа

Для ответа на этот вопрос, снова обратимся к математическим моделям. Сначала заполним таблицу

Продолжительность рабочего дня

Количество самолетов в день

Общее время работы

X - ?

t1603703609ah.gif

t1603703609ai.gif

t1603703609aj.gif

Таким образом, математическая модель продолжительности рабочего времени для восстановления потерь самолетов примет вид

t1603703609ak.gif

t1603703609al.gif

t1603703609am.gif

t1603703609an.gif

Округлив ответ до целых, получим, что каждый рабочий, в том числе женщины и дети, должны были работать на заводах по 17 часов в день, без выходных. Не стоит забывать, что потери были ежедневные.

2 группа

Для решения данной задачи составим математическую модель, заполнив таблицу:

Выпуск по плану

Выпуск сверхплана

Время работы

За 1 день

За 3 дня

В день

За оставшееся время

По плану

Сверхплана

Срок

x

3x

x + 8

232 – 3x

3 + 1

t1603703609ao.gif

t1603703609ap.gif

Математическая модель имеет вид

t1603703609aq.gif

Выполнив алгебраические преобразования обеих частей уравнения, получаем квадратное уравнение вида


t1603703609ar.gif

Решаем его, используя алгоритм решения квадратных уравнений, получаем

t1603703609as.gif

t1603703609at.gif

t1603703609au.gif

t1603703609av.gif

Уральский «Танкоград» выпускал более чем 24 танка в день, при условии, что рабочие места в основном занимали пенсионеры, женщины и подростки 14–16 лет.

3 группа

Используя таблиц 1 и 2 произведем расчеты по следующей формуле



t1603703609ac.gif

t1603703609aw.gif

t1603703609ax.gif

t1603703609ay.gif

t1603703609az.gif

t1603703609ba.gif

Общая месячная калорийность данного набора продуктов равна

t1603703609bb.gif

Значит дневная норма калорий рабочего завода в годы Великой Отечественной войны равна

t1603703609bc.gif



t1603703609bd.gif

Значит суточная норма калорий, которую получал рабочий завода составляла

t1603703609be.gif

Сравним данные с таблицей «Дневные нормы калорий в зависимости от физической активности и возраста».

Например, дневная норма калорий для женщины, в возрасте от 18 до 40 лет, труд которой связан со значительными физическими усилиями составляет от 2700 до 3150 ккал. В годы Великой Отечественной войны, такая женщина потребляла в 1,5-2 раза меньше, а работала во столько же раз дольше. Это еще раз доказывает неиссякаемый героизм и самоотверженность советского народа: «Все для фронта! Все для Победы!»

20



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.