Конспект занятия «Великая Отечественная война: подвиги юных героев Ставропольцев» (6 класс)

1
0
Материал опубликован 11 April 2023 в группе

Тема занятия: «Великая Отечественная война: подвиги юных героев Ставрополья».

Цель занятия: Познакомить учащихся с историческими фактами времен Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. на территории Ставропольского края

Задачи:

  • Образовательная:


познакомить учащихся с историческими фактами времен Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. на территории Ставропольского края ;


  • познакомить учащихся с Величаевским подпольем в это время;

  • расширять кругозор школьников;


  • Развивающая:

    • развивать способность сопереживать чувствам людей;

    • развивать умение слушать окружающих;


  • Воспитательная:

  • воспитывать нравственные качества личности;

  • воспитывать чувство патриотизма.


Оборудование:

Для учителя

Для учащихся

Сведения о войне на плакатах;

аудиозаписи песен военных лет;

иллюстрации боев Великой Отечественной войны;

презентация о деятельности Величаевских подпольщиков


Сочинения учащихся.


План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Вводная часть.

  3. Сообщение темы занятия.

  4. Основная часть.

  • Выборочное чтение учащимися сочинений

  • Рассказ учителя о подвиге А.Скокова и Величаевских молодогвардейцев.

Просмотр презентации о Величаевских молодогвардейцах.

  • Первичное закрепление (Беседа).

  • Выразительное чтение детьми текста клятвы молодогвардейцев.

  • Обобщение. Минута молчания.


  1. Итог занятия.




Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организационный момент













2. Вводная часть.























3.

Сообщение темы занятия.







4. Основная часть.













Выборочное чтение учащимися сочинений.



















Рассказ учителя о судьбе и подвиге А. Скокова.




















































































Рассказ учителя сопровождается

просмотром презентации о величаевских партизанах-молодогвардейцах.

Первичное закрепление (Беседа).























Выразитель-ное чтение детьми историчес -

ких фактов.









































































































Обобщение.

Минута молчания.

































































5. Итог занятия.









Учитель напоминает, чтобы у детей на столах было все необходимое для занятия, но ничего лишнего. После проверки дети садятся на свои места.


Педагог заранее приготовил на доске материал, но они были закрыты до непосредственно самого начала работы с ними. На доске с помощью магнитов были прикреплены иллюстрации, плакаты.

Также на доске заранее написана тема урока.



- Течет река времени. Минуло уже больше полувека с того незабываемого страшного дня, когда настежь распахнулись огромные, от Баренцева до Черного моря, двери войны. Много воды унесла река времени с тех пор. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожженных городов, выросли новые поколения. Но в памяти человеческой 22 июня 1941года – начало отсчета долгих 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны. Об этой войне мы и будем говорить сегодня.

Звучит запись песни А.В. Александрова «Священная война».






- Мы собрались с вами, чтобы познакомиться с фактами тех ужасных событий и осознать скольких трудов стоило нашим предкам эта Победа.

И тема нашего занятия звучит так – «Великая Отечественная война – подвиги юных героев Ставрополья».



- В годы Великой Отечественной войны многие люди добровольно ушли на фронт. Мужчины, женщины и даже дети. Они погибали за нашу Родину, защищали наш дом. Дети сражались и погибали, наравне со взрослыми, не боясь смотреть смерти в лицо. В те страшные годы война не пощадила и детей. Они совершали подвиги и погибали за Родину, которую, в отличие от взрослых солдат, так и не успели узнать, так и не успели полюбить.



- Ребята, некоторым из вас было дано задание написать дома небольшое сочинение на тему «Маленькие герои Ставрополья в годы Великой Отечественной войны».

- Кто хочет ответить первым? Поднимите руку.

Учитель вызывает к доске первого отвечающего.

Затем выходят отвечать остальные ученики.







- Давайте я сейчас вам расскажу о подвиге Величаевского подпольщика Александра Скокова, а затем вы попробуете ответить на мои вопросы по этому тексту.


После изгнания немецко-фашистских захватчиков с территории Ставропольского края в январе 1943 года стало известно, что в селе Величаевском Левокумского района в период оккупации действовала подпольная комсомольская организация, в которую входили более десяти человек. Трое ее участников - Александр Скоков, Кузьма Напханюк и Василий Обмачевский - были расстреляны карателями. Управлением Комитета госбезопасности при Совете Министров СССР по Ставропольскому краю были разысканы и арестованы непосредственные участники расстрела. Это С. Дергачев, который во время оккупации был заместителем начальника полиции села Величаевского, и В. Волков, служивший в этой полиции.

Дней за пять до прихода немцев в село Величаевское, примерно 13 августа 1942 года, - рассказывал заместитель командира отряда «Яков» И. Фоменко, - командир отряда Григорий Лысенко и начальник штаба Никифор Сауткин заезжали в село… Они договорились со Скоковым по вопросам ведения подпольной работы против немцев и разведки в тылу врага.

Выбор командования партизанского отряда был понятен. Еще учась в школе, Саша Скоков был призванным вожаком молодежи. Скромный, выдержанный и честный, он пользовался большим авторитетом и среди старших, и среди молодых селян. С первых дней оккупации он стал собирать молодежь, которой рассказывал правду о положении на фронте.

- Время было тревожное, - вспоминает одна из участниц комсомольской подпольной организации Лидия Карабутова, - немецкая пропаганда распространяла всевозможные слухи о якобы их полной победе, о разгроме Советской армии, а Скоков откуда-то знал все новости с фронта и рассказывал о действительном положении.

Одновременно Александр изучал своих сверстников и подбирал кандидатов для привлечения к подпольной работе. Начало создания подпольной комсомольской организации села Величаевского приходится на первую половину сентября 1942 года. Одними из первых в нее вступили школьные товарищи Скокова: Михаил Заворотынский, Лидия Карабутова и Наталья Калайтанова. Они распространяли антифашист-ские листовки и проводили агитационную работу среди жителей села. Позже к ним присоединились Кузьма Напханюк, Василий Обмачевский, сестры Антоновы – Анна и Наталья, сестры Александра и Лариса Скоковы, сестры Филицыны – Александра и Мария и другие.

В целях конспирации все участники организации были разбиты на группы по два-три человека. А общее руководство деятельностью патриотов-подпольщиков по заданию командования партизанского отряда «Яков» и разведотдела 9-й дивизии советских войск осуществлял командир взвода разведки отряда Иван Дрогин, работавший до оккупации секретарем партийной организации колхоза в Величаевском. Именно он осуществлял связь с ребятами, инструктировал их, давал конкретные задания, снабжал советскими газетами, антифашист-скими листовками и взрывчатыми веществами для минирования дорог. Скоков при этих встречах передавал информацию о немцах. Более всего волновались старшие товарищи-партизаны о безопасности своих молодых коллег, учили их соблюдению правил конспирации, предупреждали об осторожности. Да и сами ребята понимали, что делают серьезное и опасное дело.

В середине октября Саша Скоков составил текст клятвы участника подпольной комсомольской организации. Каждый из них в торжественной обстановке принял эту клятву и поставил под ней свою подпись. Эти подписанные листочки Александр Скоков хранил вместе с комсомольскими билетами участников организации в тайниках у себя дома. Большую часть из них мать Саши нашла и уничтожила после его ареста полицией, а часть была найдена уже после изгнания немецких оккупантов и сохранилась до настоящего времени.

Первым заданием партизан, вспоминает Наталья Калайтанова, была доставка мин для миномета, который имелся у партизан. Ночью ребята собрали брошенные немцами боеприпасы и вынесли их из села на кладбище. А уже оттуда их забрали партизаны. По инициативе Александра Скокова комсомольцы-подпольщики похитили с бывшего колхозного склада, охранявшегося полицией, восемь мешков шерсти, большое количество овчин и организовали изготовление теплых вещей для партизан и бойцов Советской армии. Наряду с этими они собирали теплые вещи у надежных жителей села. В октябре ребята снабдили медикаментами и перевязочными материалами раненых бойцов советского диверсионного отряда, которые в течение нескольких дней находились в охотничьей избушке в пятнадцати километрах от Величаевского.

Осенью 1942 года ребята узнали, что в село Ачикулак прибыла немецкая воинская часть, именуемая «альпийскими стрелками». После непродолжительного отдыха «стрелки» должны были двинуться на Баку, чтобы захватить город. Эти сведения немедленно были переданы партизанам. Из отряда они ушли в 4-й кавалерийский корпус. И через несколько дней части этого корпуса совместно с партизанскими отрядами разгромили «альпийских стрелков».

Врагу помог предатель, который дезертировал из партизанского отряда. По его указанию были арестованы А. Скоков, К. Напханюк, В. Обмачевский, М. Филицина, М. Бойко, А. Антонова и многие другие участники подполья. Каратели во время допроса применяли зверские пытки и истязания. Но патриоты не выдали никого. Скоков же заявил, что действовал один. Ничего не добившись, фашисты расстреляли Александра Скокова 6 декабря, Василия Обмачевского и Кузьму Напханюка 7 декабря 1942 года. Героически погибли руководители Величаевкого подполья, но сумели спасти жизнь остальным юным патриотам, против которых не было прямых улик. Имена комсомольцев – участников Величаевской подпольной организации – навсегда вписаны в историю краевой комсомольской организации Ставрополья.


- А теперь послушайте вопросы и попробуйте на них ответить.

- В чем заключался подвиг

А. Скокова и его товарищей?








- Имена каких юных героев вам еще известны?







- Посмотрите на этот памятник.

Учитель показывает детям иллюстрацию памятника А. Матросову в г. Коряжма.


- Ребята, очень часто героев и их подвиги отражают на почтовых марках.


Учитель показывает детям иллюстрацию Советской почтовой марки военного времени, посвящённой подвигу Александра Матросова.



- А теперь выполним вот какое задание.

Учитель раздает хорошо читающим детям

заранее приготовленные листы с историческими фактами Великой Отечественной войны.

Учитель может разрешить учащимся читать с места.


1-ый ученик.

Война – это 1725 разрушенных и сожженных городов и поселков, свыше 70 тысяч сел и деревень нашей страны. Война – это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей.


2-ой ученик.

Война – это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 г хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных жителей.


3-ий ученик.

Война – это 20 часов у заводских станков в день. Это урожай, выросший на соленой от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях, похожих на нас, девчонок и мальчишек.



4-ый ученик.

Война… от Москвы до Берлина 2600 км – это если считать по прямой. Кажется, что это мало, правда? Самолетом примерно четыре часа, а вот перебежками и по – пластунски – четыре года, 1418 дней.





- Около 40 миллионов советских людей погибло в Великой Отечественной войне.

Представляете, что это значит? Это значит - 30 убитых на 2 метра земли, 28 тысяч убитых ежедневно. Это значит – каждый четвертый житель страны погиб.

А ведь среди этих погибших были и дети - еще совсем маленькие и беззащитные, но и они совершали подвиги, которые и не всякий взрослый мог совершить.


- Внимательно посмотрите на доску и рассмотрите все иллюстрации, которые есть на доске. Давайте все вместе почтим память всех тех, кто защищал нашу Родину, кому мы обязаны своей жизнью минутой молчания, а эта свеча осветит путь павшим на войне.


- Можете садиться.

Учитель задувает свечу.



- Тяжело время войны хочется скорее забыть, но прекрасно сказал поэт

Ю. Воронов:


Опять война, опять блокада…

Быть может, нам о ней забыть?

Мне часто говорят: не надо,

Не надо память бередить.

Но для того, чтоб на планете

Не повторилось той войны,

Мне надо, чтобы дети

Об этом помнили, как мы.



- Ребята, Победа нашему народу досталась дорогой ценой. Война унесла миллионы жизней советских людей. Но Советский Союз не только выстоял в такой жестокой войне, но и разгромил фашизм потому, что война была всенародной. На защиту Родины поднялись все: и мужчины, и женщины, и старики, и дети, все нации и народности страны. Невиданная стойкость и героизм на полях сражений, мужественная борьба партизан и подпольщиков за линией фронта, почти круглосуточный неустанный труд и потери близких – вот чем была завоевана эта Победа!

- С каждым годом всё меньше остается ветеранов Великой Отечественной войны, всё меньше становится тех, кто должен был расти в то ужасное время. На их плечи выпали неимоверные тяготы и лишения, они приняли на себя страдания и вынесли это с честью. Будете же внимательны к ветеранам. Помните, они совершили великий подвиг, защитив наше Отечество от врага.





- Что вам особенно запомнилось?

- О каком подвиге мы сегодня узнали?

- Какие чувства вызвала у вас эта тема?





Учащиеся приветствуют учителя, стоя возле своих парт.



Учащиеся проверяют готовность к занятию, убирают с парт все лишнее, оставляют лишь необходимое.














Учащиеся внимательно слушают вступительную речь учителя.






























Учащиеся поднимают руки.


Учащиеся выходят к доске по одному и зачитывают свои работы.

















Учащиеся внимательно слушают учителя, запоминают основные события.
























































































Учащиеся выразительно читают текст клятвы молодогвардейцев.


















Учащиеся смотрят презентацию.



































































- Подвиг А. Скокова и его товарищей заключается в том, что они ценою своей жизни содействовали выполнению задачи - всеми возможными силами наносить вред вражеской армии и предателям-полицаям..


Учащиеся перечисляют имена юных героев-антифащистов, а также А.Матросова, З.Космодемьянской и др.




Учащиеся внимательно слушают учителя























.


































































































Учащиеся поднимают руки и высказывают свою точку зрения.







Список используемой литературы:


1. Владимир Пузиков . Из повести "Уходили в поход партизаны..."

  1. Иллюстрации героев ВОВ и различные материалы по их биографии

  2. Ресурсы интернета (исторические данные о ВОВ, иллюстрации войны)

  3. Песня «Священная война» с сайта Военных песен.

Комментарии
Комментариев пока нет.