Урок истории в 11 классе на тему «Великая Отечественная война. Труженики тыла — фронту»

1
1
Материал опубликован 2 November 2019

Великая Отечественная война. Труженики тыла – фронту.

Цели урока.

Образовательная: сформировать знания о состоянии советского тыла в годы Великой Отечественной войны; о морально-психологической и материальной стороне военного быта.

Развивающая: формировать умения анализировать, делать выводы, сравнивать, работать с источником.

Воспитательная: воспитывать чувства патриотизма, гордость за свой народ.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока.



Советское общество в первый период войны ( вступительное слово учителя, перед которым звучит « Марш советских танкистов» - муз. Дм. И Дан. Покрасс, сл.-Б . Ласкин. Это сопровождается показом первого слайда презентации к уроку: «Плакаты времен Великой Отечественной войны).

Учитель:

«Нападение Германии коренным образом изменило жизнь и быт советских людей. В первые дни масштабы возникшей угрозы оценить было сложно: люди верили в довоенные лозунги и обещания в короткий срок разбить любого агрессора на его же земле .Однако по мере стремительного продвижения врага по советской земле настроения и ожидания менялись .Люди впервые остро осознали, что решается судьба не только советской власти, но и самого Отечества. Массовый террор немецких войск на оккупированных территориях, их отношение к мирному населению нагляднее любой агитации говорили людям о том, что речь может идти лишь о том, чтобы остановить агрессора или погибнуть.

Сталин, выступая 3 июля 1941г. по радио, говорил о многом. В памяти миллионов советских людей на долгие годы остались его обращения к ним: «Братья и сестры!» Они подчеркивали необходимость единства народа, помогли каждому яснее и ярче осознать смертельную опасность, нависшую над страной. Люди перестали осознавать себя лишь винтиками системы, смело проявляли свои богатые таланты и инициативу, направляли их на защиту Родины».

Звучит фонограмма речи И.В.Сталина от 03.07.41 г.

« Начальный период войны вновь показал, что наш многонациональный народ в час смертельной опасности способен забыть многие обиды и ошибки властей, мобилизовать все силы и проявить свои лучшие качества. Эти чувства и настроения стали главной предпосылкой массового героизма советских людей на фронте и в тылу».

Социально-экономические предпосылки коренного перелома.

Учитель:

«В условиях военного времени необходимо было наладить производство.

Какие мероприятия были предприняты советской властью, чтобы спасти предприятия в условиях немецкого наступления?»

Учащиеся отвечают, что была предпринята грандиозная эвакуация на Восток заводов и фабрик. Для организации этой колоссальной работы был создан Сове по эвакуации. Уже в первые месяцы войны удалось отправить в восточные районы страны более 1500 крупных предприятий.(Это сопровождается показом второго слайда : «Производство во время войны»).

Учитель:

«Какие меры были проведены для того ,чтобы не только спасти производство, но и добиться высоких результатов в военных условиях?»

Учащиеся отвечают, что самоотверженный труд, умелое руководство, устойчивость к бытовым проблемам ,помогли добиться высоких результатов производства.

Учитель:

«Большинство трудоспособного населения ушло на фронт , как решали проблему рабочих рук?»(Ответ детей сопровождается показом слайдов:3,4,5,6).

Учащиеся отмечают, что героически работали дети и женщины на всех без исключения производствах.

Учитель:

«Каковы результаты?»

Дети отвечают. Что к 1942 году завершился процесс перевода экономики на военный лад. С марта 1942 года начался рост промышленной продукции.

3. Образование и наука в годы войны.

Учитель:

«Несмотря на все тяготы войны шло обучение в школах. На оккупированных территориях преподавание не велось. Занятия велись даже в блокадном Ленинграде. Ни на минуту не прекращалась научная деятельность в годы войны .Правда несколько изменилась география научных учреждений.

Где именно были размещены научные учреждения

Дети отвечают, что предприятия страны, главным образом, были перемещены в Казань, на Урал, в Среднюю Азию.



4.Деятели культуры –фронту (рассказ сопровождается показом слайда№7 презентации к уроку).

Учитель:

«Пропаганда велась с первых дней войны. Художники, поэты и писатели сражались своими средствами. Вот перед вами плакаты военных лет.

Были те, кто сражался с оружием в руках. Многие деятели культуры погибли . Самые известные имена -А.Гайдар, М .Джалиль ,Е.Петров.

Но были и те, кто жил и творил на благо Родины.Создавались агитбригады ( просмотр видеофрагмента).

Учитель:

« Кто сказал, что надо бросить песню на войне? … А теперь небольшое задание.

Ваша задача - узнать музыкальное произведение или исполнителя.»

Поочередно звучат музыкальные композиции:

Риорита, Л.А.Русланова, К.Шульженко, Рашид Бейбутов,Л.Утесов, М. Бернес, песня «Вечер на рейде»-муз.-Соловьева-Седого, сл.Чуркина, в исп.-Бунчикова, Нечаева 1942 г., « В лесу прифронтовом»-муз.Блантера, сл.Исаковского,исп. Виноградов.

Учитель:

« Даже в осажденном Ленинграде звучала музыка…»

Звучит фонограмма 7-й Ленинградской симфонии Шостаковича Д.Д.



5. ВЛАСТЬ И ЦЕРКОВЬ.

Учитель:

«Советское руководство перед войной вело активную антирелигиозную пропаганду. Но в годы войны большинство служителей культа выступило против оккупантов. На занятых врагом территориях. Священники часто работали совместно с подпольем. Церковь поддерживала патриотизм народа.»















ВОПРСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ.

-ВЫСКАЖИТЕ СВОЕ МНЕНИЕ: ЧТО ЛЕЖАЛО В ОСНОВЕ ЕДИНСТВА НАРОДА В ГОДЫ ВОЙНЫ?

-ДАЙТЕ ВАШУ ОЦЕНКУ ВЛИЯНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ НА ОБЩЕСТВО.

-ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ ВО ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКЕ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА? КАКИЕ ФАКТЫ ОБ ЭТОМ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ?

_- «ЕСЛИ ЗАВТРА ВОЙНА…» ПЕЛОСЬ В СОВЕТСКОЙ ПЕСНЕ. ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ С ТЕХ ПОР?

Подведение итогов. Оценки.





















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо! Материал отличный! Хотелось бы увидеть презентацию и узнать название видео фрагмента.

2 November 2019