Урок истории в 11 классе на тему «Великая Отечественная война. Труженики тыла — фронту»
Великая Отечественная война. Труженики тыла – фронту.
Цели урока.
Образовательная: сформировать знания о состоянии советского тыла в годы Великой Отечественной войны; о морально-психологической и материальной стороне военного быта.
Развивающая: формировать умения анализировать, делать выводы, сравнивать, работать с источником.
Воспитательная: воспитывать чувства патриотизма, гордость за свой народ.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока.
Советское общество в первый период войны ( вступительное слово учителя, перед которым звучит « Марш советских танкистов» - муз. Дм. И Дан. Покрасс, сл.-Б . Ласкин. Это сопровождается показом первого слайда презентации к уроку: «Плакаты времен Великой Отечественной войны).
Учитель:
«Нападение Германии коренным образом изменило жизнь и быт советских людей. В первые дни масштабы возникшей угрозы оценить было сложно: люди верили в довоенные лозунги и обещания в короткий срок разбить любого агрессора на его же земле .Однако по мере стремительного продвижения врага по советской земле настроения и ожидания менялись .Люди впервые остро осознали, что решается судьба не только советской власти, но и самого Отечества. Массовый террор немецких войск на оккупированных территориях, их отношение к мирному населению нагляднее любой агитации говорили людям о том, что речь может идти лишь о том, чтобы остановить агрессора или погибнуть.
Сталин, выступая 3 июля 1941г. по радио, говорил о многом. В памяти миллионов советских людей на долгие годы остались его обращения к ним: «Братья и сестры!» Они подчеркивали необходимость единства народа, помогли каждому яснее и ярче осознать смертельную опасность, нависшую над страной. Люди перестали осознавать себя лишь винтиками системы, смело проявляли свои богатые таланты и инициативу, направляли их на защиту Родины».
Звучит фонограмма речи И.В.Сталина от 03.07.41 г.
« Начальный период войны вновь показал, что наш многонациональный народ в час смертельной опасности способен забыть многие обиды и ошибки властей, мобилизовать все силы и проявить свои лучшие качества. Эти чувства и настроения стали главной предпосылкой массового героизма советских людей на фронте и в тылу».
Социально-экономические предпосылки коренного перелома.
Учитель:
«В условиях военного времени необходимо было наладить производство.
Какие мероприятия были предприняты советской властью, чтобы спасти предприятия в условиях немецкого наступления?»
Учащиеся отвечают, что была предпринята грандиозная эвакуация на Восток заводов и фабрик. Для организации этой колоссальной работы был создан Сове по эвакуации. Уже в первые месяцы войны удалось отправить в восточные районы страны более 1500 крупных предприятий.(Это сопровождается показом второго слайда : «Производство во время войны»).
Учитель:
«Какие меры были проведены для того ,чтобы не только спасти производство, но и добиться высоких результатов в военных условиях?»
Учащиеся отвечают, что самоотверженный труд, умелое руководство, устойчивость к бытовым проблемам ,помогли добиться высоких результатов производства.
Учитель:
«Большинство трудоспособного населения ушло на фронт , как решали проблему рабочих рук?»(Ответ детей сопровождается показом слайдов:3,4,5,6).
Учащиеся отмечают, что героически работали дети и женщины на всех без исключения производствах.
Учитель:
«Каковы результаты?»
Дети отвечают. Что к 1942 году завершился процесс перевода экономики на военный лад. С марта 1942 года начался рост промышленной продукции.
3. Образование и наука в годы войны.
Учитель:
«Несмотря на все тяготы войны шло обучение в школах. На оккупированных территориях преподавание не велось. Занятия велись даже в блокадном Ленинграде. Ни на минуту не прекращалась научная деятельность в годы войны .Правда несколько изменилась география научных учреждений.
Где именно были размещены научные учреждения?»
Дети отвечают, что предприятия страны, главным образом, были перемещены в Казань, на Урал, в Среднюю Азию.
4.Деятели культуры –фронту (рассказ сопровождается показом слайда№7 презентации к уроку).
Учитель:
«Пропаганда велась с первых дней войны. Художники, поэты и писатели сражались своими средствами. Вот перед вами плакаты военных лет.
Были те, кто сражался с оружием в руках. Многие деятели культуры погибли . Самые известные имена -А.Гайдар, М .Джалиль ,Е.Петров.
Но были и те, кто жил и творил на благо Родины.Создавались агитбригады ( просмотр видеофрагмента).
Учитель:
« Кто сказал, что надо бросить песню на войне? … А теперь небольшое задание.
Ваша задача - узнать музыкальное произведение или исполнителя.»
Поочередно звучат музыкальные композиции:
Риорита, Л.А.Русланова, К.Шульженко, Рашид Бейбутов,Л.Утесов, М. Бернес, песня «Вечер на рейде»-муз.-Соловьева-Седого, сл.Чуркина, в исп.-Бунчикова, Нечаева 1942 г., « В лесу прифронтовом»-муз.Блантера, сл.Исаковского,исп. Виноградов.
Учитель:
« Даже в осажденном Ленинграде звучала музыка…»
Звучит фонограмма 7-й Ленинградской симфонии Шостаковича Д.Д.
5. ВЛАСТЬ И ЦЕРКОВЬ.
Учитель:
«Советское руководство перед войной вело активную антирелигиозную пропаганду. Но в годы войны большинство служителей культа выступило против оккупантов. На занятых врагом территориях. Священники часто работали совместно с подпольем. Церковь поддерживала патриотизм народа.»
ВОПРСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ.
-ВЫСКАЖИТЕ СВОЕ МНЕНИЕ: ЧТО ЛЕЖАЛО В ОСНОВЕ ЕДИНСТВА НАРОДА В ГОДЫ ВОЙНЫ?
-ДАЙТЕ ВАШУ ОЦЕНКУ ВЛИЯНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ НА ОБЩЕСТВО.
-ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ ВО ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКЕ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА? КАКИЕ ФАКТЫ ОБ ЭТОМ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ?
_- «ЕСЛИ ЗАВТРА ВОЙНА…» ПЕЛОСЬ В СОВЕТСКОЙ ПЕСНЕ. ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ С ТЕХ ПОР?
Подведение итогов. Оценки.
Кияйкина Наталья Федоровна