Урок истории в 9 классе на тему «Героизм тружеников тыла»
Тема «Героизм тружеников тыла »
Тарасова Александра Аркадьевна,
учитель истории
МКОУ «Берёзовская основная общеобразовательная
школа-интернат психолого-педагогической поддержки »
Кемеровского муниципального района
Описание: методическая разработка урока по истории Отечества. Методическая разработка для обучающихся старших классов специальной коррекционной школы. Данный материал будет полезен учителям истории и классным руководителям коррекционных и общеобразовательных школ.
Цель: Развитие способностей обучающихся осмысливать события и явления действительности во взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего.
Задачи: 1. Познакомить учащихся с героическим трудом народа в тылу,
внёсшим огромный вклад во всеобщую Победу во время Великой
Отечественной войны.
2. Воспитывать уважение и гордость к землякам - труженикам тыла,
стремление оказать посильную помощь и внимание к людям,
нуждающимся в такой помощи.
3. Продолжить развивать мышление, память, речь, умение делать
выводы.
Оборудование
Телевизор, ноутбук, фильм «Битва за Москву», пульт, таблица» Словарные слова», карточки с индивидуальной работой, портреты тружеников тыла: Тихоновой Антониды Николаевны, Белоноговой Анны Николаевны, высказывание Константина Симонова о памяти, медаль труженикам тыла, газета «Заря»,письмо с фронта Торохова Василия Фёдоровича, видеозаписи Шульженко К.И., Левитан Ю.Б., учебники, карточки с датами.
Ход урока.
Вступительное слово учителя о чём пойдёт речь на уроке- тема урока.
2. Повторение пройденного материала п карточкам с датами
22 июня 1941 г,6 декабря 1941 г ,2 февраля 1943 г , 5августа 1943 г.9 мая 1945 г .-назвать событие относительно каждой даты
3. Работа по индивидуальным карточкам – вместо точек дописать вывод:» Битва за Москву показала, что …
4. Сообщение темы урока
5. Словарная работа по новой теме:Тыл, Бессмертный полк, Госпиталь,
Пеницилин, Клавдия Ивановна Шульженко, Юрий Борисович Левитан,
Медаль , «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» «Память - только она побеждает время.», «В том, что страна вновь и вновь вспоминает о подвиге своих сыновей есть высокая историческая справедливость»
Константин Симонов.
6. Работа с учебником по тексту «Героизм тружеников тыла» -найти абзацы –кто кормил фронт. Пример: труженица тыла Белоногова Анна Дмитриевна всю войну подростком проработала на тракторе.
Кто работал на военных заводах, снабжая фронт снарядами и военной техникой. Пример: труженица тыла Тихонова Антонида Николаевна всю войну проработала на военном заводе. Помощь населения фронту : посылки , тёплые вещи., сбор денег и др.
Работа с газетой «Заря» -текст о варежках для бойцов- воспоминания местного краеведа.
Работа с письмами на фронт о помощи учителей и учащихся фронту.
8Письмо с фронта землякаТорохова Василия Фёдоровича с призывом к родным «Работать всем ещё больше,чтобы победить врага»
9.Работа в госпиталях: подвиг хирургов, изобретение пенициллина. Наши медсёстры :Ворт Т. И,Ельцова Н.Г
10.Вклад артистов: Шульженко К. И. –видеозапись «Синий платочек»,Левитан Ю.Б – информ. Сообщение( видео0.
11. Просмотр отрывка фильма «Битва за Москву»-момент влияния песни «Священная война» на ход боя
12. Информация о гибели 64 военных музыкантов академического Дважды Краснознамённого ансамбля песни и пляски Российской армии имени Александрова 25 декабря 2016 года
13.Объявляется минута молчания.
14.Как страна оценила труд героев тыла
15. Показ медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне»
Подведение итогов урока.
1.Над какой темой мы работали
2. Сделать вывод»Возможна ли была бы Победа без помощи тружеников тыла. Пподтвердить фактами
3.О ком из наших земляков – односельчан вы узнали на уроке
4.В чём выражается наша благодарность этим людям.
5.Домашнее задание. Работа с текстом для дополнительного чтения