Урок истории в 8 классе на тему «Великая Северная война 1700–1721 гг.»
Тема урока «Великая Северная война 1700-1721»
Цели урока
1. Образовательные: проверить знание учащихся; рассказать о ходе, этапах и основных событиях Северной войны; охарактеризовать международную обстановку и ее изменения в течение войны.
2. Развивающие: развивать интеллект, логику мышления, культуру речи, познавательный интерес учащихся.
3. Воспитательные: воспитывать чувства патриотизма и гражданской ответственности; способствовать формированию нравственной ценности, осознанию таких понятий как историческая память, долг, честь, совесть.
Тип урока: комбинированный
Задачи урока:
Предметные :
-создать условия для осмысления и систематизации информации по теме «Северная война» средствами критического мышления;
- продолжить формирование информационных, аналитических умений через организацию работы с текстом учебника дополнительными источниками информации, оценку имеющихся знаний
Метапредметные:
- Формировать умение ставить учебные цели, определять план учебных действий, работать с соответствии с планом;
- владеть смысловым чтением, выделять понятия, анализировать – выделять главное, обобщать, делать выводы, работать с различными видами источников.
- создать среду для развития умений согласовывать действия в группе, распределять роли, излагать своё мнение, аргументировать его. Способствовать формированию умения выступать публично, выражать свое отношение к историческим фактам, корректно и справедливо оценивать работу одноклассников.
Личностные :
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- определять общие для всех правила поведения;
- определять правила работы в группах;
-оценивать содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- формулировать учебные задачи;
- работать по предложенному плану, инструкции;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
-совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике, тетради, карте,;
-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- находить ответы на вопросы в тексте, карте;
- проводить анализ учебного материала;
- проводить классификацию, указывая на основание классификации;
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- уметь аргументировано отвечать;
- искать информацию в нескольких источниках
Планируемые результаты: Учащиеся научатся определять направления, задачи и итоги внешней политики России, представлять
результаты изучения исторического материала в форме конспекта, объяснять изученные положения на конкретных примерах, доказывать свою точку зрения, осмысливать теоретический материал, выполнять познавательные и проблемные задания.
Техническое обеспечение урока: мультимедийная презентация (Приложение 1), проектор, компьютер.
Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: карта «Северная война 1700-1721гг.», картосхемы « Сражение под Нарвой 19 ноября 1700г.», «сражение при Лесной 28 сентября 1708 г.», «Полтавское сражение 27 июля 1709 г.», рабочие листы (Приложение 2).
Содержание урока
Основные понятия: рекруты, регулярная армия, генеральное сражение, редут, янычары, фрегат, эскадра, десант.
Важнейшие даты: 1700-1721 гг. – Северная война;
1700 г. – поражение русских под Нарвой;
1701 г. – взятие Нотебурга (Шлиссельбурга)
1703 г. – начало строительства Санкт-Петербурга;
1704 г. – взятие Нарвы и Дерпта
1708 г. – битва на р. Лесной;
1709 г. – Полтавское сражение;
1711 г. – Прутский поход;
27.07. 1714 г. – Гангутское сражение;
1721 г. – Ништадский мир.
Выдающиеся личности: Карл XVIII, Петр I, А.Д. Меншиков, Ф. Лефорт,
Б.П. Шереметев, гетман И. Мазепа, М.М. Галицин, Д. Кантемир, Ф.М. Апраксин,
А.И. Остерман.
Организационный момент
Актуализация пройденного материала.
Беседа
В конце XVII века перед Россией стояли три основные внешнеполитические задачи – какие?
– Как мы с вами знаем, в начале своего правления Петр I пытался решить одну из них. Укажите какую? (Выход в Черное море)
– Что было сделано для её решения? (Азовские походы 1695, 1696 гг.)
– Когда и как закончилась эта война?
– Вспомните дальнейшее действие Петра I. (Великое посольство)
– Его итоги?
Введение в тему урока, целеполагание. - После «Великого посольства» стали четко ясны направления и задачи внешней политики Петра I. Укажите какие и прокомментируйте.
Ответы учащихся: (из-за границы Петр приехал с твердым намерением преодолеть отставание России от западноевропейских стран; для укрепления связей с Западной Европой Петр считал обязательным условием борьбу за выход России к берегам Балтики; провал создания антитурецкого союза, утвердило Петра I, в намерении борьбы со Швецией за выход к Балтийскому морю).
-Какие способы достижения этих задач, выбрал Петр I ? (Прямое военное столкновение со Швецией).
Сегодня мы с вами познакомимся с одной из важнейших страниц истории XVIII века Северной войне. Тема нашего урока сегодня: «Великая Северная война 1700-1721».
Эпиграф к уроку: «Никогда бываемая виктория» (слайд 1)
Ребята, глядя на данную тему урока, скажите какие цели вы поставите на урок:
Таким образом, цели сегодняшнего урока, познакомиться с основными событиями Северной войны, её причинами, ходом, итогами; определить значение Северной войны для России.
Мы будем рассматривать эту тему по следующему плану: (слайд 2)
Начало Северной войны
Поражение под Нарвой.
Реформа армии.
Полтавская «виктория».
Прутский поход.
Победы русского флота.
Ништадтский мир.
В течении урока вы будете заполнять рабочие листы. В конце урока сдадите их на проверку. (Приложение 2)
Мы узнаем, что явилось причинами войны, какие задачи стояли перед Россией, рассмотрим этапы войны, узнаем важные события каждого из них и завершим свою работу подведением итогов Северной войны.
Изучение нового материала
Работа в группах с текстом учебника.
1 группа - пп. 1& 4.
2 группа – дополнительный материал «Из указа Петра I о начале войны с Швецией (1700)»
- Попытайтесь сформулировать главные причины Северной войны.
Запишите причины в рабочие листы. (Слайд 3)
Для Северного союза война началась неудачно. Подтвердите это фактами из текста учебника (2-й абзац стр.26) (карта)
Заполните п.2 рабочих листах.
- Какой опыт из этих неудач извлек Петр I?
Используя учебник (§4 п.3), выпишите в рабочие листы меры, принятые Петром I, для усиления русской армии и прокомментируйте
(слайд 4)
Сделайте вывод - какой стала русская армия в 1708-1709гг? (Армия стала боеспособной и сильной).
Очень важная победа русской армии, которая укрепила боевой дух солдат Петра, оказала влияние на дальнейший ход войны произошло летом 1708 года у деревни Лесной (карта).
Самостоятельная работа с учебником.
Прочитайте абзац 1 стр. 28 и заполните п. 4 в рабочих листах.
- Петр I назвал сражение под Лесной «матерью Полтавской баталии», объясните это определение.
Карл XII был вынужден отказаться от похода на Москву и выступил на Украину, чтобы восстановить силы. На Украине на сторону шведов перешёл гетман Мазепа- правитель Украины и глава украинского войска. Пользовался огромной доверенностью московского правительства и самого Петра I Мазепа не верил в силу России и Петра I.
Генеральное сражение решено было дать под Полтавой (карта). 4 июня к Полтаве приехал царь Пётр и лично занялся осмотром местности и выбором места сражения
Оба монарха перед сражением совершили осмотр своих армий, оба обратились с речью к солдатам.
Прослушав их речи, догадайтесь, какая принадлежит Карлу, какая Петру.
Зачитывает учитель
Карл XII: «Воины! Я призываю вас овладеть этой землёй, её богатствами. А после сражения приглашаю офицеров в шатры царские!»
Пётр I:» Воины! Я призываю вас принять сражение за государство, за народ, за веру нашу, за церковь! Пришёл час решить судьбу Отечества!»
Учитель: 27 июня 1709 г. в 2 часа ночи шведская армия скрытно подошла к редутам, но Была обнаружена. Так началось великое сражение. «И грянул бой, Полтавский бой…». Познакомимся с ходом Полтавской битвы
Рассказ учителя по ходу просмотра анимации (Приложение 3).
Какое значение имела Полтавская победа для хода войны? Для России в целом?
Заполните п.5-6 в рабочих листах. (Слайд 5)
- Итак, в 1709г. армия шведов была разбита, но война со Швецией продолжалась ещё много лет. Одна из причин затяжного характера Северной войны заключалась в том, что России кроме Швеции противостояла Турция, объявившая ей войну в 1710 году. Она вошла в историю под названием Прутский поход.
Мы переходим к 5 -ому пункту плана.
Сообщение учащегося с заранее подготовленным докладом об этом походе.
Каковы последствия Прутского похода?
В чем заключались истинные причины согласия Турции на мир с Россией?
(Поражение и потеря Азова уже не могли повлиять на превращение России в великую державу).
Заполните п.7 в рабочих листах.(Слайд 6)
Работа с текстом учебника и картой.
После Прутского похода Северная война возобновилась. Это привело к активизации боевых действий на море. Русский флот одержал две серьёзные победы над шведами.
Какие? Найдите на карте в учебнике и выпишите даты и места этих морских сражений. Сформулируйте их значение.
Заполните п.8 в рабочих листах (Слайд 7)
Самостоятельная работа с текстом учебника стр. 32
После победы России на море Швеции ничего не оставалось, кроме как, подписать мирный договор с Петром I в местечке Ништадт.
Определите условия Ништадтского мира запишите их в рабочие листы.
(Слайд 8)
Закрепление изученного материала.
Дискуссия.
1. Попробуем определить значение Северной войны для России. (Северная война подтолкнула царя в проведении реформы армии, и развитии промышленности).
2.Какое значение для России имела победа в Северной войне? (Петр заложил основы подлинно независимого существовании России, а также сделал возможным, не только вступление ее европейскую семью народов, но и в разряд великих держав Европы).
3.Что могло бы быть в случае иного исхода войны?
4.Почему к сегодняшнему уроку взят этот эпиграф? (Таких побед раньше не было и т.д.)
Подведение итогов урока
1. Проанализировать выполнение цели поставленной в начале урока.
Что Вы сегодня узнали нового?
Какая сегодня стояла перед нами цель?
Добились ли мы ее?
Какое задание вы выполняли в течении урока?
Учитель собирает рабочие листы и анализирует их заполнение вместе с учащимися.
2 . Оценки за работу на уроке.
Хочу предоставить слово тому, кто хотел бы оценить свою работу и работу своих товарищей. Кто хотел бы внести коррективы?
Рефлексия. Синквейн - Северная война.
Домашнее задание
&4
* Напишите эссе о главных победах российского флота в Северной войне.
* С помощью дополнительных источников выясните и запишите краткую информацию об истории Семеновского или Преображенского полков (от создания до окончания Северной войны)
9.УМК: «История России»: Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, И.В. Курукин, А.Я. Токарева, 2016 г.