Урок истории в 6 классе «Столетняя война 1337–1453 гг.»

0
0
Материал опубликован 25 October 2017

Тема урока «Столетняя война  (1337 – 1453)».

 

Цель урока: Сформировать у учащихся представление о причинах Столетней войны, силах сторон, характере войны, ее основных этапах, итогах и особенностях. Выяснить, кто такая Жанна  Д ‘ Арк и какую роль она сыграла в этой войне.

Задачи.

Образовательные: 1. Углубить представление учащихся о причинах и характере феодальных войн.

                                     2. Показать, что народ Франции был решающей силой в освободительной войне против захватчиков.

                                     3.  Обеспечить усвоение основных дат урока.

                                     4. Способствовать формированию познавательного интереса к изучению истории других народов и отдельных исторических личностей.

Развивающие: 1. Развивать познавательные процессы обучающихся (память, внимание, восприятие,  речь).

                            2. Продолжить формирование умений работать с текстом учебника, его иллюстрациями, выделять главное,  добывать материал из различных источников, делать вывод, заполнять таблицу.

                            3. Продолжить работу над развитием у обучающихся коммуникативных умений (слушать и слышать, владение устной и письменной речью, выступление перед классом).

Воспитательные: 1. Сформировать уважение у  школьников к героине французского народа Жанне Д, Арк.

                                  2. Способствовать воспитанию чувства патриотизма на примере борьбы французского народа за национальную независимость.

                                3. Сформировать личную оценку учащихся к подвигу Жанны Д’  Арк.

 

Оборудование:

 - Карта «Англия и Франция во время Столетней войны»;

  - Презентация к уроку;

 - Учебник «История средних веков» Е. В. Агибалова, Г. М. Донской. - М.: Просвещение», 2006.

 - Раздаточный материал.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

 

Основные этапы урока:

1. организационный момент

2. актуализация знания

3. постановка учебной задачи

4. «открытие нового знания»

5. первичное закрепление

6. самостоятельная работа

7. включение в систему знаний и повторение

8. рефлексия учебной деятельности на уроке

9. задание на дом

Ход урока.

 

I. Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку, посадка.

Учитель: предлагаю пожелать друг другу удачи:

Я желаю тебе сегодня удачи.

Мы желаем тебе сегодня удачи.

Мы желаем друг другу сегодня удачи.

II. Вступительное слово учителя.  На предыдущих уроках мы с вами мы говорили о двух, наиболее значимых странах периода средневековья. Назовите их и покажите на карте. (Англия и Франция).  И выяснили, что в XIII - XIVвв. в этих государствах шел процесс централизации власти. 

- Как во Франции проходил процесс объединения и образования централизованных государств?

- Какие процессы наблюдаются в Англии в XI-XII вв?

Но в середине XIV века произошло событие, которое очень повлияло на дальнейшую историю этих стран.

И так, тема нашего сегодняшнего урока «Столетняя война  (1337 – 1453)».

Истории Англии и Франции тесно связаны между собой.

Какими были отношения между королями Англии и Франции в XIII веке? (Враждебными, нейтральными, дружелюбными?).

И вдруг сегодня мы узнаем, что в 1337 году между Англией и Францией началась война, которая длилась до 1453 г. Практически 116 лет!    

Зная этот факт, давайте снова ответим на вопрос, какие были отношения между Англией и Францией в XIV веке? (Враждебными, нейтральными, дружелюбными?).

Теперь сравните 2 вывода   и ответьте на вопросы: Какое наблюдается противоречие? Какой главный вопрос нужно решить нам на уроке? (Ответы детей).

 

Постановка проблемного задания на урок:  Почему мир между Англией и Францией сменился продолжительной Столетней войной, каковы ее причины, основные события и итоги?

III. Изучение новой темы.

Основные вопросы, которые мы будем рассматривать, отражены в плане урока.  (Слайд 6)

1. Причины и повод войны.

2. Армия двух стран.

3. Основные события войны.

4. Жанна Д ‘Арк – народная героиня Франции.

5. Завершение и итоги войны.

Деление учеников на группы:

Перед тем, как мы начнем с вами рассмотрение вопросов урока, я обращаю ваше внимание на Памятку «Изучение истории войны»   (написана на карточках).

Итак, хронологические рамки знаем? (ответы детей)

 Страны – противники известны? (ответы детей)

  (работа 1 группы) Причины и повод к войне. Причины и повод предстоит узнать!    Конечно, такие события как войны имеют свои причины и свой повод. Каковы же были они у Столетней войны?

Сначала дайте вспомним, что такое причина и повод.  

Повод- случай, обстоятельство, которое дает непосредственный  толчок началу события.

Причина- основание, предлог для каких-нибудь действий.

Задание для группы №1: в учебнике на стр. 161, п.1 найти причину и повод Столетней войны. Выписать в тетрадь.

Причины

Повод

1.Война – способ обогащения для феодалов.

2. Аквитания была английским владением на территории Франции, это препятствовало объединению страны.

3. Борьба из-за Фландрии: стремление горожан Фландрии к союзу с Англией по политическим и экономическим мотивам.

Династический спор из-за прекращения династии  Капетингов в 1328 году. Притязания Эдуарда III на французский престол.

 

Вывод. Завоевание Аквитании давало возможность французскому королю завершить объединение Франции.

- Какова же была боеспособность армий в Столетней войне? Ответить на этот вопрос вам поможет текст пункта 2 “Армии двух стран”параграфа 19. Вы, работая вгруппе, прочитайте текст, ответьте на вопросы:

  1. Из кого состояло французское войско и английское?
  2. Как было организовано войско англичан и войско французов?

- Заполните таблицу и сделайте вывод.

Особенности воюющих армий.

Английская армия

Основа - пехотинцы (из свободных крестьян), лучники. Рыцарская конница получала жалование из королевской казны.

Организация войска – высокая воинская дисциплина, боеспособная пехота, умение согласовывать действия пехоты и конницы в бою.

Французская армия

Основа – конные рыцарские отряды, возглавляемые знатными сеньорами.Пехота-наемники.

Организация войска-Рыцари действовали самостоятельно, старались выделиться личной доблестью. Пехота – чужеземные наемники. Плохое командование, не было единства действий.

Вывод. Английское войско было лучше подготовлено к ведению войны.

 

 Основные события и этапы войны.  Работа с раздаточным материалом

 Задание для группы №2: записать в таблицу (на отдельном листе у каждого) основные события Столетней войны. Конец каждого этапа подчеркнуть линией в таблице. Покажите на карте основные места сражений.

Дата

Событие

Итог

 

 

 

 

 

 

 

Столетнюю войну можно разделить на четыре этапа. (Учитель рассказывает о событиях Столетней войны, используя карту “Англия и Франция во время Столетней войны”).                                                   I этап.  Война началась в 1337 году с морских набегов французов и англичан. Располагая сильным флотом, английское войско переправилось через Ла – Манш. В 1340 году в морском сражении при Слейси  ) у берегов Фландрии англичане разгромили французский флот, потопив почти 200 кораблей. Англичане зло  шутили: «Если  бы рыба могла говорить, она заговорила бы по-французски, ибо съела уже много французов. Через несколько лет военные действия возобновились. Высадившись в  Нормандии, англичане заняли ее и начали наступление на Париж. Следующее крупное сражение состоялось у деревни Креси.

Почти все население Англии одобряло войну: ведь она приносила богатую добычу. Победа казалось близкой. Но в 1348г. до Франции и Англии добралась величайшая в истории эпидемия чумы – «Черная смерть». И англичанам, и французам надолго стало не до войны. Тем не менее, стычки между ними продолжались.                                                                                                                                               Расширив в результате успешного наступления свои владения на юге Франции, Эдуард III поставил туда наместником своего сына, принца Эдуарда. Идя в бой, принц надевал черные доспехи, и поэтому был прозван «Черным принцем». Из подвластной ему Аквитании он время от времени совершал с небольшим отрядом набеги на северные области Франции. Когда в сентябре 1356г. он возвращался   из очередного такого похода, у г. Пуатье его настигла французская конница. Командовал ею сам король Франции  Иоанн II Добрый. (Битва у Пуатье)

II этап.  Сменивший Иоанна II  его сын Карл V оказался незаурядным правителем. Он восстановил армию и в 1369г. военные действия возобновились. Французы применили новую тактику. Избегая больших сражений, они изматывали англичан неожиданными нападениями.  К 1380г. французы практически полностью вытеснили англичан с юга Франции.  В  1396г.  было объявлено новое перемирие. Теперь владения англичан во Франции были даже меньше, чем до начала войны. Но положение Франции осложнялось междоусобной войной за власть и влияние на слабоумного короля  Карла VI  между феодальными группами, во главе которых стояли герцог Бургундский и герцог Орлеанский. Обе стороны искали помощи у английского короля. В таких условиях война с англичанами не могла идти успешно.

III этап.  В 1415 году боевые действия возобновились. У деревни Азенкур французская армия была разгромлена и бежала с поля боя.  Вскоре англичане заняли больше половины Франции, вошли в Париж. Герцог Бургундский, изменив интересам Франции, заключил союз с англичанами. По мирному договору 1420г. английский король Генрих V был объявлен временным правителем Франции и наследником французского престола. Над Францией нависла угроза утраты национальной независимости. Сын  Карла VI дофин Карл (принц-наследник), которого договор лишал прав на престол, продолжил борьбу. Вокруг него сплотились все патриоты Франции.

Характер войны меняется. Если раньше воевали между собой королевские армии, то теперь в борьбу все шире стали вступать простые люди – крестьяне и горожане Франции.  Война стала делом всех. Французы чувствовали себя частью единого целого – Франции. Они относились к англичанам как к иноземным захватчикам. Во Франции разгорается партизанская борьба.

Вывод: вначале это была обычная династическая война, затем она приобретает справедливый, освободительный, всенародный характер.                                                                                               

 IV этап.  В 1428 году англичане осадили Орлеан. Взятие города открывало дорогу на юг Франции и давало возможность подчинить себе всю страну.  Под Орлеаном решалась судьба Франции. Казалось спасти Францию  может только чудо. И чудо произошло.  

Задание для 3 группы.

 По Франции уже несколько лет ходило пророчество, что спасти ее суждено не мужам военачальникам, а деве.  И в марте 1429г. к дофину явилась никому неизвестная девушка. Звали ее Жанна.

Задание. Почему чудо-дева появилась в это время во французском, а не в английском войске? Могло ли быть иначе?

 Жанна д’Арк – народная героиня Франции                                                                                    Сообщение о жизни и деятельности Жанны д’Арк.                                                                          Образ народной героини служил вдохновляющим примером для патриотов Франции в последующие века.

Перелом в войне, наступивший с появлением во французском войске Жанны д’Арк, современники считали чудом: французы приписывали победы вмешательству бога, англичане – пособничеству дьявола. В чем настоящий смысл этого чуда? (Ответы детей).

 Завершение и итоги войны. Война, ставшая действительно народной после казни Жанны не позволила англичанам переломить ход военных действий в свою пользу. Даже герцог бургундский покинул своих союзников англичан и перешел на сторону Карла VII. Шаг за шагом, город за городом, французская армия вытесняла англичан с родной земли. В 1453 году пал их последний оплот – город Бордо в Аквитании. Столетняя война закончилась. Только порт Кале остался у англичан еще на 100 лет.

Задание:  Почему Франция одержала победу в войне?  (ответы детей)

Итоги войны: а) Ликвидированы притязания Англии на французскую корону,  б) создание сильного национального государства       в) усиление королевской власти во Франции  

 Г) на службе у короля появилась постоянная армия.

Важно также помнить, что война – это не только причины  и итоги. Это еще судьбы людей, их мужество и героизм. Знаете ли вы примеры из истории нашей страны, когда народ поднимался на защиту своей страны?  (ответы детей)

IV. Закрепление материала.

   Возвращаясь, к проблемному вопросу урока, мы выяснили, что Столетняя война между Англией и Францией (1337 - 1453гг), стала результатом взаимных притязаний сторон за землю и корону. Закончилась победой Франции.

Игра «Да- нетка»

  1. Поводом к Столетней войне стало стремление Франции отвоевать у Англии Аквитанию.
  2. Английская армия была лучше готова к ведению войны.
  3. Эдуардом «Черным принцем» называли английского короля.
  4. При полководце Бертране Дюгеклене  французская армия начала проводить крупные масштабные военные операции против англичан.
  5. Война герцога Бургундского и герцога Орлеанского еще больше осложнила положение Франции.
  6. Когда французское войско утратило веру в победу, народ Франции сохранил мужество и волю к борьбе.
  7. Орлеан – это город, у стен которого решалась судьба Франции.
  8. Столетняя война закончилась в 1455 году.
  9. Сегодня на уроке я узнал (а) много интересного.
  10. Подумайте, сначала про себя, затем и  можно вслух:

«А смог бы я спасти страну? Или остался глух

К страданьям, слезам, бедам, горю?

Иль, все-таки помог бы своему народу?»

Учитель: Мне очень приятно, что среди вас растут патриоты, ребята, которые любят свою Родину и готовы ей помочь!

V. Выставление оценок за урок.

VI. Рефлексия.

Время быстро пролетело,  подводить пора итог.

Два кружочка перед вами: вам запомнился урок?

Если поняли вы тему, разобрались, что к чему,

Белый поднимите выше (очень этого я жду!)

Если синий – то не страшно, дома можно прочитать!

Всем на следующем уроке получить желаю «5»!

 

На уроке мне удалось…

Интересным для меня было…

Как я оценю себя…(10 баллов)

 

 

 

 

Всем спасибо за активную работу! До свидания!

VII. Домашнее задание.

Параграф 19, вопросы.

По выбору:

1. Нарисовать воинов времен Столетней войны;

2. Составить кроссворд к параграфу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментарии
Комментариев пока нет.