Урок истории в 6 классе «Столетняя война 1337–1453 гг.»
Тема урока «Столетняя война (1337 – 1453)».
Цель урока: Сформировать у учащихся представление о причинах Столетней войны, силах сторон, характере войны, ее основных этапах, итогах и особенностях. Выяснить, кто такая Жанна Д ‘ Арк и какую роль она сыграла в этой войне.
Задачи.
Образовательные: 1. Углубить представление учащихся о причинах и характере феодальных войн.
2. Показать, что народ Франции был решающей силой в освободительной войне против захватчиков.
3. Обеспечить усвоение основных дат урока.
4. Способствовать формированию познавательного интереса к изучению истории других народов и отдельных исторических личностей.
Развивающие: 1. Развивать познавательные процессы обучающихся (память, внимание, восприятие, речь).
2. Продолжить формирование умений работать с текстом учебника, его иллюстрациями, выделять главное, добывать материал из различных источников, делать вывод, заполнять таблицу.
3. Продолжить работу над развитием у обучающихся коммуникативных умений (слушать и слышать, владение устной и письменной речью, выступление перед классом).
Воспитательные: 1. Сформировать уважение у школьников к героине французского народа Жанне Д, Арк.
2. Способствовать воспитанию чувства патриотизма на примере борьбы французского народа за национальную независимость.
3. Сформировать личную оценку учащихся к подвигу Жанны Д’ Арк.
Оборудование:
- Карта «Англия и Франция во время Столетней войны»;
- Презентация к уроку;
- Учебник «История средних веков» Е. В. Агибалова, Г. М. Донской. - М.: Просвещение», 2006.
- Раздаточный материал.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Основные этапы урока:
1. организационный момент
2. актуализация знания
3. постановка учебной задачи
4. «открытие нового знания»
5. первичное закрепление
6. самостоятельная работа
7. включение в систему знаний и повторение
8. рефлексия учебной деятельности на уроке
9. задание на дом
Ход урока.
I. Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку, посадка.
Учитель: предлагаю пожелать друг другу удачи:
Я желаю тебе сегодня удачи.
Мы желаем тебе сегодня удачи.
Мы желаем друг другу сегодня удачи.
II. Вступительное слово учителя. На предыдущих уроках мы с вами мы говорили о двух, наиболее значимых странах периода средневековья. Назовите их и покажите на карте. (Англия и Франция). И выяснили, что в XIII - XIVвв. в этих государствах шел процесс централизации власти.
- Как во Франции проходил процесс объединения и образования централизованных государств?
- Какие процессы наблюдаются в Англии в XI-XII вв?
Но в середине XIV века произошло событие, которое очень повлияло на дальнейшую историю этих стран.
И так, тема нашего сегодняшнего урока «Столетняя война (1337 – 1453)».
Истории Англии и Франции тесно связаны между собой.
Какими были отношения между королями Англии и Франции в XIII веке? (Враждебными, нейтральными, дружелюбными?).
И вдруг сегодня мы узнаем, что в 1337 году между Англией и Францией началась война, которая длилась до 1453 г. Практически 116 лет!
Зная этот факт, давайте снова ответим на вопрос, какие были отношения между Англией и Францией в XIV веке? (Враждебными, нейтральными, дружелюбными?).
Теперь сравните 2 вывода и ответьте на вопросы: Какое наблюдается противоречие? Какой главный вопрос нужно решить нам на уроке? (Ответы детей).
Постановка проблемного задания на урок: Почему мир между Англией и Францией сменился продолжительной Столетней войной, каковы ее причины, основные события и итоги?
III. Изучение новой темы.
Основные вопросы, которые мы будем рассматривать, отражены в плане урока. (Слайд 6)
1. Причины и повод войны.
2. Армия двух стран.
3. Основные события войны.
4. Жанна Д ‘Арк – народная героиня Франции.
5. Завершение и итоги войны.
Деление учеников на группы:
Перед тем, как мы начнем с вами рассмотрение вопросов урока, я обращаю ваше внимание на Памятку «Изучение истории войны» (написана на карточках).
Итак, хронологические рамки знаем? (ответы детей)
Страны – противники известны? (ответы детей)
(работа 1 группы) Причины и повод к войне. Причины и повод предстоит узнать! Конечно, такие события как войны имеют свои причины и свой повод. Каковы же были они у Столетней войны?
Сначала дайте вспомним, что такое причина и повод.
Повод- случай, обстоятельство, которое дает непосредственный толчок началу события.
Причина- основание, предлог для каких-нибудь действий.
Задание для группы №1: в учебнике на стр. 161, п.1 найти причину и повод Столетней войны. Выписать в тетрадь.
Причины |
Повод |
1.Война – способ обогащения для феодалов. 2. Аквитания была английским владением на территории Франции, это препятствовало объединению страны. 3. Борьба из-за Фландрии: стремление горожан Фландрии к союзу с Англией по политическим и экономическим мотивам. |
Династический спор из-за прекращения династии Капетингов в 1328 году. Притязания Эдуарда III на французский престол.
|
Вывод. Завоевание Аквитании давало возможность французскому королю завершить объединение Франции.
- Какова же была боеспособность армий в Столетней войне? Ответить на этот вопрос вам поможет текст пункта 2 “Армии двух стран”параграфа 19. Вы, работая вгруппе, прочитайте текст, ответьте на вопросы:
- Из кого состояло французское войско и английское?
- Как было организовано войско англичан и войско французов?
- Заполните таблицу и сделайте вывод.
Особенности воюющих армий.
Английская армия |
Основа - пехотинцы (из свободных крестьян), лучники. Рыцарская конница получала жалование из королевской казны. Организация войска – высокая воинская дисциплина, боеспособная пехота, умение согласовывать действия пехоты и конницы в бою. |
Французская армия |
Основа – конные рыцарские отряды, возглавляемые знатными сеньорами.Пехота-наемники. Организация войска-Рыцари действовали самостоятельно, старались выделиться личной доблестью. Пехота – чужеземные наемники. Плохое командование, не было единства действий. |
Вывод. Английское войско было лучше подготовлено к ведению войны.
Основные события и этапы войны. Работа с раздаточным материалом
Задание для группы №2: записать в таблицу (на отдельном листе у каждого) основные события Столетней войны. Конец каждого этапа подчеркнуть линией в таблице. Покажите на карте основные места сражений.
Дата |
Событие |
Итог |
|
|
|
|
|
|
Столетнюю войну можно разделить на четыре этапа. (Учитель рассказывает о событиях Столетней войны, используя карту “Англия и Франция во время Столетней войны”). I этап. Война началась в 1337 году с морских набегов французов и англичан. Располагая сильным флотом, английское войско переправилось через Ла – Манш. В 1340 году в морском сражении при Слейси ) у берегов Фландрии англичане разгромили французский флот, потопив почти 200 кораблей. Англичане зло шутили: «Если бы рыба могла говорить, она заговорила бы по-французски, ибо съела уже много французов. Через несколько лет военные действия возобновились. Высадившись в Нормандии, англичане заняли ее и начали наступление на Париж. Следующее крупное сражение состоялось у деревни Креси.
Почти все население Англии одобряло войну: ведь она приносила богатую добычу. Победа казалось близкой. Но в 1348г. до Франции и Англии добралась величайшая в истории эпидемия чумы – «Черная смерть». И англичанам, и французам надолго стало не до войны. Тем не менее, стычки между ними продолжались. Расширив в результате успешного наступления свои владения на юге Франции, Эдуард III поставил туда наместником своего сына, принца Эдуарда. Идя в бой, принц надевал черные доспехи, и поэтому был прозван «Черным принцем». Из подвластной ему Аквитании он время от времени совершал с небольшим отрядом набеги на северные области Франции. Когда в сентябре 1356г. он возвращался из очередного такого похода, у г. Пуатье его настигла французская конница. Командовал ею сам король Франции Иоанн II Добрый. (Битва у Пуатье)
II этап. Сменивший Иоанна II его сын Карл V оказался незаурядным правителем. Он восстановил армию и в 1369г. военные действия возобновились. Французы применили новую тактику. Избегая больших сражений, они изматывали англичан неожиданными нападениями. К 1380г. французы практически полностью вытеснили англичан с юга Франции. В 1396г. было объявлено новое перемирие. Теперь владения англичан во Франции были даже меньше, чем до начала войны. Но положение Франции осложнялось междоусобной войной за власть и влияние на слабоумного короля Карла VI между феодальными группами, во главе которых стояли герцог Бургундский и герцог Орлеанский. Обе стороны искали помощи у английского короля. В таких условиях война с англичанами не могла идти успешно.
III этап. В 1415 году боевые действия возобновились. У деревни Азенкур французская армия была разгромлена и бежала с поля боя. Вскоре англичане заняли больше половины Франции, вошли в Париж. Герцог Бургундский, изменив интересам Франции, заключил союз с англичанами. По мирному договору 1420г. английский король Генрих V был объявлен временным правителем Франции и наследником французского престола. Над Францией нависла угроза утраты национальной независимости. Сын Карла VI дофин Карл (принц-наследник), которого договор лишал прав на престол, продолжил борьбу. Вокруг него сплотились все патриоты Франции.
Характер войны меняется. Если раньше воевали между собой королевские армии, то теперь в борьбу все шире стали вступать простые люди – крестьяне и горожане Франции. Война стала делом всех. Французы чувствовали себя частью единого целого – Франции. Они относились к англичанам как к иноземным захватчикам. Во Франции разгорается партизанская борьба.
Вывод: вначале это была обычная династическая война, затем она приобретает справедливый, освободительный, всенародный характер.
IV этап. В 1428 году англичане осадили Орлеан. Взятие города открывало дорогу на юг Франции и давало возможность подчинить себе всю страну. Под Орлеаном решалась судьба Франции. Казалось спасти Францию может только чудо. И чудо произошло.
Задание для 3 группы.
По Франции уже несколько лет ходило пророчество, что спасти ее суждено не мужам военачальникам, а деве. И в марте 1429г. к дофину явилась никому неизвестная девушка. Звали ее Жанна.
Задание. Почему чудо-дева появилась в это время во французском, а не в английском войске? Могло ли быть иначе?
Жанна д’Арк – народная героиня Франции Сообщение о жизни и деятельности Жанны д’Арк. Образ народной героини служил вдохновляющим примером для патриотов Франции в последующие века.
Перелом в войне, наступивший с появлением во французском войске Жанны д’Арк, современники считали чудом: французы приписывали победы вмешательству бога, англичане – пособничеству дьявола. В чем настоящий смысл этого чуда? (Ответы детей).
Завершение и итоги войны. Война, ставшая действительно народной после казни Жанны не позволила англичанам переломить ход военных действий в свою пользу. Даже герцог бургундский покинул своих союзников англичан и перешел на сторону Карла VII. Шаг за шагом, город за городом, французская армия вытесняла англичан с родной земли. В 1453 году пал их последний оплот – город Бордо в Аквитании. Столетняя война закончилась. Только порт Кале остался у англичан еще на 100 лет.
Задание: Почему Франция одержала победу в войне? (ответы детей)
Итоги войны: а) Ликвидированы притязания Англии на французскую корону, б) создание сильного национального государства в) усиление королевской власти во Франции
Г) на службе у короля появилась постоянная армия.
Важно также помнить, что война – это не только причины и итоги. Это еще судьбы людей, их мужество и героизм. Знаете ли вы примеры из истории нашей страны, когда народ поднимался на защиту своей страны? (ответы детей)
IV. Закрепление материала.
Возвращаясь, к проблемному вопросу урока, мы выяснили, что Столетняя война между Англией и Францией (1337 - 1453гг), стала результатом взаимных притязаний сторон за землю и корону. Закончилась победой Франции.
Игра «Да- нетка»
- Поводом к Столетней войне стало стремление Франции отвоевать у Англии Аквитанию.
- Английская армия была лучше готова к ведению войны.
- Эдуардом «Черным принцем» называли английского короля.
- При полководце Бертране Дюгеклене французская армия начала проводить крупные масштабные военные операции против англичан.
- Война герцога Бургундского и герцога Орлеанского еще больше осложнила положение Франции.
- Когда французское войско утратило веру в победу, народ Франции сохранил мужество и волю к борьбе.
- Орлеан – это город, у стен которого решалась судьба Франции.
- Столетняя война закончилась в 1455 году.
- Сегодня на уроке я узнал (а) много интересного.
- Подумайте, сначала про себя, затем и можно вслух:
«А смог бы я спасти страну? Или остался глух
К страданьям, слезам, бедам, горю?
Иль, все-таки помог бы своему народу?»
Учитель: Мне очень приятно, что среди вас растут патриоты, ребята, которые любят свою Родину и готовы ей помочь!
V. Выставление оценок за урок.
VI. Рефлексия.
Время быстро пролетело, подводить пора итог.
Два кружочка перед вами: вам запомнился урок?
Если поняли вы тему, разобрались, что к чему,
Белый поднимите выше (очень этого я жду!)
Если синий – то не страшно, дома можно прочитать!
Всем на следующем уроке получить желаю «5»!
На уроке мне удалось… |
Интересным для меня было… |
Как я оценю себя…(10 баллов) |
|
|
|
Всем спасибо за активную работу! До свидания!
VII. Домашнее задание.
Параграф 19, вопросы.
По выбору:
1. Нарисовать воинов времен Столетней войны;
2. Составить кроссворд к параграфу.