12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Красильникова Ирина Сергеевна1875
Россия, Нижегородская обл., Нижний Новгород
Материал размещён в группе « Наши интересные уроки»
Технологическая карта интегрированного урока по истории и литературе для 7 класса
учителя истории и обществознания МАОУ «Школа № 19» г. Нижнего Новгорода
Красильниковой Ирины Сергеевны.
 
Тема «Внешняя политика России 1705-1725 гг.» по тематическому планированию рассчитана на 2 академических часа. Данная методическая разработка представляет собой первый урок по заданной теме.
 
Тема урока    Внешняя политика России 1705 – 1709 гг.
Тип урока урок изучения нового материала
Образовательные ресурсы История России XVII - XVIII вв. 7 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / Т.В. Черникова. – М.: Дрофа, 2011 г., поэма А.С. Пушкина «Полтава», презентация, видеоролик «Полтавская битва», карта Северной войны 1700-1721 гг., схема Полтавской битвы и битвы при Лесной, репродукции картин А. Коцебу, Л. Каравака, Н. Ламерссена, П.Д. Мартена, Ж. Натье, А. Зубова и др., мозаика М. Ломоносова.
Цель урока Охарактеризовать внешнюю политику Петра I в 1705-1709 гг., дать ей оценку, выяснить значение Полтавской битвы
Задачи урока а) образовательная – продолжить знакомство обучающихся с событиями Северной войны, определить значение битвы при Лесной и Полтавской битвы, дать оценку результатам внешней политики в период 1705-1709 гг., выяснить причины успехов и неудач, выяснить роль Петра I в Полтавской битве.
б) развивающая – развивать умение формулировать цель урока,  картографические умения, обобщать и анализировать факты, делать выводы и давать оценку; развивать умение добывать информацию; развитие коммуникативных навыков и навыков исторического анализа; участвовать в коллективном обсуждении.
в) воспитательная – воспитывать любовь к Родине, гордость за свою страну, развивать интерес к творчеству и отечественной истории.
План урока 1. Поражение Августа II
2. Вторжение Карла XII в Россию
3. Полтавская битва
Педагогические технологии и приемы Технология развития критического мышления
Приемы: «Верю-не верю», двухчастный дневник, ПОПС, 6 шляп мышления
Основные термины и даты 24 сентября 1706 г. – капитуляция Августа II
28 сентября 1708 г. – битва при Лесной
27 июня 1709 г. – Полтавская битва
Организационная структура урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Время
Организационный момент    Добрый день, ребята. Я рада всех вас видеть. Садитесь. Сегодня мы проводим интегрированный урок истории и литературы, на котором продолжим изучение Северной войны. Для этого давайте вспомним всё, что мы уже знаем об этой войне и о первом ее этапе: причины, участники, ход войны в 1700-1704 гг., реформы Петра I в этот период. Приветствуют учителя, демонстрируют готовность к уроку. 
Отвечают на вопросы, используя карту Северной войны
Стадия вызова
Сегодня мы изучим следующий этап войны. Тема нашего урока будет звучать так: «Внешняя политика России в 1705-1709 гг.». Ваша задача определить цель нашего занятия.
В начале урока, пока мы с вами еще не изучили тему, предлагаем ответить на вопросы. 
Инструктаж по выполнению задания «Верю-не верю».
1. Верите ли вы, что во время Северной войны Карлом XII была захвачена польская столица Варшава?
2. Верите ли вы, что к 1708 году все союзники России вышли из Северной войны, оставив Петра I с Карлом XII один на один?
3. Верите ли вы, что Полтавскую битву выиграла Швеция?
4. Верите ли вы, что Петра I предал гетман Украины?
5. Верите ли вы, что во время Полтавской битвы общее руководство русскими войсками осуществлял Шереметьев? Формулируют цель урока
 
 
 
Выполняют задание
Стадия осмысления Давайте вспомним, куда отвел большую часть своих войск Карл XII после победы под Нарвой? Для того, чтобы узнать, как развивались события в Польше, откройте страницу 138, прочитайте первый подпункт «Поражение Августа II» и ответьте на вопрос «Каким образом Северный союз окончательно распался?»
 
Усиление позиций России заставило Карла XII готовить вторжение в Россию. Шведский король планировал идти на Москву через Смоленск, но это направление прикрывала армия под руководством Б.П. Шереметьева. Тогда Карл XII, состоявший в тайной переписке с обещавшим Швеции продовольствие и военную поддержку украинским гетманом Мазепой, свернул на Украину.
К Карлу XII на помощь из Прибалтики двигался Левенгаупт, из Финляндии Лебекер с войсками и продовольствием. Тут армию Карла XII постигли неудачи: армия Лебекера отброшена, украинское продовольствие захвачено русскими войсками. А что произошло с армией Левенгаупта, вы узнаете из источника. ( http://www.hrono.ru/sobyt/1700sob/1708lesna.php ). После прочтения вам нужно будет согласиться или опровергнуть слова Петра I: битва при Лесной – «мать Полтавской битвы» по схеме. 
Инструктаж по выполнению задания ПОПС, деление на 6 групп (Приложение 1)
 
Предлагаю вам посмотреть видеоролик о Полтавской битве и схему сражения на стр. 141. https://youtu.be/mW9lz9n_GFw  
Используя знания, высказывания современника и критика, обращение Петра к армии перед битвой  ( https://reader.lecta.rosuchebnik.ru/read/8297-10 ), давайте попробуем дать оценку этой битве и определить причины победы России. 
В этом году исполняется 310 лет с этого поистине важной и ценной победы. Как вы думаете, почему она имеет особое значение в истории Северной войны, да и всей России?
 
Перед вами отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Полтава». Давайте выясним, какие чувства испытывал Петр I в ходе битвы. Заполняем двухчастный дневник (Приложение 2)
Инструктаж по заполнению двухчастного дневника Читают учебник, отвечают на вопросы
 
 
Читают текст источника, выполняют задание по группам, чтение ПОПС по желанию
 
 
Смотрят видеоролик и схему Полтавской битвы, отвечают на вопросы
 
 
Читают отрывок, заполняют в группах двухчастный дневник
Рефлексия 
  Давайте вернемся к вопросам, на которые отвечали в начале урока.
Теперь предлагаем вам немного поиграть. Вы уже разделены на 6 групп. Каждой группе будет выдана шляпа определенного цвета: белая, черная, красная, зеленая, синяя и желтая. Итак, ученики, получившие белую шляпу должны будут собрать все факты о политике Петра в изученный период; желтую шляпу - должны будут выделить только положительные моменты во внешней политике 1705-1709 гг., а черную – только отрицательные; красную шляпу – должны будут поделится своими эмоциями от Полтавы, при этом можно будет использовать одноименную поэму; зеленую шляпу – пофантазировать, что бы случилось, если бы Россия проиграла Полтавскую битву, и, наконец, синюю шляпу – сделать вывод, успешная была ли политика Петра в указанный период.
 
Полтавская битва нашла свое отражение не только в литературе, но и в живописи. Демонстрация репродукций картин художников с сайта http://www.battle.poltava.ua/russian/art.htm  
Проверка ответов, выступления групп
Домашнее задание 
  Обязательно: стр. 138-143 учебника – пересказ
По выбору: нарисовать рисунок или написать эссе на тему «310-летие Полтавской битвы». 
 
Спасибо за урок. До свидания.   Записывают домашнее задание
 
 
Прощаются с учителем   
 
Приложение 1
 
Я согласен/не согласен с Петром I, что битва при Лесной – «мать Полтавской баталии» 
 
Потому что…/ Так как… 
 
Например…/ Я могу доказать это на примере… (следует привести не менее трёх примеров) 
 
Таким образом…/ Поэтому…/ Исходя из вышесказанного
 
 
Приложение 2
 
Цитата Комментарии
 
 
Список использованных источников
1. А.А. Данилов История России IX - XIX века. Справочные материалы. http://www.hrono.ru/sobyt/1700sob/1708lesna.php
2. История России XVII - XVIII вв. 7 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / Т.В. Черникова. – М.: Дрофа, 2011 г.
3. «История России. Конец XVII-XVIII век. 8 класс» - https://reader.lecta.rosuchebnik.ru/read/7687-61 электронная форма учебника.
4. А.С. Пушкин. Стихотворения. – М.: Детская литература. 2012 г.
5. https://youtu.be/mW9lz9n_GFw
Опубликовано в группе « Наши интересные уроки»


Комментарии (10)

сменить сортировку
Бойко Светлана Владимировна, 26.12.18 в 19:58 5 Ответить Пожаловаться
Интересный материал!!!
Красильникова Ирина Сергеевна, 26.12.18 в 21:41 5 Ответить Пожаловаться
Спасибо, Светлана Владимировна!
Аладышева Татьяна Петровна, 26.12.18 в 22:05 5 Ответить Пожаловаться
Интересно построен урок.
Мы изучаем тему "Внешняя политика России в эпоху правления Петра Первого" в восьмом классе. Ирина Сергеевна, Вы пока не перешли на линейную систему преподавания истории? Учебники в Вашей школе старые?
Красильникова Ирина Сергеевна, 27.12.18 в 08:19 5 Ответить Пожаловаться
Перешли. Это работа специально для конкурса по другому УМК
Аладышева Татьяна Петровна, 27.12.18 в 15:29 5 Ответить Пожаловаться
Во многих школах от концентрической системы не отказались. Учителя объясняют это тем, что школа не закупила новые учебники. Поделитесь, какую линию учебников в Вашей школе выбрали по линейной системе.
Красильникова Ирина Сергеевна, 27.12.18 в 17:05 5 Ответить Пожаловаться
Волобуева у нас купили.. у Вас какой УМК?
Аладышева Татьяна Петровна, 09.01.19 в 23:05 5 Ответить Пожаловаться
У нас История России под редакцией А.В. Торкунова. Издательство "Просвещение".
https://www.prosv.ru/umk/about/history-torkunov.html
Панагушина Елена Аркадьевна, 25.03.19 в 07:20 5 Ответить Пожаловаться
Материал яркий, насыщенный, полный.
Материал отличается логичностью, умелым выделением главного, существенного.
Красильникова Ирина Сергеевна, 25.03.19 в 17:17 4 Ответить Пожаловаться
Спасибо большое, Елена Аркадьевна, за высокую оценку материала!
Горбачёва Марина Юрьевна, 01.05.19 в 11:24 3 Ответить Пожаловаться
Благодарю за качественный ресурс!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.