12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Сафонова Елена Валерьевна3236
Люблю литературу и путешествия по России. Как жаль, что на первое не хватает времени, а на второе - денег...
Россия, Москва, Москва

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Приведенные ниже стишки используются на уроках русского языка.

В первой части представлены упражнения в стихотворной форме, которые можно использовать в качестве короткого диктанта для повторения или закрепления правописания о и ё после шипящих.

Во второй части помещены двустишия для запоминания слов, в которых часто неправильно ставятся ударения. Все слова взяты с сайта ФИПИ из «Орфоэпического словника» для подготовки к ЕГЭ.

Стишки и из первой, и из второй частей могут использоваться на уроках в любом классе, когда тема «О и Ё поле шипящих» изучена.

В прикрепленном документе pdf стишки на это орфографическое правило представлены в виде индивидуальных карточек с пропущенными буквами.


ПЕРВАЯ ЧАСТЬ

1.

Чёрным шёлковым плащом

Ночь и тишь накрыли дом.

Дверь закрыта на крючок.

Пчелка спит – не спит сверчок.

 

2.

У меня живет мышонок,

Два цыпленка, лягушонок,

А еще жучок, сверчок,

Червячок и паучок.

Подарите мне ежонка,

Кенгуру и медвежонка.

И вообще, кого найдете.

Почему же мама против?

 

3.

Пчелка черненькую челку

Вмиг защелкнула заколкой.

Кошка шелковую шерстку

Чешет щеткой и расческой.

Лишь один ежонок колкий

Не причесывал иголки.
 

4.

В пшенку вылили сгущенку,

А в тушенку – лимонад.

Это вредные девчонки

Рассердились на ребят.

 

5.

За пожарной каланчой

Шел шотландец со свечой.

Кушал черный шоколад.

Ничего не сжег – и рад.
 

ВТОРАЯ ЧАСТЬ
 

УДАРЕНИЕ

Повнимательней, маркиз:

В этом слове есть дефИс!

 

Что-то вроде атавизма

В наше время дешевИзна.

 

Посетите лучше, сэр,

Наш уютный диспансЕр.
 

Согласится ли твой друг

Проводить с хорьком досУг?

 

Будешь и осину грызть,

Если видишь в том корЫсть.
 

Смотрят тупо все бараны

И на башенные крАны.

 

Это вам не дребедень!

Это мрамор и кремЕнь.
 

Видишь на стене кирпичной

Ты орнамент мозаИчный?


Карточки "О и Ё после шипящих"
PDF / 278.63 Кб

Опубликовано в группе «Нетрадиционные упражнения на уроках русского языка»

Комментарии (5)

Легоцкая Вера Сергеевна, 19.08.18 в 20:32 3 Ответить Пожаловаться
Спасибо, Елена Валерьевна, возьму на заметку! Такие стишки очень эффективны в обучении!
Ирина Анатольевна, 19.08.18 в 20:51 4 Ответить Пожаловаться
Может, и такое подойдет?
Владлен Бахнов, пародия
Метровые стихи

Трамваи! Хотя и электромоторные
Могли б они справиться? Разве трамваям
Развить было можно скорость метройную?
Куда им!
Николай Глазков, «Огромная экономия»

Я утверждаю, что метро
Полезнее трамвая.
И сочинять сегодня про
Метро стихи желаю!
Едва проснувшись поутру,
Все москвичи спешат к метру.
И ранней утренней порой
Я тоже пользуюсь метрой.
Пускай на улице жара –
Не жарко мне внутри метра,
А если холод на дворе –
Совсем не холодно в метре!
О нет, не описать пером,
Как с детства я горжусь метром
И как с далекой той поры
Москвы не мыслю без метры!
Так пусть растет число метров!
Чем дальше в лес, тем больше дров.
Сафонова Елена Валерьевна, 19.08.18 в 23:50 1 Ответить Пожаловаться
Спасибо, Вера Сергеевна))
Легоцкая Вера Сергеевна, 19.08.18 в 22:52 3 Ответить Пожаловаться
Ирина Анатольевна, это очень интересное, но вряд ли такой тонкий юмор может быть понятен ребятам пятого класса, когда изучают несклоняемые существительные. Как считаете?
Сафонова Елена Валерьевна, 19.08.18 в 23:50 1 Ответить Пожаловаться
Наверное, кто-то поймет, а кто-то нет. Один школьник до слез спорил со мной, настаивая, что надо говорить "звОнят", поскольку знал стишок: "У нас на районе не звонЯт, а звОнят".
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.